Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Щербатых Ю.В. – Психология стресса и методы коррекции 4 страница




+ «выраженный тремор» (6-10 касаний), указывающий на то, что человек с трудом осуществляет координацию движений;

+ «сильный тремор» (11-20 касаний), когда человек не может в должной степени контролировать статическое положение мышц кисти;

+ «очень сильный тремор» (более 21 касания), свидетельствующий

о практически полной невозможности удерживать руку в заданном положении.

Из диаграммы видно, что если в спокойном состоянии 11% студентов полностью контролировали свой тонус и ни разу не касались краев отверстия тремометра, то в состоянии стресса только 3% студентов сохраняли полный контроль над своей скелетной мускулатурой. Заслуживает внимания тот факт, что во время экзаменационного стресса у 35% студентов отмечался сильный и очень сильный тремор в виде дрожания руки, в результате которого они более 10 раз за 15 с касались отверстия тремометра.


 

Изучение корреляций между показателями мышечного тонуса и другими исследуемыми психологическими и физиологическими параметрами выявило между ними ряд связей. Так, уровень тремора в состоянии стресса положительно коррелировал с уровнем ситуативной тревожности перед экзаменом и с показателем вегетативного индекса Кердо в норме: чем выше был исходный уровень активности симпатической системы у студентов в покое и чем больше выражена у них была ситуативная тревожность перед экзаменом, тем достоверно больше дрожали у них руки в состоянии стресса.

Другим методом исследования психомоторных реакций человека является оценка его сенсомоторноіі реакции — времени от подачи стимула (например, загорания сигнальной лампочки определенного цвета) до реакции испытуемого (нажатия на кнопку соответствующего цвета). Сравнение скорости сенсомоторной реакции у студентов в покое и в состоянии экзаменационного стресса показало, что у одной

части испытуемых стресс приводил к замедлению скорости реакции, а у другой части студентов реакция, наоборот, улучшалась (рис. 15). Количество студентов, % от общего числа

 

Изучение особенностей типа высшей нервной деятельности у обследованных студентов показало, что в первой группе студентов (у которых показатели сенсомоторной реакции ухудшались) процессы возбуждения преобладали над процессами торможения (средний коэффициент уравновешенности нервных процессов составлял 1,4), в то время как у второй группы студентов этот показатель составлял 1,1.

Таким образом, при стрессе у людей с уравновешенным типом высшей нервной деятельности скорость сенсомоторной реакции возрастает, а у лиц с преобладанием процессов возбуждения над торможением в условиях стресса показатели сенсомоторной реакции ухудшаются.

Данные исследования имеют важное теоретическое значение, так как показывают, что переход стресса в дистресс или эустресс зависит не только от характеристик самого стрессора, но и от особенностей типа ВИД людей, переживающих стресс.

Другие объективные методы оценки физиологического статуса при стрессе

Кроме состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем человека, уровень стресса можно оценивать по функционирова-

нию его системы терморегуляции [13, 16] и по величине кожно- гальванической реакции (или сопротивлению кожи) [7]. Отмечается, что в процессе актуализации старого стресса (при воспоминании о пси-хотравмирующей ситуации) происходило резкое увеличение частоты и амплитуды кожно-гальванической реакции. Следует обратить внимание также на то, что характеристики дыхания человека и показатели сопротивления кожи традиционно используют в полиграфах («детекторах лжи») для выявления эмоциональных переживаний людей, подозреваемых в совершенных преступлениях и соответственно находящихся в состоянии острого или хронического стресса [3].

2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса

Психологические тесты (бланковые и проективные)

В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих тревожность, каждый из которых по-разному отражает компоненты тревожного состояния при стрессе. В одних тестах учитываются только субъективные компоненты тревоги, в других — ее вегетативные проявления. К сожалению, в наиболее распространенных в настоящее время клинических тестах, определяющих уровень тревожности, не разделяются феномены, присущие активации симпатической или парасимпатической нервной системы, что затрудняет выявление связей между показателями выявляемой по этим шкалам тревожности и физиологическими проявлениями страха и тревоги.

Например, шкала Гамильтона (НатИит М.) не разделяет симпатические и парасимпатические проявления тревоги; в ней рядом стоят такие противоположные по механизму явления, как «покраснение кожных покровов» и «бледность кожных покровов», «повышенный мышечный тонус» и «ощущение удушья» и т. д.

По шкале Цунга (2ип§ XV. XV. К.), предназначенной для самооценки тревоги, одинаково высокий балл могут набрать субъекты с повышенной активностью обоих отделов вегетативной нервной системы, так как пункт «У меня бывает ощущение учащенного сердцебиения» (активация симпатической системы) стоит рядом с пунктом «У меня бывают приступы слабости» (активация парасимпатической системы).

В психологии традиционно принято выделять два типа тревожности:

1) личностную (тревожность как более или менее устойчивая черта личности);

2) ситуативную (тревожность как реакция индивидуума на угрожа ющую ситуацию).

Для измерения индивидуальных различий в тревожности ]. ТауЬг был разработан специальный тест по определению уровня личностной тревожности («шкала тревоги», МАЗ). Для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергер создал два опросника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (личностная тревожность), а второй - как «Т-состояние» (ситуативная тревожность). Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в аналогичных условиях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности, когда ставится под сомнение самоуважение или авторитет индивида. Высокий уровень тревожности, обусловленной ожиданием возможной неудачи, может рассматриваться как приспособительный механизм, повышающий ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу феномена «тревожность», в то время как страх в большей степени опирается на биологические факторы. Многочисленные наблюдения показывают, что под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче.

Следует отметить, что методика Спилбергера не достаточно объективно отражает «глубинную» тревогу, так как испытуемые далеко не всегда желают демонстрировать свои проблемы и свою тревожность экспериментатору Как отмечали некоторые исследователи, иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью своей высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете». Тем не менее на данный момент именно опросник Спилбергера чаще всего используется для оценки выраженности тревоги при психологическом стрессе.

Согласно полученным нами результатам, средний уровень ситуативной тревожности у студентов, определенной по опроснику Спилбергера, в спокойном состоянии равнялся 40 баллов. Перед экзаменом этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 57 баллов, что свидетельствует

о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов перед экзаменом (рис. 16). Считается, что уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов — на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким [11]. Согласно предложению других авторов, выделяется четвертая категории лиц, обладающих «сверхвысоким» уровнем

ситуативной тревожности с показателями выше 70 баллов [5]. Выделение этой категории обусловлено тем, что у таких лиц проявляется симптоматика, близкая к психопатологическим формам реагирования (острым невротическим реакциям).


 

В наших исследованиях доля людей с низким, средним и высоким уровнем ситуативной тревожности значительно отличалась в норме и перед экзаменом. В межсессионный период большинство студентов (61%) имели средние показатели тревожности, количество субъектов с высокими уровнями этого показателя составляло 22,4%, с низкими — 16%, имеющих сверхвысокую тревожность — 0,7% (рис. 17, а).


 

В то же время в условиях экзаменационного стресса вообще не наблюдались студенты с низкой тревожностью, доля субъектов со средним уровнем тревожности была незначительной (16,4%), у большинства студентов (75%) наблюдались высокие, а у 8,6%) — сверхвысокие уровни ситуативной тревожности (рис. 17, б).

Помимо традиционных измерений тревожности как личностной черты в последнее время наметилась тенденция к выявлению скрытой или явной причины этой тревожности, которая реализуется в виде конкретных страхов (объектов тревоги).

Как выяснилось, у каждого человека имеется индивидуальная иерархическая структура страхов личности, которая определяет, на какие воздействия в первую очередь у человека развивается психологический стресс [4]. Для определения этой структуры был создан опросник, выявляющий систему актуальных страхов личности — ОАО. В группе здоровых испытуемых средний интегральный показатель страхов (ИПС), вычисляемый по опроснику ОАО, для мужчин равнялся 77,9 ± 4,7 балла, для женщин - 104,0 ±2,5 балла (р< 0,001). Таким образом, общий уровень актуальных страхов был достоверно более высоким у лиц женского пола.

Корреляционный анализ позволил выявить тесную взаимосвязь уровня личностной тревожности, по Спилбергеру, с ИПС (г = 0,49; р < 0,001). В то же время величина ИПС практически не коррелировала с уровнем ситуативной тревожности, измеренной у здоровых испытуемых в обычных условиях (г > 0,10), однако показывала тесную корреляцию с уровнем ситуативной тревожности, измеренной во время эмоционального стресса (г = 0,47; р < 0,001).

Из этого может быть сделан вывод, что люди, имеющие большое количество актуальных страхов, в привычных, обыденных ситуациях могут не проявлять своих негативных эмоций, однако в стрессовой ситуации демонстрируют резко выраженную тревожность. Таким образом, заблаговременное определение величины ИПС позволяет прогнозировать и выявлять «скрытую» ситуативную тревожность на фоне эмоционального стресса.

В некоторых исследованиях для экспресс-диагностики уровня стресса предлагается использовать цветовой тест Люшера[10].

Наши исследования не подтвердили связь между результатами цветовых выборов по тесту Люшера, с одной стороны, и показателями личностной тревожности, определяемой по тестам Спилбергера, Цунга и ИСАС, — с другой.

Во время обычного учебного процесса, а также при эмоциональном стрессе отсутствовала статистически значимая корреляция между показателями теста Люшера и результатами тестов ситуативной тревожности Спил- бергера и САН. Увеличение показателя «вегетативного коэффициента» при стрессе было минимальным, а средний по группе показатель «суммарного отклонения» при стрессе даже уменьшался по сравнению с нормой. Отсутствие значимой корреляции между так называемым «вегетативным коэффициентом» и результатами, полученными при помощи непосредственного измерения пульса и артериального давления, не дозволяют использовать данный показатель в качестве индикатора функционирования вегетативной нервной системы[11].

Подводя итог разделу, посвященному бланковым методикам, в той или иной степени определяющим уровень стресса или оценивающим предпосылки его развития, следует сказать о том, что к настоящему времени в психологической практике достаточно часто употребляется некий набор средств, составляющих наиболее распространенный «пакет инструментов» специалиста. Основной состав данного «инструментального пакета» представлен в приложении 1.

Интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе)

В некоторых случая применение бланковых тестов затруднено или же не позволяет провести полный анализ причин стресса. В таких ситуациях более информативными оказываются методы интроспекции, которые позволяют провести структурный самоанализ причин стресса и хода его течения [8]. При первых признаках стресса полезно бывает задать себе ряд стандартных вопросов.

+ Не переполняют ли меня отрицательные эмоции?

+ О чем я сейчас думаю (о том, как решить проблему, или о том, как все ужасно складывается)?

+ В каком состоянии мои мышцы? Нет ли в них излишнего напряжения?

+ Как я дышу (спокойно или напряженно)?

При анализе стресса важно не только оперативно реагировать на проблему в целом, но и уметь произвести тщательный анализ ситуации, выделяя:

+ предпосылки ее развития;

+ характерные черты своего поведения при стрессе; + последствия, возникающие после того, как основные действия завершились.

Л Предпосылки — это события или ситуации, которые запускают стрессовые реакции.

Чтобы выявить предпосылки стресса, вам следует ответить на ряд вопросов.

+ Что предшествовало развитию стресса?

+ Когда это произошло?

+ Что я делал?

+ Кто был рядом?

+ Какие чувства и мысли были у меня до начала развития стресса?

Л Поведение — непосредственная реакция на стресс (включает в себя мысли, чувства илействия).

Чтобы выяснить, как именно протекает у вас стресс, имеет смысл разобраться в следующих вопросах.

+ Какие чувства и эмоциональные переживания были при стрессе?

+ Какие физиологические ощущения я испытывал при стрессе?

+ О чем я тогда думал, какие мысли заполняли голову?

+ Какие действия я совершал, а какие, наоборот, прекращал делать?

Л Последствия — то, что следует за вашей непосредственной реакцией (в том числе оценка того, насколько адекватной была эта реакция).

Для этого следует ответить на такие вопросы. + Что произошло после того, как острый стресс миновал? + Как я оценил ситуацию потом? + Как долго я переживал последствия стресса? + Винил ли я во всем себя, других людей или обстоятельства?

Самонаблюдение — ключ к познанию своих стрессоров и их преодолению. Если человек стыдливо или испуганно уклоняется от изучения своих слабостей и проблем, то тем самым он отдается на волю объективных случайностей или других людей. Если же человек находит мужество для беспристрастного исследования своих проблем, то тем самым делает первый шаг к их радикальному разрешению. Здесь уместно привести аналогию с избыточным потреблением пищи некоторыми людьми. По данным американских врачей, люди, которые регулярно записывали все моменты приема пищи в течение дня, за месяц теряют в среднем два килограмма веса, даже не прилагая целенаправленных усилий к изменению своего питания. Точно так же и человек, который фиксирует особенности протекания своих стрессов, уже в какой-то мере начнет их контролировать, а значит, и уменьшать их негативное влияние на свою жизнь.

Полный структурный анализ стресса включает в себя несколько позиций, которые отражены в табл. 3.

Таблица 3. Структурный анализ стресса
Стрессовая ситуация и ее предпосылки Поведение при стрессе (мысли + действия + чувства) Что помогает мне преодолевать стресс?
Пример. Стресс, Тревога перед сдачей экзамена Предпосылки. Обычно начинается за сутки до него и усиливается, если готовлюсь в одиночку Последствия. В результате волнения я плохо отвечаю, сбиваюсь, не могу в полной мере продемонстрировать свои знания и потом еше долго переживаю по этому поводу Мысли, «Я провалюсь», «Мне всего этого никогда не выучить» Действия. Не могу заниматься, отвлекаюсь, смотрю телевизор, много курю Чувства, Опасения, напряжение, тревога Мысли, «Я справлюсь!», «Я уже много раз успешно сдавал экзамены» Действия. Разворачиваю телевизор к стене, убираю сигареты подальше, раз в день хожу в тренажерный зал Чувства, Вспоминаю о своих удачах в жизни и заново переживаю чувство уверенности в себе

 

2.2.3. Прогноз уровня стресса

Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и прикладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявлять лиц, у которых возможно нарушение функционального состояния во время экстремальных ситуаций, и проводить с ними соответствующую работу в плане психопрофилактики стресса. Специалисты в области физиологии труда отмечают, что различные виды неблагоприятных функциональных состояний (утомление, монотония, неадекватные реакции при стрессах и т. д.) не только существенным образом снижают успешность и качество труда, но и заставляют человека платить «сверхвысокую психофизиологическую цену» за выполняемую работу [2, 9, 13, 16]. Поэтому своевременный прогноз возможных отклонений в нормальном функциональном состоянии у отдельных лиц и своевременная реализация коррекционных мероприятий не только помогли бы этим людям сохранить здоровье, но и за счет оптимизации их функционального состояния повысить эффективность их деятельности.

В настоящее время существуют различные методы прогнозирования реакций человека на стресс. Их основная задача состоит в учете индивидуальных психических и физиологических особенностей испытуемого и экстраполяции полученных данных на аналогичные ситуации в будущем. К этим методам относятся:

1) использование идентичных стрессоров (например, изучение психо логических и вегетативных реакций студента на одном экзамене дает возможность прогнозировать характер и уровень переживае мого им стресса на другом);

2) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных условиях (воздействие сильных зрительных, звуковых и тактиль ных раздражителей);

3) мысленное моделирование стрессорных ситуаций (в частности, при помощи метода нейролингвистического программирования);

4) прогнозы на основе психологических тестов и опросников',

5) математические модели (простой, множественной регрессии и пр.);

6) создание при помощи различных устройств модельной стрессорной ситуации, которая по своим параметрам была бы достаточно близ ка к ситуации реальной.

Например, для оценки поведения студентов на экзамене проводилось сравнение психофизиологических показателей студентов в трех вариантах: при сдаче экзамена, во время стоматологического приема и при выполнении теста «Зеркальная координометрия». Сопоставление реакции студентов на ситуацию экзамена с реакциями на этот тест показало, что подобные тестовые задания могут являться своеобразными пробными моделями, изучение которых позволяет прогнозировать реакции того или иного испытуемого на реальную стрессовую ситуацию. На основании полученных результатов автором было предложено использовать последний лабораторный тест для прогнозирования реакции человека на эмоциональный стресс и оценки стрессотолерантности[12].

Следует отметить, что при разработках подобных методов моделирования реакций на экзамен имеются две проблемы, затрудняющие получение точных данных — это различия по содержательной и мотивационной частям экзамена и лабораторного эксперимента. Особенно важна при этом мотивационная часть. Во время экзамена студент стремится максимально проявить свои знания, так как его оценка влияет на стипендию, социальный статус, собственную самооценку и пр. В модельном эксперименте достаточно трудно создать необходимый уровень мотивации, кроме того, процедура экзамена (его временные и содержательные характеристики — подготовка к нему, ожидание своей очереди, контакт с преподавателем, включая межличностные отношения и пр.) весьма сильно отличается от процедуры работы с красно-черной таблицей или на аппарате, определяющем скорость реакции или координацию движений.

Другим способом оценки стрессоустойчивости человека является мысленное моделирование эмоционально значимых ситуаций - актуализация стресса путем простых воспоминаний или с использованием методик нейролингвистического программирования (НЛП). В последнем случае испытуемому предлагается вспомнить ситуацию, когда он испытывал максимальное волнение. Применение специальных методов НЛП — так называемых «якорей», которые по своей сути являются кинестетическими условными раздражителями, а также задействование всех основных сенсорных каналов позволяют вызывать у человека весьма сходную с реальной картину вегетативных реакций и по ней судить о характере реагирования того или иного человека на стресс. Недостатком такого метода прогнозирования является необходимость длительной индивидуальной работы с испытуемым и умение использовать данные способы экспериментатором, что создает ограничения для массового использования данного метода.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов приводят в своей книге ряд стрессоров, которые используются в спортивной и военной психологии для проверки стрессоустойчивости человека:

+ соревновательная обстановка выполнения заданий и создание повышенной мотивации к победе;

+ неожиданные сильные воздействия (громкие звуки, световые вспышки, холодные прикосновения, электрокожные раздражения); + показ психотравмирующих картинок или кадров из фильмов;

+ выполнение действий, оказывающих реальное стрессогенное воздействие (прыжки с парашютом, «обкатка танками», «окуривание» газами в противогазах, обстрел из закрепленного на станке пулемета);

+ установка на неотвратимость болевого воздействия (наказание электрическим током в случае ошибки при выполнении теста) и т. д. [2]. Понятно, что далеко не все из предложенных этими авторами методов можно применять в повседневной практике психолога для оценки стрессоустойчивое™. Из приемлемых методов можно отметить специальное создание трудностей в выполнении мотивированной деятельности в виде дефицита времени или координационной сложности, а также эмоциогенное инструктирование при высокой личной значимости выполняемых контрольных действий.

Последний метод ранее уже применялся автором данного пособия для оценки стрессоустойчивости студентов. Испытуемые дважды проходили испытание на тремометре.

В первый раз студенты должны были просто выполнить предложенное задание (провести щуп тремометра через «дорожку», не касаясь краев отверстий), не получая информации о результатах теста.

Второй раз студенты получали соответствующую инструкцию: «Вы плохо выполнили первое задание, хуже остальных студентов в группе. Постарайтесь теперь максимально сосредоточиться и значительно улучшить свой результат». Во время второго опыта при каждой ошибке звучал резкий звуковой сигнал и мигала контрольная лампа, что создавало дополнительную эмоциональную нагрузку. Подобный эксперимент позволял выявлять лиц с низким уровнем стрессоустойчивости.

В последнее время появились новые перспективы для прогнозирования стрессовых реакций с использованием методов математического анализа вариабельности сердечного ритма. Основоположник этого направления в нашей стране Р. М. Баевский отмечает, что используя спектральные характеристики сердечного ритма для индикации активности различных контуров управления, можно подойти к решению задачи оценки и прогнозирования функционального состояния организма при информационных нагрузках. Полученные в результате лабораторного моделирования данные в дальнейшем подвергаются математической обработке.

В настоящее время все большую популярность приобретает метод множественной регрессии, позволяющий строить достаточно точные математические модели на основании сопоставления большого числа исходных данных [5, 10].

Данный метод позволяет установить статистическую зависимость среднего значения одной случайной величины У от нескольких дру

гих величин Хь X2,..., Хп. Эта статистическая зависимость находит свое выражение в уравнении:

Y = ао + аіХі + а2Х2 +... + апХп, где а, (і = 0, п) — искомые параметры.

Покажем основные принципы построения моделей реагирования студентов на эмоциональный стресс на примере прогнозирования величин пульса во время экзамена [17]. Первоначально для построения модели было использовано более 70 физиологических и психологических показателей, зарегистрированных у студентов как в состоянии относительного покоя, так и на экзаменах.

После предварительного отбора было оставлено 10 показателей, характеризующих:

+ гемодинамику: артериальное диастолическое давление (ADD);

+ ритм сердца: HP, pNN50;

+ личностные характеристики теста Кеттела: A, F, N, М, Q4;

+ страх за свое сердце (S10),

+ тендерный признак (Sex).

С учетом этих факторов была построена компьютерная модель состояния частоты сердечных сокращений у студентов на экзамене. Итоговое уравнение связывает ожидаемую частоту пульса на экзамене с психологическими и физиологическими параметрами студентов:

HRE = 73,31 + 1,03 х ADD + 3,77 х HF - 0,60 х pNN50 +

+ 1,76 х А - 1,86 xF-2,16 хМ- 1,51 xN + 1,96 х Q4- 1,49 xS10- 18,87 х Sex.

Стандартная ошибка равна 9,8 уд/мин.

Г рафик соотнесения предсказанных, исходя из этой модели, и наблюдаемых реально показателей частоты сердечных сокращений, а также вклад отдельных факторов в конечный результат, отображен на рис. 18.

Согласно результатам множественного регрессионного анализа, наибольший вклад в частоту сердечных сокращений вносят такие параметры, как пол студентов, величина их диастолического артериального давления во время обычного учебного процесса и показатель активности функционирования их парасимпатической системы (pNN50). Менее значителен вклад в показатели пульса на экзамене таких характеристик личности, как фрустрированность (Q4), озабоченность (-F), наивность (-N) и общительность (А).

 

Полученные модели психологических и физиологических параметров студентов во время экзаменационного стресса можно использовать для прогноза их состояния на экзамене и проведения профилактических мероприятий со студентами, входящими в «группу риска» по тем или иным показателям. С такими студентами перед экзаменами желательно проводить психокоррекционную работу по оптимизации функционального состояния.

151 131

ш з X

3 111

В с:

чэ га

I

91 71

 
 

Рис. 18. Зависимость между предсказанной и реально наблюдаемой частотой пульса у студентов в состоянии экзаменационного стресса

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

1. Назовите четыре возможные формы проявления стресса.

2. В чем проявляются поведенческие нарушения при стрессе?

3. Опишите последовательность эмоциональных проявлений стресса.

4. Какие существуют объективные методы оценки уровня стресса?

5. Каким образом вычисляется вегетативный индекс Кердо (ВИК)?

6. Перечислите основные методы оценки психомоторных реакций, применяемых при изучении психологического стресса.

7. Из каких элементов состоит самомониторинг внутреннего состоя ния при стрессе?

1. Перечислите методы прогнозирования уровня стресса.

"& Выберите правильный вариант ответа

1. К какой форме проявления стресса относится нарушение кониентраиии внимания?

а) к поведенческой;

б) к эмоциональной;

в) к интеллектуальной; •

г) к физиологической.

2. К какой форме проявления стресса относится головная боль?

а) к поведенческой;

б) к эмоииональной;

в) к интеллектуальной;

г) к физиологической.

3. К какой группе эмоциональных изменений относится снижение самооцен ки, которое имеет место у некоторых людей при психологическом стрессе?

а) к изменению обшего эмоиионального фона»;

б) к выраженным негативным эмоииональным реакциям;

в) к изменениям в характере;

г) к невротическим состояниям.

4. К какому уровню ситуативной тревожности можно отнести показатель 57 баллов по Спилбергеру?

а) к низкому;

б) к среднему;

в) к высокому;

г) к сверхвысокому.

5. Какой элемент не входит в состав триады поведения при структурном ана лизе стресса?

а) мысли;

б) действия;

в) чувства;

г) последствия.

6. К какой из ниже перечисленных групп методов прогнозирования уровня стресса относится метод множественной регрессии?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных