Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Миф — форма перехода от магических реа­лий к художественной реальности




Миф (от греч. mythos — молва, речь, предание) —; древнее сказание, объясняющее природу вещей, происхож- i дение мира; описание исторических и космогонических | процессов; донаучная попытка объяснения природных и социальных явлений. Согласно Юнгу, миф — образное выражение коллективного бессознательного, предшеству­ющее индивидуальному бессознательному. Миф — сакраль­ная история, повествующая о событии, происшедшем в до­стопамятные времена «начала всех начал»; миф не вымы­сел, не иллюзия, а реальное сакральное событие, служащее примером для подражания (Элиаде. 1958. С. 6). Это пове­ствование о сотворении мира и о его крушении; сообщение о таких глобальных событиях, как возникновение земли и человека, социальных институтов и культуры. Миф — па­мять о далеком прошлом, о событиях, не всегда имеющих рациональное объяснение и происходивших до начала ис­торического времени; анонимное сказание, возможно исто­рического характера, истоки которого достоверно неизвест­ны. Миф — обобщение представлений древнего человека о том мире, в котором он живет, и о тех силах, которые этим миром управляют (см.: Тахо-Годи. 1989. С. 8).

Миф генетически и культурно связан с ритуалом, но возник позже него и существенно отличается от своего


дителя. рИТуал преднамерен и специально органи-ан В мифе события случайны и непреднамеренны. туал каноничен, миф вариативен. Миф может разъяс-ять смысл обряда и подкреплять авторитетом мифичес-их героев и доисторической традиции статус ритуально-магического действия. В информативном, культурном, эс­тетическом плане миф богаче ритуала. Ритуал — сфера поведения, область практических и деловых навыков. эдиф — сфера священных и тайных знаний. Мифологи­ческое мышление возникло на основе магических реалий (их изобразительного, подражательного и суггестивного опыта). Оно — шаг к постижению мира, попытка его ос­мысления. Мифологические образы фантасмагоричны, за­частую — это различные зверолюди (сфинксы, кентавры). Мифы повествуют о происхождении и устройстве мира и его современном бытии, об облике земли и человека, сложившихся в результате деятельности вечных перво-предков, живших «вне времени», в доисторическое время, в «золотом веке», в «эпоху сновидений». Древние мифы синкретичны и содержат в неразвернутом виде начала искусства, религии и донаучных представлений о природе и обществе (см.: Мелетинский. С. 29).

Мифы послужили историческим переходом от маги­ческих реалий к искусству. Миф — и звено, исторически связующее магические реалии с литературными произве­дениями, и лаборатория поэтической фантазии, и арсенал мыслительного материала художественной литературы. Позже миф, теряя священные и тайные знания, превраща­ется в сказку, которая развлекательна, поучительна, устра­шающа, и часто исполняет роль мифа для непосвящен­ных. Сказка еще более чем миф — собственно произве­дение, воссоздающее художественную реальность.

Три этапа рождения и эволюции сказки (прослежены А. Никифоровым на материале чукотской сказки) важ­ны для понимания процессов рождения литературы и ис­кусства из изобразительной, подражательной и словесно-суггестивной деятельности.

1 этап: повествовательно-магические рассказы-закли­нания, нацеленные на практическое воздействие на дей­ствительность;


II этап: прасказка; повествование, лишенное ритуаль­
но-магической функции и обладающее зачатками худо­
жественности;

III этап: сказка как художественное повествование.

Все роды, виды и жанры литературы и искусства про­ходили, подобно сказке, определенные этапы своего разви­тия. Это развитие шло от магического «практицизма» художественных реалий к художественному «бескорыс­тию» художественной ральности, а вернее, к общечелове­ческой (эстетической) практике.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных