Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критерии, показатели и институциональные основы экономической безопасности(далее ЭБ).




Виды ЭБ: производств; фин; продовольств; энергетическая; инфраструтурная; инновационная; внешнеэкономическая. Сис-ма ЭБ хар-ся сов-тью критериев и показ-лей, кот определяют угрозы устойч развитию и порогов знач-я функцион-ния НЭ. Показ-ли и индикаторы ЭБ - наиб значимые параметры, хар-щие состояние эк сист страны, ее устойчивость и мобильность.

Индикаторы: ур-нь малообеспеч-ти (прогноз на 2015 г. 5-6%), ур-нь безработицы (1,5-2%), зат-ты на научн исслед-я к ВВП (2,5-2,6%), доля инв-ций в осн к-л к ВВП (37,5%), внешн гос долг к ВВП (21,5%), ур-нь золотовал резервов, доля собст эн/рес (28-30%), доля IM прод тов-в (16-17), дефицит консолид бюджета к ВВП (-1,5).

Координирует деят-ть всех субъектов страны по обеспечению нац, в т.ч.эк, без-ти Совет без-ти РБ, председателем к-рого явл-ся Президент РБ. При Совете без-ти РБ Указом През-та создана Межведомственная комиссия по без-ти в эк сфере. Важнейшими ее задачами являются определение жизненно важных интересов РБ в эк сфере, выявление внутр и внешн угроз этим интересам и разработка мер противод-я возникающим угрозам. Важными функциями в работе комиссии являются: оценка осуществление БНП и ДКП г-ва и прогноз развития ситуации в фин-кред системе с т. зр.обеспеч-я эк без-ти; оценка состояния и перспектив развития научно-технич и технологич ур-ней пр-ва базовых отраслей реального сектора эк-ки и эф-ти исп-ия топливно-энергетических, прир и иных рес-сов. Комиссия должна организовывать разработку научно обоснованных прогнозов по вопросам эк без-ти г-ва и определ-я мер по противод-ю внешн и внутр угрозам в эк сфере. В задачи комиссии входят также подготовка предложений по совешенствованию нормативно-правовой базы для обеспечения эк-ой без-ти г-ва и разработка организационно-правовых мер-ий по контролю за исп-ем закон-ва в этой сфере.
57. Проблемы энергетич безопасности (далее ЭБ) РБ и пути их решения. ЭБ является важнейшим слагаемым эк без-ти РБ, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными ТЭР (до 15 % общего объема потребл-я).ЭБ, по определению Мирового энергетич совета, — это наличие энергии в том к-ве и того кач-ва, к-рые необходимы при опред-х эк усл-х.Для ЭБ РБ важна не столько минимизация энергетич завис-ти, сколько ¯связанных с ней рисков. ЭБ опред-ся как долей собств-х ТЭР в общем энергобалансе, так и их разнообразием. Считается нормальным исп-ие в равных пропорциях не менее 3-х осн-х видов топлива. ЭБ РБ — это комплекс условий, позволяющих осущ-ть достаточное и надежное снабжение страны топливно-энергетич рес-ми для устойчив функцион-ния эк-ки и обеспеч-я жизнедеят-ти людей в нормальн и чрезвычситуациях.Б-сь после обретения суверенитета не была энергетически безопасным г-ом и в ближайшем будущем ей трудно стать таковой. Это обусловлено отсутствием в достаточном к-ве на ее терр ископаемых видов топлива, низкой степенью диверсифика-ции импортируемых видов топлива по видам и поставщикам, слабым ур-ем развития возобновляемых ист-ков энергии.Вместе с тем респ-ка обладает технически развитой и надежно функц-ющей энергосистемой. Однако отсутствие необходимого к-ва инв-ций не позволяет в достаточной степени модернизировать основные производств-е виды пред-ий топл-энергетич комплекса.К потенциальным внутре угрозам ЭБ Б-си относятся: превышающий ур-нь износа осн-х фондов предпр-й как топл-энергетич комплекса, так и потребителей ресурсов; недостаточно надежная инфрастр-ра, способная вызвать аварийную ситуацию в энергообеспечении; высокая энергоемкость отечественного пр-ва. К внешним угрозам ЭБ: повышение цен на нефть; монозависимость от импорта эн/рес-сов; регион конфликты в мировом сообществе; нештатные ситуации, вызванные невыполнением дог-ров внешними партнерами. Важнейшими ф-рами ЭБ явля-ся повышение ур-ня энергетич незав-ти, рост эф-ти пр-ва, преобразования и исп-ия энергии, а также надежности систем энергосбережения.ЭБ страны требует создания мех-зма надежного и эф-го энергообеспеч-я всех отраслей эк-ки и насел-я, что будет способств-ть пр-ву конкурентоспос-й прод-ции и ­ур-ня и кач-ва жизни нас-ия при сохран-и экол безопасн среды.


58. Проблемы продовольственной безопасности (далее ПБ) РБ и пути их решения. ПБ является как самостоятельным напр-ем, так и составной частью экон-ой без-ти. Этот термин официально принят в мировой практике для хар-ки состояния продовольств-го р-ка и в целом эк-ки стран или группы интегрированных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия.Эксперты Продовольственной и с/x ой орг-ции ООН (ФАО) оценивают состояние м/н продовольств без-ти по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов и ур-ню мирового пр-ва зерна в среднем на душу населения.Оценка ПБ каждой страны имеет свою специфику, обусловленную объективными природно-климатическими усл-ми ведения с/х-ой пр-ва, сложившимися традициями структуры потреления, уровнем зав-ти от импортных поставок продовольствия. Для Беларуси ПБ означает как сохранение суверенитета и независ-ти, так и повыш-е ур-ня и кач-ва жизни насел-я.В РБ разработана и в марте 2004 г. одобрена Прав-вом Концепция нац-ой ПБ. Для обеспечения ПБ требуется, чтобы совокупные потребности в с/х -ой продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного пр-ва. Институтом аграрной экономики НАН Беларуси установлено, что наце агропромышл-е пр-во должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения с/х-ой продукции и занимать не менее 80 % внутр р-ка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопрод-ты, молоко и молокопрод-ты, яйцо, хлебопрод-ты, картофель, нашей стране важно иметь 100%-ную обеспеч-ть, а по др (масло растит, сахар, рыба и рыбопрод-ты, овощи и фруты) — не менее 70 %. Отдельные виды с/х-ой продукции не могут произв-ся в респ-ке и всегда будут поступать из др стран. Но их объемы невелики и занимают не более 3—5 % общего товарооборота. На внутр потребительск р-к для расширения ассортимента и развития конкурентной среды должна поступать также продукция, аналогичная производимой в Б-си. Т.о, АПК Б-си располагает достаточным потенциалом для обеспечения ПБ страны. Особое внимание д.б. уделено пр-ву зерна и укреплению кормовой базы животнов-ва, повыш-ю кач-ва продовольств тов-в.


1. Понятие национальной экономики.

2. Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси», его место в системе экономических наук.

3. Типы национальных хозяйственных систем.

4. Предпосылки становления, функц-ния и развития нац экономики. Программа соц-экразвития РБ на 2011-2015 гг.

5. Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики.

6. Система национальных счетов.

7. Состав совокупного экономического потенциала национальной экономики.

8. Национальное богатство как составная часть совокупного экономического потенциала национальной экономики.

9. Природно-ресурсный и экологический потенциалы национальной экономики Беларуси.

10. Демограф и трудовой потенциал нац экономики Беларуси. Программа демографической безопасности РБеларусь.

11. Научный, научно-технический и инновац потенциал РБ.

12. Формирование национальной инновационной системы страны: стратегические и тактические задачи.

13. Инвестиционный потенциал нац экономики. Оценка результатов и перспективы инвестиционной деятельности.

14. Информационно-технологический потенциал.

15. Производственный потенциал.

16. Внешнеэкономический потенциал нац экономики Беларуси.

17. Понятие экономического роста и его факторы.

18. Моделирование экономического роста.

19. Индикаторы и динамика устойч эк развития. Нац стратегия устойчивого социально-эк развития РБеларусь до 2020 г.

20. Понятие сектора, отрасли и хозяйственного комплекса экономики.

21. Отраслевая стр-ра нац эк-ки Б-си. Программа структурной перестройки и повыш-я конкурентоспособности экономики РБ.

22. Структурный анализ промышленного комплекса Беларуси.

23. Топливно-энергетический комплекс национальной экономики Беларуси.

24. Машиностроение и металлообработка в промышленном комплексе РБ.

25. Металлургическая промышленность.

26. Химическая и нефтехимическая промышленность в РБ.

27. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Лесное хозяйство.

28. Легкая промышленность в РБ.

29. Агропромыш комплекс РБ. С/х-во. Отрасли, перерабат-щие с/х-ое сырье. Гос программа возрождения и развития села.

30. Строительный комплекс РБ. Капитальное строительство. Промышленность строительных материалов.

31. Транспорт и связь РБ.

32. Комплекс социально-культурных отраслей в нац экономике Беларуси. Здравоохранение и соц обслуживание в РБ.

33. Образование, культура и искусство, физическая культура и спорт в национальной экономике Беларуси.

34. Социально-потребительский комплекс нац экономики Б-си: торговля, обществ питание, ЖКХ и бытовое обслуживание.

35. Региональные социально-эк комплексы. Региональная стр-ра нац экономики. Факторы и тенденции развития регионов Б-си.

36. Проблемы перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике.

37. Цели и функции государственного регулирования экономики.

38. Структура органов государственного управления Республики Беларусь.

39. Прогнозирование, планирование, программирование как формы гос рег-ния экономики. Важнейшие прогнозные и программные документы по социально-эк развитию РБ.

40. Перспективная модель национальной экономики Беларуси (предпосылки, черты, этапы построения).

41. Формирование и развитие рыночных институтов и рыночной инфраструктуры в РБ.

42. Проблемы развития предпринимательства в РБ.

43. Преобразование форм собственности в Беларуси.

44. Структурная трансформация экономики РБ.

45. Финансово-бюджетная и налоговая система РБ.

46. Кредитно-денежное регулирование в Республике Беларусь.

47. Сущность, формы и приоритеты региональной политики в Беларуси.

48. Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения.

49. Доходы и расходы населения Беларуси.

50. Социальная политика Республики Беларусь и направления ее совершенствования.

51. Тенденции и факторы международной экономической интеграции.

52. Формы экономической интеграции Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья.

53. Перспективы сотрудничества Беларуси с зарубежными странами вне СНГ.

54. Экономическая интеграция Беларуси и России. Проблемы формирования Союзного государства Беларуси и России.

55. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности.

56. Критерии, показатели и институциональные основы экономической безопасности.

57. Проблемы энергетической безопасности РБ и пути их решения.

58. Проблемы продовольственной безопасности РБ и пути их решения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных