Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Различия между промышленными предприятиями и организациями сферы обслуживания 2 страница




Управления контрактами и обеспечением проекта.Исполнители привлекаются к выполнению работ и услуг для проекта на основе контрактов. Закупки и поставки требуемых материально-технических ресурсов и оборудования осуществляются тоже на основе заключенных контрактов. Необходимо управление деятельностью по подготовке, планированию, заключению контрактов, контролю за их выполнением и т.п.

Управления риском.Осуществление проекта связано с неопределенностью многих элементов, вероятностным характером протекания процессов, а значит и определенным риском. Уровень риска проекта можно снизить путем принятия специальных мер. Причем заданный уровень риска проекта можно обеспечить с минимальными затратами. Однако это требует глубокого изучения природы проекта и его окружения.

Выделение перечисленных восьми функций оправдано тем, что на их основе определяются такие важнейшие критерии оценки проекта, как:

техническая осуществимость (определяемая предметной областью проекта и качеством);

конкурентоспособность (определяемая качеством, временем и стоимостью);

трудоемкость (усилия, затрачиваемые на проект, измеряемые временем и стоимостью);

жизнеспособность (определяемая предметной областью, стоимостью и риском);

эффективность осуществления проекта (определяемая участвующим персоналом, средствами коммуникаций и общения, системой материально-технического обеспечения).

В процессе анализа и оценки проекта учитываются основныеаспекты его осуществления:

Технические аспекты: техническая обоснованность проекта и использование в нем лучших из имеющихся технических альтернатив.

Маркетинговые аспекты: перспективность проекта (достаточность платежеспособного спроса на продукцию проекта).

Финансовые аспекты: жизнеспособность проекта в инвестиционном отношении, возмещение затрат на реализацию проекта, рентабельность проекта, финансовый риск и др.

Экономические аспекты: экономическая обоснованность, оценка результатов проекта, затрат на его осуществление и эксплуатацию, экономические риски, выгодность проекта, наличие адекватных стимулов для различных участников проекта.

Организационные аспекты: наличие ответственной в целом за проект организации, форма выполнения возложенных на нее функции по подготовке, эксплуатации и управлению проектом на всем его жизненном цикле.

Экологические аспекты: влияние проекта на окружающую среду, экологическая согласованность, принимаемые меры по снижению воздействия проекта на окружающую среду.

Социальные аспекты: отражение местных условий, совместимость проекта с обычаями и традициями заинтересованных участников, воздействие на отдельные группы населения.

Успешное завершение проекта определяется как достижение целей проекта при одобрении заказчиком и соблюдении установленных ограничений на:

продолжительность и сроки завершения проекта;

стоимость и бюджет проекта;

качество выполненных работ и спецификации требований к результатам;

минимальный или обоюдно согласованный объем допустимых изменений в предметной области проекта (целей, задач, состава и объема работ).

11. Значение и этапы сетевого планирования в управлении проектами

«Ни один проект не начинается вовремя, не укладывается в бюджет и не завершается теми людьми, которые его начали». Этот закон Мерфи с завидным постоянством подтверждается на практике. И, как правило, многие ошибки закладываются еще на этапе планирования. Технология сетевого планирования - инструмент, который позволяет снизить вероятность просчетов и сократить сроки реализации проектов.

Идея сетевого планирования - представить любой проект в виде последовательности связанных между собой задач. Менеджер проекта прежде всего должен разбить его на составляющие, локальные задачи. В итоге возникает иерархическая структура проекта. После этого необходимо понять, как структурные части взаимосвязаны (обычно это связь «конец-начало», то есть одна работа не может быть начата до того, пока не будет закончена предыдущая).

Второй этап сетевого планирования - «привязка» всех работ к необходимым для их выполнения времени и ресурсам. Ресурсами могут быть люди, деньги, материалы, информация и т. д. Здесь главное - правильно оценить продолжительность работ и затраты ресурсов. Третий, финальный, этап планирования - составление сетевого графика проекта. Он показывает структуру проекта, время начала и окончания как проекта в целом, так и отдельных работ и используемые ресурсы. По образному выражению одного менеджера проекта, «сетевой график - это три в одном: увеличительное стекло, карта и кнут». Ведь он помогает детально изучить проект, планировать действия и отслеживать ход работ.

Классический способ представления сетевого графика - диаграмма Гантта. Работы в ней представлены линиями на временной шкале с указанием времени начала, окончания и степени их завершенности на текущий момент.

«Первое правило: любая работа может быть оценена по времени, необходимому для ее выполнения. Второе: пространство, которым представляется на схеме время, должно соответствовать тому объему работ, который должен быть произведен в это время. Использование этих двух принципов позволяет понять всю систему; при этом становится возможным графическое представление любого рода работ, общим мерилом которых является время»,- писал в начале XX века Генри Гантт, американский инженер, создатель теории сетевого планирования.

К идее оптимизации проектных работ Гантт пришел, еще работая вместе с Фредериком У. Тейлором над моделями научной организации труда. Гантт получил известность как создатель «наиболее экономичных методов работы станочного оборудования механического цеха», занимался системами мотивации персонала (разработал собственную аккордно-премиальную систему оплаты труда) и даже участвовал в разработке логарифмической линейки.

Сетевое планирование как часть системы управления проектами стало объектом внимания и внедрения по причине обострения конкуренции и падения прибыли. Так, уже давно интересуются им строительные компании, отрасли информационных технологий и телекоммуникаций. Сейчас растет спрос со стороны банков и металлургов. Однако, несмотря на всю свою технологичность и четкую логику, сетевое планирование не становится реальностью в тех компаниях, где не созданы предпосылки для его внедрения.

Первым условием для успешных упражнений в сетевом планировании является наличие в компании «проектной среды», то есть такой структуры и бизнес-процессов компании, которые не мешают реализации проектов, а напротив, ей способствуют. Например, считается, что довольно сложно вести проекты в традиционной функциональной структуре. Каждое подразделение считает проект навязанной извне дополнительной работой и сопротивляется его реализации. Или как минимум не считает себя ответственным за его ход. Оптимальной «проектной средой» считается матричная структура компании.

Вторая предпосылка для внедрения сетевого планирования - качество исходной информации по проекту. Особую роль здесь играет информационный обмен в компании. Другая ценность, которую компании приобретают «с возрастом»,- архив выполненных проектов. Он позволяет накопить нормативную базу, оценить типовые показатели и последовательность типовых участков работ.

С чего начинается работа над проектом? В сетевом графике проекта задаются связи между задачами. Но когда в проекте таких связей сотни, опасность потеряться в них или что-то упустить существенно возрастает.

После того, как структура проекта определена, составляется сетевой график в первом приближении - обобщенная версия для руководителей проекта. Его задача состоит в демонстрации порядка выполнения работ по проекту.

Для анализа сетевого графика используют методы CPM и PERT. Они были разработаны в 1950-е годы компаниями DuPont и Loсkheed и впервые применялись в ВМС США при создании ракеты Polaris.

СPM (Critical Path Method) - метод критического пути. Определяет цепочку работ, для которой характерна наибольшая длительность выполнения. Именно длина критического пути определяет минимальное время осуществления проекта. А для работ, лежащих вне критического пути, всегда есть некий резерв - возможность увеличить их длительность или начать с опозданием, что никак не скажется на общей продолжительности проекта.

PERT-анализ (Program Evaluation and Review Technique) - метод оценки и анализа проекта. В отличие от метода CPM, который оперирует только одной длительностью работы, PERT учитывает четыре длительности: оптимистическую, пессимистическую, наиболее вероятную и средневзвешенную. Вероятности определяются методом экспертных оценок. Кроме того, он позволяет присваивать веса и самим экспертным оценкам. Ведь зачастую при оценке специализированных проектов право оказывается меньшинство. Веса помогают настроить систему нужным образом.

Следующий этап - закрепление за работами ресурсов: финансовых, людских, сырьевых, информационных. Основные сложности возникают, когда ресурс критический, то есть используется во многих работах в рамках одного проекта или участвует в нескольких проектах параллельно. «Если у меня программист занят в нескольких проектах на разных стадиях, а нужен именно он, то, когда один график срывается, получается, что этого специалиста будут рвать на части менеджеры нескольких проектов»,- говорит Денис Запиркин. Избежать таких неприятностей и помогает сетевой график: ориентируясь по нему, менеджер проекта может разнести во времени работы, которые зациклены на одном и том же ресурсе.

Когда ресурсные ограничения учтены, составляется окончательный вариант сетевого графика. Анализировать его помогает более мощный инструмент - Сritical Сhain Мethod. Впервые о нем заговорили после публикации в 1997 году книги Илиахи Голдратта Critical Chain («Критическая цепочка»).

CCМ (Critical Chain Method) - метод критической цепочки. В дополнение к методу CPM учитывает не только длительность и тип связи работ, но и наличие ресурсов. CCМ определяет те операции проекта, задержка исполнения которых приводит к отсрочке завершения проекта не по причине взаимосвязанности работ, а по причине ограниченности ресурсов. Метод критического пути никак не учитывает наличие ресурсов и финансирования, графики поставок. Нередко получается, что та или иная работа отложилась не потому, что она связана с другой определенным образом, а потому что использует тот же ресурс. CPM больше применим в укрупненном планировании, при взгляде сверху. При управлении ограниченными ресурсами порядок выполнения работ определяется не только связями в сетевой диаграмме. В этом случае рассчитывается и анализируется критическая цепочка (CCM).

12.Определение размера и мощности промышленных и сервисных организаций

Производственная мощность – это показатель, отражающий максимальную способность предприятия (подразделения, объединения или отрасли) по осуществлению выпуска продукции в натуральных или стоимостных единицах измерения, отнесенных к определенному периоду времени (смена, сутки, месяц, квартал, год).

Количественные значения производственной мощности обусловлены научно-техническим уровнем технологии производства продукции, номенклатурой (ассортиментом) и качеством продукции, а также особенностями организации труда, наличием энергетических, сырьевых и трудовых ресурсов, уровнем организации труда, специализации и кооперирования, пропускной способностью транспортных, складских и сбытовых служб. Неустойчивость факторов, влияющих на величину производственной мощности, порождает возможность существенного изменения этого показателя во времени, и поэтому он подлежит периодическому пересмотру.

В общем виде производственную мощность можно определить, как максимально возможный выпуск продукции в соответствующий период времени при обозначенных условиях использования оборудования и производственных ресурсов (площадей, энергии, сырья, живого труда).

Производственные мощности измеряются, как правило, в тех же единицах, в которых планируется производство данной продукции в натуральном выражении (тоннах, штуках, метрах).

По продукции, имеющей широкую ассортиментную шкалу, производственные мощности могут выражаться в условно-натуральных единицах.

Виды производственной мощности.

В связи с этим выделяют следующие разновидности производственной мощности:

1) Проектная мощность - определяется в процессе проектирования производства и отражает его возможности для принятых в проекте условий функционирования предприятия;

2) Освоенная мощность - это фактически достигнутая мощность, в результате устойчивой работы на предприятии;

3) Пусковая мощность – мощность, сложившаяся в период пуска производства;

4) Фактическая мощность - сложившаяся при текущих колебаниях спроса на продукцию предприятия;

5) Плановая мощность - применяемая в расчетах производства объемов продукции;

6) Входная и выходная мощность по периоду – мощность на начало или конец какого-то временного периода;

7) Вводимая и выводимая мощность – мощность, введенная или, соответственно, выведенная из эксплуатации с начала определенного периода времени;

8) Среднегодовая мощность – мощность, рассчитываемая в случае изменения ее значения в течение года, как среднеарифметическое значений производственной мощности на протяжении года;

9) Балансовая мощность – мощность, соответствующая по своей количественной мере условиям сопряжения разных по мощности единиц оборудования, сопряженных в едином технологическом процессе. Надо, однако, отметить, что балансовая мощность не всегда соответствует оптимальным значениям оборудования;

10) Резервная мощность – мощность, учитывающая необходимость остановки оборудования для профилактических и ремонтных работ на предприятии.

Основные этапы расчета производственной мощности

При расчете производственной мощности предприятия, на начало планового года, должно учитываться все установленное оборудование, независимо от его состояния (действует или бездействует вследствие его неисправности, находится в ремонте, наладке, в резерве, на реконструкции или на консервации и т.п.). Резервное оборудование, предназначенное для замены ремонтируемого, при расчете мощности не учитывается.

При вводе новых мощностей по планам капитального строительства и их освоения предусматривается, что их эксплуатация начинается в следующем квартале после сдачи.

Входная и выходная производственная мощность исчисляются ежегодно по данным отраслевой статистики, как внешняя конкурентная характеристика оборудования. Для определения соответствия производственной программы имеющейся мощности исчисляется среднегодовая производственная мощность предприятия.

Мощность на конец года (выходная) Мк.г. определяют по формуле:

Мк.г.= Мн.г. + Мв.в. – Мвыб.

Среднегодовая производственная мощность учитывает прирост и выбытие мощности в течение года:

Мср= Мн.г. | | ПМср – ВМср

где:

Мср – среднегодовая мощность, т., туб, шт.;

ПМср - среднегодовой прирост мощности;

ВМср- среднегодовое выбытие мощности.

Отличие планирования производственной мощности в производственной сфере от пропускной способности сервисного предприятия

Несмотря на го, что планирование пропускной способности в сервисной сфере {сервисная мощность) БО МНОГОМ совпадает с планированием мощностей в производственных отраслях и определение размеров помещении и необходимого оборудования выполняется практически по тем же принципам, в этих процессах существует ряд серьезных отличий. Сервисные мощности намного больше зависят от времени и места расположения, они больше подвержены колебаниям спроса и их степень использования оказывает непосредственное влияние на качество обслуживания.

Время

В отличие от товаров, услуги нельзя хранить для использования их в будущем. Необходимые мощности должны быть в наличии именно на тот момент времени, когда в них возникает необходимость. Так, например, пассажиру нельзя предоставить конкретное место в самолете, которое пустовало во время предыдущего полета, тем более, если текущий рейс переполнен. Пассажир не может приобрести место на рейс в определенный день и забрать его домой, чтобы использовать позднее.

Место расположения

Сервисные мощности должны быть расположены в непосредственной близости от клиентов. В производственной сфере товары могут производиться в одном месте, а потом доставляться в другое, где они и сбываются потребителям. Для сферы обслуживания характерно обратное. Сначала мощности, необходимые для предоставления услуг, должны быть распределены среди клиентов (физически либо с применением каких-либо средств массовой информации, например, по телефону); только затем проводится обслуживание. Свободный гостиничный номер или машина для проката в другом городе не смогут пригодиться клиенту для удовлетворения его потребностей в услуге, для этого они должны находиться в одном месте с потребителем.

Колебания спроса

Колебания спроса на услуги, а следовательно, и на потребности в сервисных мощностях в системе предоставления услуг намного сильнее, чем в производственной системе. Объясняется это тремя причинами. Во-первых, как только что говорилось, услуги не подлежат хранению. Это означает, что в сфере обслуживания, в отличие от производственной сферы, нельзя создать товарно-материальные запасы, чтобы их использовать впоследствии для сглаживания колебаний спроса. Во-вторых, клиенты взаимодействуют непосредственно с обслуживающей системой, и каждый из них зачастую имеет отличные от других потребности, разный уровень опыта взаимодействия с процессом обслуживания и может требовать разного количества контактов. Все это приводит к большим колебаниям времени обслуживания каждого потребителя услуг и таким образом вызывает большие колебания потребностей в сервисных мощностях. В-третьих, пропускная способность сервисного предприятия напрямую зависит от поведения клиента. Это означает, что самые разные факторы, способные повлиять на поведение клиента, начиная от погодных условий и заканчивая более значительными событиями, могут непосредственно изменить спрос на различные услуги. Посетите ближайший от вашего университета ресторан во время весенних каникул, и вы, по всей вероятности, убедитесь, что он почти пуст. Или попробуйте зарезервировать номер в местной гостинице на период традиционной встречи выпускников. Влияние на изменение потребностей клиентов можно наблюдать и в значительно меньших временных рамках. Так, например, достаточно вспомнить о длинных очередях, выстраивающихся в обеденный перерыв перед окошками банков, обслуживающих водителей прямо в автомобилях, или о бурном потоке заказов на пиццу в ресторанах Domino в воскресенье во время перерыва в матчах Суперкубка.

13. Требования к расположению и методы оценки местоположения промышленных и сервисных организаций

Основные подходы к оценке месторасположения пр-тия:

- географические информационные системы (ГИС);

- формирование единых зон обслуживания;

- метод анализа точки безубыточности;

- использование рейтинговой системы выбора;

- метод коммивояжера;

- метод компьютерного моделирования.

ГИС – специальные прикладные программы, в которых хранятся данные по определенным географическим зонам.

Формирование единых зон обслуживания – выбор месторасположения осущ. в зависимости от приемлемости:

- расположение небольших организаций и складов в районах, подходящих для выпуска и сбыта конкретных видов продукции;

- объединение пр-ва продуктов в местах, оптимальных для всей группы организации в целом, но при этом не оптимальных для отдельных видов пр-в.

Согласно законам эк-ки, оптимальное размещение нового складского центра будет соответствовать минимальному уровню средних произв. издержек. При этом выбор месторасположения единых зон обслуживания можно проводить с использованием метода «центра тяжести».

Формальная процедура выбора месторасположения пр-ва состоит из следующих этапов:

1) выбор региона базирования

2) подбор приемлемых населенных пунктов

3) отбор районов в пределах отобранных населенных пунктов

4) формирование методики оценки приемлемости сочетания факторов, влияющих на размещение организации

5) сравнительный анализ отобранных мест и выбор наиболее предпочтительного варианта.

При размещении сервисных организаций важным является определение гибкости и возможности расширения произв. мощностей, для чего всесторонней оценке подвергаются: рельеф потенциально привлекательных земельных участков, наличие развитой инфраструктуры и возможность расширения сети коммуникации.

К сервисным организациям прежде всего необходимо провести сегментацию потребителей, под которых уже и будут подбираться ассортимент продукции, удаленность размещения, выстраиваться система обслуживания клиентов.

14. Планировка офисов. Концепция интегрированного дизайна

Успешный проект офисного помещения во многом зависит от грамотно составленного задания на проектирование. Помимо всего прочего в этом задании определяется состав помещений. Из каких же характерных зон состоит современный офис?

Прежде всего, это такие традиционные помещения, как собственно рабочие пространства, входная группа, комнаты переговоров и служебные помещения.

Пространственное решение рабочих зон зависит от корпоративной культуры компании, от ее организационной структуры и возможностей конкретного здания. Факторы, влияющие на принятие той или иной схемы, рассмотрены в статье, посвященной тенденциям формирования офисного пространства. При планировке мы советуем не придерживаться какой-либо раз и навсегда выбранной схемы, а творчески подходить к решению вопросов, поставленных конкретной ситуацией. В результате такого подхода рождаются пространства, напоминающие своим разнообразием городскую ткань, где есть улицы и кварталы, площади и парки.

Стремление к повышению эффективности использования площадей и выработка новых методов работы привели к появлению новых рабочих зон в офисе. По статистике, до 40% персонала многих компаний единовременно находятся вне офиса. Особенно это характерно для компании, работающих в сфере услуг. По данным исследований, проведенных нашей компанией совместно с Fraunhofer IDA, сотрудники офиса одной промышленной компании на своем рабочем месте проводят в среднем 40% своего рабочего времени. Таким образом, планирование офиса на основании общего количества сотрудников может привести к неэффeктивнoмv использованию пространства.

Решением этой проблемы служит поочередно? использование несколькими сотрудниками одного рабочего места по заранее составленному расписанию. Альтернативным решением является выделение специальной зоны с рабочими местами, которые оснащены всеми необходимыми техническими средствами. Любое свободное в настоящий момент место предоставляется сотруднику компании по требованию. При этом возможности современного телефонного оборудования позволяют сохранять за каждым человеком его личный телефонный номер. Все документы и офисные принадлежности хранятся в мобильных шкафчиках, припаркованных в специально отведенном месте.

Сейчас в планировке офиса появилась тенденция к организации открытых офисов с рабочими местами, отделенными только невысокими перегородками. Чтобы создать благоприятные условия для общения и командной работы компании, удаляют капитальные стены. Вывески, символы и движущаяся реклама, о которых шла речь в разделе, посвященном планировке сервисных предприятий, при планировке офиса еще важнее, чем для предприятия розничной торговли. Например, габариты и ориентация рабочих столов могут указывать на занимаемую должность или на уровень профессионализма служащих, находящихся за ними. (Интересный пример размещения оборудования в японском офисе приведен во врезке "Планировка офиса в Японии".)

Центральные административные офисы часто спроектированы и построены таким образом, чтобы создать желаемый имидж компании. Например, административный офисный комплекс скандинавской компании Scandinavian Airlines System недалеко от Стокгольма представляет собой группу двухэтажных зданий со стеклянными стенами, которые наводят на мысли об открытости взаимоотношений и "плоской" иерархии (небольшое количество уровней управления), что является характерной чертой управления данной компании.

Компания Service-Master (высокорентабельная компания) в своей штаб-квартире создала так называемую "комнату ноу-хау". В этой комнате собраны документы, практические руководства и графические материалы, а также различные символы, имеющие отношение к бизнесу, которые все вместе дают целостное представление о путях, ведущих к успеху и созданию карьеры. "Из-за существования этой комнаты саму компанию можно рассматривать как гигантский механизм, несущий знания о рынке своим служащим и потенциальным клиентам"

15. Принципы размещения производственных мощностей и их содержание

Современная экономическая наука не ограничивается констатацией изучаемых явлений и факторов, а исследует их в развитии, причинных связях и взаимодействии друг с другом, оценивает с точки зрения хозяйственной практики общества и раскрывает объективные закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Вступление России на путь рыночных отношений внесло коррективы в сложившиеся методологические основы науки — одни теоретические положения утратили свое значение, другие сохраняются и их роль усиливается, появились и новые подходы к размещению производительных сил.

Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.

Они предполагают:

рациональное, наиболее эффективное размещение производства;

неразрывную связь между размещением производительных сил и развитием экономических районов;

научно обоснованную специализацию экономических районов на основе территориального разделения труда;

комплексное развитие хозяйства экономических районов.

Принципы размещения производительных сил — это основные исходные положения долгосрочной экономической политики, которыми руководствуются в процессе разработки программ перспективного регионального развития. На основе принципов размещения производительных сил с учетом конкретных факторов и условий осуществляются преобразования в территориальной организации производства производительных сил как одно из важных направлений социально-экономического развития страны. При этом размещение производительных сил рассматривается в неразрывной связи с развитием хозяйства страны как его пространственное выражение. Принципы размещения производительных сил достаточно динамичны и могут меняться в связи с изменением социально-политической ситуации в стране, стратегических аспектов развития отдельных территорий. Выделяют три группы принципов размещения производительных сил.

Первая группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности общественного производства с учетом минимизации затрат на производство продукции и ее транспортировку до потребителя.

К ней относят:

принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;

принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;

рациональная пространственная концентрация (агломерация) в виде территориально-производственных комплексов и территориально-отраслевых комплексов, а также промышленных районов, зон и узлов;

кооперирование производства между различными предприятиями, сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения.

Экономические и стратегические интересы государства отражает принцип освоения зоны Крайнего Севера, расположенной в высоких широтах, отдаленной от крупных промышленных районов, обладающей суровыми природными условиями, неблагоприятными для сельского хозяйства, создающими затруднения для развития промышленности, транспорта, а также заселения. Экстремальные условия Крайнего Севера, занимающего почти 70% территории России, где проживает около 8% населения, обусловливают повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Несмотря на это, огромный ресурсный потенциал российского Севера обеспечивает получение 3/4 нефти, включая газовый конденсат, 9/10 газа, 1/7 угля, свыше 1/3 деловой древесины, 1/4 пиломатериалов, весь апатитовый концентрат, половину улова рыбы и добычи морепродуктов, 2/5 рыбных консервов в стране. Зона Крайнего Севера обеспечивает выпуск 1/6 объема промышленной продукции России, а ее вклад в общий экспорт Российской Федерации превышает 50%.

Важнейший принцип размещения производительных сил, который никогда не снимался с повестки дня — сдвиг народного хозяйства на восток, обеспечивающий рационализацию хозяйственных пропорций между европейскими и восточными районами. В восточных районах России сосредоточено 90% топливных, 70% рудных, 80% лесных ресурсов России, 94% запасов пресной воды и 95% гидроэнергоресурсов. Однако исключительно суровые климатические условия 75% территории страны ограничивают их заселение, где проживает лишь 21% жителей Российской Федерации, и эффективное освоение ресурсов. Поэтому на большей части территории восточных районов размещение населения и экономического потенциала носит очаговый характер.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных