Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Щербатых Ю.В. – Психология стресса и методы коррекции 16 страница




 

Ситуативная (или реактивная) тревожность измеряется набором • из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций напряженности, беспокойства, озабоченности, а 10 — отсутствие тревожности).

Оценка состояния тревожности производится следующим образом.

Сложите ваши результаты по вопросам № 3,4, 6, 7,9, 12, 13, 14, 17,

18. Прибавьте к полученной сумме 50. Из полученной суммы отни—" мите сумму результатов по вопросам № 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20А

Итоговый показатель меньше 30 баллов указывает на наличие низкого уровня стресса, 30-45 баллов — среднего, от 45 до 70 баллов — высокого, а выше 70 баллов на сверхвысокий уровень тревожности.

Средний уровень ситуативной тревожности у людей в возрастном диапазоне 20-45 лет в обычных условиях равняется 39,8 ± 0,7 балла. В состоянии выраженного психологического стресса он может возрастать на 50-100%. Так, перед экзаменом в медицинском вузе этот показатель у студентов младших курсов в среднем составлял 56,5 ± ±0,8 балла.

Вегетативные проявления стресса1

Проанализируйте свое состояние и отметьте в правых узких колонках те симптомы, которые для вас в данный момент характерны:

0 баллов — симптом отсутствует,

1 балл — симптом присутствует в незначительной степени,

2 балла — симптом выражен,

3 балла — очень выражен.

Если вам трудно оценить выраженность того или иного симптома — ставьте знак вопроса.

Баллы Симптом Признак Симптом Баллы
  Учащенное Сердцебиение Замедленное  
  Повышенное Артериальное давление Пониженное  
  Сильно выраженное (глубокое или очень частое) Дыхание Слабо выраженное (поверхностное, редкое)  

 

Баллы Симптом Признак Симптом Баллы
  Запоры Пищеварительная система Бурная перистальтика, расстройства стула  
  Отсутствие позывов на мочеиспускание Мочеиспускание Частые позывы на мочеиспускание  
  Напряжение мыши, дрожание рук Мышечная система Расслабленность мыши  
  Бледность кожи Увет кожных покровов Розовый ивет кожи  
  Обильный холодный пот Потоотделение Слабое потоотделение  
  Сухость во рту Слюноотделение Обильная слюна  
  Расширенный зрачок Диаметр зрачка Суженный зрачок  
  Бодрость, повышенная работоспособность Уровень работоспособности Вялость, отсутствие сил  
  Возбужденность Уровень активности Сонливость  
Итог:       Итог:
   

 

При подсчете результатов теста баллы суммируются отдельно по правой и левой стороне таблицы. Каждый знак вопроса оценивается в 0,5 балла.

Левая сторона таблицы оценивает активность симпатической вегетативной нервной системы (5), правая сторона таблицы — активность парасимпатической нервной системы (Р). По итогам расчетов оценивается состояние вегетативного баланса (УВ) при стрессе:

VB=(S/P)xl00.

Показатели вегетативного баланса более 240 свидетельствуют о наличии первой фазы стресса (тревоги), показатели менее 40 баллов могут говорить о начале развития третьей фазы стресса (истощения). Показатели УВ от 160 до 240 отмечаются на стадии адаптации. Показатели У В от 40 до 160 баллов характерны для нормального состо-

яния человека (в зависимости от его привычного вегетативного статуса — у симпатикотоников они изначально выше, чем у ваготоников). Таким образом, для адекватной оценки вегетативных проявлений стресса следует знать исходный уровень вегетативного баланса человека.

Тест САН (самочувствие, активность, настроение)1

Оцените свое состояние, поставив знак «х» между противоположными по смыслу характеристиками (в том месте, которое наилучшим образом отражает ваше состояние на данный момент).

  Самочувствие хорошее                   Самочувствие плохое С
  Пассивный                   Активный А
  Настроение хорошее                   Настроение плохое Н
  Полный сил                   Обессиленный С
  Медлительный                   Быстрый А
  Счастливый                   Несчастный Н
  Здоровый                   Больной С
  Безучастный                   Увлеченный А
  Радостный                   Печальный Н
  Отдохнувший                   Усталый С
  Сонливый                   Возбужденный А
  Спокойный                   Озабоченный Н
  Бодрый                   Вялый С
  Соображать трудно                   Соображать легко А
  Полный надежд                   Разочарованный Н
1 Источник: Маригцук В. Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. Данный вариант теста сокращен и модифицирован автором данного учебного пособия.  

Комплексная оценка проявлений стресса1

 

Интеллектуальные признаки стресса

1. Преобладание негативных мыслей

2. Трудность сосредоточения

3. Ухудшение показателей памяти

4. Постоянное и бесплодное враще ние мыслей вокруг одной проблемы

5. Повышенная отвлекаемость

6. Трудность принятия решений, дли тельные колебания при выборе

7. Плохие сны, кошмары

8. Частые ошибки, сбои в вычислени ях

9. Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого

10. Нарушение логики, спутанное мышление

11. Импульсивность мышления, по спешные и необоснованные решения

12. Сужение «поля зрения», кажущееся уменьшение возможных вари антов действия

Эмоциональные симптомы

1. Беспокойство, повышенная тре вожность

2. Подозрительность

3. Мрачное настроение

4. Ошушение постоянной тоски, де прессии

5. Раздражительность, приступы гнева

6. Эмоииональная «тупость», равно душие

7. Циничный, неуместный юмор

8. Уменьшение чувства уверенности в себе

Поведенческие признаки стресса

1. Потеря аппетита или переедание

2. Возрастание ошибок при выполне нии привычных действий

3. Более быстрая или, наоборот, за медленная речь

4. Дрожание голоса

5. Увеличение конфликтных ситуа- иий на работе или в семье

6. Хроническая нехватка времени

7. Уменьшение времени, которое уделяется на обшение с близкими и друзьями

8. Потеря внимания к своему внеш нему виду, неухоженность

9. Антисоциальное поведение

10. Низкая продуктивность деятель ности

11. Нарушение сна или бессоннииа

12. Более интенсивное курение и употребление алкоголя

Физиологические симптомы

1. Боли в разных частях тела неопре деленного характера, головные боли

2. Повышение или понижение АА

3. Учащенный или неритмичный пульс

4. Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея, повышенное газообразование)

5. Нарушение свободы дыхания

6. Ошушение напряжения в мышцах

7. Повышенная утомляемость

8. Дрожь в руках, судороги

(Окончание)

Эмоциональные симптомы

9. Уменьшение удовлетворенности жизнью

10. Чувство отчужденности, одино чества

11. Потеря интереса к жизни

12. Снижение самооиенки, появле ния чувства вины или недовольства собой или своей работой

Физиологические симптомы

9. Появление аллергии или иных кожных высыпаний

10. Повышенная потливость

11. Снижение иммунитета, частые недомогания

12. Быстрое увеличение или потеря веса тела

13.

Для подсчета суммарного показателя используется следующая схема.

Наличие каждого симптома из интеллектуальных или поведенческих признаков стресса оценивается в 1 балл, каждый симптом из «эмоционального» списка оценивается в 1,5 балла, а каждый симптом из «физиологического» списка оценивается в 2 балла. Таким образом, общая максимальная сумма по всему списку теоретически может достигать 66.

Показатель от 0 до 5 баллов считается хорошим — означает, что в данный момент жизни сколь-либо значимый стресс отсутствует.

Показатель от 6 до 12 баллов означает, что человек испытывает умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации.

Показатель от 13 до 24 баллов указывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать. В этом случае требуется применение специальных методов преодоления стресса.

Показатель от 25 до 40 баллов указывает на состояние сильного стресса, для успешного преодоления которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такая величина стресса говорит о том, что организм уже близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу.

Показатель свыше 40 баллов свидетельствует о переходе организма к третьей, наиболее опасной стадии стресса — истощению запасов адаптационной энергии.

Приложение 2 ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава б
1-6 1-в 1-в 1-г 1-в 1-г
2-г 2-г 2-6 2-в 2-в 2-в
3-г 3-й СО 3-г 3-а со
4-в 4-в 4-6 4-а 4-г 4-в
5-а 5-г 5-г 5-в СЛ і і LO
6-в 6-г б-г б-б б-в б-а
    7-г 7 -А 7-г 7-г
    8-в 8-г 8-в 8-г
    9-а 9-в 9-А 9-в
    10-г      
    11-в      
    12-а      

 

Приложение 3

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ, ПРОГРАММА, ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Примерный тематический план для студентов дневного отделения

№ п/п Наименование темы Обшее коли чество часов Ауди тор ные часы Лек ции Семи нары Прак тиче ские занятия Само стоя тельная работа
  Стресс как биологическая и психологическая категория            
Семинар. Проблема стресса в биологии и медицине Особенности психологического стресса            
  Оценка уровня стресса            
Семинар. Формы проявления стресса. Методы оценки уровня стресса            
  Динамика протекания стресса            
Семинар. Обшие закономерности развития стресса. Факторы, влияющие на развитие стресса. Последствия стресса            

 

№ п/п Наименование темы Обшее коли чество часов Ауди торные часы Лек- иии Семи нары Прак тиче ские занятия Само стоя тельная работа
  Причины возникновения стрессов            
Семинар. Субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса            
  Профессиональные стрессы            
Семинар. Обшие закономерности профессиональных стрессов и их специфика            
  Методы оптимизации уровня стресса            
Семинар. Обшеоздо- равливаюшие методы снятия стресса. Способы саморегуляции психологического состояния. Нейтрализация стресса при помоши психотерапии            
  Неадекватное поведение как причина возникновения стрессов            
Семинар. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков            
Всего часов            
Экзамен (зачет)            

 

Примерный тематический план для студентов заочного отделениия

№ п/п Наименование темы Обшее количество часов по плану Ауди торные часы Лек ции Самостоя тельная работа
  Стресс как биологическая и психологическая категория        
  Оиенка уровня стресса        
  Динамика протекания стресса        
  Причины возникновения стрессов        
  Профессиональные стрессы        
  Способы саморегуляиии психологического состояния. Нейтрализаиия стресса при помоши психотерапии        
  Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков        
Всего часов        
Экзамен (зачет)        

 

Примерная программа по курсу «Психология стресса»

Введение

Учебная дисциплина «Психология стресса» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки специалистов-психологов в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Цель изучения дисциплины — дать студентам знания о психологической сущности стресса, механизмах его развития и основных методах его психопрофилактики и психотерапии.

Основной задачей учебной дисциплины является изучение студентами современных концепций биологического и психологического стресса, его влияния на психическое и соматическое здоровье, закономерностей его развития, факторов, способствующих его модифика-

ции в эустресс или дистресс, особенностей профессиональных стрессов, методов саморегуляции и психотерапии стрессовых состояний. Актуальность курса «Психологии стресса» связана с возрастанием темпа и напряженности жизни в современных условиях и многообразием социально-политических предпосылок его возникновения в сочетании с низкой психологической культурой населения. В результате в настоящее время отмечается значительное распространение феномена стресса со всеми его негативными последствиями, включая развитие невротических и психосоматических заболеваний. В этих условиях существенно возрастает роль психолога, который должен уметь вовремя выявить у своих клиентов первые признаки начинающегося стресса и принять соответствующие меры по его нейтрализации или коррекции.

Методическая концепция курса заключается в оптимальном сочетании теоретических и практических занятий, в результате чего предполагается не только вооружение студентов набором определенных знаний по тематике стресса, но и приобретение практических умений и навыков по управлению стрессом. В связи с этим учебный процесс осуществляется в форме лекций, семинаров и практических занятий студентов.

После завершения курса студент обязан:

+ иметь представление о современных концепциях стресса в биологии, медицине и психологии, методологии и методах исследования стрессовых состояний;

+ знать основные причины возникновения психологического стресса, закономерности его развития, методы прогнозирования, диагностики, психопрофилактики и психотерапии; + уметь использовать знания, полученные в процессе изучения курса в процессе профессиональной деятельности психолога, а также для оценки и коррекции собственного психического состояния; + иметь навыки диагностики и регуляции стресса у себя, у лиц, обращающихся за психологической помощью, и в рабочих коллективах (по заказам организаций).

Программа курса

Тема 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

Проблема стресса в биологии и медицине. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие. Биохимические и физиологические проявления стресса. Роль гормонов надпочечников в адаптации организма человека к стрессорному фактору.

Введение понятия психологического стресса Р. Лазарусом. Особенности психологического стресса. Дифференцировка стресса и других состояний.

Тема 2. Оценка уровня стресса

Формы проявления стресса: поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоциональные.

Объективные методы оценки уровня стресса: показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; анализ активности вегетативной нервной системы; оценка психомоторных реакций организма человека при стрессе.

Субъективные методы оценки уровня стресса: психологические тесты и интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе).

Подходы к прогнозированию стресса. Проблема оценки стрессоустойчивости человека.

Тема 3. Динамика протекания стресса

Общие закономерности развития стресса. Классическая динамика развития стресса.

Влияние характеристик стрессора на уровень стресса (интенсивность стресса, его продолжительность и характеристики индивидуальной чувствительности к стрессу).

Факторы, влияющие на развитие стресса: врожденные особенности организма; родительские сценарии; личностные особенности, уровень тревожности; факторы социальной среды; когнитивные факторы.

Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттрав- матический синдром.

Тема 4. Причины возникновения стрессов

Субъективные причины возникновения психологического стресса: несоответствие генетических программ современным условиям; стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психологической защиты; стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности; стресс, вызванный невозможностью реализации актуальной потребности; стресс от неадекватной реализации условных рефлексов.

Объективные причины возникновения психологического стресса: условия жизни и работы; взаимодействие с другими людьми; политические и экономические факторы; чрезвычайные обстоятельства.

Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрессоров различного типа.

Тема 5. Профессиональные стрессы

Общие закономерности профессиональных стрессов. Феномен профессионального выгорания. Синдром хронической усталости. Профессиональная деформация личности.

Примеры профессиональных стрессов: учебный стресс; стресс руководителя; медицинский стресс; спортивный стресс.

Тема 6. Методы оптимизации уровня стресса Общеоздоравливающие методы снятия стресса. Традиционные методы нейтрализации стресса. Новые информационные методы нейтрализации стресса.

Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса: аутогенная тренировка; дыхательные техники; мышечная релаксация; работа с собственными мыслями и убеждениями (ауторациональная терапия); диссоциация; визуализация; условно-рефлекторные техники; прагматизация стресса; религия как способ борьбы со стрессами.

Нейтрализация стресса при помощи психотерапии. Рациональная психотерапия, нейролингвистическое программирование, гипноз.

Тема 7. Неадекватное поведение как причина возникновения стрессов

Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения. Фрустрации как источник стрессов. Обучение навыкам эффективного целеполагания. Постоянный цейтнот как источник стресса. Освоение приемам тайм-менедж- мента.

Примерные вопросы к экзамену для студентов дневного отделения[24]

1. Проблема стресса в биологии и медицине.

2. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.

3. Гормональные и физиологические проявления стресса.

4. Эволюционная структура психики человека и стресс.

5. Особенности психологического стресса.

6. Поведенческие признаки стресса.

7. Интеллектуальные признаки стресса.

8. Физиологические признаки стресса.

9. Эмоциональные признаки стресса.

10. Объективные методы оценки уровня стресса.

11. Субъективные методы оценки уровня стресса.

12. Подходы к прогнозированию стресса и оценки стрессоустойчивости человека.

13. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса.

14. Факторы, влияющие на развитие стресса.

15. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттрав магический синдром.

16. Субъективные причины возникновения психологического стресса.

17. Объективные причины возникновения психологического стресса.

18. Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрес соров различного типа.

19. Общие закономерности профессиональных стрессов.

20. Примеры профессиональных стрессов.

21. Здоровый образ жизни и его влияние на стресс. Физическая ак тивность — важный фактор нормализации стресса.

22. Биологическая обратная связь как метод нейтрализации стресса.

23. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступ ления.

24. Общий обзор способов саморегуляции психологического состоя ния во время стресса.

25. Аутогенная тренировка как метод оптимизации уровня стресса.

26. Дыхательные техники как метод оптимизации уровня стресса.

27. Мышечная релаксация как метод оптимизации уровня стресса.

28. Ауторациональная терапия как метод оптимизации уровня стресса.

29. Нейтрализация стресса при помощи психотерапии. Виды психо терапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.

30. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенче ских навыков.

31. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуни кативных навыков.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных