Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Прекрасное и деятельность человека




Первыми предметами эстетического отношения чело­века к действительности были орудия труда. Люди полу­чали удовольствие от хорошо сделанного орудия, форма которого соответствовала его назначению. Эти орудия ста­новились источником эстетического наслаждения, возбуж­дающим в людях радость и восхищение их способностью к творчеству. С расширением сферы человеческой дея­тельности расширяется и круг эстетических ценностей. Человек начинает эстетически воспринимать и оценивать природу, самого себя и общество. То, что для племени было полезным, выступало как символ богатства, оценивалось как прекрасное. Труд старше искусства. У человека сна­чала появляется утилитарное и только впоследствии на его основе эстетическое отношение к миру. Животное дей­ствует (роет нору) в силу биологической необходимости, сообразно инстинктам. Человек же создает сознательно, творчески, в конце работы получая результат, соответству­ющий замыслу.

Человек творит, находя в предмете его внутреннюю меру (то есть природные качества предмета, сообразованные с человеческими потребностями). Творчество в соответствии с мерой вещей рождает и чувство красоты, и способность наслаждаться ею и создает эстетические изделия с их цен­ностью и красоту предметов окружающего мира, который ставится человеческой деятельностью в ценностное отно­шение к человечеству. Тем самым в процессе своей дея­тельности человек выявляет и в известном смысле созда­ет законы красоты.


3-4


Прекрасное и мера

Что же такое мера, внутренне присущая предмету? Не­которые полагают, что мера есть идея целенаправленной организации, заложенная природой. Однако у природы нет внутренней цели. Роден, творя из куска мрамора «Малень­кую фею вод», действовал вовсе не в соответствии с идеей целенаправленной организации, якобы заложенной в са­мом мраморе как природном веществе. Никакая целе­направленная эволюция мрамора никогда бы не родила ни тех целей, ни той меры, в силу которых под рукой ху­дожника камень стал скульптурой. Роден создавал «Ма­ленькую фею вод», «отсекая все лишнее» от куска мрамо­ра. Это и было поиском внутренней меры природного материала в его сообразности с общественными потребно­стями человека. Из этого куска мрамора нельзя было бы сделать чайную ложку или изложницу для заливки ме­талла — такое употребление природного материала не соответствовало бы его мере.

Мера — выявляемая в процессе освоения мира воз­можность предмета так или иначе служить человеку. Мера — плоскость пересечения природных особенностей предмета и исторически обусловленных потребностей че­ловека, отражающих общечеловеческие интересы. Мера — соответствие природных свойств предмета потребностям и возможностям человека как исторического существа, представляющего человеческий род.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных