Главная | Случайная

КАТЕГОРИИ:






Этапы реформирования российской экономики и их особенности.

Реформирование экономики в России осуществлялось в четыре этапа:

I этап – 1957 – 1965 гг.

II этап – 1965 – 1985 гг.

III этап –1986 – 1990 гг.

IV этап –1990 – 2000 гг.

V этап – с 2000 г.

Рассмотрим особенности основных этапов развития экономики России.

I этап – 1957 – 1965 гг.

Экономическая реформа 1957 года – перевод управления национальной экономикой от отраслевого управления к территориально-отраслевой схеме управления посредством образования Совнархозов. В результате данного процесса произошло перераспределение функций управления хозяйства в пользу региональных структур.

Однако, указанная система управления не дала ожидаемых результатов. В результате реформы 1957 года было упразднено свыше 140 общесоюзных, союзно-республиканских и республиканских министерств, а находившиеся в их ведении предприятия переданы в подчинение Совнархозов, созданных в пределах области, края, республики.

Совнархозы в своей деятельности подчинялись Советам Министров Союзных республик, через которые правительство СССР руководило данными структурами. Совнархозы руководили предприятиями через отраслевые управления.

Территориально-отраслевая система управления сыграла положительную роль в развитии межотраслевой кооперации в рамках экономических административных районов в решении местных проблем и повышении уровня благосостояния народа. В то же время в этот период произошло усиление местнических тенденций, и ослабление централизованного начала в экономике. Управление ресурсными отраслями оказалось раздробленным. Многие Совнархозы стали преследовать местные интересы, не считаясь с интересами страны в целом, что привело к невозможности выполнять научно-техническую политику страны.

Данные о динамике национального дохода СССР с 1913 по 1989 гг. приведены в таблице 2.

 

Таблица 2.

Экономический рост СССР за 1913 – 1989 гг.

 

Годы Производство национального дохода. Среднегодовые темпы, %
1913 – 1921 -10,7
1922 – 1940 15,3
1941 – 1950 4,7
1951 – 1960 10,3
1961 – 1970 7,0
1971 – 1980 4,9
1981 – 1985 3,6
1985 – 1989 2,7

Источник: Доклад Комиссии по изучению советской экономики, образованной по решению G7 в Дублине (1990 г.)

Следующим аспектом реформирования в период 1957 – 1965 года было проведение процесса разделения партийных органов власти на промышленные и сельские. Вероятно, убедившись в чрезмерном усилении территориальных парторганов и не желая возвращаться к отраслевым министерствам как их противовесам, Н.С. Хрущев предпринял этот вариант реформирования. Все сильней ощущалась необходимость дальнейшего реформирования экономики страны.

II этап – 1965 – 1985 гг.

После снятия Н.С. Хрущева была предпринята самая масштабная попытка реформирования советской экономики, получившая название реформы Косыгина. Реформа Косыгина впервые была рассмотрена на сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС и речь в ней шла о формировании модели рыночного социализма. В СССР В тот период времени была издана книга Г.С. Лисичкина «План и рынок».

Практика реформ Косыгина была логическим продолжением «развития социализма». Самое главное в ней – некоторая децентрализация управленияч и распределения финансовых потоков, сокращение числа планируемых сверху показателей. Предприятия получили большую самостоятельность. Предприятиям позволили самостоятельно производить и продавать продукцию помимо государственного плана. Появились термины « прямые хозяйственные связи» и «оптовая торговля средствами производства», за которыми стояло право реализовывать продукцию без фондов и нарядов.

Экономическая реформа 1965 года.

В сентябре 1965 года Совет Министров СССР утвердил постановление «Об улучшении управления промышленностью». Управление было вновь построено по отраслевому принципу с расширением прав местных территориальных органов и хозяйственных руководителей. Хозяйственная реформа 1965 года положила начало расширению функций предприятий, как первичных субъектов хозяйственной деятельности. Основной хозяйственного механизма данного периода выступали следующие экономические особенности:

- Введение хозрасчета;

- Нормативные формы распределения з/пл;

- Фонды экономического стимулирования.

Были введены следующие изменения:

1) Ликвидация Совнархозов, создание Министерств и ведомств;

2) Сокращение отчетных плановых документов;

3) Создание фондов экономического стимулирования.

4) Введена плата за производственные фонды.

Несмотря на некоторые достигнутые результаты, реформа 1965 г. не была комплексной.

- Отсутствовала целостная концепция нового хозяйственного механизма, в связи с чем, экономические методы управления национальной экономикой провозглашались, но на деле практически не исполнялись (провозглашали к 1980 г построить коммунизм).

- Число экономических показателей сократилось, вместе с тем их характер не изменился. Большинство показателей остались директивными. Самостоятельности предприятия не получили.

- Аппарат управления, в своем большинстве не воспринимал необходимых экономических преобразований.

- Фиксировалось крайне ограниченное сотрудничество с иностранными фирмами и компаниями.

Начиная с 70-х годов экстенсивный путь развития национальной экономики за счет прироста ресурсов стал все более затруднительным. После временного ускорения развития народного хозяйства начался процесс снижения темпов экономического развития.

Прирост национального дохода составил:

1966 – 1970 г. – 41%;

1971 – 1975 г. – 28%;

1976 – 1980 г. – 21%;

1981 – 1985 г. - 16,5%.

К 1985 году сложилась следующая структура управления национальной экономикой:

- Централизованная система управления национальной экономики и планирования экономического и социального развития.

- Применение административно-командных (директивных) методов управления.

- Территориально-ведомственный принцип управления и планирования.

Реформа 1965 года оказалась в тупике и перешла в стадию экспериментальных поисков.

В 1985 году к власти пришел М.С. Горбачев, а Россию ждали новые экономические реформы, получившие название «перестройка».

 

III этап – 1986 – 1990 гг.

Перестройка экономики. Реформа 1987 года.

Третий этап развития экономики – попытка изменения содержания экономических функций государства характеризуется разработкой Концепции радикальной экономической реформы и нормативно-правовой документации по изменению функций управления народным хозяйством на всех уровнях. Были приняты важные для проведения экономических преобразований законы: «Закон о госпредприятии» и «Закон о предпринимательской деятельности».

Основными критериями полного хозрасчета и демократизма системы стали понятия:

- самоокупаемость;

- самофинансирование;

- самоуправление.

Однако, без должного государственного регулирования демократизация управления и планирования развития отраслей национальной экономики не дала желаемых результатов, вызвала спад производства и снижение его эффективности.

Предпосылкой следующего этапа реформирования было положение экономики страны и совокупность внешних и внутренних факторов ее развития. В 1986 году резко упали валютные поступления от экспорта энергоносителей. В результате стали сокращать импорт.

 

Таблица 3.

Падение импорта в СССР в 1985 – 1986 гг.

Показатели 1985 г. 1986 г. Сокращение, %
Зерно, млн. т. 39,7 22,8 43,0
Хлопок – волокно, тыс. т. 135,0 14,0 90,0
Масло животное, тыс. т. 211,0 131,0 37,9
Масло растительное, тыс. т. 788,0 414,0 47,5
Шелковые ткани, млн. м. 70,6 49,3 30,2
Трикотаж, млн. м. 123,0 82,6 32,7
Кожаная обувь, млн. пар 16,5 11,8 28,5
Чай, тыс. т. 8,1 3,1 61,7
Прокат черных металлов, тыс. т. 5132,0 2996,0 42,0

 

Импорт инвестиционных товаров сократился меньше, а по некоторым видам оборудования, а также по мясу и мясопродуктам наблюдался рост.

Важнейшей особенностью новой экономической реформы должна была стать ее ориентация на развитие социальной сферы. Предполагалось это выполнить за счет:

А) Конверсии оборонной промышленности:

Б) Расширения демократических основ, повышения активности руководящих кадров;

В) Заинтересованности трудящихся в результатах своего труда.

Реформа 1987 года, проведенная в стране по изменению экономической системы хозяйствования носила крайне противоречивый характер.

С одной стороны, в соответствии с постановлением «О перестройке планирования и повышения роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования» главнейшим критерием деятельности предприятий называлось выполнение заказов и договоров.

С другой стороны, Закон СССР «О государственном предприятии» значительно расширил права предприятий в области ценообразования, распоряжения прибылью и заключении договоров. Закон «О государственном предприятии» давал право повышать цены на производимую продукцию и договариваться с тем, кого эта цена устраивала. Администрации предприятий на законном основании абстрагируются от государственных интересов.

В январе 1987 года по решению Совета Министров СССР было отменено ограничение во внешней торговли и разрешено предприятиям и частным лицам продавать за рубеж любые товары по любым ценам. Это решение создало условия незаинтерисованности производителей в развитии внутреннего рынка страны. Началось вымывание товаров за границу и обесценение рубля.

В 1990 году национальный доход снизился по сравнению с 1989 годом на 4%. Впервые за все годы Советской власти в мирное время было зафиксировано падение объема производства.

В 1990 году был зафиксирован самый низкий со времен войны естественный прирост населения – 0,23% (в 1987 г. – 0,66%). Нарастание кризисных явлений в экономике страны способствовало переключению внимания общества со стратегических целей на решение текущих задач.

В 1990 году XXVIII съезд КПСС принял резолюцию о переходе на рыночные отношения. Таким образом, провозглашенный ранее курс на самостоятельное развитие был полностью свернут и вместо него провозглашена цель интеграции в мировое хозяйство через переход к «рыночной экономике».

IV этап – 1990 – 2000 г.

Четвертый этап развития экономики в России связан с признанием необходимости перехода к многообразию форм собственности, развитию рыночных отношений. В начале 90-х годов этими аргументами оправдывался отказ от директивного планирования, как системы и переход к государственному регулированию. Отказ от разработки пятилетних, а потом и годовых планов экономического и социального развития страны во многом был вынужденным, так как уже на третьем этапе развития экономики разорвались информационные потоки на макро-, мезо- и микроуровнях, необходимые для сбалансированного ведения хозяйства и комплексного социально-экономического развития страны.

Реформа 1990 года.

В январе 1990 года создается Государственная комиссия по экономической реформе, которую возглавил академик Л.И. Абалкин. Государственной комиссией была разработана новая Концепция экономической реформы. Концепция включает следующие черты новой хозяйственной системы:

- многообразие форм собственности, их равноправие и соревнование (конкуренция);

- Реформа оплаты труда;

- Перестройка финансово-кредитной системы;

- Превращение рынка в сочетании с государственным регулированием в главный инструмент координации де6ятельности участников общественного производства.

- Государственное регулирование на основе гибкой системы социально-экономического планирования;

- Обеспечение социальной защищенности граждан со стороны государства.

В Концепции предпочтение отдавалось радикально-умеренному варианту развития экономики в три этапа.

I этап реформы – Стабилизация экономики и создание хозяйственного механизма переходного периода. 1990 – 1991 г.

II этап реформы – Развитие и доработка нового хозяйственного механизма 1991 - 1992

III этап реформы – Завершение реформы, реализация намеченных мероприятий, улучшение социально-экономической обстановки в стране 1993 – 1995 г.

В проведении рыночных реформ 1990 г. считают поворотным пунктом, основной вехой дальнейшего экономического развития.

Во-первых, появилась первая официальная доктрина рыночных преобразований;

Во-вторых, в 1990 году необходимость рыночных преобразований была признана правительством страны;

В-третьих, экономическое положение страны стало настолько тяжелым, что кроме поворота к рынку не оставалось быстрых реальных путей выхода из сложившейся ситуации.

В мае 1990 года правительство (премьер-министр Н.И. Рыжков) повышает цены на 40% с целью ослабления дефицита потребительских товаров.

Денежная реформа 1991 года

В январе 1991 года новый премьер-министр В.С. Павлов провел денежную реформу – обмен денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей. Данная мера не улучшила экономическую ситуацию в стране. Кризисные явления нарастали.

В августе 1991 года произошел августовский путч ГКЧП, что привело к ликвидации Советского Союза как целостного государства. Из трех предложенных вариантов реформирования экономики, Б.Н. Ельцин выбрал вариант реформирования, получивший названия «шоковая терапия». Данный вариант реформирования экономики был представлен командой демократических реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром.

Реформы 1992 – 1998 г.

Главные задачи дальнейшего этапа реформирования российской экономики: либерализация цен; разгосударствление экономики; приватизация государственной собственности; децентрализация управления; отказ от директивного планирования и переход к государственному регулированию; конверсия военного производства; всемерное развитие предпринимательства и малого бизнеса.

Реформаторы нового варианта рыночных преобразований понимали, что такие глобальные изменения экономики невозможны без последующего длительного периода экономического спада и снижения уровня жизни.

Наступил 1998 год. В стране в этот период произошел экономический кризис. Предпосылки экономического кризиса: падение темпов роста производства; инфляция; снижение жизненного уровня населения (снижение платежеспособности населения); проведение процесса деноминации; повышение курса доллара; большой дефицит государственного бюджета.

Внешний долг России в 1998 году приблизился к 150 млрд. долл., а внутренний составил сотни млрд. деноминированнных (в1998 г) рублей при ничтожных в сравнении с государственными долгами государственными резервами.

Для погашения долга и получения дополнительных средств в бюджет на краткосрочный период были выпущены ГКО (государственные казначейские обязательства) на которые можно было покупать акции предприятий, вкладывать деньги в ценные бумаги, расширить в обмен на них приток иностранных инвестиций.

Конечно, во всех неудачах неправильно было бы винить ошибочный курс экономических реформ в России. Правильнее было бы говорить об ошибочной денежной, финансовой политике, проводимой на гране дефолта, банкротства страны.

Россия подошла к 2000 году в условиях заметного оживления экономики, преодолев наиболее острые последствия финансового и экономического кризиса 1998 года.

Этому способствовали:

Во-первых, усилия правительства по стабилизации экономики и финансов в посткризисный период;

Во-вторых, благоприятные внешние условия, сформировавшиеся в 1999 году. Доля внешних факторов в приросте ВВП составляла в тот период почти 1/3.

Факторы, улучшающие экономическую динамику.

1. Благоприятная конъюнктура цен на основные позиции российского экспорта (нефть, газ, черные и цветные металлы).

2. Быстрее, чем предполагалось, снижался объем импорта, что обусловило существенно более высокое положительное сальдо внешнеторгового баланса: 33,4 млрд. долл. против 21,5 млрд. долл. по прогнозу и эффект импортозамещения товаров.

3. Увеличилось поступление доходов в бюджет. Снижается задолженность по выплатам з/пл, погашена задолженность по выплатам пенсий.

4. Сократилась безработица в стране.

5. В 1999 году произошел сдвиг от сырьевой ориентации экономики к производству товаров с более высокой степенью переработки.

6. Регулярно производятся платежи по обслуживанию внешнего долга даже при отсутствии внешних займов.

7. Результаты социально-экономического развития страны в 1999 – 2000 гг. по ряду важнейших макроэкономических показателей оказались выше прогнозируемых (промышленное производство, инвестиции, ВВП).

V этап – с 2000 г.

Проведенные в последние четыре года реформы, позволили решить значительное число задач. Основные показатели прогноза социально-экономического развития России до 2008 г. представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Основные показатели прогноза социально-экономического

развития России до 2008 г.

Показатели
Инфляция, в % к декабрю предыдущего года   20,2   18,6   15,1     8-10   6,5-8   5-7
ВВП, в % к предыдущему году       4,3   5,9   3,8-5,2   4,8-5,9   5,0-6,5
Продукция промышленности, %   11,9   4,9   3,7   5,9   3,6-4,7   4,0-5,2   4,6-5,7
Продукция сельского хозяйства, в % к пред. году   7,7   7,5   1,7   1,0   3,5-4,0   3,5-4,0   3,5-4,0
Инвестиции в основной капитал, в % к пред. году   17,4   8,7   2,6   9,3   6,6-8,0   8,2-9,5   8,2-9,5
Экспорт товаров, млрд. долл.   105,0   101,9   107,2   124,9   118,9 114,6 – 131,4 126-153
Импорт товаров, млрд. долл.   44,9   53,8   61,0   71,0   77,3 81,8 – 86,5 98 - 112
Реальные располагаемые доходы населения, в %   111,9   108,5   109,9   109,2   107,6   106,7 – 108,1   106,5 – 108,0
Расходы федерального бюджета, в % от ВВП   14,1   14,6   15,6   15,1   14,3   13,5   13,0

 

Источник: Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 – 2005 годы). Распоряжение Правительства РФ от 15.08.03 г. № 1163-р.

За данный период принят пакет налоговых законов, Трудовой и Земельный кодексы Российской Федерации,, новая редакция Таможенного кодекса, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», базовые законы, необходимые для проведения реформы железнодорожного транспорта и электроэнергетики. Осуществлена пенсионная реформа с введением накопительных механизмов.

Определенный прогресс достигнут в сфере устранения избыточного административного давления на бизнес – снижено количество лицензируемых видов деятельности. Принят Федеральный закон « О техническом регулировании», который ограничивает сферу применения обязательных требований к продукции. В области реформирования системы налогообложения была введена «плоская шкала» подоходного налога и регрессивная шкала единого социального налога, снижен налог на прибыль, установлен налог на добычу полезных ископаемых.

В 2002 г. проведена Всероссийская перепись населения. В сфере образования проходит эксперимент по введению единого государственного экзамена. Признанием успешности российских реформ, обеспечивающих макроэкономическую стабильность, можно считать последовательное повышение за последние годы Организацией экономического сотрудничества и развития и международными рейтинговыми агентствами кредитного рейтинга России, предоставление России Европейским Союзом и США статуса страны с рыночной экономикой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимосвязи основных элементов национальной экономики. | Понятие экономического равновесия
vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!