Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Щербатых Ю.В. – Психология стресса и методы коррекции 7 страница




1) повышенная тревожность как основная составляющая обычного эмоционального фона. Проявляется как в психической сфере (бес покойство и озабоченность, «параноидальные» явления, чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины), так и на физиологи ческом уровне (повышенное артериального давление, спазмы же лудка, головные боли);

2) повышенная агрессивность, тенденция решать проблемы с помо щью грубой силы. Периодические приступы ярости, особенно по еле приема алкоголя или других наркотических веществ;

3) немотивированная бдительность, переходящая в подозрительность, ожидание угрозы и нападения;

4) пониженное настроение, депрессия, чувство одиночества и отчая ния. Этим чувствам сопутствует нервное истощение, апатия и не гативизм;

5) нарушения памяти и концентрации внимания, трудности сосредо точения, особенно в социально значимых ситуациях (публичное выступление, экзамен и т. д.);

6) наличие так называемых «непрошеных воспоминаний». Периоди чески в сознании человека, страдающего ПТСР, внезапно всплывают крайне неприятные сцены, связанные с травмирующим событием, которые сопровождаются очень сильными негативными эмоциями. Эти воспоминания могут возникать как во время бодрствования, так и во сне, принимая форму ночных кошмаров. Человек пробуждается от такого сна потным, разбитым, с напряженными мышцами;

7) притупленность эмоций и агедония (отсутствие чувства удоволь ствия, радости жизни);

8) бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон). Когда человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что он сам невольно противится засыпанию, и именно в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон;

9) тенденция к злоупотреблению никотином, алкоголем, наркотиче скими и лекарственными веществами;

10) чувство вины.

Возможные механизмы посттравматического стресса весьма значительно различаются в зависимости от применяемого подхода. Например, в рамках концепции о высшей нервной деятельности, созданной И. П. Павловым, причиной ПТСР является застойный очаг возбуждения в коре головного мозга.

Биохимические модели обращают внимание на снижение уровня норадреналина, допамина и серотонина в мозге, рост уровня ацетил- холлина и эндогенных опиоидов. Снижение уровня норадреналина и падение уровня допамина в мозге коррелируют с состоянием психического оцепенения. Это состояние является центральным в синдроме ответа на стресс. Болеутоляющий эффект, опосредованный эндогенными опиоидами, может приводить к возникновению опиоидной зависимости и поискам ситуаций, похожих на травмирующую. Снижение серотонина вызывает ингибирование работы системы подавления продолжения поведения, что приводит к генерализации условной реакции на связанные с первоначальным стрессором стимулы. Несмотря на логичность данных конструкций, следует заметить, что большинство подобных исследований было проведено на животных, что не позволяет в полной мере переносить данные гипотезы на стресс человека.

Согласно психоаналитическому подходу 3. Фрейда, травма приводит к нарушению процесса символизации и является элементом нарциссического конфликта. Фрейд считал, что в результате интенсивного или длительного воздействия внешних факторов стимуль- ный барьер разрушается, а либидозная энергия смещается на самого субъекта. С его точки зрения, фиксация на травме — это попытка ее контроля. Современные психоаналитики в качестве возможных механизмов ПТСР рассматривают: + регресс на оральную стадию развития; + смещение либидо с объекта на «Я»;

+ ремобилизация садомазохистских инфантильных импульсов; + идентификация с агрессором; + регресс к архаичным формам функционирования «Сверх-Я» и т. д.

Считается, что травма — это триггерный механизм, актуализирующий детские конфликты.

В рамках когнитивной модели травматические события — это потенциальные разрушители базовых представлений о мире и о себе. Патологические реакции на стресс — это попытки воссоздания прежней картины мира в слегка измененном виде, которые не приводят к успеху. Преодоление ПТСР возможно только после полного разрушения остатков прежних представлений об окружающем мире и своей роли в нем и построения новой, непротиворечивой модели.

Информационная модель, разработанная М. Horoxy'Y1, является попыткой синтеза когнитивной, психоаналитической и психофизиологической моделей.

Согласно этому подходу, сильный стресс приводит к поступлен- нию в сознание информации, которая не может быть согласована с когнитивными схемами. Происходит информационная перезагрузка, и часть информации переводится из сознания в бессознательное, сохраняясь, впрочем, в активной форме. В соответствии с принципом избегания моральной боли человек стремится сохранить информацию в бессознательной форме, но в соответствии с тенденцией к завершению гештальта травматичная информация становится сознательной как часть процесса информационной обработки.

Для преодоления ПТСР используются различные стратегии: восстановление целостности и гармоничности картины мира (согласование негативного опыта и текущей реальности), поиск и актуализация необходимых ресурсов (например, спокойствия и уверенности в себе), а также включение старых поведенческих программ в контекст социально-приемлемых действий (например, работа спортивным инструктором или охранником для бывшего солдата).

Ногош& М./ 5<те55 гезропзе зупёготез. Мог1:г1Уа1е, N.J., Агопзоп, 2nd ее!., 1986.

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

1. Опишите основные стадии развития стресса, согласно концепции Г анса Селье.

2. От каких трех факторов больше всего зависит характер влияния стресса на человека?

3. Как влияет на характер стресса тип высшей нервной деятельности человека?

4. Каким образом родители могут влиять на формирование стрессоустойчивости (или стрессочувствительности) человека?

5. Как влияют на характер стресса особенности личности человека?

6. Как влияют на характер стресса социальные условия жизни и тру да человека?

7. Перечислите когнитивные факторы, влияющие на уровень стресса.

8. Перечислите основной набор психосоматических заболеваний, наиболее часто возникающих после переживания человеком силь ного стресса.

9. Перечислите клинические симптомы посттравматического стрес сового расстройства.

л Выберите правильный вариант ответа

1. На какой стадии развития стресса наиболее вероятен переход стресса в болезнь?

а) тревоги;

б) адаптации;

в) истошения;

г) на любой из перечисленных.

2. Какая фаза развития стресса подразделяется на три периода?

а) стадия адаптации;

б) стадия тревоги;

в) стадии истошения.

3. Какой уровень эмоционального возбуждения, согласно правилу Р. Йеркса и Аж. Додсона, соответствует эустрессу?

а) отсутствие эмоций;

б) средний уровень эмоционального возбуждения;

в) чрезмерно выраженные эмоции.

4. Какой характер стресса более вреден для организма человека (при прочих равных особенностях)?

а) слабый и короткий;

б) слабый и длительный;

в) сильный и короткий.

5. Какие врожденные факторы, а также события первых лет жизни больше всего влияют на формирование стрессоустойчивости человека?

а) уровень самооценки;

б) характер человека;

в) направленность психики;

г) характер протекания беременности у матери.

6. Какой из перечисленных элементов, влияющих на развитие стресса, отно сится к когнитивным факторам?

а) тип высшей нервной деятельности;

б) родительские сценарии;

в) условия труда;

г) прогноз будущего.

7. Какой из перечисленных элементов, влияюших на развитие стресса, не от носится к социальным факторам?

а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги);

б) общественный статус;

в) условия труда;

г) установки и ценности человека.

8. Какой из перечисленных элементов, влияюших на развитие стресса, фор мируется позже всего?

а) наследственные особенности стрессоустойчивости;

б) характер протекания беременности у матери;

в) черты личности;

г) ранний детский опыт;

г) тип высшей нервной деятельности.

9. Какими качествами обладают люди типа «А» (обладающие повышенной уяз вимостью к стрессу)?

а) вспыльчивые, энергичные и честолюбивые;

б) аккуратные и добродушные;

в) спокойные и рассудительные;

г) быстро принимающие решения и не стремящиеся к карьерному росту.

10. Что не влияет напрямую на уровень сензитивности человека?

а) чувствительность рецепторов;

б) тип высшей нервной деятельности;

в) легкость образования условно-рефлекторных связей в коре мозга;

г) особенность процессов мышления;

д) изменение чувствительности в процессе индивидуального опыта.

11. Психосоматические болезни возникают в результате ослабления защит ных сил организма и срыва работы органов по принципу «слабого звена» после:

б) внутреннего конфликта;

в) депрессии?

12. Застойный очаг возбуждения в коре больших полушарии мозга является причиной ПТСР в рамках:

а) физиологической концепции;

б) биохимической концепции;

в) психоаналитической концепции;

г) когнитивной концепции;

д) информационной концепции?

Л

и

т

е

Р

а

т

У

Р

а

О

с

н

о

в

н

а

я

1. Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990, с. 60- 66.

2. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983, с. 10-20.

3. Корыстов Ю. Н. Эмоции, стресс, курение, потребление алкоголя и рак — корреляционные и причинные связи // Журнал ВИД им. Павлова.

1997.

№ 4, с. 627-657.

4. Селье Г. Когда стресс не приносит горя (Стресс без дистресса). М.,

1992,

с. 122-123.

5. Щербатых Ю, В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000, с. 102- 112.

6. Щербатых Ю. В. Связь особенностей личности студентов-медиков с ак тивностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал.

2002. № 1,с. 118-122

Дополнительная

7. Абрамова Г. С., ЮдчицЮ. А. Психология в медицине. М., 1998, с. 99- 162.

8. Захаров А. И. Неврозы детей и подростков. JL, 1988, с. 5-18.

9. Гаврилова Е. А. Роль поведенческого типа А и психического стресса в раз витии ишемической болезни сердца, возможности психопрофилактики и психотерапии заболевания //Кардиология. 1999. № 9, с. 72-78.

10. Горелова Е. С. Мотивация достижений и адаптация к психическому стрес су // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических заболе ваний. М., 1977, с. 48-50.

11. Горст Н. А., Горст В. Р. Состояние вегетативной нервной системы в про цессе адаптации организма школьников и студентов к различным уело виям существования // Ученые записки Астраханского государственного

педагогического института. 1995. № 1, с. 75-79.

12. Гусова А. Б. Некоторые клинико-физиологические особенности анксиоз- ных состояний // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корса кова. 1969. Т. 69. Вып. 3, с. 390-396.

13. Данилова Н. Н., Коршунова С. Г., Соколов Е. Н., Чернышенко Е. Н. Зависи мость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной

характеристики // Журнал высшей нервной деятельности. 1995. Т. 45. № 6, с. 647-660.

14. Калуге А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. Киев, 1999, с. 27-42.

15. Каплап Г. И., СэдокБ. Дж. Клиническая психиатрия: В 16.2 т. Т. 1. М., 1994. Мойкин Ю. В., Киколов А, И.,

Тхоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М., 1987, с. 36- 112. 17. Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. №6, с. 119-122.

18.Нелюбова Т. А. К вопросу о динамике эмоциональновегетативных дисфункций // Труды конференции аспирантов и клинических ординаторов КГМИ.

19. Фрунзе, 1971. Т. 72, с. 109-113.

Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. 20 П. Александрова. СПб., 2006.

Суворова В. В. Психофизиология стресса. М., 1975, с. 3-208.

21. ЩербатыхЮ. В. Влияние параметров высшей нервной деятельности сту

дентов на характер протекания экзаменационного

стресса // Журнал ВНД

им. Павлова, 2000. № 6, с. 959-965.

22. ЩербатыхЮ. В. Взаимосвязь тревожности, страха и фрустрации с актив

ностью парасимпатического отдела вегетативной нервной системы // Ма

териалы 7-й междисциплинарной конференции по биологической психи

атрии «Стресс и поведение». М., 2003, с. 31-33.

23. ВаЪег}. 51те55 арргаізаіз апс! сорт§ шг.Ь еуегусіау Ьазз1е5 //Ршлг. Кеуегза!

ТЬеогу. Атз{;егс!ат, 1988. Р. 117-128.

24. СоНеп/., МагзНаИС. л.> СНещБ, А§ап&а15. К, 1Ш (). ВКА repair сарас7^

т тесНса! 5Шс1еп1:8 с1игг$ ехат злгезз // /. ВеЬау.

Месі. 2000. V. 23. № 6.

Р. 531-544.

25. Бе ОиаИго V. I. ЗСгезз oyer!oacl-ancl са!;есЬо1атте гезроп5е-с1етапс1 пеигга-

Игшз апиЬурег1еп51Уе 1;Ьегару//Неагі апс! Сігс. 1988. V. 3, 5ирр1.№2.

Р. 6-7.

26. РпейтапМ., Козептап К ТЬе кеу саизе — Іуре А ЬеЬауюг раиегп //51:ге55

апс! copp!n&N. У.; СоЬтЫа ІМу. Ргезз, 1977. Р. 203- 212.

27. МагЫп К. А., Кгпрег N. О. ТеНс уегзиз рагаЫю сіоттс аз а тос!ега1ог ол

з1:ге55 //РГО&Г. Кеуегза! ТЬеогу. Атз1:егс1ат, 1988. Р. 91-105.

28. Ри&епщ Т/г. ТЬе е{тесг,5 оГ оссираілопаі злгезз оп Ыоос! ргеззиге т теп апс! \уотеп//Ас*аРЬузю!. Зсапо1. 5ирр1. 1997. V. 161, 5ирр1. №640. Р. 125-128.

Глава 4

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА

4.1. Субъективные причины возникновения психологиче ского стресса
4.1.1. Несоответствие генетических программ совре
  менным условиям
4.1.2. Стресс от реализаиии негативных родительских
  программ
4.1.3. Стресс, вызванный когнитивным диссонансом
  и механизмы психологической зашиты
4.1.4. Стресс, связанный с неадекватными установ
  ками и убеждениями личности
4.1.5. Невозможность реализаиии актуальной
  потребности
4.1.6. Стресс, связанный с неправильной коммуника-
  иией
4.1.7. Стресс от неадекватной реализаиии условных
  рефлексов
4.1.8. Неумение обращаться со временем (стресс
  и время)
Объективные причины возникновения психологиче
ского стресса
4.2.1. Условия жизни и работы (постоянные компо
  ненты существования)
4.2.2. Взаимодействие с другими людьми
4.2.3. Политические и экономические факторы

 

4.2.4. Чрезвычайные обстоятельства 4.3. Каузальная классификаиия стрессоров

4.3.1. Степень подконтрольности стрессора

4.3.2. Локализаиия стрессора

4.3.3.

4.1. Субъективные причины возникновения психологического стресса

Можно выделить две группы субъективных причин, вызывающих стресс. Первая группа связана с относительно постоянной составляющей личности человека, тогда как вторая группа причин стресса носит динамический характер. В обоих случаях стресс может вызываться рассогласованием между ожидаемыми событиями и реальностью, хотя программы поведения человека могут быть длительными или краткосрочными, жесткими или динамичными (рис. 23).


 

4.1.1. Несоответствие генетических программ современным условиям

Многие наши стрессы и проблемы будут понятнее, если вспомнить эволюцию человека и его исторический путь из дикой природы в лоно цивилизации. Ученые к настоящему времени твердо установили, что большинство ответных реакций на биологические и физические воздействия носят рефлекторный характер и генетически запрограммированы на уровне ДНК. Проблема состоит в том, что природа подготовила человека на жизнедеятельность в условиях повышенных физических нагрузок, периодического голодания и перепадов температур, в то время как современный человек живет в условиях гиподинамии, переедания и температурного комфорта [6].

Можно отметить, что по своей природе люди довольно устойчивы к природным факторам (голоду, боли, физическим нагрузкам), но обладают повышенной чувствительностью к факторам социальным, к которым еще не выработалось врожденной защиты. Вспомним известный рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника», в котором мелкий чиновник умирает от страха перед генералом, на которого он случайно чихнул. Это, может быть, и гипербола, но, по данным европейских врачей, в год на земле от социогенных стрессов и вызванных ими психосоматических болезней погибают десятки миллионов людей [2, 7,

11, 12]. Кто-то умирает от инсульта после приступа гнева на своих близких, кто-то — от обострения язвы, вызванной напряженной работой, кого-то убивает рак, развившийся после многомесячных переживаний и затяжной депрессии. У наших предков не было антибиоти-


 

ков и электрических обогревателей, но их организм обладал мощными природными механизмами защиты от стресса. Наши современники, казалось бы, обладают всем могуществом нынешней науки, но тысячами умирают от инфарктов, инсультов и онкологических заболеваний (рис. 24).

4.1.2. Стресс от реализации негативных родительских программ

Часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его родителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют «неосознанными установками», «жизненными принципами» или «родительскими сценариями», и они могут оказывать весьма существенную роль на дальнейшую жизнь индивида [5]. Эти установки могут быть вполне полезными для маленького ребенка, но по мере его взросления и изменения условий жизни они начинают усложнять жизнь, делая поведение неадекватным и вызывая стрессы.

Например, родители запрещали девочке ходить в лес, пугая ее «серым волком», «бабаем» или сексуальным маньяком, и в итоге образовался страх, мешающий взрослой женщине получать наслаждение от общения с природой.

Другой пример: воспитанные в 70-х или 80-х годах молодые люди получали политическую установку, осуждающую занятие бизнесом. «Покупать дешево и продавать дорого нехорошо! Это спекуляция, за которую можно сесть в тюрьму», — внушали молодым. Это была вполне адекватная установка эпохи социализма, но когда началась перестройка, она стала мешать заниматься бизнесом, так как перепродажа товара с целью обогащения подсознательно воспринималась как что-то постыдное, нехорошее.

4.1.3. Стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмы психологической зашиты

Как мы уже выяснили выше, источником многих стрессов являются эмоции человека, которые провоцируют его на спонтанные реакции вопреки голосу разума, пытающегося спокойно и рационально оценить ту или иную ситуацию. Однако бывает и так, что разум начинает подыгрывать чувствам, находя для оправдания нелогичных поступков человека «псевдологичные» объяснения. По мере освоения среды обитания в сознании каждого человека формируется определенная «виртуальная» картина окружающего мира, которая описывает и объясняет все, что происходит с ним самим и другими людьми, а также со всей остальной природой. Если же реальность вступает в противоречие с нашим представлением о возможном и должном, то возникает стресс, причем достаточно сильный. Впервые это явление описал психолог Леон Фестингер, который ввел понятие когнитивного диссонанса — противоречия между двумя реальностями — объективной реальностью мира и виртуальной реальностью нашего сознания, описывающей мир. Если некоторое событие не может быть описано в системе существующих у человека представлений о мире, то он крайне редко меняет модель мира. Гораздо чаще человек или создает дополнительные конструкции, укрепляющие модель, или же игнорирует реальность.

Например, в общих чертах мы знаем принцип действия телефона, и нас не удивляет, что можно слышать другого человека за сотни километров от него. В то же время нам кажется непонятным и нелогичным внезапная смерть туземца, которого «проклял» местный колдун за нарушение какого-нибудь глупого табу. А соплеменники туземца, наоборот, спокойно воспримут смерть «от сглаза», но будут в шоке от мобильного телефона, который не вписывается в их картину мира.

Когда жизнь начинает разрушать наши мифы, с которыми мы привыкли жить, психика выстраивает барьеры против реальности, которые называются формами психологической защиты. В частности, довольно часто используя такие формы, как «отрицание», «рационализация», «вытеснение», человек обеспечивает сохранность сознания от стресса, оставляя нетронутой имеющуюся у него (ложную) картину мира. Р. М. Грановская так описывает сущность психологической защиты:

«Психологическая защита проявляется в тенденции человека сохранять привычное мнение о себе, уменьшать диссонанс, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других» [7].

Отрицание заключает в том, что вызывающая стресс информация или игнорируется сознанием, или девальвируется. Например, социологи давали людям читать статьи о вреде курения, а потом задавали им вопрос, убедили ли их материалы прессы, что курение вызывает рак легких. Положительный ответ дали 54% некурящих и только 28% курящих. Другими словами, большинство курильщиков не хотели признать тот факт, что они сами способствуют появлению у себя смертельно опасной болезни [7].

Рационализация — это псевдоразумное объяснение человеком своих поступков в случае, если признание действительных причин грозит потерей самоуважения или разрушает сложившуюся картину мира. Примером является басня Эзопа «Лиса и виноград», в которой лиса, не имея возможности достать высоко висящий виноград, утешает себя тем, что он зелен и невкусен. Рационализация — это один из способов избегать стрессов, связанных с переживанием по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить. Только нам следует помнить, что разумность и обоснованность объяснений своих поступков часто бывает лишь видимой, а по сути — это фокусы подсознания, оберегающего нашу самооценку и мнение о себе.

Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем вытеснения в подсознание неприятной информации или неприемлемого мотива. Так, человек, которого при коллегах обругал начальник или которому изменила жена, как бы «забывает» эти факты, однако они не исчезают навсегда, а лишь погружаются в глубины подсознания, иногда всплывая оттуда в виде тягостных сновидений или неосознанных оговорок.

Все эти феномены показывают, что специальные механизмы защиты от психологических стрессов не способны устранить настоящие причины конфликта, а лишь сглаживают его или оттягивают момент его разрешения, что само по себе не может избавить человека от стрессов. Однако их можно избежать, если помнить, что реальность всегда первична по сравнению с «картой» в сознании человека, эту реальность отображающей. «Карта — это еще не территория», - утверждают последователи НЛП, и от непонимания этого тезиса происходит большая часть наших проблем.

4.1.4. Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности

Оптимизм и пессимизм

Одной из достаточно общих установок сознания является оптимизм и пессимизм — т. е. тенденция видеть в явлениях окружающего мира хорошие или плохие моменты. На самом деле резко выраженных оптимистов или пессимистов достаточно мало, а большая часть людей находится вблизи некой средней точки, удаляясь от нее согласно законам нормального распределения. Значительное отдаление от нее соответствует акцентуациям личности, которые, собственно говоря, и обозначаются людьми как «оптимизм» и «пессимизм», а крайние

значения уже относятся к области психопатологии (маниакально-депрессивный синдром).

Обе эти стратегии имеют свои преимущества и недостатки, и каждый индивидуум подсознательно или неосознанно выбирает свой тип отношения к жизни, исходя из собственного опыта, примеров родителей и особенностей высшей нервной деятельности. Польза пессимизма состоит в том, что эта установка заставляет человека готовиться к неблагоприятному исходу событий, а также позволяет более спокойно принимать удары судьбы, однако на этом его позитивное значение заканчивается. Опыт показывает, что позитивное мышление (поиск в жизни преимущественно хороших сторон) приносит человеку гораздо больше пользы, значительно уменьшая общее количество стрессов в его жизни.

В Гарвардеком университете США в течение 32 лет под наблюдением находилось 2280 мужчин. По итогам многочисленных психологических и медицинских исследований было принято заключение: «Пессимисты страдали от серьезных нарушений сердечно-сосудистой системы в 4,5 раза больше, чем лица, проявляющие оптимистическую установку к жизненным проблемам».

Оптимистический настрой помогает выходить из самых безнадежных ситуаций. Ведь если человек верит, что выход найдется, то он его ищет, а значит, имеет больше шансов его найти. Если же человек принимает установку пессимиста и признает ситуацию тупиковой, то закрытые двери кажутся ему запертыми, и он1 даже не пытается их открыть. В качестве иллюстрации можно вспомнить знаменитую басню

А. Крылова «Ларчик», в которой привыкший все усложнять мастер изначально решил, что ларчик заперт на хитроумный замок, в то время как «ларчик просто открывался!»

Политические и религиозные установки

Достаточно часто источником стресса являются мировоззренческие установки личности — политические или религиозные. Подобные стрессы принимают массовый характер в эпоху социально-экономических перемен (к которым относятся разнообразные революции, реформации и «перестройки»), однако и в относительно стабильные периоды существования общества данные стрессы встречаются достаточно часто. Если обратиться к недавнему прошлому нашей страны, то можно вспомнить, какой мощный мировоззренческий стресс испытали миллионы советских людей, которые верили в идеалы социализма, в то время как в стране уже вовсю действовали законы «дикого капитализма». Отмечавшееся в последнее десятилетие XX века сокращение средней продолжительности жизни населения не в последнюю очередь было вызвано обострением у пожилых людей различных психосоматических заболеваний. Особенно это характерно для тех, у кого политические установки были особенно прочными и ригидными.

Еще более сильными мировоззренческими установками обладает религия, особенно монотеистического толка. Любая такая религия (будь то иудаизм, христианство или мусульманство) предполагает наличие единственного бога и набора определенных священных книг, содержание которых не может быть подвергнуто сомнению по причине их божественного происхождения. Поэтому любая информация, противоречащая религиозным догмам, уже по определению носит стрессорный характер.

Установки — лдетамодели реальности

К таким установкам относятся подсознательные программы, которые «заставляют» человека придерживаться определенных стратегий поведения даже в тех случаях, когда они явно ведут его к неудачам, стрессам и разочарованию. Эти программы могут иметь самое разное происхождение (внесены в сознание родителями в раннем детстве, учителями в школе, получены самим человеком в случае неправомерного обобщения личного опыта и т. д.), но в данном случае это не так важно. Главное, что подобные ошибочные установки есть в той или иной мере у каждого человека, и нужно стараться распознавать их и уметь нейтрализовать (табл. 5).

Таблица 5. Неадекватные установки личности
Суть неадекватной установки и слова- маркеры Разновидности Преодоление
Установка долженствования — идея, ЧТО КТО-ТО ИЛИ ЧТО- ТО обязательно должны сделать для других людей Слова-маркеры: лолжен, обязан, «Мне должны» — родители должны помогать мне, дети — уважать, правительство — снижать налоги, а погода соответствовать моим ожиданиям Осознание факта, что никто никому ничего не должен на 1 00%. Наши отношения с близкими — результат соииально-го договора, а с дальними (природой, правительством, экономикой) — результат ряда случайностей и объективных закономерностей

Продолжение

 


Таблица 5. (Окончание)
Суть неадекватной установки и слова-маркеры Разновидности Преодоление
ВО ЧТО бы ТО НИ стало, крайне необходимо, разбиться, но сделать «Я должен» — я должен быть хорошим работником, преданным мужем, заботливым отиом, надежным другом, сознательным гражданином Вы можете (если хотите этого и убеждены в том, что это нужно в данное время и в данном месте) давать людям то, что они хотят получить от вас. Но иногда вы можете и не давать им этого. Решение за вами
Установка негативной генерализации — идея о том, что если произошел один неудачный случай, то все остальные тоже будут неудачными. Слова-маркеры: никогда, всегда, все, никто «Я больше никогла» — не буду жениться, давать деньги в долг, учиться кататься на коньках. «Бее люди» — козлы, негодяи, норовят сесть мне на шею, обмануть меня, делают из меня дурака, презирают меня Из одного факта не стоит делать обобщение на все случаи жизни. Вспомните примеры, когда у вас что-то не получалось, а потом вы все-таки добились своего. Нет правил без исключений. Если вас обманул мужчина, вспомните в своей жизни мужчин, которые вели себя с вами достойно, если предала женшина — найдите обратный пример. Находите и фиксируйте в памяти случаи положительного отношения к вам со стороны других людей
Установка жесткой альтернативы — идея о том, что мир можно разделить на черное и белое, добро и зло. Слова маркеры: или — или, все или ничего, на шите или пол шитом «Ты мне или Ару г, и тогда голосуешь на собрании за меня, или враг, и я тебя знать не знаю» «Яразобьюсь в лоску и доведу уровень продаж ло миллиона, иначе я перестану себя уважать» «Но да будет слово ваше: "Да — да", "Нет — нет", а что сверх того — то от лукавого» (Мк. 5:37) Этот мир состоит из полутонов и черный ивет, равно как и белый, встречается крайне редко. Так же редко, как законченные мерзавиы и невинные ангелы. Максимализм и крайности сужают наше поле зрения и обедняют выбор, делая заложниками всего двух вариантов. Сделаем мир богаче, увидим мир во всем его разнообразии

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных