Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сознание и подсознание — компоненты твор­ческого процесса создания произведения




Высокая роль подсознания в художественном мышле­нии приводила уже Платона и других древнегреческих философов к трактовке творчества как экстатического,



боговдохновенного, вакхического состояния. Для Гомера рапсод — певец, озаряемый свыше, а Пиндар называл по­эта пророком муз.

Эстетика романтизма подчеркивала роль бессознатель­ного в творческом процессе. Шеллинг писал: «...худож-ник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творчества... Подобно тому как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет здесь неиспо­ведимо предписанное судьбой, во власти коей он находит­ся, таким же представляется и положение художника... на него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и выска­зыванию вещей, не открытых до конца его взору и облада­ющих неисповедимой глубиной» (Шеллинг. 1936. С. 380). Процесс рождения стихов, по словам Гете, выглядит так: «Заранее я не имел о них никакого представления и ни­какого предчувствия, но они сразу овладевали мною и тре­бовали немедленного воплощения, так что я должен был тут же на месте, непроизвольно, как лунатик, их записы­вать» (Эккерман. 1934. С. 809).

В XX в. подсознательное в творческом процессе при­влекло к себе внимание 3. Фрейда и его психоаналити­ческой школы. Художник как творческая личность был превращен психоаналитиками в объект самонаблюдения и наблюдения критики. Художник, по мнению фрейдис­тов, личность, сублимирующая свою сексуальную энергию в акт творчества, в процессе которого происходит вытес­нение из сознания творца произведения социально неосу­ществимых потребностей и устранение тем самым реаль­ных жизненных конфликтов. По Фрейду, неудовлетворен­ные желания — побудительные стимулы фантазии.

Американский психолог Беррон обследовал с помо­щью тестов группу писателей и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%). В кон­трольной группе, где были люди, далекие от художествен­ного творчества, обладающих развитой интуицией оказа-


в три с половиной раза меньше (25%) (см.: Barron.

1968).

В творческом процессе взаимодействуют подсознание,

знание и сверхсознание, память и воображение, потреб-ость в исповеди и проповеди, эвристические, суггестив­ные, просветительские наклонности, природный дар и при­обретенный навык. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника» (Шил­лер. 1957. С. 560).

Акт творчества сознателен, но в нем много и иррацио­нального. «Человек в цельности своей природы есть су­щество иррациональное; поэтому как полное его объясне­ние недоступно для разума, так недостижимо для него — его удовлетворение. Как бы ни была упорна работа мысли, она никогда не покроет всей действительности, будет от­вечать мнимому человеку, а не действительному. В чело­веке скрыт акт творчества, и он-то именно привнес в него жизнь, наградил его страданиями и радостями, ни понять, ни переделать которых не дано разуму» (Розанов. 1990. С. 71).

Сознание определяет многие существенные стороны творчества. Оно контролирует цель, сверхзадачу творче­ства и основные контуры художественной концепции про­изведения, высвечивает «светлое пятно» в творческом мышлении и организует весь опыт художника вокруг это­го света. «Светлое пятно» обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать, оценить черновой вариант и довести его До совершенного. Сознание помогает художнику провес­ти самокритический анализ всего своего творчества и сде­лать выводы, способствующие дальнейшему росту мастер­ства.

Особенно важна роль сознания при создании крупно­масштабных произведений. Миниатюру можно исполнить и по наитию, крупное же произведение нуждается в серь­езном обдумывании. Лев Толстой писал по поводу «Вой-HbI и мира»: «Вы не можете себе представить, как мне РУДна эта предварительная работа глубокой пахоты того п°ля, на котором я принужден сеять. Обдумать и переду-


мать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать мил-лионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1 000 000 — ужасно трудно» (Лев Толстой. 1958. С. 261—262).

Значение сознательного начала при работе над «Бра­тьями Карамазовыми» подчеркивал и Достоевский: «Те­перь же подводится итог тому, что 3 года обдумывалось, составлялось, записывалось» (Достоевский. 1959. С. 198— 199).

Подсознание под влиянием жизненных впечатлений рождает в творческом процессе огромное число вариан­тов образов, ситуаций, мыслительных связей между явле­ниями. Интуитивное эстетическое чувство заставляет ото­брать из этого огромного числа наиболее красивые обра­зы. Механизм интуиции тесно связан с эстетикой. Фран­цузский математик Пуанкаре подчеркивал, что отличи­тельное свойство математического ума нужно искать не в логике, а в эстетике (см.: Пуанкаре. 1909. С. 24). Об этом же говорит современный американский математик С. Пей-перт (Papert. 1978. Р. 105—119).

Идеи, которые переходят из подсознания в сознание, не всегда правильны, так как в подсознании нет логичес­ких критериев истины. Именно красота есть критерий передачи образов из подсознания в сознание, где осуще­ствляется строгая проверка полученного из подсознания материала. Рожденный подсознанием, отобранный эстети­ческим чувством, образ поступает в сознание. Здесь он логически выверяется, просветляется разумом, обрабаты­вается (домысливается, обосновывается, связывается с куль­турным фондом и обогащается им). Таким образом, сна­чала эстетическое чувство (на уровне интуиции), затем строгая логика (на уровне сознания) производят «естествен­ный отбор» из множества идей и образов. «Выживают» (= поступают в дальнейшую обработку в творческом пр цессе) лишь самые прекрасные и истинные. Переход о' подсознания к сознанию связан с огромным творчески приращением. Логически выверенные разумом идея ил образ углубляются и получают свою завершенность.


3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

3.1. Художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности

В истории эстетической мысли сложились две трак­товки художественного творчества:

гносеологическая: от античных представлений о душе как о воске, в котором отпечатываются предметы, до ле­нинской теории отражения;

онтологическая: от античных представлений о твор­честве как воспоминании душой ее предвечной сущности и от средневековых и романтических представлений о том, что Бог говорит устами поэта, что художник — медиум Творца, до концепции Бердяева, придававшей творчеству основополагающее бытийное значение.

Нельзя пренебрегать ни онтологической, ни гносеоло­гической составляющей творчества. В. Соловьев видел в их взаимосвязи условие творческого процесса. На эту те­оретическую традицию и следует опираться. Именно с этих позиций и следует рассмотреть художественный образ и его особенности.

Художественный образ конкретен и обладает чертами представления, но особого рода: представления, обогащен­ного мыслительной деятельностью. Представления — переходная ступень между восприятием и понятием, обоб­щение широчайших слоев общественной практики. Пред­ставление содержит в себе как значение, так и смысл ос­ваиваемого явления. Для того чтобы художественные пред­ставления стали достоянием аудитории, их надо объекти­вировать. Художественный образ есть объективация сис­темы художественных представлений.

Понятийное начало присутствует и в художественном мышлении — порой в скрытом, а иногда и в явном виде, концептуальное содержание художественного произведе­ния складывается из объективированных в образе пред­ставлений и идей. Художественное мышление образно. Оно очетает обобщенность и конкретность с личностной фор­мой. Искусство создает художественную реальность, кото-

6~ Эстетика



рая виртуальна, жизнепоДобна и воссоздает жизнь в ее целостности и тем самым расширяет, углубляет реаль­ный жизненный опыт человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных