Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетическое учение Г. Гегеля.




Учение о прекрасном. Главное сочинение – лекции по эстетике (1818-1929). Главное у Платона – идея, она совершенный образец. У Гегеля наоборот: понятие, не породившее ничего, остается лишь понятием. Если же оно породило реальность, оно является идеей. Идея же породила чувственную реальность, поэтому Гегель называет ее прекрасным. Чувственное представление – это образ с деталями, почти осязаемый. Идея должна сначала конкретизироваться внутри себя.

Таким образом, условия прекрасного:

- конкретизация идеи

- свобода порождения

- порожденное должно быть пронизано этой идеей

Прекрасное – это полное адекватное чувственное явление идеи. Но Гегель задался вопросом: в какой области это возможно? Он идеалист: реальность всегда портит идею, поэтому это возможно только в духовной сфере, в художественном произведении. Поэтому предмет эстетики Гегеля – прекрасное в искусстве. В природе есть зародыши будущего прекрасного, его несовершенные проявления. Живое, по Гегелю, родственно духу. Гегель не требует от прекрасного пропорции: лишь бы идея была воплощена. Красота и истина – две стороны одной медали. Красота содержательна, т.к. она истинна и связана со свободой. Красивое может быть только свободным.

Гегель не только идеалист, но и диалектик: искусство, считает он, не только развивается, но и проходит этапы:

1. оно ищет себя, не вполне являясь искусством (символическая форма)

2. оно раскрывает все возможности (классическая форма)

3. оно развивается, превращаясь во что-то иное (романтическая форма)

На 1 этапе отсутствует совпадение идеи и материала, т.к. идея еще не развилась, она пока еще абстрактна. Искусство Древнего Востока. Господствующий вид – архитектура. Содержание искусства: нет ясности, т.к. создатели еще не осознали, что они хотят выразить. Поэтому содержание приходится угадывать, а угадывание характерно для символа.

На 2 этапе идея и чувственный облик полностью адекватны. Господствующий вид – скульптура. Древняя Греция и Рим. Такой зрелости искусство достигает только в особом обществе, где есть особый тип человека – прекрасная свободная индивидуальность. В родовом и рабовладельческом обществе личность не свободна. Но между этими обществами есть период, когда во главе стоит вождь племени. Их ничто не сковывало. Воплощение их – герои «Илиады» (Ахилл). Они отличаются следующим: они воюют за личные интересы, но имеют и общественно значимые цели. По Гегелю, человеком движет субстанциальные цели (нравственные субстанции, или идеи, за которые люди готовы жертвовать жизнью). Героем человека делает то, что, защищая себя, он выражает и общественные интересы. Вот тут и возникает классическое искусство.

Как это происходит? Каждая форма стремится к разложению, и символическая тоже. Исчезает загадка и возникает рациональное отношение. Содержание и чувственное воплощение соединяются лишь с помощью разума.

В свою очередь, классическая форма разлагается, когда появляется сатирическое отношение к жизни. Происходит раздвоение: действительность и художник, который обличает ту же действительность, в которой живет. Это ложное отношение проявилось, по Гегелю, в римской комедии.

К 3 этапу относится все христианское искусство. Христианство дало другое содержание искусству: от внешнего искусство идет в глубь человеческой души. Религиозное искусство, рыцарское и романтическое становится «всеядным»: воспеть можно все. Духовное содержание превалирует над чувственным воплощением. Содержание настолько детализировалось, что ему тесно в материальных формах. Отсюда изобразительное искусство, музыка.

Что дальше? У Гегеля двойственная позиция:

- искусству приходит конец

Искусство расцветает там, где есть прекрасная свободная индивидуальность. Но сейчас таковых нет, поэтому не может быть искусства.

*Гегель не претендует на решение проблемы свободы, но говорит, что есть свобода в историческом масштабе, а есть частная свобода.

- искусство не исчезнет, но…

Размышления обогнали изящные искусства; люди стали мыслить рациональнее, поэтому почва для художественных образов исчезает. Искусство не исчезнет совсем, но перестанет быть магистральной линией человеческого духа.

По Гегелю, существует три духовных формы человеческой жизни: искусство, религия и философия. Искусство оперирует образами, поэтому оно ниже других, а философия понятиями, поэтому она выше других.

Заслуга Гегеля в том, что он утвердил исторический взгляд на искусство, а также изложил историю искусств.

Однако Гегель отнюдь не сторонник только светлого и гармонического в искусстве. Он понимал, что жизнь – это противоречия, которые тоже должны отражаться в искусстве. Поэтому герои, по Гегелю, безупречны, т.к. кроме личного, несут и общее. Герои по духу рождаются и в наше время, но эта субстанциальная идея исчезла. Это личности, которые утверждают себя. У них формальная самостоятельность и такая же гордость (герои Шекспира – вырождающиеся герои древности). Личности, желающие изменить этот мир, рождаются, но мир стал другим, он устоялся, и им негде проявить себя, они становятся обыкновенными.

Теория трагического у Гегеля.

Эта теория не безупречна, но у нее глубокие исторические корни. В обществе назревает некая великая нравственная идея. Но любая такая идея имеет 2 полюса: положительный и отрицательный. Человеческая личность ограничена и человек прирастает к одной стороне. Таким образом, каждый трагический герой сам виноват в своей трагической судьбе. Он прав наполовину и наполовину же неправ. Но где золотая середина, не знает никто.

*Гегель рассматривал определенный вид трагического, где сталкиваются две героические личности («Антигона», например)

 

vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных