ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира)Гегель писал: «...религия как всеобщее сознание истины составляет существенную предпосылку искусства...» (Гегель. 1969. С. 240). Искусство — не иллюстрация к философским, религиозным или политическим идеям. Художник перерабатывает собственные впечатления бытия, создавая художественную концепцию, знакомство же с идеями, выработанными другими формами общественного сознания, может способствовать углублению художественной концепции. Итальянский философ Б. Кроче определяет искусство как интуицию и отрицает его способность к концептуальному знанию, которое якобы может быть выражено только в логических понятиях. По Кроче, искусство «более простая форма познания», чем познание концептуальное. Однако искусство несет художественную концепцию, оно стремится к решению общемировых проблем, к осознанию состояния мира и его совершенствованию. Художника интересует судьба и его героев, и человечества, он мыслит в масштабах истории, с нею соотносит содержание своего произведения. Художественная реальность концептуально нагружена. Загадки бытия решали Софокл и Еврипид. Данте в «Божественной комедии» создал модель Вселенной. Единой концепцией охватывал состояние мира Шекспир. Вольтер развивал жанр философской повести. Лессинг, исследуя личность и общество, ставил интеллектуальные эксперименты, в которые вовлекал действующих лиц своих пьес. Он утверждал, что мыслящий художник удваивает ценность своего труда. Гете в «Фаусте» дал глубокую концепцию человека и человечества. Суть своей эпохи выражают философичная музыка Бетховена, Вагнера, Шостаковича, скульптура Микеланджело, живопись Рембрандта и Шагала, кинематограф Тарковского и Феллини. Тяготение к философичности, размышление о мире и человечестве были программны, что отразилось в посвящении А. Н. Радищевым «Путешествия из Петербурга в Москву» А. М. Кутузову: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала... Я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных» (Радищев. 1938. С. 227). Идея освобождения русского крестьянства от крепостничества выговорена здесь в ее сообразности с общечеловеческими идеалами. Для Радищева «наипротивнейшее человеческому естеству самодержавство», рабство духа — все это общемировые проблемы, частные проявления всеобщего неблагополучия человечества. Чаадаев мыслью сопрягал Россию и мир. В первом «философическом письме» (1829) он сетует на ее состояние вне человечества и считает необходимым войти в него (см.: Чаадаев. 1906. С. 7). Гений Пушкина «всемирен и всечеловечен» (Достоевский. 1958. С. 459), и эти качества идеально соответствуют природе и назначению искусства. Для Льва Толстого принцип морального самосовершенствования личности — путь к совершенствованию мира. Достоевский в своих романах искал ответ на вопрос о природе человека и сути человечества. Сознание писателя было постоянно заполнено коренными проблемами бытия, ориентировано на самые высокие проблемы мироздания. Сама история нашей страны, не раз соединявшая судьбу России с судьбами мира, вырабатывала тип художника-мыслителя с общемировыми заботами, с общечеловеческой проблематикой. В духовной жизни современного общества сильна и антиинтеллектуальная волна, идущая в философии от интуитивизма Бергсона, в психологии — от Фрейда, в искусстве — от сюрреализма с его «автоматическим письмом», «эпидемией снов» и «отключением разума». И все же в Культурной ситуации XX в. доминирует тенденция к философичности (творчество Томаса Манна, М. Фриша, Ф. Дюрренматта). Искусство не исчезает под натиском мысли, как это представлялось Гегелю, оно интеллектуа-лизируется. Для реалистического искусства XX в. характерно возрастание роли мысли в общем балансе художественного образа. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира) в той или иной степени дублирует возможности философии. 2.4. Функция предвосхищения («кассандровское Начало», или искусство как предсказание) Кассандра предсказала гибель Трои в дни расцвета и Могущества города. В искусстве всегда живет «кассандровское начало» — способность предвосхищать будущее. Интеллект человека способен совершать прыжок через Разрыв информации, обнажать сущность современных и Даже грядущих явлений при очевидной неполноте исходных данных. Со времен Юма утвердилось мнение, что Мышление человека индуктивно и склонно к логическим выводам на основе обобщения повторяющихся фактов. Однако современные нейрофизиология и психология указывают на скачкообразность мышления, которое прихо-Дит к выводам не только индуктивным путем, но и на Основе однократного наблюдения, или путем экстраполя-Ции (вероятностного продолжения в будущее существующей линии развития). Ученый (особенно футуролог) способен делать умозаключения о будущем. Интуиция позволяет осознать некоторые истины как самоочевидные и способствует пониманию особенностей будущего. Художник может образно представить картину будущего, может ясно и достоверно предугадывать грядущее, Чт проявляется в фантастических, утопических, антиуто- дических, социально прогнозирующих произведениях искусства. Литература часто предвосхищала будущее. Задолго до первой подводной лодки «Наутилус» прошел 20 тысяч лье под водой в романе Жюля Верна. Полеты в космос или действие лучей лазера, прежде чем осуществиться в действительности, осуществлялись на страницах романа «Из пушки на Луну» Жюля Верна, «Аэлиты» и «Гиперболоида инженера Гарина» А. Н. Толстого. Литература проектирует будущее, пытается проникнуть в грядущую социальную структуру человечества и предугадать судьбу личности. Существует и фантастика предупреждения (Е. Замятин. «Мы»), которая пробуждает в людях настороженность и активность по отношению к той или иной тенденции общественного развития. Порой художественные предвосхищения полны леденящей душу безнадежности. Для романа Кафки «Процесс» характерно резкое смещение логики, переход от отчетливо выписанных реальных подробностей к ирреальному. Кафку занимает проблема отчужденных от личности, враждебных ей и управляющих ею сил. По мнению писателя, мир обречен потому, что он противочеловечен, а личность не способна противостоять метафизическому злу бытия. Безнадежность, отчаяние, ощущение крушения личности и абсурдности мира — таков общий смысл предвосхищений Кафки. Он подобно Дельфийскому оракулу прорицал, высвечивая неясные, многозначные видения. Томас Манн предвосхищает будущее, опираясь на систему просветленных мыслью образов. Так, в романе «Доктор Фаустус» он не только анализирует состояние современного мира и его культуры, но и дает прогнозы их грядущего бытия. Трагическая история композитора Адриана Леверкюна отражает судьбу художника, творчество которого изнутри разъедают скепсис и сомнения. Мироощущению героя произведения противостоит авторская позиция, которая прорывается сквозь отстраненно-спокой-ное повествование, ведущееся от лица друга и биографа композитора — Цейтблома. Леверкюн создавал технически изысканные, усложненные, рационалистически исчисленные музыкальные «артефакты» (искусственные кон-
7* -Эстетика струкции). И все же его высшее достижение — «Плач доктора Фаустуса» — явилось не только торжеством формализма, но и стоном отчаяния немецкой интеллигенции, раздавленной фашизмом. Вопреки историческому пессимизму Леверкюна Томас Манн утверждает, что личность и народ остаются, как бы ни были тяжелы их исторические испытания. Свобода человека неотвратима, как судьба, и это послужит основой возрождения искусства. Роман Томаса Манна полон предвосхищений. «Не смешно ли, что некоторое время музыка считала себя средством спасения, освобождения, тогда как она, равно как и все искусства, сама нуждается в освобождении от выспреннего отщепенчества... от пребывания с глазу на глаз со «сливками образованного общества», то есть с публикой, которой скоро не будет, которой, собственно, уже нет, так что искусство в ближайшем будущем окажется в полной изоляции, обреченным на одинокое вымирание, если оно не прорвется к «народу», или, выражаясь менее романтично, станет совсем другим. Оно будет более радостным и скромным. Это неизбежно, и это счастье... Грядущие поколения будут смотреть на музыку, да и она на себя, как на служанку общества» (Манн. 1960. С. 418—419). Предвосхищение — «прорыв» образной мысли в будущее. В стихотворении «О предсказаниях» французский поэт Аполлинер писал: ...предсказателем может быть каждый; Но людям так долго внушали, Что нет у них будущего, И от рожденья они идиоты, И невежество — их неизменный удел, Что поверили этому люди, И никто себя даже не спросит, Знает он будущее или не знает.
Религией тут и не пахнет сказаньях: Это просто попытка наблюдать за природой И ее истолковывать. Здесь ничего незаконного нет. (Аполлинер. 1967. С. 110). Функция предвосхищения в той или иной степени дублирует возможности футурологии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|