Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А. Период пред модернизма: свобода и удовольствие 1 страница




Предварение. Особенности пред модернизма. Предмо-дернизм — первый (начальный) период развития худо­жественной эпохи авангардизма; группа художественных


направлений в художественной культуре второй полови­ны XIX в., открывающая целую стадию (стадию утрачен­ных иллюзий) новейшего художественного развития.

В период предмодернизма особенности модернизма толь­ко складывались, художники в своих поисках не впадали в крайности и придерживались меры во всем, в том числе и в «маскировке» (усложнение текста во имя более сильного воздействия на реципиента); художественное направление, инвариантом художественной концепции которого стало утверждение человека плоти в вещно-материальном мире; человек, даже взятый лишь как высокоорганизованная био­логическая особь, заслуживает внимания в каждом своем проявлении; при всем своем несовершенстве мир устой­чив, и все подробности о нем общеинтересны.

1а.1. Натурализм: человек плоти в вещно-матери­альном мире. Что такое натурализм? Натурализм — художественное направление второй половины XIX в., ут­вердившееся вначале во французской литературе, а затем распространившееся в Европе и США и программно стре­мившееся к сопряжению художественной деятельности с научным познанием, к объективному изображению жиз­ни в ее будничных подробностях и к изображению чело­веческих характеров в их обусловленности наследствен­ностью и средой. Пора расцвета натурализма приходится на период конца 60-х — середины 80-х гг.

Художественная концепция. Натурализм — художе­ственное направление, инвариантом художественной кон­цепции которого стало утверждение человека плоти в вещно-материальном мире; человек, даже взятый лишь как высокоорганизованная биологическая особь, заслужи­вает внимания в каждом своем проявлении; при всем своем несовершенстве мир устойчив, и все подробности о нем общеинтересны. В художественной концепции нату­рализма уравновешены желания и возможности, идеалы и реальность, ощущается известное самодовольство обще­ства своим положением; хотя натурализм не закрывает глаза на несовершенство человека и мира, однако не же­лает что-либо менять в нем.

Предшественники и опора на традицию. Золя на­чал работу (1868) над серией романов о Второй империи.

 

 


В замысле и в его осуществлении Золя опирался на реа­листическое наследие творчества Бальзака. Золя писал: «Когда ищешь, в каком же классе Бальзак увидел живые силы нации, обнаруживаешь, что он открыл их в великом изгое — народе» (газета «Le Rappel». 13.V. 1870).

Философские и эстетические основания. Философс-ко-эстетическим основанием натурализма стали идеи позитивизма, которые в сфере эстетики и теории литера­туры развивал французский ученый Ипполит Тэн. Из философско-социальных учений Золя был близок фран­цузский социалист-утопист Шарль Фурье, ратовавший за будущее гармоничное общество, в котором раскроются все способности человека. В Италии в 1900-е гг. философия позитивизма и ницшеанство становятся основанием на­туралистической концепции театра.

Место в художественном процессе. Натурализм возник в XIX в., осуществляя своим появлением общую тенденцию художественного развития в эту эпоху, не слу­чайно изобилующую школами, в названии которых при­сутствует указание на подражание, воспроизведение дей­ствительности или на органическую связь с ней: «реализм», «натюризм», натуральная школа, «бытовики», «народни­ки» и т. д. Даже если в названии художественного на­правления «не слышна» его связь с проблемой адекватно­го изображения реальности, то в теоретических програм­мах и манифестах или в отзывах критиков и теоретиков этот мотив обязательно так или иначе возникает. Золя, например, считал импрессионизм особой формой натура­лизма, ибо художники этого направления пытались запе­чатлеть свое непосредственное впечатление от действитель­ности. Импрессионисты полагают, что задача художника, по словам О. Родена, заключается именно в том, чтобы раскрыть истину, даже если она замаскирована.

Символисты утверждают свою нацеленность на сверх­натуральную натуральность, движение художников от ре­ального к более реальному. Акмеизм же, полемизировав­ший с символизмом, подчеркивал свою ориентацию на осо­бую форму натуральности (передача реальности с акцен­том на вещественности и конкретности художественных образов). Футуризм стремился воспроизводить «подлин-


ный» творческий процесс и был нацелен на разработку «низких», то есть натуральных, тем и проблем.

И в дальнейшем художественном развитии эта ори­ентация на натуру, преданность реальности прозвучит и в названиях художественных направлений, и в выдвигае­мых ими принципах. Достаточно в этой связи вспомнить еще несколько наименований художественных направле­ний: сюрреализм, гиперреализм, экзистенциализм (в кор­не термина содержится понятие «бытие»), критический реализм, социалистический реализм, неореализм, психоло­гический реализм, интеллектуальный реализм. Как поли­тики в последние полтора века клянутся народом и при­сягают народу, так большинство художников этого перио­да клянутся реальностью и присягают ее адекватному, правдивому, «натуральному» воспроизведению.

Натурализм возник на стержне художественного раз­вития и стал началом авангардизма, началом начал пред-модернизма и последующих модернизма, неомодернизма и постмодернизма.

Особенности. Натурализм стремится к точному, объек­тивному, бесстрастному воспроизведению реальности, к регистрации ее внешних, непосредственно видимых под­робностей. Натурализм считает, что человеческие харак­теры и действия предопределены биологической приро­дой личности и окружающей ее средой. Такое понимание характеров вызывает представление о том, что у личности нет свободы воли и все действия человека фатально пре­допределены его физиологией.

Бальзаковскому исследованию механизмов, управляю­щих человеческой психологией, Золя противопоставлял темперамент, физиологическую организацию личности. Натуралисты стремятся писать свои произведения «под диктовку жизни». Это последний в истории всплеск объек­тивности при создании художественной реальности. Даль­ше, начиная с импрессионизма, нарастает субъективизм.

Золя утверждал, что не хочет, как Бальзак, решать, ка­ков должен быть строй человеческой жизни, не стремится быть политиком, философом, моралистом, а желает, чтобы его произведения были «простым анализом куска дей­ствительности» и рисовали бы ее «такой, какова она есть».


Последователи. В русле натурализма протекало творчество братьев Э. и Ж. Гонкур, А. Сеара, Л. Энника, П. Алексиса. К этому направлению примыкал прозаик А. Доде и драматург А. Бек. Некоторые писатели сочета­ли приверженность к натурализму со следованием неко­торым принципам импрессионизма или символизмом (на­пример, Ж. К. Гюисманс).

Теоретические идеи. Эмиль Золя разработал теорию натуралистического театра (сборник эссе «Эксперименталь­ный роман», 1880) и теорию натуралистического романа («Романисты-натуралисты», 1881). Согласно представле­ниям эстетики натурализма действия личности предоп­ределены наследственностью, средой и общественными отношениями, в которые вплетена судьба этой личности. В предисловии к роману «Тереза Ракэн» Золя называет себя натуралистом, для которого человеческие поступки определяются влиянием окружающей среды и наслед­ственностью. Для писателя-натуралиста человек прежде всего биологический организм, и искусство призвано ис­следовать биологические законы его существования. Важ­ную роль в эстетике натурализма играет теория среды, особе внимание уделяется среде бытовой. На закате натурализ­ма идея активного воздействия на среду сменяется песси­мистическим представлением о неизменности человечес­кой природы. Для натурализма видимый мир — часть природы и живет по ее законам, а не управляется некими сверхъестественными причинами.

Отношение к науке. Когда в юности Золя был начи­нающим писателем, он уже тогда проявил горячую веру в торжество науки, в движение человечества на основе на­учных знаний к «граду справедливости и свободы» (пись­мо Б. Байю, 18.VII. 1861).

Натурализму присуще доверие к научным методам познания и убеждение, что только наука, в первую очередь наука о природе, может уберечь литературу от романти­ческих заблуждений. На возникновение, теорию и худо­жественную практику натурализма сильнейшее влияние оказали экспериментальные естественные науки (особен­но физиология). Г. Флобер утверждал, что большое искус­ство должно быть научным и безличным. Стремление к


объективности в изображении действительности, привер­женность фактам, «научность» одухотворялись у натура­листов верой в непреходящие человеческие ценности. Вера во всемогущество науки приводила натуралистов к идее жесткой детерминированности поступков человека и ис­торических событий, а у некоторых сторонников этого художественного направления возникало даже фаталис­тическое представление о жизненных процессах (так, на­пример, в творчестве позднего Мопассана и у Гюисманса звучат мотивы фатализма). Золя вводил в свои произведе­ния данные естественных наук (социологический дарви­низм), медицины и физиологии (К. Бернар, Ш. Летурно) и опирался на эстетические теории позитивизма (И. Тэн). Золя отдавал приоритет биологическим факторам фор­мирования, недостаточно учитывая социальные и истори­ческие факторы. Золя стремился соединять и использовать последние достижения научной и политической мысли.

Особенности метода. Сама жизнь неспокойного и немирного человечества тяготеет к грубости натурализ­ма; русский писатель В. Астафьев говорит: «Не знаю ни-.чего страшней и натуралистичней войны». У натурализ­ма метод художественного постижения действительности опирается на беспристрастное наблюдение, чреватое обще­ственным равнодушием; подход к жизненным явлени­ям — асоциальный, биологический. Натурализм вводит в художественное творчество научные методы познания и превращает литературу в экспериментальную лабораторию или в патологоанатомический кабинет. Романист, чтобы постигнуть жизнь, должен рассекать ее, делать аутопсию.

Натуралисты — сторонники научно-клинического метода патологоанатомов и физиологов. Натурализму при­суще стремление к документальности. Его литературные произведения — развернутые очерки? опирающиеся на научно обоснованные факты. При этом ослабляется роль фантазии в творческом процессе. Золя придавал большое значение документам и использовал судебную, уголовную хронику, однако не был фактографом.

Эпицентр и распространение. Эпицентром натура­лизма стала Франция. Отсюда это направление распрост­ранилось в Германию. Здесь оно было теоретически обо-


 




сновано и художественно воплощено В. Бёлыне, К. Брейб-треем, А. Хольцем; распространению натурализма способ­ствовала критическая деятельность братьев Г. и Ю. Харт. Повлиял натурализм на творчество Г. Гауптмана и Г. Кон­рада. Золя и братья Гонкур повлияли на формирование натуралистических школ в Берлине и Мюнхене (А. Хольц, Шлаф, братья Харт).

В Англии к натурализму принадлежали Дж. Мур, Дж. Гиссинг, А. Мориссон.

В литературе США натурализм проявился в социаль­но ориентированных произведениях С. Крейна, Ф. Норри-са («Ответственность романиста», 1903). Примыкал к на­турализму некоторыми сторонами своего творчества и Теодор Драйзер.

Риджионализм (от англ. regional — местный) — те­чение натурализма, соединяющее в себе эстетические прин­ципы натурализма с принципами примитивизма. Это те­чение развилось в искусстве США 1920—1940 гг. (худож­ники Томас Харт Бентон, Джон Стюарт Кэрри). Риджио-налисты утверждали идеи американского изоляционизма и американской национальной исключительности и само­бытности. Главная'цель художников этого течения — изображение «подлинной Америки», их темами стали аме­риканские пейзажи, сцены из жизни фермеров, события, о которых повествует фольклор, эпизоды американской ис­тории. Особенно полно принципы американского вариан­та натурализма проявились в живописи Гранта Вуда (1892—1942). Он всю жизнь провел в штате Айова. Глав­ная тема картин Вуда — жизнь простых американских фермеров.

В Италии натурализм выступил под псевдонимом ве­ризм (от лат. verus — истинный, правдивый) в творче­стве Дж. Верги, Л.-Капуаны, Д. Чамполи.

Для бельгийского натурализма характерно творчество К. Лемонье. Некоторое влияние оказал натурализм на творчество скандинавских писателей (Г. Ибсена и К. Гам-суна).

В Испании натурализм определил творчество Э. Пар-до Басан, а также творчество писателя и литературного критика, члена Испанской академии А. Паласио Вальдеса


(1853—1938), в романах «Хосе», «Пена», «Риверита» рисо­вавшего грубость и жестокость народных нравов и алч­ность элитарных слоев общества.

Литературные произведения. Для натуралистов ху­дожественное произведение — «человеческий документ» и сфера концептуального гуманитарного эксперимента. Так, в «естественной и социальной истории» семьи Ругон-Мак-каров Золя раскрывает роль наследственности в жизни человека. В романе «Деньги» родоначальник натурализ­ма показал дельца — энергичного, напористого, расчетли­вого, аморального, готового на все ради успеха. В своих романах Золя сопоставлял новые республиканские поряд­ки с недавним имперским прошлым и раскрывал прин­ципиальное родство между двумя режимами.

Золя считал, что сама природа человека сближает его со зверем («Человек-зверь»). Однако постепенно Золя все менее и менее был склонен отмечать ведущую роль на­следственности в формировании личности, и биологичес­кий детерминизм в романах писателя постепенно пере­стает быть универсальным ключом к пониманию челове­ка («Чрево Парижа»). Заслугой натурализма стало введе­ние в художественную реальность, создаваемую в произве­дениях, образов «экономических организмов-гигантов» (термин Поля Лафарга) — универсальных магазинов, шахт, бирж, железных дорог — и описание механизмов их эко­номической жизнедеятельности.

Натурализм проявил пристальный интерес к простым, обыденным явлениям жизни, ранее почти не привлекав­шим внимания писателей: к функционированию кресть­янского хозяйства, шахты, прачечной, рынка, к изображе­нию социального дна, публичного дома, социально неуст­роенных людей. Так, в романах Э. Золя читатель находит и своеобразную семейную хронику («Жерминаль»), и се­мейную историю прачки и кровельщика («Западня»), по­вествование о трудах и днях крестьянина («Земля»), а у Гюисманса — рассказ о повседневных заботах проститут­ки («Марта»). Братья Гонкур («Жермини Ласерте», 1865) аналитически исследовали жалкую жизнь девушки-служан­ки и передавали перипетии ее любви к сыну лавочника.

Золя в своих произведениях раскрывает власть среды


над человеком, своеобразный «товарный фетишизм», гос­подство материального над духовным. А. В. Луначарский по этому поводу говорил, что в натурализме вещи лепят людей. Натуралисты сосредоточивали свое творческое внимание на темных и даже патологических сторонах жизни.

Другие виды искусства. В живописи натурализм не столь четко сформировался, как в литературе, в художе­ственное направление. В натуралистической живописи краски изменчивы, формы расплывчаты, а эмоциональное настроение неопределенно. Эстетика натурализма повли­яла и на изобразительное искусство.

Натурализм на французской сцене воплотил режис­сер и актер Андре Антуан (1858—1943). Он работал в Париже в «Свободном театре» (1887—1894), затем в Те­атре Антуана (1897—1906) и в театре «Одеон» (1906— 1914). Антуан отвергал развлекательный театра и утвер­ждал натуралистический театр социальной проблемати­ки, отрицавший фантазию и стремившийся к объективно­му и адекватному запечатлению действительности. В на­туралистическом театре все максимально правдоподобно и копирует реальность — декорации, бутафория, освеще­ние, костюмы.

В Германии режиссер Отто Брам (1856—1912) стал основоположником натурализма на немецкой сцене. В возглавляемом им Немецком театре в Берлине ставились пьесы Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Э. Золя и др.

Благодаря натурализму театр превратился в самодос­таточную, свободную реальность. В начале 90-х гг. XIX в. натуралистическое сценическое искусство во Франции было сосредоточено в «Свободном театре». На итальянс­кой сцене утверждается разновидность французского на­турализма — веризм. Начинаются поиски соответствую­щего философии Ницше сценического героя. Веризм воз­ник в Италии в 70-х гг. XIX в. и утвердился на театре в 1884 г., когда была поставлена пьеса Джованни Верги (1840—1922) «Сельская честь». Веризм в эти годы ока­зался актуален и для театральных деятелей, и для зрите­лей, тянувшихся к жизнеподобным представлениям на­туралистов. Пьеса Верги «Сельская честь» запечатлевала


ясизнь сицилийских крестьян и показывала любовные страсти простолюдинов. Непривычность для тогдашнего зрителя таких сцен вызвала необходимость ставить спек­такль за счет автора. «Сельская честь» имела успех. Кри­тика сочла ее «выдающимся произведением итальянско­го веризма». После этого в итальянском театре появляет­ся целая плеяда прозаиков, работающих в духе веризма и переделывающих, как Верги, свои новеллы, рассказы, пове­сти в пьесы.

Натуралистическое жизнеподобие в итальянском те­атре стало сценическим законом. При постановке пьесы Д'Аннунцио «Дочь Иорио» (1904) случалось, что статист­ки, изображая плакальщиц, бились о стены головой до крови. Не отказываясь от принципов веризма, режиссер Вирджилио Талли (1858—1928) вынужден был уговари­вать актеров и актрис беречь свое здоровье и не переусер­дствовать в натуралистическом правдоподобии сценичес­кого действия.

В 1900—1910 гг. итальянский театр основывался на принципах веризма, предполагавшего пышные постановки «хорошо сшитых» пьес и гастроли знаменитых актрис.

Художественная критика. Критерий оценки произ­ведения в натуралистической критике — полнота осуще­ствляемого в нем познавательного акта. Литературная критика и читатели по-разному оценивали творчество Золя и сами принципы натурализма. Амплитуда колебаний в оценках была от восторгов до отрицания.

Русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин в очерках «За рубежом» (1881) негативно оценил критические этю­ды, роман «Нана» и некоторые особенности творчества Золя, в целом же его деятельность характеризовалась как «весь­ма замечательная». Эпигонское же следование творчеству французского натуралиста такими писателями, как П. Бо-борыкин, критиковалось Салтыковым-Щедриным особенно остро за фактографичность.

Офицер французского Генерального штаба еврей Дрей­фус был ложно обвинен в шпионаже в пользу Германии. Вокруг судебного процесса разгорелась борьба — фран­цузское общество разделилось на дрейфусаров (защитни­ков Дрейфуса, считавших его невиновным, а дело сфабри-


кованным) и антидрейфусаров. Золя выступил в защиту Дрейфуса. Эти публицистические выступления писателя вызвали резкую критику официозных кругов и бурные приветствия со стороны дрейфусаров.

Критика публицистики Золя официозными кругами закончилась его вынужденным отъездом из Франции. По этому поводу Золя писал: «Да будет мне позволено пуб­лично выразить мою благодарность великой нации, кото­рая приютила и усыновила меня в момент, когда все газе­ты Парижа отвергали меня... Россия в один из жутких для меня часов безысходности... вернула мне уверенность и силу, предоставив мне трибуну и самого просвещенного и страстного читателя в мире» («Le roman experimental». P., 1880. P. I). B 1894 г. Дрейфус был приговорен к по­жизненной каторге, а в 1906 г. полностью реабилитиро­ван.

Во Франции кризис натурализма и его философского основания — позитивизма начинается в начале 1890-х гг. Французская газета «Echo de Paris» (1891) провела опрос своих читателей об их отношении к натуралистической школе. Большинство читателей ответило, что натурализм уже отживает свой век и теперь «точные документы, на­блюдения и анализ» не привлекательны.

Художественные итоги. Натурализм внес в художе­ственную культуру человечества пафос правды и адекват­ного отображения действительности. Это повлияло на все развитие художественного процесса, и натурализм стал предшественником и прародителем импрессионизма. Соб­ственно, из желания передать реальность наиболее нату­рально и родился импрессионистский пленэр и «раство­рение» очертаний предметов в воздушной среде. И не слу­чайно мэтр натурализма Золя стал первым пропагандис­том импрессионизма.

Привлекательным и исторически обнадеживающим свойством натурализма стала вера его сторонников в по­беду человеческого разума над эгоизмом, правды и добро­ты — над ложью и жестокостью. Лев Толстой, Марк Твен, Бернард Шоу, Томас Манн отмечали мировое значение Золя. Анатоль Франс назвал его «этапом в сознании че­ловечества» (Франс. 1960. С. 570).


1а.2. Импрессионизм: утонченная, лирически отзыв-ивая, впечатлительная личность, способная видеть кра­соту мира, омытого светом. Термин «импрессионизм» (фр. impressionnisme от фр. impression — впечатление) про­изошел от названия картины Клода Моне «Impression: Soleil Levant» — «Епечатление. Восход солнца». Впер­вые будущие импрессионисты появились на выставке, по­лучившей название «Салон отверженных» (1863). Худож­ники, отступившие от академизма, осмелились выставить свои картины. Император Наполеон III (Луи Наполеон Бо­напарт) повелел выделить отдельный зал для произведе­ний, отбракованных жюри. Попавшие в немилость у ака­демиков живописи полотна были выставлены в том же Дворце индустрии, что и экспозиция официального Сало­на, но в других залах. Так впервые в истории был открыт принцип альтернативного искусства. Этих художников на­звали «нарушителями приличий», «независимыми» и «не­примиримыми». Зрители пошли в этот зал, чтобы оконча­тельно посрамить художников, отвергнутых знатоками. Но посрамление не состоялось: многие испытали чувство ху­дожественного наслаждения от увиденных шедевров. Так новое художественное направление заявило о себе.

Термин «импрессионисты» был употреблен критика­ми иронически, почти издевательски. Однако Моне и его единомышленники сочли, что ничего обидного в этом наи­меновании нет и, наконец, найдено точное определение их поэтики. Импрессионистами стали именовать независи­мых художников, противостоявших Академии и писавших в духе Моне. Все они, объединившись в группу, начали издавать журнал «Импрессионист». Для французского искусствоведения понятие «впечатление» (impression) не было чуждым, его использовали еще при характеристике пейзажного творчества Коро, Добиньи и Йонкинда. А еще Ранее Ж. Ж. Руссо утверждал, что он- всегда стремится сохранять свое первичное впечатление от природы.

Импрессионизм — художественное направление, стре­мящееся естественно запечатлеть окружающий мир в его изменчивости, передавая свои впечатления. Ортега-и-Гас-сет считал, что нельзя «...определить искусство Клода Моне, сказав, что он написал Богоматерь или вокзал Сэн-Лазар,


или искусство Дега, отметив, что он изображал гладиль­щиц, балерин и жокеев. А ведь для обоих художников эти объекты, кажущиеся темами их картин, не более чем пред­лог, — они действительно их писали, но могли писать что, угодно другое. Что им было важно, что поистине было; темой их полотен — это воздушная перспектива, зыбкое радужное марево, окутывающее вокруг все без исключе­ния».

Художественная концепция. Импрессионизм — ху­дожественное направление (вторая половина XIX — на­чало XX в.), инвариантом художественной концепции ко­торого стало утверждение эмоционально отзывчивой, впе­чатлительной личности, способной видеть красоту мира, омытого светом. Это утверждение устойчиво присуще всем произведениям импрессионизма, независимо от их сюжета, композиции, используемых художественных средств. Импрессионизм открыл новый тип восприятия реальности. Реализм сосредоточен на типическом; имп­рессионизм — на особенном и его субъективном виде­нии художником. Импрессионизм утверждал впечатли­тельного, созерцающего человека, способного видеть кра­соту в простых, чувственно достоверных явлениях, счаст­ливо воспринимающего общедоступные радости бытия — ощущение света, солнца, земли, моря, неба.

Философско-эстетические основы. На развитие имп­рессионизма через различные опосредования оказали воз­действие кантианские и неокантианские философские и эстетические концепции. Столь же опосредованно к имп­рессионистам, мало озабоченным философскими концеп­циями, приходили и усвоенные ими позитивистские идеи.

Предшественники, опора на традицию. Искусство­вед Н. Дмитриева видит в творчестве импрессионистов далекие отголоски влияния греческой вазописи и восточ­ной миниатюры (см.: Дмитриева. 1993). Н. Конрад и Е. За­вадская раскрыли влияние японской культуры на рожде­ние и развитие импрессионизма. Влияние японской гра­вюры с ее изяществом сказалось в том, что импрессиони­сты даже в гравюре не прибегали к «проволочному» ли­нейному контуру. Контур, очерчивающий изображаемые предметы, возникает на границе разных цветовых пятен.


Импрессионизм опирается на некоторые принципы клас­сицистической живописи и группирует свои фигуры, ис­пользуя осовремененный композиционный опыт Пуссена. Импрессионист Роден преклонялся перед скульпторами прошлого — Фидием, Микеланджело и вдохновлялся по­эзией Данте и Бодлера. У эклектизма эстетическим прин­ципом станет заимствование, подражание и коктейль тра­диций. Импрессионисты же учились у классиков прошлого, но следовали девизу Родена: «Остерегайтесь подражать вашим предшественникам».

Особенности. Импрессионизм — мастерское владение цветом, светотенью, умение передать пестроту, многокра­сочность жизни, радость бытия, зафиксировать мимолет­ные моменты освещенности и общего состояния окружа­ющего изменчивого мира, передать пленэр (игру света и теней вокруг предметов, воздушную среду, натуральное ос­вещение). Художники стремятся передать свечение пред­метов, прозрачность, чистоту и текучесть воздуха, напоен­ного светом. Открытие пленэра принадлежит кисти Кло­да Моне, Камила Писсарро, Альфреда Сислея. Они писали свои картины не в мастерской, а на открытом воздухе. Моне признавался: «...У меня никогда не было мастерс­кой, и я не понимаю, как можно запираться в комнате. Это годится для рисования; для живописи — нет» («La Vie Moderne», 12 июня 1880 г.). Благодаря «творчеству на воздухе» и установке на адекватную передачу впечатле­ния от реальности на полотнах импрессионистов возни­кал эффект сверкающего и вибрирующего солнечного света, богатства красок природы, растворения четких очертаний предметов в воздушной среде. Художник-импрессионист воспроизводит и предметы, и окружающую их атмосферу, мерцание, феерию света.

Импрессионисты стремились передать изменчивость цвета в бликах солнца, танец воздушной дымки, проник­нуть внутрь всего этого мерцания и трепета. Импрессио­нисты отказались от традиционного понимания компози­ции и писали портреты, пейзажи, жанровые сценки, вых­ватывая из жизни порою случайное, но всегда характер­ное. Французский искусствовед Е. Дюранти отмечает, что важная особенность импрессионизма заключена в «тон-


 


14*


15-Эстетика


кости зрения», в открытии солнца, которое «обесцвечива­ет тона и, будучи отраженным, в силу слепящей яркости, все сводит к светящемуся единому целому...» (Duranty. 1946. Р. 39). На эту же особенность импрессионизма об­ращает внимание и другой французский автор Ж. Лафорг. Он считает, что импрессионист обладает «естественным» глазом, не хранящим память о накопленных музеями кар­тинах и установившихся правилах рисунка, перспективы, колорита. Он выходит к природе, на открытый воздух. Принцип импрессионизма: «Видеть естественно и безыс­кусно рисовать так, как видится» (Laforgue. 1903. Р. 134). Лафорг излишне категорично отрицает значение тради­ций предшественников для импрессионистов, но верно противопоставляет «глаз импрессионистический» «акаде­мическому». Предпочтение отдается импрессионисту, по­тому что он улавливает естественную вибрацию цветов, взаимодействие их оттенков и нюансов. Картины импрес­сионистов стремятся передать то, что невыразимо в сло­вах; они родственны не словам и литературе, а мелодич­ным звукам и музыке, это сонаты и симфонии в красках.

Место в художественном процессе. Импрессионизм и натурализм составляют известное единство (начало пред-модернизма, ориентация художника на достоверное и точ­ное воспроизведение действительности в произведении). Первые импрессионисты группировались вокруг Эмиля Золя, боровшегося за новую живопись и выпустившего сборник статей «Мой Салон» (1866). Золя ценил Эдуарда.Мане, поскольку тот утверждал, что «ничего не может де­лать без природы».

Замечая родственную близость и обусловленность рож­дения импрессионизма опытом натурализма, некоторые исследователи почти отождествляют эти два художествен­ных направления. Так, Уолтер Аллен пишет: «Натура­лизм — литературный эквивалент импрессионизма в живописи» (Allen. 1954. Р. 282). Однако при всей близо­сти натурализм и импрессионизм — два разных художе­ственных направления. Импрессионизм — крупное худо­жественное направление XIX в., повлиявшее на художе­ственный процесс XX в. Сегодня, полтора столетия спустя, кажется неправдоподобным, что оно могло быть опальным.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных