Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художественная реальность и художествен­ная концепция




Художественная реальность представляет мир в его целостности. Целостность — специфическое свойство ху­дожественного мира. Произведение — космос духа, худо­жественный мир, складывающийся из художественных образов. Этот мир похож на реальный: в нем богатые тоже плачут, а бедные тоже радуются, в нем люди любят и не­навидят, рождаются и умирают, как в реальном. Пластич­ность не только изобразительных, но и литературных об­разов такова, что мы видим портреты героев и окружаю­щие их вещи с той же очевидностью, с какой мы видим и* в жизни. Перед нами предстает и художественный мик­ромир тончайших чувств человека, и макрокосмос целой


 

 

бытия человечества. Художественная реальность

жет быть велика и сомасштабна исторической реально-

и «Илиада» Гомера, «Божественная комедия» Данте, Гамлет» Шекспира, «Война и мир» Толстого — это це­лые миры, размеры которых вселенски огромны. Однако при всем жизнеподобии художественный мир существен­но отличается от мира реального обобщенностью персона­жей, ситуаций, деталей и их подчиненностью единой худо­жественной мысли, во имя которой этот вымышленный мир создается. «Вымышленное... порой не имеет анало­гов в реальности, но неверно говорить о чисто субъектив­ном. Мир иллюзий не становится реальностью, однако не перестает быть миром, объективным универсумом, испол­ненным смысла и совершенства. Пусть воображаемый кентавр не скачет в действительности по настоящим лу­гам... но и он наделен своеобразной независимостью по отношению к вообразившему его субъекту. Это виртуаль­ный или, пользуясь языкогл новейшей философии, иде­альный объект» (Ортега-и-Гассет. 1991. С. 203).

Художественная реальность — система художествен­ных образов, несущая художественную концепцию мира и личности, подчиненная этой концепции и пластически воплощающая ее. Так, художественный мир в произведе­ниях экзистенциализма доказывает принципиальное оди­ночество человека и абсурдность бытия. Экспрессионизм утверждает, что мир враждебен личности, сюрреализм — что действительность непостижима и загадочна. В произ­ведениях поп-арта художественный мир — сореальность, некий параллельный действительности космос. В реализ-Ме художественный мир несет в себе идеи ответственнос­ти личности за судьбу человечества, утверждает значение культуры в переходе человека «от горизонта «я» к гори­зонту всех» (П. Элюар). В произведениях социалистичес-Кого реализма художественный мир — это трудная со-вРеменная реальность, которую человек насильственно Реобразовывает во имя абстрактного будущего, обещаю-быть светлым.

Художественный мир чувственно достоверен и мате-РИально насыщен. Он состоит из всех природных стихий

>1ли, воздуха, воды, огня), из всех предметов «первой»


 
 

ые I ВЬ1Ралсающий

природы (гор, лесов, рек, морей) и «второй», рукотворНо-природы (зданий, мебели, вещей). В этом мире действу^

"уют человеческие характеры, и из их взаимодействия складь

ваются обстоятельства, в нем живет общество и протекав история. Однако и вещи, и природные стихии, и характе ры, и обстоятельства, и сам исторический процесс — лицц. обобщенные, концептуально нагруженные образы. 5Киз-неподобие обусловлено самой природой искусства, склон-ного воспроизводить жизнь в формах самой жизни. ИСиз-неподобие художественного мира относительно, так как во имя более четкого выражения концепции и более пол­ного выражения эстетического отношения к изображае­мому явлению даже реалистическое искусство способно заострять (например, в сатире), преувеличивать (гипербо­ла), приуменьшать (литота), деформировать (гротеск) яв­ления. Художественная реальность порой отступает от жизнеподобия, ибо искусство стремится не столько к тому, чтобы художественная реальность была похожа на действи­тельность, сколько к тому, чтобы она несла определенную систему идей. Однако у отступлений от жизнеподобия в реалистическом искусстве всегда есть мера, не позволяю­щая разрушить представления о действительности.

Конкретная чувственность пластических образов со­здает художественный мир, обладающий свойствами не­посредственности, самодеятельности, незаданности, случай­ности, то есть на первый взгляд качествами самой дей­ствительности, статусом факта жизни. Однако эта неза-данность и реальность — иллюзия, ибо эта художествен­ная реальность концептуально нагружена. Тем не менее воссоздание непосредственности жизни влечет за собой известную власть материала над художником, а порою и неполное соответствие замысла и результата.

Художественная концепция произведения запечатлева­ется в восьми пластах, каждый из которых передает опре­деленный тип взаимодействия человека с различными внут­ренними и внешними средами. В каждом из этих пластов запечатлевается один из типов взаимодействия человека с различными внутренними и внешними средами.

Первый пласт («яя») — внутренние коммуника­ции, внутренние взаимодействия личности, определяемые


воречиями подсознания и сознания, «нецензуриро-ПР° > сознания и социальных норм. Этот пласт несет ВЯ Ософско-психологическую проблематику, раскрывает

алектику души», передает поток сознания и показыва-аницы Моего «я», мои отличия и сходства с другими, е предназначение. В этом пласте произведения осуще-вляется художественное самосознание (осознание чело­веком себя как личности).

Второй пласт («яты») — коммуникации чело­века с другим человеком. Этот пласт — носитель нрав­ственной проблематики.

Третий пласт («ямы») — общение и взаимодей­ствия личности с социальной средой (классом, этносом, нацией, народом, государством, обществом). Этот пласт в произведении носитель социально-политической и право­вой проблематики.

Четвертый пласт («ямы все») — отношения че­ловека с человечеством и историей. Этот пласт — носи­тель философии истории, социально-философских проблем.

Пятый пласт («явсё») — личность в ее отноше­ниях с природой, с окружающей средой. Этот пласт — но­ситель естественнонаучных и натурфилософских проблем.

Шестой пласт («явсё, созданное нами») — лич­ность в ее взаимоотношениях с рукотворной, «второй» природой. Этот пласт — носитель соционатурфилософс-ких проблем и включает в себя болевые точки цивилиза­ции: вопросы руссоизма, урбанизма, экологии.

Седьмой пласт («явсё, созданное нами в сфере духа») — человек во взаимодействии с созданной чело­вечеством духовной культурой. Этот пласт — носитель кУлыпурологических и герменевтических проблем.

Восьмой пласт («явсеобщее») — человек в его взаимоотношениях с мирозданием. Этот пласт в произве­дении — носитель религиозной и глобальной метафизи-Ческой проблематики: что есть мир и каков он, в чем сМысл жизни и что такое смерть, что такое человек в его отношении ко Вселенной и к Богу?

хУДож<

Каждое художественное направление создает свой тип

художественную концепцию через различ-183

ественного произведения со своей моделью мира,


ные смысловые пласты, опирающиеся на пласты худ0%е ственной реальности. Особенности типа художественнее произведения, принадлежащего определенному худого ственному направлению, определяются: 1) наличием или отсутствием тех или иных пластов из числа возможных восьми; 2) иерархическим порядком слоев; трактовкой каждого наличного слоя.

Художественный мир реален и нереален. В своей ре. альности он есть концептуально нагруженная модель дей­ствительности, состоящая из осмысленных и пропущен­ных через сердце впечатлений бытия. Одновременно худо-Жественный мир и нереален. Он виртуален. Ведь сколько бы читатель или зритель в этот мир ни погружался, он ни­чего не может в нем изменить. Зритель не может вмешать­ся в действия Яго и предотвратить трагическую развязку. Этот мир создан словами. И хотя слово тоже — дело, это духовное дело, и «материальность», пластичность художе­ственного мира совсем иная, нежели у реального мира.

В отличие от реального в художественном мире все пронизано художественной концепцией и самые сторон­ние, самые незначительные вещи, поступки, черты харак­тера подчинены главной идее произведения и неслучай­ны. Любая случайность внутри художественного мира предусмотрена, читатель или зритель к ней подведен. В художественном мире нет ничего лишнего (известен афо­ризм Чехова о ружье: если оно висит на стене в первом акте пьесы, то в третьем акте оно должно выстрелить). Само создание скульптуры для художника есть процесс отсечения от куска мрамора «всего лишнего».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных