Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическая эстетика




Важность практической эстетики отражают теорети­ческие изыскания Томаса Манро (XX в.). По мнению это­го американского ученого, виды искусства — это не толь­ко литература, театр, живопись, музыка, но и животновод­ство, пластическая хирургия, косметика, парфюмерия, ку­линария, виноделие, гастрономия, моделирование одежды, парикмахерское дело, татуировка. Всего Манро насчиты­вает около 400 видов искусства! Получается, что у искус­ства нет берегов. За этими представлениями — давняя традиция. На языке многих народов различные виды че­ловеческой деятельности назывались искусствами. У древ­них греков искусство и ремесло обозначались одним и


тем же словом techne; первыми художниками были гон­чары, каменщики, плотники и другие люди труда, изготов­лявшие практически необходимые вещи. Точка зрения Т. Манро схожа со взглядами Фараби (870—950), писав­шего на арабском языке. Этот среднеазиатский ученый считал, что ткачество, медицина, риторика — виды искус­ства. А великий медик древности Гиппократ полагал, что врач возвращает человеку утраченную им из-за болезни гармонию.

Эти суждения не лишены резона. У первобытных пле­мен и в некоторых более поздних человеческих сообще­ствах татуировка, например, имела не меньшее эстетичес­кое, эмоциональное и информационно-смысловое значение, чем танец или пение. А современный человек в некото­рых сферах своей деятельности создает столь совершен­ные образцы, что они обретают выразительность и даже художественное значение (например, прическа, костюм становятся частью образа театрального персонажа или имиджа кинозвезды).

Все же Фараби и Манро принимают за виды искусства формы целесообразно и утилитарно ориентированного эс­тетического освоения мира по законам красоты. Одни из этих форм освоения мира — дизайн, иные — приклад­ное и декоративное искусство, другие — область практи­ческой эстетики.

Эстетическое освоение мира не в форме искусства и не в форме дизайна — сфера интересов практической эсте­тики. Практическая эстетика — четвертая сфера дея­тельности (территория знания) в проблемном поле эс­тетики как науки. Это поле охватывает эстетические аспекты этики (сферу поведения людей и человеческих отношений), этикета, быта, научного творчества, спорта, обрядов, карнавалов, праздников и массовых действий, кулинарии, игр.

Практическая эстетика теоретически мало разработа­на, но сфера ее компетенции столь широка и многообраз­на, что и эта область знаний имеет тенденцию к отпочко­ванию от основного древа эстетики как науки в самостоя­тельную дисциплину.


3.5. Теоретико-информативная эстетика

Информативную проблематику выделил в особую сфе­ру эстетических знаний и разработал Макс Бензе. Он на­чал разработку теоретико-информативной эстетики, тем самым создал пятую сферу деятельности (территорию знания) в проблемном поле эстетики и наметил возмож­ность будущего отпочкования от эстетики еще одной са­мостоятельной дисциплины.

Важнейшие проблемы теоретико-информативной эсте­тики: особенности эстетической информации — ее гедо­нистический потенциал; ее отношение к помехам (к «шу­мам»); ее код, ее оригинальность; ее отношение к знакам, ее смысл и значение; ее избыточность, богатство, характер интерпретации; социальное бытие произведения как но­сителя эстетической информации.

Разновидность теоретико-коммуникативной эстети­ки — социокоммуникативная эстетика сосредоточивает внимание на процессах эстетической информации, созда­ваемой и передаваемой с помощью ТВ, радио, компакт-дис­ков, Интернета и других массмедиа.

Важнейшие проблемы социокоммуникативной эстети­ки: распространение эстетической информации и роль средств массовой коммуникации в этом процессе; выяв­ление универсальной структуры человеческой мысли; за­висимость культуры от средств ее передачи. Особое значе­ние имеет разработка концепции «мозаичности культу­ры» эпохи массовой коммуникации. Согласно этой кон­цепции зрителю, слушателю достаются не знания, а слу­чайные осколки знаний и оценок. С помощью этого ин­формационного хаоса ведущие массмедиа, выполняя со­циальный заказ тех или иных сил, манипулируют созна­нием реципиентов.

Теоретико-информативные и социокоммуникативные эстетические концепции нацелены на осознание художествен­но-информативной природы искусства и роли средств мас­совой коммуникации в жизни художественной культуры.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных