ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Парадигмы философии и искусства романтизма и постромантизма и их кризис■ Концепции философов (Гегель, Маркс, Кьеркегор, Ницше). Лучшие умы XIX в. развенчали капитализм, показали его пороки, подчеркнув антигуманный характер власти денег, разрушительное воздействие на духовную жизнь корысти — этого неизбежного спутника конкуренции и бизнеса. В числе осудивших буржуазность были и романтик Гофман, и натуралист Золя, и западные реалисты Диккенс, Бальзак, и представители русского критического реализма Гоголь, Толстой, Достоевский. Неблагополучное состояние мира раскрывали и философы — Кьеркегор, Ницше, Гегель, Маркс. Были предложены разные парадигмы бытия человечества в опасном мире, разные пути выхода мира из неблагополучного состояния: Гегель считал, что исторический процесс — результат усилий всего человечества, личность — пассивная участница мировой истории, вовлекаемая в ее течение; идеалы личности не могут быть правомернее и выше веками создававшегося миропорядка. Попытки личности изменить историю, придать ей гуманные формы, преобразовать миропорядок обречены на провал. Мир, даже уничтожая героя, решившегося изменять его, восстанавливает устойчивый, веками сложившийся порядок. Трагический герой сам виноват в своей гибели («трагическая вина»): вольно же ему было поднимать руку на миропорядок. Все разумное действительно, все действительное разумно. Эти идеи оказали влияние на развитие реализма в XIX в. В извест- ном смысле толстовская идея непротивления злу насилием и самосовершенствования сродни гегелевской идее трагической вины. Маркс полагал, что необходимо насильственно преобразовать мир для установления всеобщей социальной справедливости. Историческую миссию преобразования призван выполнить пролетариат, не связанный узами частной собственности с установившимся миропорядком. Эти идеи оказали решающее воздействие на возникновение и развитие социалистического реализма как художественного направления литературы и искусства. Кьеркегор вопрошал: «К чему мне истина? Я хочу покоя». Только духовная катастрофа могла породить такое суждение, противоречащее и опыту и целям мировой культуры, всегда связывавшей счастье человека с овладением истиной. Мир враждебен личности. Следует смириться с тем, что личность конечна, обречена на одиночество, страдание, страх и будет перечеркнута смертью. Эти идеи оказали решающее воздействие на возникновение и развитие экзистенциализма как художественного направления литературы и искусства. Ницше исходил из того, что мир несовершенен и личность находится в неблагоприятных условиях, из которых нет выхода для всех; но сверхличность способна подняться над обыденными людьми и достичь счастья. Эти идеи оказали воздействие на символизм и ряд других модернистских художественных направлений литературы и искусства. Художественная концепция романтизма и ее кризис. Личность — целая вселенная и не корреспондирует с государством. Человеческое бытие извечно неустроенно. Мировая скорбь — состояние духа, отражающее состояние мира. Зло неискоренимо. Оно заложено в фундаменте самой жизни и бессмертно. Сражение со злом вечно и не позволяет ему установить абсолютную власть над всем и всеми. Эта борьба одухотворяет героя и часто приводит к его трагической гибели, но создает оазисы для жизни личности, хотя и не устраняет Зло. Эта концепция особенно полно воплощена в творчестве Байрона. Романтическая художественная концепция пришла к кризису, потому что если зло неустранимо и вечно, то нет даже надежды. С безнадежностью человек, а тем более романтический герой смирится не может, и надо искать способы устранения зла. Этот поиск невольно вышел за границы романтизма, чтобы найти новую концепцию мира и личности. Реализм и кризис его концепции. Европейский реализм (Диккенс, Стендаль, Бальзак, Флобер) утверждал, что счастье человека в обществе, основанном на власти денег, несбыточно, ибо добиваться его можно только через обогащение, которое для цельной личности или недостижимо или духовно разрушительно. Найти счастье вне богатства — утопия, достичь богатства «чистыми», не разрушающими личность средствами — тоже утопия. Буржуазный строй противочеловечен. Русский реализм (по определению М. Горького, «критический реализм»). В последние два столетия именно русская литература внесла вклад в поиски формулы бытия человечества. Разрабатывая художественную концепцию мира и личности, русский реализм утверждал: мир неблагополучен, но насилием его не исправишь. Нельзя купить счастье целого мира ценой слезинки ребенка. Убив старуху-процентщицу, убьешь и неповинную Лизавету. Преступление чревато наказанием — не только каторгой, но главное — духовными страданиями и муками совести (Ф. М. Достоевский). Выход: непротивление злу насилием и самосовершенствование (Л. Н. Толстой: образы Платона Каратаева, Пьера Безухова, Нехлюдова), создающие оазисы добра среди пустыни зла. Это похоже на идею романтиков, но у них оазис — результат борьбы, здесь — результат непротивления. И неудивительно, что поиск пошел в эту сторону: ведь борьба романтического героя не устраняла зло из жизни, а лишь сужала границы его действий. Необходима гармония интересов государства и личности («Медный всадник» А. С. Пушкина). Кризис реализма: непротивление и самосовершенствование не делают мир благополучным, не устраняют зло. Гармония интересов личности и государства труднодостижима и недостаточна: ведь в социальную систему, помимо государства и личности, входит народ. Но народ неоднороден, в нем действуют разные силы. Существуют и другие государства и народы, и противоречия с ними чреваты конфликтами и войнами. Художественное исследование проблемы сопротивления злу насилием выявило очертания страшных последствий, к которым может привести анархический террор и революционный беспредел. Однако социальное бытие столь бесчеловечно, что самосовершенствование тоже не является выходом, ибо не обеспечивает личности ни безопасность, ни счастье. Соцреализм и его кризис. В XX в. в России появилось новое художественное направление — социалистический реализм, — утверждавшее избавление от зла революционным насилием. Весь мир насилья мы разрушим с помощью насилия и построим счастливое будуще, в котором личность подчинена государству. Такова парадигма этого нового направления. Из всех антикапиталистических парадигм, предложенных XIX и XX вв., реальное воплощение в жизнь получила концепция Маркса и основанная на ней художественная концепция социалистического реализма, так или иначе исторически осуществившаяся в России, Восточной Европе, Китае, Северной Корее, Вьетнаме, Кубе и затронувшая жизнь Чили, Никарагуа, Гватемалы и некоторых стран Африки. В ряде стран (Китай, Северная Корея, Куба) этот исторический эксперимент продолжается. После Октябрьской революции и под ее впечатлением и влиянием буржуазия научилась смирять неумеренную жадность и во имя своей безопасности и стабильности общества более щедро, чем ранее, стала делиться с людьми труда своими прибылями. Тем самым сегодня наемный работник может не только восстановить свои силы и поддержать свое физическое существование (как это было в XIX в.), но и удовлетворить некоторые свои другие нужды и интересы. Возникло общество «массового потребления». Однако несмотря на это общее улучшение жизни в буржуазном обществе, обусловленное также и гигантским ростом производства в XX в., природа и сущность капитализ- ма осталась прежней, то есть такой же, какой ее видели самые выдающиеся деятели культуры XIX в., подвергавшие этот строй острейшей критике. К этой критике немало справедливых и немало несправедливых, конъюнктурных слов добавили многие интеллектуалы Запада в XX в. и, особенно, усердные официозные деятели советской культуры. С распадом СССР впервые в истории сложилась особая духовная ситуация. Мир оказался в духовном тупике. Кризис претерпели противостоявшие друг другу и экономическая, и политическая, и культурная парадигмы и капитализма и социализма. Соответственно претерпели кризис и художественные концепции противостоявших друг другу социалистического реализма и модернизма (постмодернизма). Кризис соцреализма наступил вместе с политическим и экономическим кризисом первого в мире государства, строившего социализм и коммунизм. В популярной советской песне пелось: «Нет у революции начала, нет у революции конца». И больше века длился год. И это 37-й. Насилие, раз начавшись, продолжалось, и слезинка ребенка отравляла революционные достижения. Развивавшаяся личность не получала свободу. Государство заботилось о себе и своей стабильности. Де-юре общественная собственность де-факто находилась в распоряжении бюрократии, действовавшей в своих эгоистических интересах. Концепция, утверждавшаяся соцреализмом, оказалась социально изжитой и претерпела кризис. Модернистские и постмодернистские художественные концепции и их кризис. Параллельно с реалистическими направлениями развивались модернизм и постмодернизм, утверждавшие, что мир абсурден и враждебен личности, которая принципиально одинока и не приемлет никакой социальной (в том числе и государственной) организации людей. Модернизм отталкивался от предшествующей культуры, которая так и не привела людей к счастью и не спасла от мировых войн и других бед. Эта концепция, в разработку которой внесла вклад и высокопоэтичная русская литература Серебряного века (1900—1920), а также европейская литература XX в., оказалась исторически не действенной и претерпела концептуальный кризис. Кризис модернистских и постмодернистских художественных концепций обусловлен историческим опытом, обретенным человечеством к концу XX в., когда выявилось, что ослабленная государственность не менее страшна, чем тоталитаризм; сбрасывать культуру прошлого с корабля современности — губительно для общества. Предварительные итоги поиска парадигмы. Итак, пробиваясь в исторически более высокую эпоху, человечество не находило концепцию, опираясь на которую можно было бы добиться всеобщего счастья. Повторюсь. Все исторические смены парадигм бытия, как уже сказано, протекают по формуле афоризма Ежи Леца: ну хорошо, ты пробьешь лбом стену, а что ты будешь делать в соседней камере? С величайшими трудностями пробившись в новую эпоху, человечество продвигало историю вперед, но сразу оказывалось перед новыми непредвиденными трудностями. Движение это не бесполезно и не бессмысленно, ибо благодаря ему происходит относительный исторический прогресс, хотя, к сожалению, с большими потерями и без обретения исторически неопровержимого результата. Подчеркну, что анализ художественного развития человечества, приведенный здесь, имеет ряд ограничений и даже недостатков: он по необходимости бегл и краток, он сосредоточен только на проблемах художественно-концептуального движения литературы. При всей кажущейся нерезультативности и всякий раз исторической кризис-ности художественно-концептуальной мысли мировой литературы, несомненны не только энергия поиска и заблуждений, но и плодотворность исследования различных целей и путей развития человека и человечества. В культуре даже отрицательный результат может иметь высочайшую цену. Подчеркну еще раз, что эстетические и аксиологические стороны истории художественного развития не обсуждаются сколько-нибудь подробно в этом разделе. Отмечу лишь главное: что эстетические достижения особо ценны, потому что направлены на утверждение
23' 24—Эстетика самоценности личности и укрепление ее активной социализации в обществе. Именно в этом социально-исторический смысл эстетического наслаждения — величайшего счастья, доставляемого человеку истинным искусством 4.4. Кризис художественной культуры XX в. ~и| Проявления кризиса современной истории и культуры. Американский философ японского происхождения Фукуяма говорит о «конце истории», и это излишне сенсационное и парадоксальное высказывание обретает огромный общественный резонанс. Международная политика стала или импровизационно-эмоциональной, или чаще всего прагматичной. Отсутствует концептуальная политика, определявшая жизнь общества в первой половине XX в., когда еще парадигмы бытия общества не претерпели кризиса. Сегодня нет и даже на горизонте не видно масштабных политиков-личностей, имеющих свою концепцию исторического движения. Между тем в первой половине и середине XX в. такие политики были. Можно весьма критично оценивать их деятельность. Они были очень разные; некоторые из них ужасны по своим действиям. Это и Ленин, и Троцкий, и Сталин, и Черчилль, и де Голль, и Гитлер, и Рузвельт, и Трумэн, и Мао, и Ганди, и Че Гевара... Они были кто угодно, но не были лишены далеко идущих стратегических целей и масштабности. И это так, хотя некоторые из них преследовали цели изначально античеловечные. Отсутствие современной парадигмы, определяющей стратегические цели исторического развития. В последние два-три десятилетия вышло в свет много'талантливых и интересных произведений литературы, искусства, философии, но нет в мире ни одного произведения, которое бы имело всемирно-историческое значение и достигало уровня классики. И нельзя ожидать такого уровня взлетов культуры ни в искусстве, ни в философии, ни в политике: до тех пор, пока какая-либо отрасль духовного производства не предложит пути выхода из духовного кризи- 24-2 са человечества и хотя бы не наметит очертания новой парадигмы бытия человечества. Отсутствие парадигмы привело к исчезновению из культуры масштабных и авторитетных личностей интеллигентов и интеллектуалов, способных в острый и ответственный момент поднять голос в защиту справедливости или во имя предотвращения очередной безответственной и авантюристической акции какого-либо политика, государства, сообщества, да так, чтобы этот голос услышал мир. Такими в XX в. были М. Горький, Р. Роллан, Б. Рассел, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю... В условиях кризиса человечества упал общественный спрос на духовных лидеров и властителей дум. Эту роль ныне мог в известных пределах исполнить А. Солженицын — не потому, что он нашел новую парадигму бытия и устремлений человечества (к сожалению, это не удалось даже ему), а потому что он больше всех свершил духовных усилий, показывая кризис старых идеалов и целей современного человечества. Вероятно, XXI столетие откроет и сформулирует новую парадигму, столь важную для современного мира. Ниже попытаюсь наметить предварительные очертания этой новой парадигмы. Без современной парадигмы не возникнут шедевры всемирно-исторического значения. Последние десятилетия в искусстве не возникают шедевры всемирно-исторического значения. И пока что их не видно и на горизонте. Возникают талантливые, высокохудожественные произведения, но в мире не появляются произведения такой значимости, как «Илиада», «Божественнаякомедия», «Гамлет», «ДонКихот», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Тихий Дон». Отсутствие шедевров такого всемирно-исторического масштаба объясняется общим кризисом (закат уже не только Европы) и в первую очередь тем, что кризис всех современных парадигм бытия человека пока не сопровождается формированием новой парадигмы. Это относится ко всем сферам культуры. Этот кризис человечества связан, надеюсь, с временным бессилием культуры, не вырабатывающей современную парадигму, которая сможет определить пути и цели движения мирового сообщества. 4.5. Россия строит «прекрасное прошлое человечества», в котором живут «цивилизованные народы» Прежде чем сильно чего-то пожелать, следует осведомиться, очень ли счастлив нынешний обладатель желаемого. Франсуа Ларошфуко «Чумазый покажет всем нам, где раки зимуют». Мы отвергли утопическую программу строительства «прекрасного будущего» человечества — коммунизма и сегодня строим «прекрасное прошлое» человечества — капитализм. Т. Мор в своей утопии выразил презрение к богатству, описывая ночные горшки из золота. У Свифта в «Путешествии Гулливера» люди, жаждущие наживы, изображаются настолько низменными и отвратительными, что сравниваются с содержанием ночных горшков. Я уже упоминал общеизвестную истину, которую ныне стыдливо забывают ввиду ее неактуальности: в XIX в. Гофман, Золя, Диккенс, Бальзак, Стендаль, Пушкин, Гоголь, Достоевский показали пороки капитализма: алчность, преступления ради обретения собственности, холодный эгоистический расчет, калечащий душу человека и внедряющий в межличностные отношения денежные интересы. На родине промышленной революции Англии, по словам Гейне, машины как люди и люди как машины. В этой «мастерской мира» человек раньше чем где бы то ни было почувствовал и преимущества буржуазного прогресса, и его недостатки. Западный путь прогресса относительно мягок и основан больше на тонкой манипуляции, чем на прямом насилии. Капитализм по-российски определил Щедрин: «...идет чумазый Колупаев и Разуваев, и на вопрос, что есть истина, он отвечает твердо и неукоснительно — распивочная и на вынос. И чумазый покажет всем нам, где раки зимуют». Российское общество быстро постигло «чумазую» сущность капитализма, и в России в первой четверти XX в. возникла острая революционная ситуация — попытка предотвратить царство чумазого. В. Арсланов говорит: «С 1917 г. по 1985 г. мы возводили плотины на его пути. Плотина накопила энергию воды, и, когда она была прорвана, накопленная энергия ударила по стране. Приход нынешнего «нового русского» — это приход чумазого, пострашнее того, которого знал Щедрин. Парадокс истории: попытка воспрепятствовать приходу чумазого породила через 70 лет чумазого в еще более страшном обличий, чем он был при Щедрине. Ужас этого прихода не только в том, что творится в экономической сфере. В конце XIX в. нравственная температура общества была такова, что когда чумазый провозглашал нам «истина — распивочная и на вынос», то сам Щедрин, его читатели, среди которых был М. Булгаков и подобная интеллигенция, этой формулы не принимали»1. Сегодня многие приемлют... Приемлют даже некоторые интеллигенты (правда, ценой потери, потери таланта, интеллигентности и имени порядочного человека)2. Искусство XX в. и сознание трагизма человеческого существования. «Человек, рождаясь, плачет, и не случайно». Искусство XX в. остро осознало трагизм человеческого существования. Особую роль обретает категория катарсиса. Преодолевая чувство трагизма, искусство склоняется к иронии. В своем фильме «Сладкая жизнь» Ф. Феллини утверждал: сладкая жизнь, полная бесконечных удовольствий и наслаждения благами современной цивилизации, лишает бытие человека смысла, если за этим наслаждением не стоят труд и творчество. Такое пресыщение наслаждениями вызывает отторжение личности от общества... Бесконечное наслаждение без труда антисоциально и разрушительно для личности. Фильм Синдо «Голый остров» утверждал обратное — бесконечный труд без наслаждения благами цивилизации См.: Газета «Советник президента каждый гражданин России^. 2003. N° 6. Выступление в дискуссии В. Арсланова. Знаю даже одного в прошлом не лишенного таланта критика-шестидесятника, интеллигента-прогрессиста советской эпохи, который в новое время, выгодно (для себя) продавая коллективную собственность писателей, стал весьма богатым человеком, утратив литературный талант, профессию и интеллигентность. Он вошел в сонм новых русских, но ценой потери. Печальные итоги жизни ему предстоит подводить. Богат и опозорен... 24-4 так же бесчеловечен и антисоциален. Он разрушителен для личности, выматывает силы и душу. Могучая концептуальная пара — «Сладкая жизнь» и «Голый остров» — дала анализ состояния мира: люди, создающие ценности, противостоят людям, потребляющим эти ценности. Искусство констатировало с естественнонаучной точностью господство отчуждения, разрыв труда и наслаждения, творчества и потребления его результатов. Ясно и убедительно два фильма художественно раскрыли основное противоречие капитализма и показали процесс отчуждения. Выскажу одну непопулярную сегодня мысль: крах коммунизма в нашей стране и ее окрестностях — это трагедия человечества, трагедия вселенского масштаба. Это утверждение вовсе не результат ностальгии по брежневскому застою или сталинскому тоталитаризму. Еще на заре капитализма культура выразила сомнение в гуманности, в смысле социального и научно-технического прогресса и высказала ироническое отношение, а порой и зло осмеяла недобрую реальность, в которой господствует корысть и утопические построения, попытавшись наметить пути выхода из общества, ориентированного на алчность. Коммунизм давал человечеству надежду на выход из круга противоречий буржуазного общества. То, что коммунизм оказался утопией, да еще и осложненной тоталитаризмом, насилием над человеком и над самой природой вещей в обществе, и то, что лучшее воплощение этой утопии — СССР — рухнул, стало трагедией для человечества, ибо исчезла надежда на возможность преодоления исторической безысходности. Конечно, все познается в сравнении, и капитализм, рынок, демократия много лучше, прагматичнее, а в некоторых отношениях и человечней коммунизма. Однако то, что капитализм сравнительно лучше коммунизма, вовсе не значит, что бытие в буржуазном обществе светло и безбедно. К тому же мы пока что строим всего лишь дикий, криминальный капитализм, в котором наслаждение благами цивилизации особенно резко отторгнуто от труда, а труд горек и резко отторгнут от наслаждения. Формула такого капитализма: «воруй и наслаждайся, трудись и прозябай». В нашей стране образовалась ситуация «повторения пройденного» с некоторой коррекций несовершенств социального бытия XIX и XX вв. Мир в тупике. В предшествующие эпохи к моменту кризиса парадигмы одного художественного направления в культуре созревала и начинала функционировать новая парадигма, которую вырабатывали или литература, или искусство, или философия, или политика. Сейчас этого не произошло. Искусство XX в. было устремлено в будущее и все еще втайне надеялось на счастливую развязку многовековой трагедии человечества, идущей не одну тысячу лет без антрактов. Футуристическая ориентация была присуща первой половине XX в. Казалось, пристально вглядись в грядущее — и за горизонтом откроется замечательный мир. Не открылся... Глобальной художественной концепцией мира и личности в искусстве XX в. стала идея утраченных человечеством иллюзий, обретения надежды и отыскания новых путей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|