ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные эстетические категории.К эстетическим категориям относятся: трагическое, комическое; возвышенное, низкое; грация, гармония, драма, мелодрама. Красота – более широкое понятие, чем прекрасное. Но в большинстве случаев красота и прекрасное совпадают. Корень красоты не в объекте, а в субъекте. Мы проецируем свои чувства на предметы. Это субъектноориентированная теория. Но существует и противоположная ей: либо Бог, либо некая идея, любо свойство самой материи делают объект прекрасным. Материалистические и религиозные мыслители придерживались ее. Из всех разногласий возникла третья теория: предмет может быть носителем красоты, но она проявляется лишь тогда, когда это осознает субъект.
Теории определения прекрасного. 1. Структурно-упорядочивающая теория. Прекрасен тот предмет, который лучше организован. 2. Выразительно-символическая теория. Не важно, пропорционально ли сложен объект, главное, чтобы он был выразителен. 3. Динамическая теория. Грация, жизнь, игра. 4. Интегративно-смысловая теория. Мы не видим много прекрасного, что будут видеть наши потомки. У субъекта есть эстетический вкус и эстетический идеал. Вкус – это способность оценивать эстетический предмет непосредственно, без рассуждений, на основе лишь опыта. Эстетический идеал – это обобщенное представление о должной высшей красоте. Понятие «красота» сегодня: оно практически не существует, все смешалось. Однако у красоты есть «резервы»: любовь, классическое искусство, идеалы. Идеалы всегда прекрасны.
Категория трагического. Исток теории трагического в поэтике классической трагедии. Возникновение художественных явлений: трагедия, рефлексия, философия трагического. Признаки трагедии: - трагедия возникает там, где есть свободная личность: результат его действий обратный тому, что он ожидал - расколотость, противоречивость человека, который совершает ошибку - неизбежное расширение человеческого аспекта трагедии до онтологического уровня - роль субъекта в существовании трагического (люди оценивают трагедию) - философия трагедии (автору ее помогает сформулировать мифология, религия) - сложный, противоречивый характер развития событий - общие различия трагедий в искусстве и в жизни В трагедии есть два полюса: объективный (жизнь, реальность) и субъективный (кто как оценивает). Именно субъективный полюс в значительной мере формирует искусство. В основе трагического чувства лежат негативные чувства. Но переживая гибель человека, мы вспоминаем его лучшие черты. Горькое чувство просветляется, одухотворяется, и мы испытываем восхищение. Но в жизни и в искусстве разная стратегия по отношению к трагическому. - катарсис
Современная теория трагического. 1. Онтология трагического. Существует две области, где возникает трагическое постоянно: окраина человеческого бытия (то что нам плохо известно) и человеческая свобода. 2. Соотношение этического и эстетического в трагедии 3. Можно ли разрешить трагические противоречия?
Современное поколение основывается в большей степени на эстетике Аристотеля. Ее особенности: - герой активен - трагичен только противоречивый герой - если погибает другой человек – это не трагично (его просто жалко) Возрастает роль отдельной личности.
Разновидности трагического: - во взаимосвязи человека с природой - героическая трагедия - трагические заблуждения - трагедия жертв насилия - трагическое злой воли - трагедия сознания
*Здесь не хватает одной лекции по модернизму и постмодернизму. Но могу сказать, что зачет проходит просто: дается 5-7 тем на выбор, вы выбираете одну и пишете ее (или списываете) целых 1.5 часа. Так что не переживайте: вам хватит этого материала. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|