ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
А. Период пред модернизма: свобода и удовольствие 1 страницаПредварение. Особенности пред модернизма. Предмо-дернизм — первый (начальный) период развития художественной эпохи авангардизма; группа художественных направлений в художественной культуре второй половины XIX в., открывающая целую стадию (стадию утраченных иллюзий) новейшего художественного развития. В период предмодернизма особенности модернизма только складывались, художники в своих поисках не впадали в крайности и придерживались меры во всем, в том числе и в «маскировке» (усложнение текста во имя более сильного воздействия на реципиента); художественное направление, инвариантом художественной концепции которого стало утверждение человека плоти в вещно-материальном мире; человек, даже взятый лишь как высокоорганизованная биологическая особь, заслуживает внимания в каждом своем проявлении; при всем своем несовершенстве мир устойчив, и все подробности о нем общеинтересны. 1а.1. Натурализм: человек плоти в вещно-материальном мире. Что такое натурализм? Натурализм — художественное направление второй половины XIX в., утвердившееся вначале во французской литературе, а затем распространившееся в Европе и США и программно стремившееся к сопряжению художественной деятельности с научным познанием, к объективному изображению жизни в ее будничных подробностях и к изображению человеческих характеров в их обусловленности наследственностью и средой. Пора расцвета натурализма приходится на период конца 60-х — середины 80-х гг. Художественная концепция. Натурализм — художественное направление, инвариантом художественной концепции которого стало утверждение человека плоти в вещно-материальном мире; человек, даже взятый лишь как высокоорганизованная биологическая особь, заслуживает внимания в каждом своем проявлении; при всем своем несовершенстве мир устойчив, и все подробности о нем общеинтересны. В художественной концепции натурализма уравновешены желания и возможности, идеалы и реальность, ощущается известное самодовольство общества своим положением; хотя натурализм не закрывает глаза на несовершенство человека и мира, однако не желает что-либо менять в нем. Предшественники и опора на традицию. Золя начал работу (1868) над серией романов о Второй империи.
В замысле и в его осуществлении Золя опирался на реалистическое наследие творчества Бальзака. Золя писал: «Когда ищешь, в каком же классе Бальзак увидел живые силы нации, обнаруживаешь, что он открыл их в великом изгое — народе» (газета «Le Rappel». 13.V. 1870). Философские и эстетические основания. Философс-ко-эстетическим основанием натурализма стали идеи позитивизма, которые в сфере эстетики и теории литературы развивал французский ученый Ипполит Тэн. Из философско-социальных учений Золя был близок французский социалист-утопист Шарль Фурье, ратовавший за будущее гармоничное общество, в котором раскроются все способности человека. В Италии в 1900-е гг. философия позитивизма и ницшеанство становятся основанием натуралистической концепции театра. Место в художественном процессе. Натурализм возник в XIX в., осуществляя своим появлением общую тенденцию художественного развития в эту эпоху, не случайно изобилующую школами, в названии которых присутствует указание на подражание, воспроизведение действительности или на органическую связь с ней: «реализм», «натюризм», натуральная школа, «бытовики», «народники» и т. д. Даже если в названии художественного направления «не слышна» его связь с проблемой адекватного изображения реальности, то в теоретических программах и манифестах или в отзывах критиков и теоретиков этот мотив обязательно так или иначе возникает. Золя, например, считал импрессионизм особой формой натурализма, ибо художники этого направления пытались запечатлеть свое непосредственное впечатление от действительности. Импрессионисты полагают, что задача художника, по словам О. Родена, заключается именно в том, чтобы раскрыть истину, даже если она замаскирована. Символисты утверждают свою нацеленность на сверхнатуральную натуральность, движение художников от реального к более реальному. Акмеизм же, полемизировавший с символизмом, подчеркивал свою ориентацию на особую форму натуральности (передача реальности с акцентом на вещественности и конкретности художественных образов). Футуризм стремился воспроизводить «подлин- ный» творческий процесс и был нацелен на разработку «низких», то есть натуральных, тем и проблем. И в дальнейшем художественном развитии эта ориентация на натуру, преданность реальности прозвучит и в названиях художественных направлений, и в выдвигаемых ими принципах. Достаточно в этой связи вспомнить еще несколько наименований художественных направлений: сюрреализм, гиперреализм, экзистенциализм (в корне термина содержится понятие «бытие»), критический реализм, социалистический реализм, неореализм, психологический реализм, интеллектуальный реализм. Как политики в последние полтора века клянутся народом и присягают народу, так большинство художников этого периода клянутся реальностью и присягают ее адекватному, правдивому, «натуральному» воспроизведению. Натурализм возник на стержне художественного развития и стал началом авангардизма, началом начал пред-модернизма и последующих модернизма, неомодернизма и постмодернизма. Особенности. Натурализм стремится к точному, объективному, бесстрастному воспроизведению реальности, к регистрации ее внешних, непосредственно видимых подробностей. Натурализм считает, что человеческие характеры и действия предопределены биологической природой личности и окружающей ее средой. Такое понимание характеров вызывает представление о том, что у личности нет свободы воли и все действия человека фатально предопределены его физиологией. Бальзаковскому исследованию механизмов, управляющих человеческой психологией, Золя противопоставлял темперамент, физиологическую организацию личности. Натуралисты стремятся писать свои произведения «под диктовку жизни». Это последний в истории всплеск объективности при создании художественной реальности. Дальше, начиная с импрессионизма, нарастает субъективизм. Золя утверждал, что не хочет, как Бальзак, решать, каков должен быть строй человеческой жизни, не стремится быть политиком, философом, моралистом, а желает, чтобы его произведения были «простым анализом куска действительности» и рисовали бы ее «такой, какова она есть». Последователи. В русле натурализма протекало творчество братьев Э. и Ж. Гонкур, А. Сеара, Л. Энника, П. Алексиса. К этому направлению примыкал прозаик А. Доде и драматург А. Бек. Некоторые писатели сочетали приверженность к натурализму со следованием некоторым принципам импрессионизма или символизмом (например, Ж. К. Гюисманс). Теоретические идеи. Эмиль Золя разработал теорию натуралистического театра (сборник эссе «Экспериментальный роман», 1880) и теорию натуралистического романа («Романисты-натуралисты», 1881). Согласно представлениям эстетики натурализма действия личности предопределены наследственностью, средой и общественными отношениями, в которые вплетена судьба этой личности. В предисловии к роману «Тереза Ракэн» Золя называет себя натуралистом, для которого человеческие поступки определяются влиянием окружающей среды и наследственностью. Для писателя-натуралиста человек прежде всего биологический организм, и искусство призвано исследовать биологические законы его существования. Важную роль в эстетике натурализма играет теория среды, особе внимание уделяется среде бытовой. На закате натурализма идея активного воздействия на среду сменяется пессимистическим представлением о неизменности человеческой природы. Для натурализма видимый мир — часть природы и живет по ее законам, а не управляется некими сверхъестественными причинами. Отношение к науке. Когда в юности Золя был начинающим писателем, он уже тогда проявил горячую веру в торжество науки, в движение человечества на основе научных знаний к «граду справедливости и свободы» (письмо Б. Байю, 18.VII. 1861). Натурализму присуще доверие к научным методам познания и убеждение, что только наука, в первую очередь наука о природе, может уберечь литературу от романтических заблуждений. На возникновение, теорию и художественную практику натурализма сильнейшее влияние оказали экспериментальные естественные науки (особенно физиология). Г. Флобер утверждал, что большое искусство должно быть научным и безличным. Стремление к объективности в изображении действительности, приверженность фактам, «научность» одухотворялись у натуралистов верой в непреходящие человеческие ценности. Вера во всемогущество науки приводила натуралистов к идее жесткой детерминированности поступков человека и исторических событий, а у некоторых сторонников этого художественного направления возникало даже фаталистическое представление о жизненных процессах (так, например, в творчестве позднего Мопассана и у Гюисманса звучат мотивы фатализма). Золя вводил в свои произведения данные естественных наук (социологический дарвинизм), медицины и физиологии (К. Бернар, Ш. Летурно) и опирался на эстетические теории позитивизма (И. Тэн). Золя отдавал приоритет биологическим факторам формирования, недостаточно учитывая социальные и исторические факторы. Золя стремился соединять и использовать последние достижения научной и политической мысли. Особенности метода. Сама жизнь неспокойного и немирного человечества тяготеет к грубости натурализма; русский писатель В. Астафьев говорит: «Не знаю ни-.чего страшней и натуралистичней войны». У натурализма метод художественного постижения действительности опирается на беспристрастное наблюдение, чреватое общественным равнодушием; подход к жизненным явлениям — асоциальный, биологический. Натурализм вводит в художественное творчество научные методы познания и превращает литературу в экспериментальную лабораторию или в патологоанатомический кабинет. Романист, чтобы постигнуть жизнь, должен рассекать ее, делать аутопсию. Натуралисты — сторонники научно-клинического метода патологоанатомов и физиологов. Натурализму присуще стремление к документальности. Его литературные произведения — развернутые очерки? опирающиеся на научно обоснованные факты. При этом ослабляется роль фантазии в творческом процессе. Золя придавал большое значение документам и использовал судебную, уголовную хронику, однако не был фактографом. Эпицентр и распространение. Эпицентром натурализма стала Франция. Отсюда это направление распространилось в Германию. Здесь оно было теоретически обо-
сновано и художественно воплощено В. Бёлыне, К. Брейб-треем, А. Хольцем; распространению натурализма способствовала критическая деятельность братьев Г. и Ю. Харт. Повлиял натурализм на творчество Г. Гауптмана и Г. Конрада. Золя и братья Гонкур повлияли на формирование натуралистических школ в Берлине и Мюнхене (А. Хольц, Шлаф, братья Харт). В Англии к натурализму принадлежали Дж. Мур, Дж. Гиссинг, А. Мориссон. В литературе США натурализм проявился в социально ориентированных произведениях С. Крейна, Ф. Норри-са («Ответственность романиста», 1903). Примыкал к натурализму некоторыми сторонами своего творчества и Теодор Драйзер. Риджионализм (от англ. regional — местный) — течение натурализма, соединяющее в себе эстетические принципы натурализма с принципами примитивизма. Это течение развилось в искусстве США 1920—1940 гг. (художники Томас Харт Бентон, Джон Стюарт Кэрри). Риджио-налисты утверждали идеи американского изоляционизма и американской национальной исключительности и самобытности. Главная'цель художников этого течения — изображение «подлинной Америки», их темами стали американские пейзажи, сцены из жизни фермеров, события, о которых повествует фольклор, эпизоды американской истории. Особенно полно принципы американского варианта натурализма проявились в живописи Гранта Вуда (1892—1942). Он всю жизнь провел в штате Айова. Главная тема картин Вуда — жизнь простых американских фермеров. В Италии натурализм выступил под псевдонимом веризм (от лат. verus — истинный, правдивый) в творчестве Дж. Верги, Л.-Капуаны, Д. Чамполи. Для бельгийского натурализма характерно творчество К. Лемонье. Некоторое влияние оказал натурализм на творчество скандинавских писателей (Г. Ибсена и К. Гам-суна). В Испании натурализм определил творчество Э. Пар-до Басан, а также творчество писателя и литературного критика, члена Испанской академии А. Паласио Вальдеса (1853—1938), в романах «Хосе», «Пена», «Риверита» рисовавшего грубость и жестокость народных нравов и алчность элитарных слоев общества. Литературные произведения. Для натуралистов художественное произведение — «человеческий документ» и сфера концептуального гуманитарного эксперимента. Так, в «естественной и социальной истории» семьи Ругон-Мак-каров Золя раскрывает роль наследственности в жизни человека. В романе «Деньги» родоначальник натурализма показал дельца — энергичного, напористого, расчетливого, аморального, готового на все ради успеха. В своих романах Золя сопоставлял новые республиканские порядки с недавним имперским прошлым и раскрывал принципиальное родство между двумя режимами. Золя считал, что сама природа человека сближает его со зверем («Человек-зверь»). Однако постепенно Золя все менее и менее был склонен отмечать ведущую роль наследственности в формировании личности, и биологический детерминизм в романах писателя постепенно перестает быть универсальным ключом к пониманию человека («Чрево Парижа»). Заслугой натурализма стало введение в художественную реальность, создаваемую в произведениях, образов «экономических организмов-гигантов» (термин Поля Лафарга) — универсальных магазинов, шахт, бирж, железных дорог — и описание механизмов их экономической жизнедеятельности. Натурализм проявил пристальный интерес к простым, обыденным явлениям жизни, ранее почти не привлекавшим внимания писателей: к функционированию крестьянского хозяйства, шахты, прачечной, рынка, к изображению социального дна, публичного дома, социально неустроенных людей. Так, в романах Э. Золя читатель находит и своеобразную семейную хронику («Жерминаль»), и семейную историю прачки и кровельщика («Западня»), повествование о трудах и днях крестьянина («Земля»), а у Гюисманса — рассказ о повседневных заботах проститутки («Марта»). Братья Гонкур («Жермини Ласерте», 1865) аналитически исследовали жалкую жизнь девушки-служанки и передавали перипетии ее любви к сыну лавочника. Золя в своих произведениях раскрывает власть среды над человеком, своеобразный «товарный фетишизм», господство материального над духовным. А. В. Луначарский по этому поводу говорил, что в натурализме вещи лепят людей. Натуралисты сосредоточивали свое творческое внимание на темных и даже патологических сторонах жизни. Другие виды искусства. В живописи натурализм не столь четко сформировался, как в литературе, в художественное направление. В натуралистической живописи краски изменчивы, формы расплывчаты, а эмоциональное настроение неопределенно. Эстетика натурализма повлияла и на изобразительное искусство. Натурализм на французской сцене воплотил режиссер и актер Андре Антуан (1858—1943). Он работал в Париже в «Свободном театре» (1887—1894), затем в Театре Антуана (1897—1906) и в театре «Одеон» (1906— 1914). Антуан отвергал развлекательный театра и утверждал натуралистический театр социальной проблематики, отрицавший фантазию и стремившийся к объективному и адекватному запечатлению действительности. В натуралистическом театре все максимально правдоподобно и копирует реальность — декорации, бутафория, освещение, костюмы. В Германии режиссер Отто Брам (1856—1912) стал основоположником натурализма на немецкой сцене. В возглавляемом им Немецком театре в Берлине ставились пьесы Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Э. Золя и др. Благодаря натурализму театр превратился в самодостаточную, свободную реальность. В начале 90-х гг. XIX в. натуралистическое сценическое искусство во Франции было сосредоточено в «Свободном театре». На итальянской сцене утверждается разновидность французского натурализма — веризм. Начинаются поиски соответствующего философии Ницше сценического героя. Веризм возник в Италии в 70-х гг. XIX в. и утвердился на театре в 1884 г., когда была поставлена пьеса Джованни Верги (1840—1922) «Сельская честь». Веризм в эти годы оказался актуален и для театральных деятелей, и для зрителей, тянувшихся к жизнеподобным представлениям натуралистов. Пьеса Верги «Сельская честь» запечатлевала ясизнь сицилийских крестьян и показывала любовные страсти простолюдинов. Непривычность для тогдашнего зрителя таких сцен вызвала необходимость ставить спектакль за счет автора. «Сельская честь» имела успех. Критика сочла ее «выдающимся произведением итальянского веризма». После этого в итальянском театре появляется целая плеяда прозаиков, работающих в духе веризма и переделывающих, как Верги, свои новеллы, рассказы, повести в пьесы. Натуралистическое жизнеподобие в итальянском театре стало сценическим законом. При постановке пьесы Д'Аннунцио «Дочь Иорио» (1904) случалось, что статистки, изображая плакальщиц, бились о стены головой до крови. Не отказываясь от принципов веризма, режиссер Вирджилио Талли (1858—1928) вынужден был уговаривать актеров и актрис беречь свое здоровье и не переусердствовать в натуралистическом правдоподобии сценического действия. В 1900—1910 гг. итальянский театр основывался на принципах веризма, предполагавшего пышные постановки «хорошо сшитых» пьес и гастроли знаменитых актрис. Художественная критика. Критерий оценки произведения в натуралистической критике — полнота осуществляемого в нем познавательного акта. Литературная критика и читатели по-разному оценивали творчество Золя и сами принципы натурализма. Амплитуда колебаний в оценках была от восторгов до отрицания. Русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин в очерках «За рубежом» (1881) негативно оценил критические этюды, роман «Нана» и некоторые особенности творчества Золя, в целом же его деятельность характеризовалась как «весьма замечательная». Эпигонское же следование творчеству французского натуралиста такими писателями, как П. Бо-борыкин, критиковалось Салтыковым-Щедриным особенно остро за фактографичность. Офицер французского Генерального штаба еврей Дрейфус был ложно обвинен в шпионаже в пользу Германии. Вокруг судебного процесса разгорелась борьба — французское общество разделилось на дрейфусаров (защитников Дрейфуса, считавших его невиновным, а дело сфабри- кованным) и антидрейфусаров. Золя выступил в защиту Дрейфуса. Эти публицистические выступления писателя вызвали резкую критику официозных кругов и бурные приветствия со стороны дрейфусаров. Критика публицистики Золя официозными кругами закончилась его вынужденным отъездом из Франции. По этому поводу Золя писал: «Да будет мне позволено публично выразить мою благодарность великой нации, которая приютила и усыновила меня в момент, когда все газеты Парижа отвергали меня... Россия в один из жутких для меня часов безысходности... вернула мне уверенность и силу, предоставив мне трибуну и самого просвещенного и страстного читателя в мире» («Le roman experimental». P., 1880. P. I). B 1894 г. Дрейфус был приговорен к пожизненной каторге, а в 1906 г. полностью реабилитирован. Во Франции кризис натурализма и его философского основания — позитивизма начинается в начале 1890-х гг. Французская газета «Echo de Paris» (1891) провела опрос своих читателей об их отношении к натуралистической школе. Большинство читателей ответило, что натурализм уже отживает свой век и теперь «точные документы, наблюдения и анализ» не привлекательны. Художественные итоги. Натурализм внес в художественную культуру человечества пафос правды и адекватного отображения действительности. Это повлияло на все развитие художественного процесса, и натурализм стал предшественником и прародителем импрессионизма. Собственно, из желания передать реальность наиболее натурально и родился импрессионистский пленэр и «растворение» очертаний предметов в воздушной среде. И не случайно мэтр натурализма Золя стал первым пропагандистом импрессионизма. Привлекательным и исторически обнадеживающим свойством натурализма стала вера его сторонников в победу человеческого разума над эгоизмом, правды и доброты — над ложью и жестокостью. Лев Толстой, Марк Твен, Бернард Шоу, Томас Манн отмечали мировое значение Золя. Анатоль Франс назвал его «этапом в сознании человечества» (Франс. 1960. С. 570). 1а.2. Импрессионизм: утонченная, лирически отзыв-ивая, впечатлительная личность, способная видеть красоту мира, омытого светом. Термин «импрессионизм» (фр. impressionnisme от фр. impression — впечатление) произошел от названия картины Клода Моне «Impression: Soleil Levant» — «Епечатление. Восход солнца». Впервые будущие импрессионисты появились на выставке, получившей название «Салон отверженных» (1863). Художники, отступившие от академизма, осмелились выставить свои картины. Император Наполеон III (Луи Наполеон Бонапарт) повелел выделить отдельный зал для произведений, отбракованных жюри. Попавшие в немилость у академиков живописи полотна были выставлены в том же Дворце индустрии, что и экспозиция официального Салона, но в других залах. Так впервые в истории был открыт принцип альтернативного искусства. Этих художников назвали «нарушителями приличий», «независимыми» и «непримиримыми». Зрители пошли в этот зал, чтобы окончательно посрамить художников, отвергнутых знатоками. Но посрамление не состоялось: многие испытали чувство художественного наслаждения от увиденных шедевров. Так новое художественное направление заявило о себе. Термин «импрессионисты» был употреблен критиками иронически, почти издевательски. Однако Моне и его единомышленники сочли, что ничего обидного в этом наименовании нет и, наконец, найдено точное определение их поэтики. Импрессионистами стали именовать независимых художников, противостоявших Академии и писавших в духе Моне. Все они, объединившись в группу, начали издавать журнал «Импрессионист». Для французского искусствоведения понятие «впечатление» (impression) не было чуждым, его использовали еще при характеристике пейзажного творчества Коро, Добиньи и Йонкинда. А еще Ранее Ж. Ж. Руссо утверждал, что он- всегда стремится сохранять свое первичное впечатление от природы. Импрессионизм — художественное направление, стремящееся естественно запечатлеть окружающий мир в его изменчивости, передавая свои впечатления. Ортега-и-Гас-сет считал, что нельзя «...определить искусство Клода Моне, сказав, что он написал Богоматерь или вокзал Сэн-Лазар, или искусство Дега, отметив, что он изображал гладильщиц, балерин и жокеев. А ведь для обоих художников эти объекты, кажущиеся темами их картин, не более чем предлог, — они действительно их писали, но могли писать что, угодно другое. Что им было важно, что поистине было; темой их полотен — это воздушная перспектива, зыбкое радужное марево, окутывающее вокруг все без исключения». Художественная концепция. Импрессионизм — художественное направление (вторая половина XIX — начало XX в.), инвариантом художественной концепции которого стало утверждение эмоционально отзывчивой, впечатлительной личности, способной видеть красоту мира, омытого светом. Это утверждение устойчиво присуще всем произведениям импрессионизма, независимо от их сюжета, композиции, используемых художественных средств. Импрессионизм открыл новый тип восприятия реальности. Реализм сосредоточен на типическом; импрессионизм — на особенном и его субъективном видении художником. Импрессионизм утверждал впечатлительного, созерцающего человека, способного видеть красоту в простых, чувственно достоверных явлениях, счастливо воспринимающего общедоступные радости бытия — ощущение света, солнца, земли, моря, неба. Философско-эстетические основы. На развитие импрессионизма через различные опосредования оказали воздействие кантианские и неокантианские философские и эстетические концепции. Столь же опосредованно к импрессионистам, мало озабоченным философскими концепциями, приходили и усвоенные ими позитивистские идеи. Предшественники, опора на традицию. Искусствовед Н. Дмитриева видит в творчестве импрессионистов далекие отголоски влияния греческой вазописи и восточной миниатюры (см.: Дмитриева. 1993). Н. Конрад и Е. Завадская раскрыли влияние японской культуры на рождение и развитие импрессионизма. Влияние японской гравюры с ее изяществом сказалось в том, что импрессионисты даже в гравюре не прибегали к «проволочному» линейному контуру. Контур, очерчивающий изображаемые предметы, возникает на границе разных цветовых пятен. Импрессионизм опирается на некоторые принципы классицистической живописи и группирует свои фигуры, используя осовремененный композиционный опыт Пуссена. Импрессионист Роден преклонялся перед скульпторами прошлого — Фидием, Микеланджело и вдохновлялся поэзией Данте и Бодлера. У эклектизма эстетическим принципом станет заимствование, подражание и коктейль традиций. Импрессионисты же учились у классиков прошлого, но следовали девизу Родена: «Остерегайтесь подражать вашим предшественникам». Особенности. Импрессионизм — мастерское владение цветом, светотенью, умение передать пестроту, многокрасочность жизни, радость бытия, зафиксировать мимолетные моменты освещенности и общего состояния окружающего изменчивого мира, передать пленэр (игру света и теней вокруг предметов, воздушную среду, натуральное освещение). Художники стремятся передать свечение предметов, прозрачность, чистоту и текучесть воздуха, напоенного светом. Открытие пленэра принадлежит кисти Клода Моне, Камила Писсарро, Альфреда Сислея. Они писали свои картины не в мастерской, а на открытом воздухе. Моне признавался: «...У меня никогда не было мастерской, и я не понимаю, как можно запираться в комнате. Это годится для рисования; для живописи — нет» («La Vie Moderne», 12 июня 1880 г.). Благодаря «творчеству на воздухе» и установке на адекватную передачу впечатления от реальности на полотнах импрессионистов возникал эффект сверкающего и вибрирующего солнечного света, богатства красок природы, растворения четких очертаний предметов в воздушной среде. Художник-импрессионист воспроизводит и предметы, и окружающую их атмосферу, мерцание, феерию света. Импрессионисты стремились передать изменчивость цвета в бликах солнца, танец воздушной дымки, проникнуть внутрь всего этого мерцания и трепета. Импрессионисты отказались от традиционного понимания композиции и писали портреты, пейзажи, жанровые сценки, выхватывая из жизни порою случайное, но всегда характерное. Французский искусствовед Е. Дюранти отмечает, что важная особенность импрессионизма заключена в «тон-
14* 15-Эстетика кости зрения», в открытии солнца, которое «обесцвечивает тона и, будучи отраженным, в силу слепящей яркости, все сводит к светящемуся единому целому...» (Duranty. 1946. Р. 39). На эту же особенность импрессионизма обращает внимание и другой французский автор Ж. Лафорг. Он считает, что импрессионист обладает «естественным» глазом, не хранящим память о накопленных музеями картинах и установившихся правилах рисунка, перспективы, колорита. Он выходит к природе, на открытый воздух. Принцип импрессионизма: «Видеть естественно и безыскусно рисовать так, как видится» (Laforgue. 1903. Р. 134). Лафорг излишне категорично отрицает значение традиций предшественников для импрессионистов, но верно противопоставляет «глаз импрессионистический» «академическому». Предпочтение отдается импрессионисту, потому что он улавливает естественную вибрацию цветов, взаимодействие их оттенков и нюансов. Картины импрессионистов стремятся передать то, что невыразимо в словах; они родственны не словам и литературе, а мелодичным звукам и музыке, это сонаты и симфонии в красках. Место в художественном процессе. Импрессионизм и натурализм составляют известное единство (начало пред-модернизма, ориентация художника на достоверное и точное воспроизведение действительности в произведении). Первые импрессионисты группировались вокруг Эмиля Золя, боровшегося за новую живопись и выпустившего сборник статей «Мой Салон» (1866). Золя ценил Эдуарда.Мане, поскольку тот утверждал, что «ничего не может делать без природы». Замечая родственную близость и обусловленность рождения импрессионизма опытом натурализма, некоторые исследователи почти отождествляют эти два художественных направления. Так, Уолтер Аллен пишет: «Натурализм — литературный эквивалент импрессионизма в живописи» (Allen. 1954. Р. 282). Однако при всей близости натурализм и импрессионизм — два разных художественных направления. Импрессионизм — крупное художественное направление XIX в., повлиявшее на художественный процесс XX в. Сегодня, полтора столетия спустя, кажется неправдоподобным, что оно могло быть опальным. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|