Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетические идеи С. Кьеркегора.




Произведение Кьеркегора «Или, или» объявило несостоятельность учения Гегеля. Кьеркегор выдвинут претензии именно к диалектике Гегеля: его диалектика понятийная, поэтому там господствует всеобщность и необходимость. А философия, по Кьеркегору, должна заниматься не закономерностями, а личностью. Диалектика Гегеля в целом достаточно оптимистична, а у человека есть такие состояния, как страх, отчаяние, боль. Вот ими и должна заниматься философия. У человека возникают противоречия, и ими движется история: по Гегелю, они должны сниматься, а по Кьеркегору, они обостряются до противоборства.

Единство этического и эстетического начал. Критика эстетизма.

Для развития гармоничной личности нужно сначала развивать этическое, а затем эстетическое начало. Эстетическое Кьеркегор понимает не как данное природой, а как то, что человек создает сам: он сам делает выбор и сам строит себя. «Личность является абсолютом, имеющим цель и задачу в самом себе». Казалось бы, это некая личная этика. Но Кьеркегор – христианский философ: божественное находится внутри меня, поэтому я должен найти этот источник.

Диалектика Кьеркегора:

- если человек верующий, то в нем всегда присутствует сознание греховности и одновременно вера в Бога

- взлеты человеческого духа предваряются и искупаются состоянием отчаяния, и для каждого индивида это один из этапов развития

Однако в этике Кьеркегора нет объективного критерия, по которому можно судить поступки человека.

Согласно Кьеркегору, есть два типа эстетика: типичный, который идет за своими желаниями, и утонченный, который страдает меланхолией, болезнью духа. Оба они излечиваются от эстетизма усилием духа. Эстетизм любого толка приводит к отчаянию, т.к. целиком удовлетвориться нельзя. Отношение к красоте у эстетика более поверхностное, а у этика – более глубокое, так как он ценит то, что внутри.

Талант, по Кьеркегору, это этическое понятие, родственное призванию. Задача человека – найти свое призвание и нести за него ответственность. Оно реализуется в труде, браке и дружбе. Найти свое призвание нелегко, но еще сложнее оставаться самим собой: «истинно необыкновенный человеком является обыкновенный человек».

Демоническое в человеке.

В человеке соединены тело, душа и дух. Из каждого произрастает демоническое: истерия, тоска или богоборчество. Но суть демонизма – в отрицании проявления человеческой свободы. Каждый должен бороться с демоническим в самом себе.

Религиозное начало в человеке.

Самое высокое начало в человеке – религиозное, а не этическое. В классической трагедии один человек претерпевает несчастья и оценивается с позиций общечеловеческих. Но есть более сложные трагедии, в которых общечеловеческие законы не действуют. Там действует религия, вера (библейские трагедии). Единичное выше всеобщего: личность уникальна и ее нельзя судить по общим понятиям, понять ее может только Бог.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных