Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философско-теоретические основы классической эстетики




Карнажицкая Т. В.

К 24 Эстетика: Учеб. пособие / Т. В. Карнажицкая; Под науч. ред. Н. А. Королькова. - Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. - 351 с.

ISBN 985-6736-07-2.

Учебное пособие разработано в соответствии с современными требованиями базового курса по эстетике с учетом новейшей методологии эстетического знания и направлено на повышение активности освоения данного материала студентами самых разных специализаций вузов. Круг анализируемых проблем и понятий впервые дается в единстве фундаментального, исторического и прикладного спектра, основываясь не только на анализе философских идей и художественных достижений прошедших эпох, но и на примерах современности.

Энциклопедический спектр эстетических знаний и наличие учебно-методического материала, делает возможным рекомендовать пособие для широкой аудитории студентов, преподавателей и аспирантов в качестве базового эстетического справочника.

УДК 18(075.8) ББК 87.8. я73

ISBN 985-6736-07-2

© Т. В. Карнажицкая, 2004

Введение

Данное учебное пособие по курсу эстетики отличается рядом особенностей по сравнению с теми, которые уже существуют. Самое главное -это то, что в нем представлен практически весь курс эстетики, соответствующий типовой программе для вузов Республики Беларусь, включающий в себя теоретико-философские основания, историю эстетической мысли и художественной деятельности, а также анализ современности в данной научной сфере.

Вторая особенность данного учебного пособия - нацеленность на такое освоение знания, при котором основной акцент делается на повышение активности студентов в изучении предмета. Поэтому особое внимание при создании пособия уделялось систематизации учебного материала по основным разделам учебной программы и наличию дополнительного материала. Учебное пособие не только дает возможность ознакомиться с необходимым минимумом по эстетики, но и поможет углубить учебный процесс за счет повышения самостоятельности освоения знания по предмету студентами разных специализаций.

Тематический материал содержит необходимый минимум для освоения курса, основные определения, четкие выводы. Изложение содержания тем отличается краткостью и тезисностью. Большинство из них имеют методические дополнения в виде таблиц, схем, вопросов для дискуссий и самопроверки, творческих заданий и тем для написания рефератов или дипломных работ, а также списка рекомендуемой литературы. Полезными для усвоения материала могут оказаться и мысли великих людей, афоризмы и изречения. Все эти дополнения призваны показать студенту пути расширения знания по изложенным темам и активизировать самоподготовку по предмету.

Эстетическое знание сегодня сталкивается с необходимостью внесения корректив в основы его изучения. Эти изменения связаны с разными причинами, среди которых можно назвать как общенаучные, так и общекультурные. С одной стороны, сама эстетика сегодня стремится расширить свои границы. Процессы эстетизации всей культуры требуют обращения внимания на такие важные темы, как «Человек как объект и субъект эстетического восприятия», «Действительность как предмет эстетической деятельности и эстетическая ценность», «Эстетическая культура»,


«Эстетика зрелищных форм в искусстве», «Эстетические основания взаимодействия разных видов искусства», «Семиотика искусства и эстетические основания художественных стилей», «Эстетика виртуальной среды и киберкультура». Проблема изучения искусства и художественной деятельности с эстетических позиций в истории преподавания этой дисциплины в высшей школе традиционно получала значительно больше внимания. Но ситуация изменилась. Теперь эстетической направленности требуют изучение не только художественных проблем, но практически всех областей действительности и всех сфер деятельности самого человека. Поэтому в данном пособии раздел, посвященный проблемам искусства и художественной деятельности, не является единственным и не занимает главное место, а выступает равноправной частью всего курса.

С другой стороны, и в самой культуре начали происходить процессы, которые повлияли на предметную направленность всей гуманитарной науки. Эстетика тоже не остается в стороне. Поэтому сегодня важно при рассмотрении истории эстетического знания проследить связь между мироощущением, превалирующем в данном обществе, и эстетическими идеями, высказываемыми в это же время философами, теологами, художниками - всеми теми людьми, которые разрабатывали эстетические учения. В связи с этим для автора данного пособия оказывается интересным не только то, какие идеи характерны для тех или иных культур, но и то, почему именно эти идеи развиваются и становятся популярными среди людей этого времени, как они обусловлены сменой мироощущения и как проявляются в художественной деятельности.

Кроме того, рассмотрение культурно-исторической динамики эстетических представлений, знаний, учений и проявления их в художественной деятельности строится с учетом изложенного в пособии теоретического материала, который изложен в рамках теоретических разделов, что делает его целостным и системным. Данный подход оказывается на грани двух наук - эстетики и культурологии, поэтому пособие адресовано в первую очередь тем, кто изучает проблемы культуры и философские основы эстетической науки. Учитывая тот факт, что в основе изложенного курса лежит типовая программа по эстетике для белорусских вузов, можно считать, что данное пособие является универсальным для студентов практически всех специализаций, в учебный план которых входит предмет эстетики.

Пособие состоит из трех разделов. Первый из них посвящен в основном классической, фундаментальной эстетике. В нем рассматриваются философско-теоретические основы эстетической науки.

Во втором разделе дается широкий обзор культурно-исторической динамики эстетической теории и художественных практик, существовав-

ших в разных культурах в разные исторические периоды. Здесь же показывается зарождение неклассических идей в эстетической науке.

Третий раздел посвящен появлению совершенно нового направления в эстетике XX—XXI веков, получившего статус неклассического и постне-классического. Это направление обусловлено культурными изменениями, проявившимися в ситуации постмодернизма и киберкультуры. Развитие новых технологий в сфере коммуникации во многом определило динамику ментальностей современного мира. Эти изменения затронули и сферу искусства, породив не только иные формы художественного творчества, но и виды восприятия. Новации художественной культуры требуют иных технологий философского осмысления. Поэтому третий раздел пособия посвящен совершенно новым проблемам эстетики и искусства, обозначенным как развитие неклассических идей и их продолжение в постне-классической теории.

Классическая эстетика, несомненно, является основным теоретическим фундаментом эстетики вообще. Неклассическую эстетику, по мнению автора, следует рассматривать как продолжение и развитие эстетики классической и ни в коей мере как отрицание классического наследия. В будущем, возможно, неклассический период развития эстетики получит иное, более соответствующее ему название, так как это определение звучит в отрицательном (иногда даже в негативном) ракурсе и не совсем точно раскрывает его сущность. Но, с другой стороны, отрицать очевидное, в некотором смысле революционное своеобразие нового периода в развитии эстетики, да и всей науки XX-XXI веков, тоже нельзя. Многое здесь является спорным и не устоявшимся. Поэтому написание учебного пособия, которое претендует уже только по своему статусу на нечто универсально истинное, - неблагодарный труд.

И, тем не менее, автор надеется, что мир эстетики окажется для читателей данного пособия богатой кладовой увлекательного и полезного знания о природе чувственных взаимоотношений человека с миром, результатом которых является разнообразие проявляющихся форм красоты в деятельности людей разных эпох и континентов. Однако не следует забывать о том, что пособие - это только «векторный указатель» в страну знаний, помощник на сложном пути образования. Поэтому мы настоятельно рекомендуем не ограничиваться изучением краткого изложения тем, а обязательно обращаться к рекомендуемой литературе, чтение которой поможет углубить знания и восполнить те пробелы, которые, несомненно, имеются в изложении основного материала (пособие является строго регламентируемым по объему). Надеемся, что вопросы для самопроверки окажутся полезными, так как они нацелены на активизацию мышления и понимания эстетического знания.


Написание рефератов предполагает углубление в конкретную проблематику курса и научное исследование. Оно должно сопровождаться научным руководством со стороны преподавателя. Предлагаемые темы для рефератов могут быть откорректированы в соответствии с научными интересами как студента, так и его научного руководителя.

Дискуссионная проблематика выстроена с учетом того, что как и в любой науке, в эстетике существует ряд спорных вопросов и подходов к ответу на них. Дискуссионные формы овладения знанием способны не только углубить познание и понимание предмета, но и расширить само научное знание.

Хочется выразить особую признательность профессору Н. А. Королькову, доценту Н. А. Кутузовой, профессору Н. И. Крюковскому, профессору А. Б. Ладыгиной, а так же уважаемым рецензентам данной работы доктору культурологии И. В. Морозову и кандидату философских наук И. Е. Ширшову, консультации которых оказались чрезвычайно полезными для автора данного учебного пособия.

Философско-теоретические основы классической эстетики


Эстетика как наука






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных