Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Щербатых Ю.В. – Психология стресса и методы коррекции 13 страница




Специалисты в области предотвращения производственных стрессов отмечают:

«Использование различных видов специальных двигательных и дыхательных упражнений — давно и хорошо известный способ нормализации функционального состояния. Факт влияния уровня общей физической подготовки на устойчивость к возникновению неблагоприятных состояний не требует специальных доказательств. Занятия спортом, различные системы закаливания, нормализация режима двигательной активности широко используются в этих целях» [14, с. 59].

В других исследованиях было показано, что у лиц с высокой физической работоспособностью оказалась выше и психическая работоспособность[21].

6.2.8. Религия как способ борьбы со стрессами

В соответствии с информационной гипотезой возникновения эмоций П. В. Симонова аффективные реакции являются следствием рассогласования между ожиданиями и реальностью. При этом величина эмоции пропорциональна силе потребности, которая преобладает в данный момент. Чем больше рассогласование между ожидаемым и полученным, тем выше накал чувств. Таким образом, чем меньше ожидает от жизни человек и чем ниже его потребности, тем меньше горестей, разочарований и стрессов он испытывает.

Данное положение соответствует концепции буддизма, согласно которой устранение желаний и ожиданий приводит к уничтожению причины для страданий и стрессов. В основе классического буддизма лежат четыре благородные истины о страдании и учение о восьмиричном благородном пути, необходимом для освобождения от страданий. Будда утверждал, что жизнь в мире полна страданий (стрессов, как бы мы сейчас выразились), у этих страданий есть причина, которую можно нейтрализовать, и для этого существует определенный способ. Он заключается в культивировании у себя определен-

ного склада мыслей и соответствующего поведения, которые направ- лены на то, чтобы до минимума снизить потребности человека, отрешиться от привязанности к миру, вести добродетельный образ жизни и сосредоточиться на достижении нирваны — состояния, лишенного каких-либо стрессов.

Христианская религия также может способствовать уменьшению интенсивности стрессов для некоторых людей, ибо разные индивидуумы ищут и находят в религии те принципы и ценности, которые отвечают особенностям их личности и соответствуют жизненным установкам. Поэтому для личностей с экстернальным локусом контроля религия представляется одной из возможностей перенесения ответственности с себя на высшие силы, управляющие их судьбой.

Проведенное нами тестирование показало, что стремление обезопасить себя перед ответственным событием в жизни, обратившись к Богу, достаточно распространено среди людей, чтобы говорить о нем как о массовом явлении. Так, по данным анкетирования, 54% студентов медицинской академии считали, что вера уменьшает предэкзаменационное волнение, а 44% студентов полагают, что вера в Бога и обращение к нему перед экзаменом действительно может помочь получить лучшую оценку. Между религиозностью студентов и их мнением о седативном свойстве веры в Бога имелась достоверная корреляция (г = 0,41; р < 0,01); между религиозностью и уверенностью в том, что Бог может реально посодействовать получению лучшей оценки на экзамене, корреляция была более тесной и достоверной (г = 0,52; р< 0,001).

В своих предыдущих исследованиях мы установили, что люди с разными личностными особенностями опираются в религии на различные ее стороны [17]. Так, конформные субъекты склонны искать в религии опору и защиту; организованные и умеющие контролировать свои эмоции люди больше подчеркивали в религии фактор «Творца» как силы, регулирующей и контролирующей мир. Расчетливые и проницательные личности, имеющие высокие показатели по шкале «М» опросника Кеттела, в первую очередь видят в религии хороший способ регулирования взаимоотношений между людьми; люди, склонные к обостренному чувству вины (фактор «О» Кеттела), находят в христианстве идеальный способ покаяться в своих грехах и т. д. Как показали наши исследования, для людей с высокой степенью религиозности характерен более низкий уровень фрустрирован- ности, чем для остальной популяции, что подчеркивает седативный характер традиционной христианской религии. Поэтому для личностей со слабым типом высшей нервной деятельности и высоким уровнем конформности религиозная вера является одним из способов снятия жизненных стрессов. В то же время для людей с сильным типом ВИД и интернальным локусом контроля религия существенно не влияет на показатели функционального состояния во время стресса.

6.2Л1. Медитация

Медитация как метод уменьшения стресса относительно недавно вошла в арсенал западной психотерапии, хотя на Востоке данный путь восстановления душевного равновесия используется уже в течение тысячелетий. А. Л. Гройсман пишет по этому поводу:

«Исторически сложилось так, что в противоположность активному отношению к внешнему миру веками существует иная тенденция, культивируемая на Востоке (йога, индуизм, даосизм, дзэн-буддизм), которая требует обращаться больше к "внутреннему" миру, проповедует пассивнонаблюдательное отношение к действительности. Медитация и является классическим способом развития спокойного сосредоточения, являющегося в конечном счете средством восстановления и координации психических и физических функций, создания ясности мышления, снятия умст- венно-эмоционального напряжения и т. п.» [И; с. 149].

Этот автор отмечает, что медитация, имея общие корни с аутогенной тренировкой, все же отличается от последней, требующей большего волевого усилия и сознательного контроля над процессом саморегуляции. Он обращает внимание на то, что если во время занятий аутотренингом необходимо постоянное усилие воли для борьбы с неустойчивой модуляцией мыслей и ощущений, то в медитации волевой контроль отсутствует.

В подтверждение такой точки зрения приводится высказывание индийского ученого Чоудхури, который писал, что «радикальный подход начинается с решения ни о чем не думать, не делать никаких усилий. Надо полностью расслабиться и позволить уму и телу выйти из все время меняющегося потока мыслей и ощущений. Метафорически можно сказать: наблюдайте полет своих мыслей, ощущений и желаний по умственному небосводу, как стаю птиц. Пусть они летят свободно, вы только наблюдайте» [11; с. 149].

С нашей точки зрения, противопоставление аутогенной тренировки и медитации не очень корректно.

Во-первых, медитация имеет много разновидностей, и вышеприведенное описание этого процесса больше подходит к медитации, практикуемой в дзэн-буддизме, и меньше соответствует другим ее формам (например, трансцендентной медитации), где особенно на начальных этапах требуется определенный волевой контроль.

Во-вторых, высшая ступень аутогенной тренировки, по И. Шульцу, является классической медитацией, заимствованной из раджи-йоги.

В-третьих, человек может медитировать не только на своих внутренних процессах, но и на объектах внешнего мира (что практикуется

в некоторых восточных единоборствах). Таким образом, можно заключить, что медитация, будучи исходно восточным методом саморегуляции, может в качестве отдельных элементов включаться в различные формы традиционной западной психотерапии.

6.3. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления

В зависимости от временной локализации источника стресса (прошлое, настоящее, будущее) тактика преодоления возникающего стресса будет существенно различаться [7].

Если человек ожидает наступления неприятного события и само это ожидание уже начинает запускать нервно-гуморальную реакцию развития стресса, то на первом этапе необходимо снизить уровень волнения при помощи аутотренинга или концентрации на процессе дыхания.

Следующим этапом будет формирование уверенности в себе при помощи приемов рациональной психотерапии или нейролингвистического программирования.

Далее — поиск ресурсов, необходимых доя преодоления будущей потенциально стрессорной ситуации (как объективных — денег, материальных средств, времени и т. д., так и субъективных — чувства спокойствия, решительности или уверенности). Затем следует приступить к моделированию в сознании желаемого результата и многократной проработке «идеального» сценария в сознании (рис.'45).


 

Если человек находится в эпицентре события, вызвавшего стресс, то алгоритм действий будет иным:

+ необходимо снизить уровень отрицательных эмоций при помощи полного дыхания;

+ при помощи аутотренинга или приемов НЛП нужно усилить чувство уверенности в себе;

+ каузальный анализ стресса, который поможет найти адекватные средства для его преодоления;

+ поиск ресурсов для преодоления стресса и составление оперативного плана действий;

+ начало практических действий по выходу из стрессорной ситуации (рис. 46).


 

Третий алгоритм действий необходим, если событие, вызвавшее стресс, уже произошло и находится в прошлом, однако человек периодически возвращается к нему в своих мыслях, испытывая при этом негативные эмоции (рис. 47). В этом случае необходимо диссоциироваться от ситуации, затем подобрать необходимые субъективные ресурсы (равнодушие, спокойствие или мудрость) и актуализировать их методами НЛП. На третьем этапе можно использовать рациональ

ную психотерапию и завершить работу моделированием желаемого будущего.

Рис. 47. Алгоритм действий, если стрессовая ситуация произошла, но стресс еше сохраняется (стресс в прошлом)

 


6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков

6.4.1. Коммуникативные навыки

Общение — как деловое, так и с близкими людьми (вне работы или в кругу семьи) — зачастую является причиной психологического стресса. Среди конкретных причин, вызывающих коммуникативный стресс, в разделе 4.1.6 мы выделили завышенные ожидания, негативные предубеждения, непонимание мотивации собеседника и т. д., однако наиболее сильную эмоциональную реакцию, которая может развиваться в длительный стресс, вызывает критика. На этот факт впервые обратил внимание еще в XVII веке испанский иезуит Бальтасар Грасиан, которого можно считать одним из основоположников практической психологии [10].

В своем «Карманном оракуле», вышедшем в 1647 году, Грасиан, например, писал:

«Не будь хулителем. Есть люди свирепого нрава: всюду видят преступления, и не в пылу страсти, а по природной склонности. Всех осуждают — одного за то, что сделал, другого за то, что сделает. Осуждая, они так преувеличат, что из атома бревно сотворят и глаза им выколют. А если примешается еще страсть, удержу им нет».

Еще одна рекомендация Б. Грасиана по достижению успеха и налаживанию хороших отношений с людьми звучала так:

«Не предавайся злословию. Тем паче бойся славы охотника бесславить. За чужой счет остроумием блистать нетрудно, зато опасно. Тебе станут мстить, говорить дурное и о тебе; ты один, врагов много — им легче тебя победить, чем тебе их убедить. Видя в людях дурное, не радуйся, тем более не обсуждай. Сплетник ненавистен вовеки... скажешь худое, услышишь худшее».

Осуждая критику и злословие, Б. Гарсиан рекомендовал не жалеть для собеседника приятных слов. В изысканном и витиеватом духе своего века он писал:

«Шелковые слова, бархатный нрав. Стрелы разят тело, горькие слова - душу. Одна ароматная пастилка — и уста благоухают. Великое искусство на житейском рынке — продавать воздух. Платят чаще всего словами, они совершают невозможное. Уста твои да будут полны сахару — подслащать речи, даже на вкус врагов. А верный способ быть любезным — всегда быть невозмутимым».

6.2.9. Уверенное поведение

Нередко источником стресса человека является его собственная неуверенность. Источником ее может быть что угодно: маленький или слишком большой рост, заметный акцент, избыточный вес, недостаток финансовых средств, низкий социальный статус — казалось бы, объективные факторы.

Тем не менее истинным и глубинным источником неуверенности и связанных с ней стрессов является субъективное ощущение собственной неполноценности и заниженная самооценка, которые вполне поддаются коррекции.

К. Вильяме отмечает, что большая часть стрессов порождается чувством неполноценности. Она пишет:

«Вы выросли в мире, где вас учили — во имя скромности — принижать свои достоинства. Проповедуя благородство и заботу о ближнем, вас учили пропускать других людей вперед, отдавать им больший кусок пирога, уступать им и ценить их выше, чем самого себя. Все это прекрасно, но, к сожалению, слишком часто приводит к негативным последствиям. Для большинства людей привычка уступать другим, которую они приобрели в детстве, вызывает недостаток уважения к самому себе и к своим достижениям.

Клиническая практика и сама жизнь показывают, что у большей части людей сложилось неважное мнение о самих себе. Даже хвастуны и гордецы под внешней оболочкой скрывают глубоко запрятанный страх, что они недостаточно красивы, умны, преданны, великодушны, успешны или богаты.

Умение любить и уважать себя, жить в согласии с самим собой и со своими поступками — это основной путь снижения количества стрессов в вашей жизни.

Эго означает внутреннюю уверенность в себе. Вы хороши таким, какой вы есть в данный момент. Научиться любить и ценить себя — это, наверное, самый трудный, но в то же время самый эффективный шаг в борьбе со стрессом» [1; с. 21-22].

Между психологическим состоянием неуверенности, ее телесными признаками и поведенческими реакциями имеется тесная взаимосвязь, поэтому со стрессом неуверенности можно бороться разными способами: с помощью рациональных самоуговоров, изменением поведенческих паттернов или телесных признаков (рис. 48).

Рис. 48. Механизмы воздействия раииональной психотерапии на чувство уверенности в себе

 


Таким образом, если человек испытывает стрессы по поводу своей неуверенности, он может сознательно изменить телесное состояние (позу, жесты, параметры дыхания и голосовые характеристики), в результате чего почувствовать себя более уверенно.

Другой способ — это действовать более компетентно (изменение поведенческих проявлений деятельности), что отразится как на самооценке индивидуума, так и на его оценке со стороны окружающих, что в итоге также позволит ему действовать более уверенно.

Еще один способ — это применение рациональной психотерапии (уже рассмотренный нами в разделе 6.2.5).

Ниже приводится таблица, применяя которую можно научиться сознательно вызывать чувство уверенности в себе за счет изменения телесных параметров (табл. 8).

Таблица 8. Признаки уверенного повеления
Признаки, демонстрирующие неуверенность Признаки, демонстрирующие уверенность
Сутулость (согнутый позвоночник) Прямая спина, плечи разведены в стороны
Высокий голос Низкий голос
Суетливые движения руками Отсутствие лишних движений
Частое поддакивание собеседнику (кивание головой) Фиксированная голова
Опушенный подбородок Поднятый подбородок
Напряженные мышиы Расслабленные мышцы
Затрудненное, неровное или неглубокое дыхание Редкое, глубокое дыхание
Быстрый темп речи Медленный темп речи
Бегаюшие глаза Взгляд в глаза собеседнику

 

Изменение поведенческих признаков (помимо совершенствования профессиональных навыков) заключается в освоении ряда приемов противодействия психологическому давлению во время общения. Они описаны в соответствующих книгах по психологии [20], поэтому в этом учебном пособии мы перечислим только наиболее известные из них.

Бесконечные встречные вопросы

Суть техники: снять эмоциональную часть обвинений и перейти к рассмотрению сути претензий.

Эффект: прояснение для обоих участников конфликта причин их разногласий.

Пример:

Жена. Ты давно обещал починить полку в кладовой и, как я вижу, не собираешься выполнять свои обещания.

Муж. Как мне лучше починить полку?

Жена. Просто прибей се обратно.

Муж. Может быть, есть смысл сделать ее потолще и пошире, чтобы она была более вместительной?

Жена. Просто прибей ее, и дело с концом.

Муж. Я бы хотел, чтобы эта моя работа тебе понравилась. Уточни, пожалуйста, еще раз, какую бы полку ты хотела видеть в кладовой?

«Заигранная пластинка»

Суть техники', спокойное повторение того, чего вы хотите (или того, чего вы не хотите), снова и снова, пока оппонент не отступится. При исполнении этой техники выигрывает тот, у кого больше терпения. Применяющий ее имеет преимущество, так как он,, в отличие от собеседника, заранее настроен на многократное повторение однотипных слов и фраз. Эта техника учит настойчивости, а также тому, что вы не обязаны объяснять причины своих желаний. В классической интерпретации требуется только бесконечно повторять одну и ту же фразу, причем без всякого выражения, как «робот», однако иногда такая техника слишком выводит из себя собеседника, что чревато дополнительными конфликтами. Поэтому имеет смысл все-таки немного разнообразить ответы, вводя в них элементы усиления своей правоты.

Эффект', игнорирование попыток манипулировать вами за счет отстранения от ситуации и спокойного повторения однотипных формул.

Пример:

Муж. Ты опять утром не помыла посуду. Я пришел с работы, а в раковине полно грязных тарелок.

Жена. Когда опаздываешь на работу, то не до посуды.

Муж. Так что, я должен мыть эту чертову посуду?

Жена. Не знаю, но я так опаздывала сегодня утром, что еле успела вовремя.

Муж. Но ведь посуда осталась грязной, и мне не из чего было есть! Жена. Утром каждая минута на счету, я еле успела одеться и собрать ребенку бутерброд в школу... и т. д.

Для того чтобы вышеприведенные методы «психологической самообороны» действовали эффективно, необходимо придерживаться определенной тактики поведения. В частности, можно применять приемы, приведенные ниже.

+ Смотрите в глаза собеседнику. Взгляд должен быть внимательный, изучающий, оценивающий и т. д. Вы должны его рассматривать, а не он вас.

+ Перед ответом выдерживайте паузу. Это даст вам возможность подобрать оптимальный ответ и покажет оппоненту, что вы не спешите удовлетворять его просьбы или требования.

+ Используйте четкие, «обкатанные» дома речевые формулы.

+ Применяйте соответствующую интонацию.

+ Ответ должен быть гораздо более общим, чем заданный вопрос. (На требование «Дай взаймы тысячу рублей» может подойти ответ «Да, денег никогда не хватает, сколько бы их не было»).

6.2.10. Эффективное иелеполагание как метод профилактики стрессов

Еще одним источником стресса может быть фрустрация, связанная с недостижением поставленных целей (как в личной жизни, так и в профессиональной сфере). Довольно часто крах поставленных планов связан не столько с непреодолимыми объективными трудностями, сколько с неправильной постановкой цели или неумением подобрать нужные ресурсы. В этом случае использование эффективного алгоритма постановки целей позволит в будущем избежать «стресса рухнувших надежд», вызывающего серьезные психологические и соматические последствия, о которых писал Ганс Селье в своих книгах.

Он отмечал: «Успех всегда способствует успеху, крушение ведет к дальнейшим неудачам. Даже самые крупные специалисты не знают, почему "стресс рухнувшей надежды" со значительно большей вероятностью, чем стресс от чрезмерной мышечной работы, приводит к заболеваниям....Препятствие на пути осуществления нормальных побуждений приводит к такому же дистрессу, как вынужденное продление и интенсификация любой деятельности выше желаемого уровня. Забвение этого ведет к фрустрации, утомлению, истощению сил, к душевному и физическому надрыву».

В свете данного высказывания понятно, что чем конкретней будет определена цель и чем точнее человек оценит вероятность ее достижения, тем больше у него будет шансов ее достичь, а значит — избежать стресса «рухнувших надежд» [6].

Алгоритм постановки жизненных иелей

1. Позитивная формулировка. Это правило означает, что в формули ровке цели должна отсутствовать частица «не». В соответствии с этим правилом, цели «Я не буду больше пить», «Я ни разу не заку рю», «Яне буду больше бояться» и пр. являются трудно достижи мыми из-за особенностей нашего подсознания, которое плохо вое принимает операцию логического отрицания.

Например, если у вас болит голова, то формула не должна звучать: «У меня не будет головной боли». Лучше сказать: «Я хочу, чтобы моя голова стала легкой и ясной, чтобы у меня было отличное самочувствие».

2. Принципиальная достижимость. Цели, которые вы ставите, долж ны быть принципиально достижимы, т. е. не противоречить физи ческим, биологическим и экономическим законам.

7-2435

Например, цель «Яхочу научиться летать» достижима, если иметь в виду самолет или дельтаплан, но не достижима, если иметь в виду способ полета птиц при помощи махания конечностями. Цель «Я хочу вечно оставаться молодой» недостижима, так как в каждом организме генетически заложена программа старения, но цель «Я хочу замедлить процесс старения и как можно дольше продлить состояние молодости» является более реальной.

3. Максимальная конкретность. Речь идет, скорее, о способе форму лировки, которая должна четко описывать ожидаемый конкрет ный результат. В этом плане цели «стать смелее», «стать счаст ливее» и т. д. абстрактны, а посему принципиально недостижимы. Тысячи людей испытывают стресс, безуспешно стараясь достичь целей типа «выучить английский язык». Для избавления от такого рода стрессов их необходимо конкретизировать.

Например, первая из приведенных в этом разделе целей может быть модифицирована следующим образом: Хочу стать не просто смелее, а «смельш настолько, чтобы погладить незнакомую собаку», или «смельш настолько, чтобы я мог заговорить с понравившейся женщиной», или «смельш настолько, чтобы попросить у своего шефа повышения в должности».

4. Цель должна максимально зависеть от нас.

Например, когда вы говорите: «Хочу, чтобы начальник повысил мне зарплату на 200 долларов», то ваше желание, в принципе, понятно. Но в такой формулировке его выполнение не зависит от желающего/Для того чтобы подобные цели можно было достичь, их нужно переформулировать, задавая себе вопрос: «Каким я должен стать, чтобы..?» или «Что я должен сделать, чтобы..?». Тогда и формулировка желания будет отвечать указанному правилу: «Я хочу сталь настолько полезным нашей фирме, чтобы начальник захотел меня удержать и дал мне прибавку в размере 500 долларов».

Приемлемая цена.

5.

Здесь задайте себе ряд вопросов:

1. В каком случае вы бы не хотели достичь этой цели?

2. Не будет ли цена за ее достижение слишком высокой?

3. Сколько своего времени, сил и денег вы согласны потратить на дости жение этой цели?

4. Есть ли другие цели примерно такой же или меньшей цены, которые кажутся вам столь же привлекательными, но более дешевыми?

5. Определение необходимых ресурсов.

Для этого необходимо ответит на такие вопросы:

1. Обладаете ли вы ресурсами, необходимыми для достижения цели?

2. В чем именно вы нуждаетесь?

3. Как вы собираетесь получить эти ресурсы?

Ресурсы бывают внутренние (ум, терпение, уверенность, профессионализм) и внешние (деньги, время, оборудование и другие люди). Для получения внешних ресурсов вам придется ввести в свои планы достижение вспомогательных целей.

Опыт показывает, что если при составлении планов и постановки целей использовать данный алгоритм, то вероятность возникновения стрессов резко снижается. При этом движение к цели становится более рациональным и сознательным, а интенсивность и частота возникновения отрицательных эмоций уменьшаются.

Вопросы и задания АЛЯ проверки усвоения знаний

1. Назовите житейские методы снятия стресса, которые обычно при меняют люди для снятия нервно-психического напряжения.

2. Перечислите четыре основные группы методов уменьшения стресса, отличающихся по природе антистрессорного воздействия.

3. Перечислите физиологические методы снятия стресса.

4. Назовите три группы методов снятия стресса, отличающихся по способу внедрения в сознание антистрессорной установки, и при ведите примеры.

5. Перечислите организационные методы, которые применяются в психологии труда и инженерной психологии для уменьшения уровня профессионального стресса.

6. Опишите, в чем состоит сущность аутогенной тренировки.

7. В чем состоят уникальные особенности дыхания в плане саморе гуляции и антистрессорного воздействия?

8. Перечислите когнитивные постулаты рациональной терапии.

9. Перечислите четыре способа диссоциирования от стрессора.

10. Какая связь существует между методом нейролингвистического программирования и учением И. П. Павлова?

А Выберите правильный вариант ответа

1. К какой группе антистрессорного воздействия относится аутотренинг?

а) к физическим;

б) к физиологическим;

в) к биохимическим;

г) к психологическим.

2. К какой группе антистрессорного воздействия относится алкоголь?

а) к физическим;

б) к физиологическим;

в) к биохимическим;

г) к психологическим.

3. К какой группе антистрессорного воздействия относится массаж?

а) к физическим;

б) к физиологическим;

в) к биохимическим;

г) к психологическим.

4. К какой разновидности антистрессорных методов относится биологиче ская обратная связь?

а) к методам самопомощи;

б) к методам, требуюшим участия другого человека;

в) к техническим методам.

5. Какой из нижеприведенных методов не относится к организационным?

а) усовершенствование орудий и средств труда;

б) воздействие цветом и функциональной музыкой;

в) разработка оптимальных режимов труда и отдыха;

г) рациональная организация рабочих мест.

6. Кто является основателем аутогенной тренировки?

а) И. Шульи;

б) У. Джеймс;

в) А. Ромен;

г) Э. Джекобсон.

7. Какой из основных навыков аутогенной тренировки назван неверно? а) умение вызывать ошушение тяжести в конечностях;

б) умение вызывать ошушение тепла в конечностях;

в) умение вызывать ошушение тепла в эпигастральной области;

г) умение вызывать ошушение тепла в области лба.

8 Какой из перечисленных ниже антистрессорных методов основан на совершенствовании поведенческих навыков?

а) аутогенная тренировка;

б) медитация;

в) визуализация;

г) активное слушание.

 

Литература Основная

1. Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002, с. 5-33.

2. Гремтнг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002, с. 14-233.

3. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в ус ловиях стресса. СПб., 2001, с. 135-246.

4. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические ас пекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998, с. 182-237.

5. ЩербатыхЮ. В. Психология страха. М., 1999, с. 313-375.

6. Щербатых Ю. В. Психология успеха. М., 2004, с. 62-120; 177-209.

7. ЩербатыхЮ. В. Психология стресса. М., 2005, с. 176-273.

Дополнительная

8. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб., 1994, с. 11-163.

9. Гиссен Л. Д. Время стрессов. М., 1990, с. 10-76.

10. Грасиан Б. Карманный оракул. М., 1981, с. 5-65.

И. ГройсманА. Л. Медицинская психология. М., 1998, с. 120-220.

12. Джафарова О. А., Донская О. Г., Изарова О. И., Путилов А. А. Метод игро вого биоуправления и регуляция ритма сердца // Бюллетень Сибирского отделения РАМН. 1999. № 1 (91), с. 62-67.

13. Козлов В. Я. и др. Взаимосвязь между психофизиологическими показате лями и успешностью деятельности операторов // Клинико-физиол. ас пекты медицинской реабилитации летного состава. 1996, с. 67-68.

14. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функ циональных состояний человека. М., 1987, с. 5-53.

15. ЛтдеманХ. Система психофизического регулирования. М., 1992, с. 5-102.

16. ЛобзшВ. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986, с. 5-272.

17. Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных