Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Индивидуализированное обобщение. Типи­зация




Художественный образ — обобщение, раскрывающее в конкретно-чувственной форме существенное для ряда явлений. Диалектика всеобщего (типического) и единич ного (индивидуального) в мышлении соответствует их д» алектическому взаимопроникновению в действительное ти. В искусстве это единство выражено не в своей всеоб


и а в своей единичности: общее проявляется в инди-Я„дуальном и через индивидуальное. Поэтическое пред- 3 явление образно и являет не абстрактную сущность, не

чайное существование, а явление, в котором через его нешность, его индивидуальность познается субстанциаль­ное (см.: Гегель. 1971. С. 384—385). В одной из сцен ро­мана Толстого «Анна Каренина» Каренин хочет развес­тись с женой и приходит к адвокату. Доверительная бесе­да проходит в уютном кабинете, устланном коврами. Вдруг по комнате пролетает моль. И хотя рассказ Каренина ка­сается драматических обстоятельств его жизни, адвокат уже ничего не слушает, ему важно поймать моль, угрожа­ющую его коврам. Маленькая деталь несет на себе боль­шую смысловую нагрузку: в большинстве своем люди равнодушны друг к другу, и вещи для них более ценны, чем личность и ее судьба.

Может показаться, что лирическая поэзия выпадает из закономерности: образ — единство общего и индивиду­ального. В стихотворении «Я вас любил» Пушкин гово­рит возлюбленной о самом сокровенном, интимном. Все неповторимо и индивидуально. Так чувствовал только Пушкин. Поэт выражает себя, свои мысли и чувства, и, казалось бы, о каком общем может идти речь? Однако сама индивидуальность художника несет в себе всеобщее. Великий поэт, говоря о себе самом, о своем «я», говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество; и поэтому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека, брата своего по человече­ству (см.: Белинский. 1954. С. 486).

Художник мыслит образами, природа которых конк­ретно-чувственна. Это роднит образы искусства с форма­ми самой жизни, хотя нельзя понимать эту родственность буквально. Таких форм, как художественное слово, музы­кальный звук или архитектурный ансамбль, в самой жиз­ни нет и быть не может.

Каждое художественное направление вырабатывает свой принцип и свой механизм художественного обобще­ния. Для искусства Возрождения характерно обобщение ЧеРез гиперболизацию (отсюда Гаргантюа и Пантагрюэль


у Рабле, герои титанических страстей и характеров). jjc кусству классицизма присуща генерализация — худо^р ственное обобщение путем выделения и абсолютизации характерной черты героя (скупость, мизантропия и т. п) Романтизму свойственна идеализация — обобщение пу. тем прямого воплощения идеалов, наложения их на ре. альный материал. Реалистическому искусству присуща типизация — художественное обобщение через индиви­дуализацию путем отбора существенных черт личности. В реалистическом искусстве каждое изображаемое лицо — тип, но вместе с тем и вполне определенная лич­ность — «знакомый незнакомец». Модернизм склонен к обобщению через деформацию.

Древнеиндийская притча рассказывает о слепцах, ко­торые захотели узнать, что собой представляет слон, и ста­ли ощупывать его. Один из них охватил ногу слона и ска­зал: «слон похож на столб»; другой ощупал брюхо вели­кана и решил: «слон — это жбан»; третий коснулся хво­ста и понял: «слон — корабельный канат»; четвертый взял в руки хобот и заявил: «слон — это змея». Их по­пытки понять слона были безуспешными, потому что они познавали не сущность явления, а его случайные свойства. Художник, возводящий случайные черты явлений в ранг существенных, поступает как слепец, принимающий сло­на за веревку только потому, что ему не удалось ухватить ничего другого, кроме хвоста. Истинный художник схва­тывает характерное, существенное в явлениях — и этот материал интегрирует в художественные образы. Искус­ство способно, не отрываясь от конкретно-чувственной природы явлений, делать широкие обобщения и создавать концепцию мира. Принципы и технология обобщения исторически меняются и зависят от общей эстетической установки художественного направления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных