Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих 12 страница




Некоторые ученые полагают, что столетия цивилизованной жизни облагородили природную сущность человека, приручили сидящего в нем «зверя», но на самом деле это не совсем так. Последние пятьдесят тысяч лет процесс так называемого движущего естественного отбора сведен практически до минимума, он заменен на стабилизирующий, а это означает, что в биологическом плане мы мало чем отличаемся от кроманьонцев, живших в пещерах постледниковой эпохи. У нас те же рефлексы, те же влечения, те же инстинкты.
«Намордник» на подсознание набрасывается в течение первых лет жизни ребенка. Окрики «Нельзя!», «Что ты себе позволяешь?!», «Только посмей!», «Как ни стыдно!», заставляют огрызающиеся инстинкты прятаться во тьму подсознания, но они не могут изменить генетические программы, совершенствовавшиеся миллионы лет, они лишь не дают им выйти наружу. Когда же человек в поисках наслаждения разрешает себе проявить садистические наклонности, он тем самым приоткрывает крышку сосуда, где томятся злобные джины. Да, реализация древних биологических программ способна доставить субъекту невиданные им дотоле удовольствия, но, сбрасывая при этом покровы цивилизации, он автоматически теряет человеческие черты: гуманность, милосердие, гордость, совесть… Природа, как это всегда бывает, ничего не дает даром.

Фетишизм. Фетишизмом называют форму сексуального отклонения, при которой половое возбуждение возникает и удовлетворяется лишь при наличии неадекватного физического раздражителя – фетиша. В качестве фетиша чаще всего выступают неодушевленные предметы – дамское белье, туфли, носовые платки, волосы, обязательно бывшие в употреблении лицом противоположного пола. Отсюда возникает стремление похитить эти предметы, например, украсть из магазина туфли сразу после того, как их примерила понравившаяся женщина. Фетиш является как бы символом лица, которому оно принадлежит. Эти предметы обычно прикладываются к половым органам или созерцаются при мастурбации. Фетишем также может стать определенный запах (например, духи), звук (тембр голоса) или части тела (рука, нога, ягодицы). Фетишизм встречается чаще всего у мужчин и редко – у женщин.

Вуайеризм. Вуайеризм (визионизм) – это влечение к созерцанию полового акта или обнаженных половых органов. Вид обнаженных женских гениталий является для мужчин «ключевым» раздражителем, вызывающим половое возбуждение на основании генетической программы. Для возникновения его, однако, необходим достаточно высокий уровень половой возбудимости. Для женщин аналогичная реакция не характерна и отмечается лишь у некоторых женщин, имеющих сексуальный опыт, испытывавших половое удовлетворение, то есть является реакцией приобретенной. Многим девушкам и женщинам вид обнаженных мужских органов неприятен и даже тормозит у них половое возбуждение. Вероятно, поэтому вуайеризм у женщин встречается намного реже, чем у мужчин.

Эксгибиционизм. Это состояние является как бы противоположным вуайеризму и проявляется влечением к получению полового удовлетворения путем демонстрации своих обнаженных половых органов лицам противоположного пола. Эксгибиционизм встречается в основном у мужчин и крайне редко – у женщин. Эксгибиционисты неожиданно появляются в обнаженном виде и демонстрируют испуганной женщине свой половой член, что вызывает у них сильное половое возбуждение и ведет к эякуляции. Иногда акт эксгибиционизма сопровождается мастурбацией. Чаще они обнажаются перед девочками, чем перед взрослыми, дабы не быть задержанными. Специалисты считают, что самое большое удовольствие для эксгибициониста – вызвать у женщины интерес и удивление, которые бы подтолкнули ее на созерцание эксгибиционистского акта. И чем больший интерес проявляет женщина, тем приятнее это эксгибиционисту. Некоторые сексопатологи считают, что страх и бегство «жертвы» позволяют эксгибиционисту испытать ощущение силы и превосходства над женщиной.

 

Как другие люди эксплуатируют грех похоти

В небольших городах люди страдают от подавляемой похоти. То есть в небольших городах без борделя.
Эрих Мария Ремарк

Проституция. Первым организатором государственной проституции был греческий правитель Солон, который еще две с половиной тысячи лет назад придумал покупать женщин и затем предлагать их «в общее пользование, готовых к услугам за внесение одного обола» (сумма весьма малая по тем временам). Иоганн Блох в своем труде «История проституции» отмечает, в постановлении Солона заключается главная суть данного явления: «отдача себя многим, часто меняющимся лицам („в общее пользование“), полное равнодушие к личности желающего того мужчины („готовых к услугам“) и отдача себя за вознаграждение („за один обол“). Блох пишет: «Далеко не каждая женщина, получающая доход от секса, есть проститутка. Дама, отдающаяся безразлично кому, но ради собственного удовольствия (даже если она получает за это подарки), также не может считаться проституткой. Так же мало принадлежит к этой категории женщина, отдающаяся случайно, хотя бы и за плату.
Равнодушие к личности субъекта, желающего вступить в половое сношение, и отсутствие всякой индивидуальной душевной связи между проституткой и ее клиентом характеризует вполне развитую форму проституции. Половые сношение со многими, часто меняющимися партнерами, постепенно притупляют всякие индивидуальные чувства симпатии, внешнего расположения, даже простого сексуального желания и приводят к той безнадежной пассивности и к равнодушию, которые представляют затем характерный признак старых проституток».
Ранее, до реформы Солона, проституция была в основном храмовой – то есть тесно связана с религией. При храмах постоянно существовали особые жрицы, которые за деньги отдавались Паломникам (отсюда и пошло выражение «жрицы любви»), а полученные средства шли на религиозные цели. Тогда само понятие «грех похоти» казалось абсурдным, ибо принести себя в жертву и отдаться страннику – было богоугодным делом, а вовсе не грехом. Нововведения Солона привели к постепенной замене религиозной проституции на государственную. Солон решил перевести данный денежный поток в государственную казну, и хотя потом он построил на вырученные от проституции деньги храм Афродиты Пандемос, большая часть доходов все же досталась государству.
В настоящее время проституция – это огромный бизнес, в котором крутятся миллиарды долларов и задействованы миллионы людей. В разных странах степень легализации проституции весьма отличается – от строгого запрета (в мусульманских регионах) до полной легализации (в некоторых странах Европы). Но даже в самых либеральных обществах отношение к данному явлению все равно остается негативным – презрительно осуждающим. Ибо, что бы ни говорили поборники свободных нравов, секс без любви и за плату – вещь противоестественная и низкая, вызывающая внутренний протест у большинства людей.

Дьявол не спит… С кем попало.
Станислав Ежи Лец

Эротика и порнография. Сексуальность и чувственность (даже, если церковники обзывали ее похотью) всегда были интересны человеку. Генетические программы настолько сильны, что совсем «выключить» их нельзя – можно лишь подавлять до поры до времени. Поэтому люди всегда тянулись к изображениям обнаженного тела и сексуальных отношений. Диапазон таких изображений весьма широк – от утонченного эротического искусства до самой грубой и примитивной порнографии, и определить, где кончается одно и начинается другое, не может ни один эксперт.
Эротический рисунок на греческой вазе

Если мы обратимся к выдающимся произведениям древнего искусства (греческого или римского), то увидим там искреннее восхищение и любовь к гармонично сложенному и красивому человеческому телу. Однако в эпоху Cредневековья христианская религия видела в этом искусстве лишь козни дьявола и поэтому уничтожила большую часть шедевров античности. Можно лишь предположить, какого богатства мы лишились, какие прекрасные статуи и картины могли бы окружать нас сейчас, если бы ранние христиане не были так отрицательно настроены против секса и естественной человеческой любви. Однако если на первый план у создателя художественного произведения выходит грубое животное начало в человеке, а главной задачей – воспламенить у зрителя примитивный половой инстинкт, то получается порно. Здесь уже не место красоте, гармонии, любви, одухотворенности, нежности. В порнографии правит бал грубая чувственность, наслаждение любой ценой и сексуальные эксперименты. Личность человека отходит на задний план, а грех похоти торжествует победу. Первые образцы подобной «культуры» встречаются в древних цивилизациях в виде «непристойных» изображений. В Древней Греции, впрочем, трудно отличить эротику от порнографии, потому что греки вообще не видели ничего постыдного в изображении не только обнаженного человека (это было нормой!), а даже полового акта.
В эпоху позднего Рима порнография тесно переплелась с искусством того времени, но все это были статические формы – фрески, картины, скульптуры. В ХХ веке возникли фотография и кино, и порнография очень быстро освоила новые формы соблазнения людей. Порнографические картинки, а затем и порнофильмы стали приносить их создателям большой доход, а там, где заходит речь о деньгах, праведность уступает место греху.
В настоящее время грех похоти уже захватил всемирную паутину, и количество порносайтов в Интернете множится с каждым годом. Тем более что с изобретением веб-денег и СМС оплата такого «удовольствия» стала технически легко осуществима.


Глава 5. Гнев

 

Гнев и его спутники

Гнев – это откровенная и мимолетная ненависть; ненависть – это сдержанный и постоянный гнев.
Шарль Дюкло

Наряду с понятием «гнев» в русском языке есть и другие слова, описывающиe данный грех. Перечислим их в алфавитном порядке: бешенство, возмущение, вспыльчивость, горячность, запальчивость, негодование, недовольство, раздражение, ярость и т. д. При этом наши филологи, как и в случае с другими грехами, очень часто определяют один термин через другой, а тот, в свою очередь, через первый, что создает изрядную путаницу. Так «вспыльчивость» в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяется как «склонность к горячности», а горячность – как «возбужденность, вспыльчивость».
Наиболее полный и современный на настоящий момент «Большой толковый словарь русского языка под ред. С. А. Кузнецова» определяет гнев как «чувство сильного негодования, возмущения», а также как «состояние раздражения, озлобления».
Получается, что гнев – это сильное возмущение, но если мы посмотрим статью «Возмущение», то узнаем, что «Возмущение – крайнее недовольство, негодование, гнев», а «Негодование – крайнее недовольство, возмущение». Получается, что это одно и то же.
Мне пришлось просмотреть много разных словарей, чтобы прийти к более-менее понятной и обоснованной связи между всеми этими терминами. Данная связь показана на схеме:

Таким образом, в основе гнева лежит чувство неудовлетворения какой-то человеческой потребности. Со временем оно может превратиться в недовольство. Если недовольство усиливается, то превращается в негодование и возмущение (это синонимы). Сильное негодование переходит в гнев, а крайняя степень гнева уже называется яростью.
Рустем Галимзянов из Уфы написал целый трактат, посвященный этому гневу. [82 - Рустем. Преодоление гнева. – Уфа: Эксперт, 2006.] С его точки зрения, гнев – чуть ли не сосредоточие всех человеческих пороков. Вот только часть определений, которыми наградил его Рустем:
Гнев – это:
• проявление в человеке его животной природы;
• тяжелая болезнь души;
• ментальный (умственный) понос;
• величайший враг покоя;
• сильнейший противник человека на пути духовного совершенствования;
прародитель лжи, страха, злословия и т. п.
Этот исследователь убежден, что не существует понятия «праведный гнев», он полагает, что гнев всегда несправедлив, поскольку подвержен влиянию порывов и чувств. По мнению Рустема, гнев безволен. Все пороки, дурные качества и неправильные поступки зарождаются именно в гневе. В нем они черпают силу для роста. С другой стороны, по мнению Рустема, гнев – это энергия. Поэтому человек, контролирующий свой гнев, превращает эту энергию в оджас (духовную силу, мощь) так же, как солнечный свет преобразуется в электричество. Такой человек может перевернуть мир.

 

Гнев в нашей жизни

Мы все закипаем при разных температурах.
Ральф Эмерсон

Один из вариантов классификации причин гнева дает в своей книге Р. Галимзянов. Он считает, что в большинстве случаев гнев непосредственно связан с другим «смертным грехом» – гордыней. Все случаи гнева, вызванного гордыней, Р. Галимзянов подразделяет на пять категорий. Просмотрите этот перечень и отметьте, в каких подобных случаях вы впадаете в гнев.

«Неправильные» действия
Кто-то делает то, что делать, с вашей точки зрения, не должен (соседи шумно празднуют день рождения, в то время как вы хотите в тишине почитать книжку).
Ваш «оппонент» не делает то, что делать должен (правительство не повышает пенсии, городские власти не чинят дороги, дети вас не слушаются и т. д.).
Что-то делается неправильно, не так, как вы хотите, то есть нарушены некие ваши субъективные правила (автомобиль впереди вас едет слишком медленно, погода на улице стоит слишком жаркая, или наоборот, очень холодная).
От вас ожидают каких-то действий, о которых вы даже и не догадываетесь (начальник требует от вас отчет, а вы не делали его, так как думали, что его должен был подготовить ваш коллега).

«Неправильные» слова
Кто-то выражает мнение, не совпадающее с вашим (приятель критикует вашу машину, на которую вы три года копили деньги).
Вам приписывают слова, которых ввы не произносили (друг в резких выражениях обвиняет вас в том, что выдали его секрет, а вы этого не делали).
Отсутствует ожидаемая реакция на ваши слова или действия (вы приветливо здороваетесь с сослуживцем, а он недовольно бурчит в ответ).

«Несправедливая» оценка
Вас «оскорбили» тем или иным способом (кто-то не обращает на вас внимание или, наоборот, обращается с вами подчеркнуто презрительно, плюет в вашу сторону, обзывает нехорошими словами и т. д.). [83 - Нередко бывает так, что тот, кто вас «оскорбил», даже и не подозревает об этом. Вы просто приписали ему это намерение, а его исходный мотив был позитивным. Например, более опытный коллега обращается к молодому работнику с предложением помочь ему в работе, а тот видит за данным предложением только указание на свою неумелость.]
Вас критикуют. Критика провоцирует два типа реакций: самооправдание и контратаку на критикующего. Самооправдание может быть разным по форме, но единым по сути, например: «Он(а) ко мне придирается по пустякам», «Меня просто не понимают», «Это вообще не важно», «Это он(а) делает из зависти» и пр. Контратака бывает более жесткой: «Сам дурак», «Ты лучше на себя посмотри», «Чья бы корова мычала…», «Да пошел ты…» и т. п.
Вас «недооценили» (например, вам платят зарплату меньше, чем коллеге по работе, или его начальник похвалил, а ввас – нет). Кому-то подарили подарок лучше, чем вам, вашей подруге сделали более изысканный комплимент, в банке вам уделяют недостаточно внимания и т. д.
Дана искаженная оценка вашим словам, действиям или намерениям. Например, на вас возмущенно накидываются при встрече: «Вечно ты опаздываешь!», «Опять опоздал на три часа!» А вы опоздали всего на 10 минут и в первый раз за последний год.

«Внутренние» причины
Вы защищаетесь от чувства своей вины или неправоты. Нередко бывает, что, понимая свою вину, человек, однако, начинает неосознанно сердиться на того, перед кем виноват, защищая себя от возможного обвинения или из чувства самооправдания. Гордыня не позволяет ему признать свои ошибки, чувствуя себя неправым, человек защищается «неправедным гневом».
Вы обижаетесь (злитесь) на самого себя. Это тоже форма гордыни. Вы ожидаете от себя совершенства и злитесь, если не можете его достигнуть. Тем самым вы лишаете себя права на ошибку. Если что-то не получается, в вас закипает гнев на себя: «Я полное ничтожество, у меня вечно ничего не получается!»
У вас комплекс неполноценности. Бывает, что вам делают искренний комплимент, но вы с детства чувствуете свою ущербность в каком-то отношении (например, комплексуете по поводу внешнего вида) поэтому воспринимаете похвалу как тонкое издевательство и начинаете сердиться.

Другие причины
Кто-то нарушает ваши планы. Например, кто-то просит вас сделать что-то, а вы в этот момент хотели заняться другим делом или просто отдохнуть. Прямо отказать вы не можете, и вам остается только сердиться внутренне. Если же ситуация такова, что второй человек настаивает, а вы чувствуете свою силу, вы можете прямо выплеснуть свою агрессию и чувство недовольства на того, кто посмел нагружать вас просьбой.
Гнев, раздражение и обида на вещи. Ударившись о стул, человек в гневе пинает его ногой или в сердцах орет на машину, которая заглохла в самый неподходящий момент. Как отмечает Рустем, такие случаи демонстрируют «острый приступ гордыни, приправленной огромной порцией глупости – ведь вещи меня не слушаются!».
Ошибочное отождествление. Это случается, когда человек отождествляет себя с некоей группой (страной, фирмой, нацией, спортивной командой и пр.) и гневается из-за того, что «обида» нанесена не ему лично, а некой общности людей, к которой он себя причисляет. Например, футбольные болельщики злятся, когда кто-то не достаточно почтительно отзывается об их команде.

 

Психологические причины возникновения гнева в связи с потребностями человека

Бойся гнева терпеливого человека.
Джон Драйден

Как мы уже упоминали в первом разделе этой главы, гнев тесно связан с процессом удовлетворения различных потребностей. Если нужда в чем-то не реализуется, то человек испытывает чувство недовольства, которое затем может трансформироваться в гнев. Чтобы легче понять этот процесс, можно использовать модель «пирамиды потребностей», которая была предложена американским психологом Абрахамом Маслоу. Первоначально в ней выделялось пять этажей, но чтобы она охватывала большинство наших поводов для гнева, я предлагаю выделить десять уровней.

Вы, наверное, согласитесь, что человеку всегда чего-то не хватает. Как гласит шутливая поговорка – «Вся наша жизнь борьба. До обеда – с голодом, после обеда – со сном». И на самом деле, человеку для полного счастья требуется очень много составляющих, причем, по мнению А. Маслоу сначала должны удовлетворяться нижние этажи, и лишь потом – верхние. Например, пока человек голоден (не удовлетворил свои физиологические потребности), он не испытывает тяги к прекрасному, а если ему грозит увольнение с работы (не удовлетворена потребность в безопасности и стабильности), он не будет думать о творчестве и самореализации. На самом деле из этого правила есть масса исключений, но для простоты подхода можно считать и так.
Потребности можно рассматривать как некие программы или первичные мотивационные блоки человеческого поведения. [84 - Они могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Что-то мы получаем с генами (потребность в пище или отдыхе), а другие потребности в нас формирует общество (потребность в красоте или уважении).] Если потребность не может реализоваться без помех, то включаются дополнительные программные блоки, обеспечивающие или получение заданного результата тем или иным способом, или отказ от поставленной цели с одновременной ее девальвацией. Последний путь обеспечивает так называемая «психологическая защита», управляемая из подсознания.
Вспомним басню «Лиса и виноград». Когда лисица не смогла удовлетворить свою потребность в пище, она убедила себя, что виноград был зеленым, и ей вовсе не хотелось его есть. Это нормальный механизм «гашения» негативных эмоций и гнева, однако в реальности данный механизм срабатывает далеко не всегда. Более выгодным является обходной путь удовлетворения потребностей, в котором используются такие механизмы, как адаптация, изменение тактики, манипулирование, компромисс и т. д., но этими методами владеют не все люди. Поэтому чаще всего человек, не способный удовлетворить свою актуальную потребность, просто выплескивает свое недовольство на окружающих в форме раздражения, гнева или агрессии. Причем чем ниже уровень потребности на пирамиде Маслоу, тем больше мы наблюдаем гнева.

1. Нереализованные биологические потребности
Гнев, вызванный голодом, жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной и физической усталостью, чрезмерно быстрым темпом жизни и пр. Этот вид гнева основан на инстинкте самосохранения. Попробуйте отобрать у голодной собаки кость, которую она грызет, и вы увидите характерную картину гнева и ярости. В современном цивилизованном человеческом обществе данный вид гнева наблюдается не столь часто, но в экстремальных ситуациях люди быстро возвращаются к первобытному состоянию. Примером может служить борьба пассажиров за место в шлюпке тонущего корабля.

2. Сомнения в своей безопасности и стабильности существования
На этом уровне пирамиды гнев встречается не столь часто и обычно подменяется социальными страхами и тревогами: страхом потерять работу, страхом провалиться на экзамене, страхом смерти, страхом неблагоприятных изменений в личной жизни, страхом за здоровье близких и т. д.

3. Приобретение и захват
На этом этаже недовольство, возмущение и гнев встречаются очень часто. Данная потребность существует у человека на подсознательном уровне, и сформировалась еще в первобытные времена, когда люди запасали впрок еду, оружие, одежду и припасы. Если человек считает что-то своей собственностью, то реальное или воображаемое покушение на нее может вызывать приступ гнева. Исходными грехами здесь являются такие пороки, как жадность, скупость и алчность, подробно описанные нами в соответствующей главе книги. На этом же этаже потребностей зарождается и другой библейский порок – зависть, когда человек начинает относиться к своему партнеру как к личной собственности, на которую никто, кроме него, не имеет никаких прав.
Анализируя гнев, вызванный нарушением потребности к приобретательству, Рустем Галимзянов пишет: «Надо задуматься: “Что, собственно говоря, вы потеряли или не получили?” В действительности вы не могли ни потерять, ни получить ничего по-настоящему существенного. Самое главное – ваша душа, ваш внутренний мир – осталось при вас. На самом деле ни вещи, ни деньги, ни существа, ни явления, ни идеи, ни даже мысли не принадлежат вам. Осознайте это! Внутри себя предоставьте всем им возможность освободиться от вас. В своем внутреннем мире открепите их от себя. В своем внутреннем мире отпустите их на волю! Тогда и вы станете немного свободнее.
Привязанность к собственности любого вида – это не только болезнь души. Это еще и подчиненность этой собственности, то есть рабство. Вне зависимости от того, в какие красивые слова оно облачено. Может быть, и не стоит пока отказываться от собственности. Однако точно надо отказаться от привязанности к любой собственности. Быть привязанным, то есть быть на привязи – это прямо скажем, очень далеко от свободы. И от счастья. Кроме того, ваша привязанность к материальному съеживает вашу духовную часть. В вещах, деньгах и иных материальных объектах вы теряете себя».

4. Любовь и принадлежность

На этом этаже может возникать раздражение и гнев при проблемах в общении с близкими людьми, при моральном или физическом одиночестве, при потере близких людей или их болезни. Сюда же относятся негативные эмоции в случае неразделенной любви. Однако следует отметить, что проблемы этого этажа пирамиды потребностей чаще вызывают гнев, тоску и печаль – то есть так называемые «астенические» эмоции, и гораздо реже проявляются в активном раздражении и гневе. Исключением является вся та же ревность, которая возникает при невозможности реализации потребностей 3-го и 4-го уровней.

5. Уважение и престиж
На этом этаже гнева хоть отбавляй! Он возникает при крушении карьеры, при невозможности реализовать свои амбиции, при потере уважения со стороны общества, в случае ущемленного самолюбия и т. д. По этому поводу вспоминается реплика Ивана Грозного из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где царь возмущенно кричит обворованному Шпаку: «Как челобитную подаешь, холоп!». Ведь раньше, в царское время, челобитная [85 - «Челобитная» – от слов «челом бить», то есть низко кланяться головой до земли.] (прошение) должна была подаваться с массой условностей. Проситель должен был оказывать массу знаков уважения и почитания царю или боярину – подавать челобитную, постоянно унижаясь, кланяясь и заранее благодаря за благоприятный исход дела. При этом должностное лицо, которому подавалась челобитная, испытывал удовольствие от реализации потребности в уважении и признании. Ведь у его ног униженно ползал проситель – и все это видели. К сожалению, данное явление еще не ушло в прошлое окончательно. И сейчас некоторые высокие чиновники требуют выражения особых знаков уважения к своей персоне – разве что не заставляют посетителей на коленях вползать в их кабинет. Когда же к ним не проявляют ожидаемых знаков почтения, они впадают в гнев. Вообще, нужно отметить, что гнев из-за нарушения чувства собственной значимости (гордыни) – наиболее частый вид гнева в современном обществе и весьма труден для преодоления.
Так как человек часто и неосознанно назначает себе завышенный ранг в социуме, то другим своего сообщества он присваивает более низкие ранги. Поэтому когда кто-либо делает что-нибудь «неправильно», то это вызывает гнев. Ведь человек ожидает, что «нарушитель» с более низким рангом должен угадывать все его желания и учитывать его мнения как существа более высокого ранга. А если он не угадал или действует вопреки вашей воле, то является наглым нарушителем субординации и заслуживает гнева.
Чтобы избавиться от гнева этого типа, следует отказаться от ранжирования людей. Ранги действительно нужны только в волчьей стае, в условиях жестокой борьбы за выживание. В человеческом обществе разделение людей на высшие и низшие касты не только не являются обязательными, но и мешают жить счастливо и невозмутимо. Посмотрите на людей в бане, когда они голы и лишены внешних знаков отличия. Это и есть изначальное положение людей, а все эти чины, звания и должности – не более чем игрушки, в которые играют некоторые люди. И так же, как младенец плачет, когда у него забирают яркую погремушку, так и некоторые люди сердятся, когда не получают очередную порцию лести и подобострастия.
Далее возникает проблема: как лучше преодолевать гнев, вызванный гордыней? Рустем Галимзянов предлагает следующий путь: «Если вы пока не можете стать вне рангов, то осознанно присвойте себе наименьший ранг – намного ниже нищих, преступников, отверженных. Тогда вас станет невозможно оскорбить. Ведь любое общение с вами существ более высокого ранга должно будет восприниматься вами как благодеяние с их стороны. Даже побои». На схеме это показано на верхнем правом прямоугольнике:
Можно выбрать и другую стратегию, не требующую своего принижения (правый нижний прямоугольник). Можно вообще отказаться от рангов, и тогда исчезнет повод испытывать гнев по поводу того, что вам кто-то не оказал знаков почтения. Тогда вам будет хватать чувства самоуважения и самопризнания как единственного в своем роде существа на Земле. Ведь так по большому счету и есть – каждый человек на планете уникален и неповторим.

6. Потребность в свободе
Гнев может возникать при попытках ограничить свободу человека. Его испытывают не только заключенные в тюрьме. Он может возникать и постепенно у мелкого клерка, которого тиранит начальник, он отмечается в некоторых семьях, где один из супругов постоянно ограничивает права и свободу другого. В последнем случае семья или рушится, или же «угнетаемый» супруг(а) начинает «гулять налево», тайно реализуя свою потребность в независимости.

7. Познание нового. 8. Риск и преодоление. 9. Красота и гармония. 10. Самореализация
Последние четыре этажа пирамиды потребностей не столь часто являются источником гнева. Конечно, проблемы в реализации этих потребностей вызывают отрицательные эмоции, однако у людей, которые поднялись столь высоко по пирамиде потребностей, как правило, имеются достаточно развитые механизмы регулирования своего поведения, и они могут конструктивно решать возникающие затруднения.

 

Различие моделей мира

Люди часто заполняют гневом пробелы в своем рассудке.
Уильям Олджер

Несовпадение мировоззрений, ценностей и установок является частой причиной гнева. В этом случае гнев возникает из-за того, что человеку кажется, что нарушено положение вещей («модель мира»), в рамках которых данный человек определяет понятие «справедливость». Получается, что зачастую гнев вызван лишь тем, что другой человек демонстрирует свой взгляд на мир, отличный от точки зрения оппонента. Для преодоления такого вида гнева Рустем Галимзянов предлагает тренировочное упражнение «Точка», которое рекомендуется выполнять время от времени, чтобы не сердиться из-за того, что кто-то мыслит иначе, чем вы.
Рассмотрим точку (как метафору вашей точки зрения):
С позиций науки геометрии, точка – это бесконечно малая частица линии, поскольку линия включает в себя бесчисленное множество точек;
Плоскость содержит в себе беспредельное количество линий;
Объем состоит из бесконечного числа плоскостей;
Любая точка зрения невообразимо мала в сравнении с объемом реального мира. Она может отразить только беспредельно малую часть его. Причем даже не со всех сторон (их число бесконечно велико), а всего лишь с одной! И не всегда, а только во вполне определенный отрезок времени.
Когда-то у вас была иная точка зрения по данному вопросу (или ее не было вовсе). Сейчас – она другая, а какой будет ваша точка зрения на данный предмет через десять лет, не знает никто, но, скорее всего, она изменится, как и все в этом мире.
Когда вы начинаете гневаться на другого человека потому, что его точка зрения отличается от вашей, остановитесь на мгновение и спросите себя: «Разве точка стоит того, чтобы из-за нее портить здоровье себе и людям?» Скорее всего, вы, как разумный человек, ответите на этот вопрос отрицательно. Если же вы будете продолжать сражаться за «бесконечно малую величину», то помните, что вы сознательно выбрали столь ничтожный повод для своего гнева.
Можно привести и другой пример того, как люди сердятся и гневаются друг на друга лишь потому, что по-разному воспринимают мир. Существует древняя восточная притча о трех слепцах, которые однажды впервые в своей жизни встретились со слоном. Они подошли к нему и ощупали какой-то участок тела слона, а потом начали спорить между собой, пытаясь сравнить свои ощущения.
– Слон похож на могучий ствол дерева, – утверждал один слепой, тот, что обнял ногу слона.
– Нет, слон похож на веревку, – возражал второй слепец, так как он подержал в руке его хвост.
– Все не так, – сердился третий слепец, который дотрагивался до уха животного. – Слон похож на огромный лист лопуха. Я ощупал его очень тщательно и уверен в этом.
Точно так же и люди зачастую сердятся друг на друга, отстаивая свою точку зрения, не осознавая, что их взгляд на мир отражает лишь малую часть его. Самая простая и наглядная метафора бессмысленности споров и гнева из-за разности позиций дана на рисунке внизу (эта картинка также взята из книги Рустема):
Вот как писал Н. В. Гоголь о причинах гнева, вызванного различиями во взглядах, суждений и мнений: «Некоторые чувствуют гнев против несправедливых суждений. Но сердиться на то, что другой произносит ошибочные, пристрастные или непохожие на наши сужденья, так же странно, как если бы мы стали сердиться на иностранца за то, что он говорит другим языком, не похожим на наш, а нашего языка не понимает. Прежде всего, следует представить себе живо характер и качества того лица, с которым говоришь; подумать: может ли он даже говорить иначе? не есть ли это уже несчастная привычка его, а привычка – вторая натура, привычку ему самому трудно победить, если ж он к тому еще стар, тогда еще труднее? Стало быть, нужно быть снисходительным к таким людям. Спорить с ними никогда не следует; в случаях же, когда они в большом заблуждении, лучше подумать, как бы их исподволь, понемногу вывести из такого заблуждения и вместо того, чтобы показать им несправедливость их, что всегда бывает как-то оскорбительно, лучше отделаться такими словами: “В этом деле трудно мне быть судьею, я очень хорошо знаю, что человеку можно на всяком шагу ошибиться. Самые умнейшие и самые лучшие из людей ошибались и даже тогда, когда думали, что менее всего могут ошибиться [86 - Н. В. Гоголь. О тех душевных расположениях и недостатках наших, которые производят в нас смущение и мешают нам пребывать в спокойном состоянии.]”.
Следует отметить, что наиболее сильные негативные эмоциональные реакции, в том числе гнев и ярость, возникают при столкновении разных религиозных концепций. Дело в том, что любая религия основана на слепой вере и слабо реагирует на логические доказательства. Буддисту трудно понять христиан, а язычнику – мусульман. Отсюда – нетерпимость фанатиков веры к другим религиям, Крестовые походы, сожжение еретиков и «ведьм», джихад и т. д. Более того, даже столкновения сторонников одной религии (но разных ее толкований) могут быть наполнены гневом, злобой и кровавыми драмами. Классическим примером является Варфоломеевская ночь, когда тысячи христиан погибли только из-за того, что немного по-иному интерпретировали Библию и по-другому исполняли религиозные обряды.
Варфоломеевская ночь. Со старинной гравюры






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных