ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сознание и подсознание — компоненты творческого процесса создания произведенияВысокая роль подсознания в художественном мышлении приводила уже Платона и других древнегреческих философов к трактовке творчества как экстатического, боговдохновенного, вакхического состояния. Для Гомера рапсод — певец, озаряемый свыше, а Пиндар называл поэта пророком муз. Эстетика романтизма подчеркивала роль бессознательного в творческом процессе. Шеллинг писал: «...худож-ник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творчества... Подобно тому как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет здесь неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника... на него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной» (Шеллинг. 1936. С. 380). Процесс рождения стихов, по словам Гете, выглядит так: «Заранее я не имел о них никакого представления и никакого предчувствия, но они сразу овладевали мною и требовали немедленного воплощения, так что я должен был тут же на месте, непроизвольно, как лунатик, их записывать» (Эккерман. 1934. С. 809). В XX в. подсознательное в творческом процессе привлекло к себе внимание 3. Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творческая личность был превращен психоаналитиками в объект самонаблюдения и наблюдения критики. Художник, по мнению фрейдистов, личность, сублимирующая свою сексуальную энергию в акт творчества, в процессе которого происходит вытеснение из сознания творца произведения социально неосуществимых потребностей и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. По Фрейду, неудовлетворенные желания — побудительные стимулы фантазии. Американский психолог Беррон обследовал с помощью тестов группу писателей и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%). В контрольной группе, где были люди, далекие от художественного творчества, обладающих развитой интуицией оказа- в три с половиной раза меньше (25%) (см.: Barron. 1968). В творческом процессе взаимодействуют подсознание, знание и сверхсознание, память и воображение, потреб-ость в исповеди и проповеди, эвристические, суггестивные, просветительские наклонности, природный дар и приобретенный навык. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника» (Шиллер. 1957. С. 560). Акт творчества сознателен, но в нем много и иррационального. «Человек в цельности своей природы есть существо иррациональное; поэтому как полное его объяснение недоступно для разума, так недостижимо для него — его удовлетворение. Как бы ни была упорна работа мысли, она никогда не покроет всей действительности, будет отвечать мнимому человеку, а не действительному. В человеке скрыт акт творчества, и он-то именно привнес в него жизнь, наградил его страданиями и радостями, ни понять, ни переделать которых не дано разуму» (Розанов. 1990. С. 71). Сознание определяет многие существенные стороны творчества. Оно контролирует цель, сверхзадачу творчества и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает «светлое пятно» в творческом мышлении и организует весь опыт художника вокруг этого света. «Светлое пятно» обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать, оценить черновой вариант и довести его До совершенного. Сознание помогает художнику провести самокритический анализ всего своего творчества и сделать выводы, способствующие дальнейшему росту мастерства. Особенно важна роль сознания при создании крупномасштабных произведений. Миниатюру можно исполнить и по наитию, крупное же произведение нуждается в серьезном обдумывании. Лев Толстой писал по поводу «Вой-HbI и мира»: «Вы не можете себе представить, как мне РУДна эта предварительная работа глубокой пахоты того п°ля, на котором я принужден сеять. Обдумать и переду- мать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать мил-лионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1 000 000 — ужасно трудно» (Лев Толстой. 1958. С. 261—262). Значение сознательного начала при работе над «Братьями Карамазовыми» подчеркивал и Достоевский: «Теперь же подводится итог тому, что 3 года обдумывалось, составлялось, записывалось» (Достоевский. 1959. С. 198— 199). Подсознание под влиянием жизненных впечатлений рождает в творческом процессе огромное число вариантов образов, ситуаций, мыслительных связей между явлениями. Интуитивное эстетическое чувство заставляет отобрать из этого огромного числа наиболее красивые образы. Механизм интуиции тесно связан с эстетикой. Французский математик Пуанкаре подчеркивал, что отличительное свойство математического ума нужно искать не в логике, а в эстетике (см.: Пуанкаре. 1909. С. 24). Об этом же говорит современный американский математик С. Пей-перт (Papert. 1978. Р. 105—119). Идеи, которые переходят из подсознания в сознание, не всегда правильны, так как в подсознании нет логических критериев истины. Именно красота есть критерий передачи образов из подсознания в сознание, где осуществляется строгая проверка полученного из подсознания материала. Рожденный подсознанием, отобранный эстетическим чувством, образ поступает в сознание. Здесь он логически выверяется, просветляется разумом, обрабатывается (домысливается, обосновывается, связывается с культурным фондом и обогащается им). Таким образом, сначала эстетическое чувство (на уровне интуиции), затем строгая логика (на уровне сознания) производят «естественный отбор» из множества идей и образов. «Выживают» (= поступают в дальнейшую обработку в творческом пр цессе) лишь самые прекрасные и истинные. Переход о' подсознания к сознанию связан с огромным творчески приращением. Логически выверенные разумом идея ил образ углубляются и получают свою завершенность. 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ 3.1. Художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности В истории эстетической мысли сложились две трактовки художественного творчества: гносеологическая: от античных представлений о душе как о воске, в котором отпечатываются предметы, до ленинской теории отражения; онтологическая: от античных представлений о творчестве как воспоминании душой ее предвечной сущности и от средневековых и романтических представлений о том, что Бог говорит устами поэта, что художник — медиум Творца, до концепции Бердяева, придававшей творчеству основополагающее бытийное значение. Нельзя пренебрегать ни онтологической, ни гносеологической составляющей творчества. В. Соловьев видел в их взаимосвязи условие творческого процесса. На эту теоретическую традицию и следует опираться. Именно с этих позиций и следует рассмотреть художественный образ и его особенности. Художественный образ конкретен и обладает чертами представления, но особого рода: представления, обогащенного мыслительной деятельностью. Представления — переходная ступень между восприятием и понятием, обобщение широчайших слоев общественной практики. Представление содержит в себе как значение, так и смысл осваиваемого явления. Для того чтобы художественные представления стали достоянием аудитории, их надо объективировать. Художественный образ есть объективация системы художественных представлений. Понятийное начало присутствует и в художественном мышлении — порой в скрытом, а иногда и в явном виде, концептуальное содержание художественного произведения складывается из объективированных в образе представлений и идей. Художественное мышление образно. Оно очетает обобщенность и конкретность с личностной формой. Искусство создает художественную реальность, кото-
рая виртуальна, жизнепоДобна и воссоздает жизнь в ее целостности и тем самым расширяет, углубляет реальный жизненный опыт человека. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|