ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Художественная реальность и художественная концепцияХудожественная реальность представляет мир в его целостности. Целостность — специфическое свойство художественного мира. Произведение — космос духа, художественный мир, складывающийся из художественных образов. Этот мир похож на реальный: в нем богатые тоже плачут, а бедные тоже радуются, в нем люди любят и ненавидят, рождаются и умирают, как в реальном. Пластичность не только изобразительных, но и литературных образов такова, что мы видим портреты героев и окружающие их вещи с той же очевидностью, с какой мы видим и* в жизни. Перед нами предстает и художественный микромир тончайших чувств человека, и макрокосмос целой
бытия человечества. Художественная реальность жет быть велика и сомасштабна исторической реально- и «Илиада» Гомера, «Божественная комедия» Данте, Гамлет» Шекспира, «Война и мир» Толстого — это целые миры, размеры которых вселенски огромны. Однако при всем жизнеподобии художественный мир существенно отличается от мира реального обобщенностью персонажей, ситуаций, деталей и их подчиненностью единой художественной мысли, во имя которой этот вымышленный мир создается. «Вымышленное... порой не имеет аналогов в реальности, но неверно говорить о чисто субъективном. Мир иллюзий не становится реальностью, однако не перестает быть миром, объективным универсумом, исполненным смысла и совершенства. Пусть воображаемый кентавр не скачет в действительности по настоящим лугам... но и он наделен своеобразной независимостью по отношению к вообразившему его субъекту. Это виртуальный или, пользуясь языкогл новейшей философии, идеальный объект» (Ортега-и-Гассет. 1991. С. 203). Художественная реальность — система художественных образов, несущая художественную концепцию мира и личности, подчиненная этой концепции и пластически воплощающая ее. Так, художественный мир в произведениях экзистенциализма доказывает принципиальное одиночество человека и абсурдность бытия. Экспрессионизм утверждает, что мир враждебен личности, сюрреализм — что действительность непостижима и загадочна. В произведениях поп-арта художественный мир — сореальность, некий параллельный действительности космос. В реализ-Ме художественный мир несет в себе идеи ответственности личности за судьбу человечества, утверждает значение культуры в переходе человека «от горизонта «я» к горизонту всех» (П. Элюар). В произведениях социалистичес-Кого реализма художественный мир — это трудная со-вРеменная реальность, которую человек насильственно Реобразовывает во имя абстрактного будущего, обещаю-быть светлым. Художественный мир чувственно достоверен и мате-РИально насыщен. Он состоит из всех природных стихий >1ли, воздуха, воды, огня), из всех предметов «первой»
природы (гор, лесов, рек, морей) и «второй», рукотворНо-природы (зданий, мебели, вещей). В этом мире действу^ "уют человеческие характеры, и из их взаимодействия складь ваются обстоятельства, в нем живет общество и протекав история. Однако и вещи, и природные стихии, и характе ры, и обстоятельства, и сам исторический процесс — лицц. обобщенные, концептуально нагруженные образы. 5Киз-неподобие обусловлено самой природой искусства, склон-ного воспроизводить жизнь в формах самой жизни. ИСиз-неподобие художественного мира относительно, так как во имя более четкого выражения концепции и более полного выражения эстетического отношения к изображаемому явлению даже реалистическое искусство способно заострять (например, в сатире), преувеличивать (гипербола), приуменьшать (литота), деформировать (гротеск) явления. Художественная реальность порой отступает от жизнеподобия, ибо искусство стремится не столько к тому, чтобы художественная реальность была похожа на действительность, сколько к тому, чтобы она несла определенную систему идей. Однако у отступлений от жизнеподобия в реалистическом искусстве всегда есть мера, не позволяющая разрушить представления о действительности. Конкретная чувственность пластических образов создает художественный мир, обладающий свойствами непосредственности, самодеятельности, незаданности, случайности, то есть на первый взгляд качествами самой действительности, статусом факта жизни. Однако эта неза-данность и реальность — иллюзия, ибо эта художественная реальность концептуально нагружена. Тем не менее воссоздание непосредственности жизни влечет за собой известную власть материала над художником, а порою и неполное соответствие замысла и результата. Художественная концепция произведения запечатлевается в восьми пластах, каждый из которых передает определенный тип взаимодействия человека с различными внутренними и внешними средами. В каждом из этих пластов запечатлевается один из типов взаимодействия человека с различными внутренними и внешними средами. Первый пласт («я — я») — внутренние коммуникации, внутренние взаимодействия личности, определяемые воречиями подсознания и сознания, «нецензуриро-ПР° > сознания и социальных норм. Этот пласт несет ВЯ Ософско-психологическую проблематику, раскрывает алектику души», передает поток сознания и показыва-аницы Моего «я», мои отличия и сходства с другими, е предназначение. В этом пласте произведения осуще-вляется художественное самосознание (осознание человеком себя как личности). Второй пласт («я — ты») — коммуникации человека с другим человеком. Этот пласт — носитель нравственной проблематики. Третий пласт («я — мы») — общение и взаимодействия личности с социальной средой (классом, этносом, нацией, народом, государством, обществом). Этот пласт в произведении носитель социально-политической и правовой проблематики. Четвертый пласт («я — мы все») — отношения человека с человечеством и историей. Этот пласт — носитель философии истории, социально-философских проблем. Пятый пласт («я — всё») — личность в ее отношениях с природой, с окружающей средой. Этот пласт — носитель естественнонаучных и натурфилософских проблем. Шестой пласт («я — всё, созданное нами») — личность в ее взаимоотношениях с рукотворной, «второй» природой. Этот пласт — носитель соционатурфилософс-ких проблем и включает в себя болевые точки цивилизации: вопросы руссоизма, урбанизма, экологии. Седьмой пласт («я — всё, созданное нами в сфере духа») — человек во взаимодействии с созданной человечеством духовной культурой. Этот пласт — носитель кУлыпурологических и герменевтических проблем. Восьмой пласт («я — всеобщее») — человек в его взаимоотношениях с мирозданием. Этот пласт в произведении — носитель религиозной и глобальной метафизи-Ческой проблематики: что есть мир и каков он, в чем сМысл жизни и что такое смерть, что такое человек в его отношении ко Вселенной и к Богу?
Каждое художественное направление создает свой тип
ественного произведения со своей моделью мира, ные смысловые пласты, опирающиеся на пласты худ0%е ственной реальности. Особенности типа художественнее произведения, принадлежащего определенному худого ственному направлению, определяются: 1) наличием или отсутствием тех или иных пластов из числа возможных восьми; 2) иерархическим порядком слоев; трактовкой каждого наличного слоя. Художественный мир реален и нереален. В своей ре. альности он есть концептуально нагруженная модель действительности, состоящая из осмысленных и пропущенных через сердце впечатлений бытия. Одновременно худо-Жественный мир и нереален. Он виртуален. Ведь сколько бы читатель или зритель в этот мир ни погружался, он ничего не может в нем изменить. Зритель не может вмешаться в действия Яго и предотвратить трагическую развязку. Этот мир создан словами. И хотя слово тоже — дело, это духовное дело, и «материальность», пластичность художественного мира совсем иная, нежели у реального мира. В отличие от реального в художественном мире все пронизано художественной концепцией и самые сторонние, самые незначительные вещи, поступки, черты характера подчинены главной идее произведения и неслучайны. Любая случайность внутри художественного мира предусмотрена, читатель или зритель к ней подведен. В художественном мире нет ничего лишнего (известен афоризм Чехова о ружье: если оно висит на стене в первом акте пьесы, то в третьем акте оно должно выстрелить). Само создание скульптуры для художника есть процесс отсечения от куска мрамора «всего лишнего». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|