Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Заданное окружение представлено субъектами внешней среды.

Основными субъектами внешней среды, оказывающими непосредственное влияние на деятельность предприятия, являются:

· поставщики материальных ресурсов;

· потребители;

· конкуренты;

· государство.

Все они качественно разнородны и имеют свою специфику воздействия на характер функционирования предприятия и принятие решений.

Поставщики – это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. Поставщики ресурсов включают снабженцев оборудования, материалов и сырья, поставщиков ресурсов, поставщиков капитала (кредиторы). Нехватка тех или иных материальных ресурсов, забастовки и прочие события в «среде поставщиков» могут нарушить регулярность поставок. В результате в краткосрочном периоде будут иметь место упущенные возможности, в долгосрочном периоде – подорвано благорасположение к фирме со стороны клиентуры. В целом взаимоотношения с поставщиками в значительной мере определяются степенью развития рынков факторов производства.

Потребители – это лица или организации, использующие продукт производства, рассматриваемые вне зависимости от того, с какой целью они применяют этот продукт. Потребители решают, что производить. При этом платежеспособный спрос является связующим звеном между производителем и потребителем.

Конкуренты – это лицо, группа лиц, фирма, предприятие, соперничающие в достижении идентичных целей: в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать превосходящее положение на рынке, производить и продавать один и тот же вид товара или близкие товары, увеличивать объем своих продаж за счет уменьшения объема чужих. Исходя из этого выделяют конкурентов по товарам и по ресурсам. Говоря о конкуренции, важно знать, как конкурент адаптируется к изменениям, особенно в таких областях, как конкуренция в издержках производства, появление новых продуктов и услуг, возрастание рыночной активности. В целом уровень конкуренции влияет на выбор приложения капитала, на ценовую, маркетинговую политику предприятия.

Государство посредством ценовой, кредитной, налоговой политики влияет на результативность работы предприятия.

С целью облегчения идентификации внешней среды и ее влияния на деятельность предприятия ее можно разделить на этическую, политическую, правовую, технологическую, социальную и экономическую.

Этическая внешняя среда включает в себя наборы общепринятых, применяемых на практике стандартов личного поведения. Она включает мораль и этику. При этом под этикой понимается собирательный термин описания принципов личного поведения. В каждой стране имеются особенности применения данных принципов, что необходимо учитывать при общении с партнерами разных стран.

Политическая внешняя среда – это комплекс, состоящий из законов, постановлений, мероприятий правительственных учреждений, влияющих на все виды организаций. Как показывает практика, в условиях перехода к рынку политическая внешняя среда оказывает наибольшее влияние на развитие бизнеса в республике. Например, риск, связанный с политическим климатом, оказывает большое влияние на инвестиционную политику предприятия, а государственная политика в области лицензирования той или иной деятельности (она носит разрешительный или заявительный характер) серьезно сказывается на характере деятельности предприятия.

Правовая внешняя среда, которая определяет общие правила «игры» всех участников рыночных отношений. Поэтому, прежде чем создать предприятие, осуществить перепрофилирование функционирующих предприятий или изменить траекторию их развития, необходимо изучить свои права, обязанности и ответственность, которые возникают в связи с производственно-хозяйственной деятельностью (ответственность за экологию, за нарушение контрактов, выпуск некачественной продукции и т.д.).

Современная технологическая внешняя среда характеризуется:

4) возрастающей способностью преодоления время и расстояния (через развитие самолетостроения, железнодорожного транспорта и т.д.);

2) возрастающей способностью производить, хранить и перерабатывать энергию;

5) появлением новых материалов;

4) дальнейшей механизацией и автоматизацией процесса производства;

Технология является одним из важнейших факторов не только при проектировании продуктов и услуг, совершенствовании способов их разработки и производства, но и при создании организационных структур. В этой связи любое предприятие, стремящееся к успеху на рынке, должно быть в курсе последних достижений технологии.

Социальная внешняя среда складывается из воззрений, ожиданий, желаний, степени интеллигентности и образования, верований и обычаев людей. При этом следует отметить, что вышеперечисленные элементы социальной внешней среды в каждой стране трактуются неоднозначно, что необходимо учитывать при ведении хозяйственной деятельности. В условиях построения рыночной экономики зарождаются такие социальные убеждения как вера в бизнес и уважение собственности, уважение власти, вера в образование и уважение к нему и т.д.

Вышеперечисленные составляющие внешней среды представляют собой общее окружение.

 


2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА, ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ

 

Различают внутренние и внешние факторы экономической среды.

К фактором внутренней экономической среды относятся следующие.

1. Деятельность руководства и аппарата управления предприятия (организационная и производственная структуры управления, профессиональный и квалификационный уровень управленческих кадров и т. д.). Речь идет о руководителях, которые в буквальном смысле слова способны совершить переворот. Примером такого руководителя может служить президент компании «Дженерал электрик» ему удалось вернуть к жизни компанию, проведя сокращение более 100 тыс. рабочих мест (то есть уволив каждого четвертого) и избавившись от целого ряда направлений с ограниченным ростом. Организационные и производственные структуры управления должны обеспечить повышение восприимчивости предприятия к рынку. Чтобы быстрее реагировать на изменение спроса, как свидетельствует опыт многих зарубежных компаний, больше власти и ответственности нужно передавать на нижние уровни управления. А чтобы обеспечить столь же высокую восприимчивость к обновлениям продукции и соответствующий темп, необходимо изменять стиль руководства и постоянно внедрять новые организационные методы управления. При этом на первый план выдвигается необходимость организации коллективной работы и сотрудничества в противовес раздаче распоряжений. То есть речь идет о гибкости, применении более открытых и неформальных методов управления.

2. Система технологического оснащения. Обновление оборудования и технологий, то есть замена их на более прогрессивные, обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятия, усиливает внутреннюю гибкость производства. При этом важную роль в повышении конкурентоспособности продукции играет использование энерго – и ресурсосберегающих технологий, которые позволяют снизить издержки производства, а следовательно, повысить величину прибыли.

3. Сырье, материалы, полуфабрикаты. Качество сырья, комплексность его переработки и величина отходов положительно влияют на экономику предприятия.

4. Сбыт продукции: его объем и издержки. Предприятие, выпуская качественную продукцию при относительно низких издержках, может из-за непродуманной сбытовой политики иметь невысокие финансовые показатели хозяйственной деятельности. Поэтому каждое предприятие стремится осуществить эффективный сбыт за счет продажи продукции нужной рынку, стимулирования увеличения объемов продаж, завоевания новых рынков.

1. нужной рынку, стимулирования увеличения объемов продаж, завоевания новых рынков.

Внешние факторы представлены рабочей силой, уровнем и характером занятости, уровнем цен, экономической политикой государства, фазой развития национальной экономики, развитием родственных и поддерживающих отраслей.

Рассмотрим внешние факторы экономической среды более подробно.

Рабочая сила. Ее составные элементы представлены на рис. 1.

 
 

 

 


Рис.1. Составные элементы понятия «рабочая сила»

 

На предприятии может быть изобилие высококвалифицированной рабочей силы и недостаток высококвалифицированных работников. Возможен обратный вариант, когда на предприятии избыток квалифицированных кадров и недостаток неквалифицированных. И первый и второй варианты отрицательно сказываются на эффективность работы предприятия.

Цена рабочей силы также является важным экономическим фактором, так как в значительной степени влияет на стоимость производимого товара, а это в свою очередь – на конкурентоспособность товара.

Уровень и характер занятости. Это сторона развития макроэкономики имеет противоречивый характер. Наличие безработицы в определенной степени выгодно предприятиям из-за легкости приобретения необходимой рабочей силы по низкой цене предложения. Но одновременно, с точки зрения спроса на товары и услуги, этот фактор имеет и негативные последствия: чем выше безработица, тем ниже спрос и тем самым больше проблем с продажей продукта.

Уровень цен. На эффективность работы любого предприятия серьезное влияние оказывает изменение уровня цен. Рост цен нарушает нормальную деятельность любого предприятия. Одним из основных аспектов, влияющих на рост цен, является инфляция, которая оказывает отрицательное влияние на все виды организации, так как повышает стоимость рабочей силы, сырья и т.д.

Экономическая политика государства (фискальная и кредитно-денежная). Система налогообложения носит противоречивый характер. С одной стороны, выплата налогов, независимо от их величины, приводит, во-первых, к уменьшению распределяемой части прибыли, идущей для реинвестирования, а следовательно, сдерживает экономический рост предприятия и, во-вторых, к росту цен на продукцию, а значит, к падению потребительского спроса. С другой стороны, налогообложение способствует улучшению социального положения работников, особенно в таких сферах как образование, культура и здравоохранение, что ведет к росту спроса на потребительские блага и услуги, к увеличению производства путем повышения образованности, культуры и уровня здоровья рабочей силы. Кроме того, используя льготное налогообложение, предприятие может переориентироваться на новые технологии и т.д.

Проведение государством благоприятной кредитно-денежной политики делает кредит более доступным, а следовательно, предприятие сможет развивать и увеличивать производство и реализацию своих товаров, получать большую массу прибыли и благополучно рассчитываться с долгами. Особое внимание следует обратить на изменение валютного курса рубля. Для предприятий, экспортирующих свою продукцию, благоприятным будет снижение курса рубля по отношению к другим валютам, поскольку это стимулирует экспорт. Если же предприятие импортирует товары, то для него выгодно повышение курса рубля по отношению к другим валютам (ресурсы станут дешевле). Протекционистская таможенная политика может позволить предприятию снизить неблагоприятное воздействие изменения курса национальной валюты, а также защитить отечественные товары от зарубежной конкуренции.

Фазы развития национальной экономики (кризисное состояние или оживление) также оказывает существенное влияние на экономику предприятия. Так, в период оживления (экономического роста) появляются новые предприятия, альтернативы их развития. И это проявляется в динамичном развитии предпринимательской и потребительской среды.

Из вышеизложенного следует, что указанные стороны экономической среды, взаимодействуя между собой, делают экономику динамичной (развиваются не только рынки товаров и услуг, но и ресурсные, финансовые рынки, международная торговля и т. д.). Предприятия должны всегда чутко улавливать эти изменения и реагировать на них соответствующим образом.

Развитие родственных и поддерживающих отраслей. В данном случае речь идет о развитии новых технологий (ресурсосберегающих, технологий глубокой переработки), новых материалов и источников энергии. Их внедрение в производство повышает научный и производственный потенциал предприятия. Если данные отрасли, например, не будут создавать соответствующую технику и технологию из-за стагнации научно-технического и экономического потенциала, то это заставит предприятия пытаться развивать их самостоятельно. В тоге это приведет к дополнительным издержкам, которые снизят прибыль уменьшат дивиденды по акциям, что сразу же скажется на их курсовой стоимости. В результате положение предприятия на фондовом рынке пошатнется, а значит, ухудшится его конкурентоспособность.

 

 

3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Уяснение внешней среды (ее требований и особенностей), диагностика внутренней экономической среды выступают важнейшими предпосылками для разработки стратегии развития предприятия.

Под стратегией предприятия принято понимать модель действий, направленных на достижение поставленных целей путем координации и распределения ресурсов. Она проявляется в стратегическом управлении и конкретных планах стратегического развития. При этом стратегический менеджмент предполагает несколько альтернативных путей для достижения задуманной цели.

В экономической литературе и практике выделяют следующие разновидности стратегий роста и сокращения.

Стратегии роста:

· Стратегия концентрированного роста, которая предусматривает улучшение продукта или создание нового для данной отрасли, а также возможность перехода на новый рынок.

· Стратегия интегрированного роста базируется на расширении фирмы путем добавления новых структур (обратная или вперед идущая вертикальная интеграция).

· Стратегия диверсифицированного роста предполагает расширение номенклатуры продукции действующего производства, создание сопутствующих товаров или выпуск новых, технологически не связанных продуктов.

Стратегия сокращения фирмы предполагает:

- ликвидацию части субъекта хозяйствования при устойчивой экономической несостоятельности и бесперспективном бизнесе;

- сокращение подразделений фирмы для расширения объема перспективного товара;

- сокращение расходов (в том числе за счет увольнения персонала) для предотвращения банкротства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Жан Шарль Леонар Сисмонд де Сисмонди - родоначальник экономического романтизма.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных