ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Элитарное и массовое искусствоВXX в. художественная культура раскололась на элитарную и массовую. На этот процесс и его пагубные для искусства следствия обратил внимание испанский философ X. Ортега-и-Гассет (Ортега-и-Гассет. 1991). Современное элитарное искусство «маскирует» (нарочито усложняет) текст, что создает, казалось бы, ненужные трудности на пути восприятия произведения и сужает аудиторию, способную воспринять и понять произведение. Однако такое усложнение текста увеличивает эстетическое наслаждение подготовленного (элитарного) читателя. Массискусство примитивизирует текст, упрощает язык, что расширяет аудиторию искусства, но уменьшает силу эстетического наслаждения читателя. Трудности восприятия, создаваемые элитарным искусством, имеют разную форму: искажение грамматики в литературном произведении, или усложнение сценографии и сценического кода в театре, или разработка новых типов условности в живописи, или создание логических сбоев в сюжете романа, или введение парадоксов в поведение персонажей и в сценическое действие. Произведение оказывает эстетическое и социально-воспитательное воз- действие на читателя и доставляет ему эстетическое на] слаждение. Оно же — единственная, ничем не дублируе] мая сфера воздействия искусства на реципиента (это ни] чем не заменимая гедонистическая функция искусства)] И именно это непрагматическое, бескорыстное эстетичес-ч кое воздействие и есть самое мощное, самое действенное,! самое социальное. Ведь, доставляя человеку эстетическое! наслаждение, искусство утверждает самоценное значение! его личности. И в этом процессе читатель и зритель пред-! стают не как «винтики большого государственного меха-| низма» (выражение Сталина), а как самоценные личности,^ что является высшей целью не только искусства, но и че-" ловечества. Только такая личность может быть социально активной, творческой, «продуктивной» (термин Б. Брехта), созидательной. Творчество — трудный процесс: Поэзия — та же добыча радия, В грамм добыча — в год труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды. (В. Маяковский) В результате этого процесса появляется художествен- ) ный текст. Как отмечено выше, чем текст проще, тем до- | ступнее, но тем меньшее наслаждение он приносит чита- > телю. И наоборот. Для создания высших художественных " ценностей необходимо чувство меры, которое Пушкин счи-; тал главным для художника. Мера должна быть в coot- j ношении сложности (излишняя простота и в искусстве — | хуже воровства, потому что это воровство не только наслаждения, но и вечности) и доходчивости («...читатель вероятный скажет с книжкою в руке: вот стихи, а все | понятно, все на русском языке» — А. Твардовский), эс- | тетической эффективности («гармонией упьюсь» — А. Пушкин) и простоты (художнику следует «впасть как в ересь в неслыханную простоту» — Б. Пастернак). В соотношении упрощения и усложнения художественного текста важна мера, чувство которой дано великим. Резкое разделение искусства на элитарное и массовое, произо- шедшее в XX в., обострило рецептивную проблематику и сделало проблему меры в творчестве художника особо актуальной. Авангардистские направления свертывают сознательное и увеличивают бессознательное начало и в творческом, и в рецепционном процессе. Художественное произведение как носитель информации о теоретических идеях (самосознание искусства; взаимодействия теории и художественного творчества). Искусство пропитывает ткань научной мысли, которая теперь часто обретает художественную форму (труды Р. Барта). Художественные произведения стали «носителями» научной мысли (романы У. Эко «Имя розы» или М. Павича «Хазарский дневник»). Сама художественная ткань произведения пропитывается историческими и другими научными знаниями. Это касается и эстетических знаний, которые оказываются погруженными в художественные тексты. Так, роман Т. Манна «Доктор Фаустус» полон рассуждений на теоретико-музыкальные темы; в «Золотой розе» К. Паустовского предмет рассуждений — принципы художественного творчества; повесть У. С. Моэ-ма «Театр» способна напомнить энциклопедию по проблемам сценического искусства. Конечно, нечто подобное было в искусстве и раньше. Так, знаменитая «Мышеловка» в «Гамлете» Шекспира может соперничать с авторитетным трактатом по теории театра. Однако количество эстетических идей об искусстве, содержащихся в художественных произведениях XX в., переросло в новое качество: искусство обрело самосознание. Эстетические идеи оказываются не данью сюжетной необходимости, не выражением эрудиции автора, а проявлением самосознания искусства. Установление реальной ценности. Культуре XXI в. придется проделать большую аналитическую работу, чтобы определить реальную художественную ценность «раскрученных», разрекламированных, неправедно награжденных, незаслуженно приподнятых на высоту классики и, с Другой стороны, незаслуженно обойденных вниманием произведений XX в. 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС 3.1. Традиции и художественные взаимодействия Опора реализма на классические традиции и отталкивание от них модернизма, отстранение постмодернизма и от классики, и от модернизма. Реализм XX в. главным образом опирается на предшествующие классические традиции, модернизм отталкивается от них, постмодернизм часто отталкивается не только от классики прошлого, но и от модернистских традиций. Архетип как необходимая оглядка культуры на прошлое, фиксация диалектики нового и традиционного в культуре. Прошлое — реальность, канувшая в реку времени, ушедшая в Лету. Прошлое, уходя, сопротивляется. Оно исчезает не бесследно, поэтому в новом есть реальная новизна, не оторванная от традиции. XX в. — эпоха, когда традиции тяготеют не только к непосредственным предшественникам, не только привычно «идут через поколение» (через головы «отцов» к «дедам»), но и тянутся к глубоким историческим пластам культуры (это стимулировало открытие интертекстуальности). Поэтому не случайно в эстетике появились юнгианские и мифологические концепции и возник термин «архетип». Архетип — необходимая стремительно развивающейся культуре оглядка на прошлое. Архетипическое фиксирует, что в культуре Нового времени живет культура предшествующая. Современным героям присущи типологические черты, восходящие к героям мифологического прошлого. К XX в. накопились огромные традиции культуры и стали видны те особенности современных персонажей и обстоятельств, которые уходят своими корнями в далекое прошлое, к древнейшим ритуалам и обрядам. Это и зафиксировала категория «архетип». Архетип фиксирует диалектику нового и традиционного в современной культуре. Удлинение и ветвление линии наследования и векторов художественных взаимодействий. Линии наследования, векторы художественных взаимодействий не только удлиняются и уходят в глубь веков вплоть до истоков культуры, но и ветвятся. Ветвистость не только кроны культуры, но и ее корней проявляется в том, что европейская культура XX в. восходит и к собственно европейским традициям (традиции средневековой культуры в романах У. Эко), и к африканским (кубизм Пикассо), и к восточным (повести Ф. Искандера). Опора на разные национальные традиции. Искусство XX в. опирается на разные национальные традиции (в том числе и на неожиданные и экзотические). Так, например, В. Мириманов показал воздействие негритянского искусства на Пабло Пикассо и возникновение кубизма, а академик Конрад и ученые его школы раскрыли влияние японской живописи на импрессионизм. Вседозволенность в художественной культуре. Современная европейская культура — единство разных истоков и разных потоков. Для постмодернизма искусство не имеет твердых канонов, а являет собою живое течение жизни: и любая традиция и любая художественная форма приемлемы. Из-за этого сужается поле действия консервативных, устойчивых традиций в художественном творчестве и его восприятии. Культура общения культур. Современная художественная культура — культура многоголосья, синхронного звучания разных голосов, «культура общения культур» (В. С. Библер). Многоярусные оппозиции в культуре. Культура XX в. — система многоярусных оппозиций. Так, идее строительства счастливого будущего человечества с помощью революционного насилия (социалистический реализм) противостоит идея господства арийской расы над другими народами (фашизм); а этим двум позициям противостоит идея счастья отдельной личности, чему, в свою очередь, противоположена идея абсурдности бытия личности (Ф. Кафка), абсурдности бытия в целом (А. Камю), и даже абсурдности мироздания (постмодернизм). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|