Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Категориального аппарата эстетики




Первые системы категорий возникли очень давно, практически одновременно с возникновением самих категорий (софисты). Позднее система эстетических категорий стала сущностью исторической динамики самой эстетики. Рассматривая более подробно развитие и изменение системности эстетических категорий, легче проследить процесс становления и развития эстетики как науки.

Уже Платон, явившийся одним из первых систематизаторов эстетических категорий, положил в основу системности принцип иерархии. В основе его системы лежало понятие прекрасного.

Аристотель определял категории как очень широкие и объемные классы более узких понятий-слов. Он ввел в эстетическое знание парность, противоположность, бинарность и диалектическую противоречивость категорий. Иерархичность категорий Аристотель не выделяет. Кроме того, в свою эстетическую систему он вводит новые категории (катарсис, мимесис и др.) и именно через них исследует эстетическое воздействие искусства на человека.

В эпоху эллинизма и средневековья системность категорий утрачивается, так как эстетика сама перестает быть самостоятельной областью и вплетается в общефилософские и теологические концепции. В позднее

средневековье в теологии Фомы Аквинского предпринята попытка систематизировать подходы к пониманию прекрасного. Аквинский выделяет следующие признаки прекрасного: цельность или совершенство, пропорция или созвучие (точнее - гармония), ясность или яркость.

Г. Гегель ограничивает свою систематизацию категорий только сферой искусства, выстраивая ее в соответствии со своей системой видов искусства: символическим, классическим и романтическим. Центральной категорией Гегеля выступает прекрасное, рассматриваемое скорее не как категория, а как всеобъемлющее и универсальное понятие идеала.

Существенный вклад в разработку теоретического фундамента эстетики и особенно проблемы систематизации категорий эстетики внесли русские философы. Наиболее крупной фигурой является А. Ф. Лосев, автор таких глубоких трудов, как «Диалектика художественной формы», «Форма. Стиль. Выражение», «Миф. Число. Сущность», трудов по истории эстетики и др. Лосев строит свою систему вокруг понятия «выражение», составляющее и сам предмет эстетики. Далее система категорий выстраивается им из таких понятий, как «миф», «эйдос», «символ», «личность», «имя». Ключевым является понятие «эйдос», которое он определяет как «явленная сущность». Эйдос выражается через миф. Миф является в символе, который, в свою очередь, разворачивается в личности. Личность появляется в энергии сущности. Цепь замыкается в имени. Переход одного в другое по Лосеву - процесс художественного выражения, которое отождествляется им с понятием художественной формы. Художественная форма дана им как самодостаточная и целостная структура, адекватная тому смыслу, который в ней содержится. Лосев выступает против господствующей теории «отражения» в искусстве, считая, что произведение искусства, как воплощенная и самодостаточная художественная форма, самоценно. Все, что попадает в сферу художественного, утрачивает эмпирическое значение, приобретая новое, художественное значение.

Наиболее общей категорией эстетики Лосев считает «эстетическое», которое не отождествляет ни с «прекрасным», ни с «художественным», считая, что прекрасное - частный случай эстетического, а художественное - осуществленное творчество, в то время как эстетическое - только потенциал для художественного.

Советская эстетика начала разрабатывать систему эстетических категорий только с конца 50-х годов, сосредоточив свои усилия на рассмотрении того, что такое эстетическое вообще. В результате В. Тугариновым и М. Каганом было предложено понятие «эстетическое отношение» как разновидность ценностного отношения. Ю. Борев осуществил эмпирическое описание основных эстетических категорий. А. Лосев и В. Шестаков рассмотрели историческое развитие в понимании этих категорий. Только после этого М. Каганом был предпринят первый шаг к выявлению системности, то есть внутренней связи между эстетическими категориями.


В основе системы М. Кагана лежит определение эстетического отношения как отношения между объектом и субъектом, которое позволяет выступать этому отношению то в положительной, то в отрицательной формах.

Достаточно целостная система эстетических категорий представлена у Н. Крюковского, так как она соединяет в себе вертикальную иерархию соподчиненности с горизонтальным множеством эстетических категорий.

Н. Крюковский рассматривает в основном только те эстетические категории, которые образуют второй уровень в научной системе, т. е. те, которые считаются основными в эстетической науке. Среди основных эстетических категорий им названы три пары: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, трагическое — комическое. Именно эти пары категорий позволяют эстетически оценить воспринимаемый объект. Они могут характеризовать как воспринимаемый объект, так и характер его восприятия субъектом. Следовательно, они одинаково употребимы как в описании объекта, так и в описании субъекта. В первом случае мы говорим об объективных основных эстетических категориях, во втором - о субъективных основных эстетических категориях.

Основные эстетические категории

Категории, отражающие наиболее существенные стороны эстетической деятельности человека, эстетического познания и оценки действительностипринято считать основными, или ключевыми, эстетическими категориями.

Основные эстетические категории представлены такими понятиями, как «прекрасное», «безобразное», «возвышенное», «низменное», «трагическое» и «комическое».

Основные эстетические категории содержат в себе наиболее общие проявления эстетического отношения, возникающего при взаимодействии субъекта и объекта. Они отражают в себе практически все многообразие мироощущения человека как субъекта, воспринимающего мир.

Каждая эстетическая категория несет в себе как характеристику объекта, так и специфику субъекта. Восприятие объективных признаков и возникновение эстетического отношения позволяют проявиться эстетической ценности данного объекта для воспринимающего субъекта.

Субъективная реакция человека, связанная с эстетическим переживанием, проявляет его эстетический вкус. Именно эстетический вкус лежит в основе возникновения эстетической оценки. Поэтому категории прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного, трагического и комического, взятые как характеристики эстетического вкуса субъекта

эстетического отношения, наглядно показывают, что соотношение в них рационального и чувственного, духовного и физически-материального выступает той качественной характеристикой, которая помогает определить их сущность.

Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью, и воплощающая представления о позитивном совершенстве и гармонии. Прекрасное в искусстве является проявлением идеала. Создавая прекрасные творения, мастера выражают свои представления о совершенном идеале. Сурио считал, что только прекрасное может выступать сущностью искусства. В произведении искусства прекрасное проявлено как гармония, соответствие содержания и формы.

Прекрасное отражает меру совершенства, достигшую равновесия, но обладающую при этом потенциалом изменения и динамики. Поэтому прекрасное связано с динамикой, изменением, жизнью. «Прекрасное есть жизнь» (Н. Чернышевский).

Прекрасное может быть выражено при помощи нескольких понятий: «красивое» (совершенство внешней формы и акцент на внешнем), «изящное» и «грациозное» (как характеристики особых качеств живых существ с позиций легкости и ладности, хрупкости и нежности), «прелестное» (совершенство и гармония малых форм), «поэтическое» (способность к тонким переживаниям, одухотворенности и мечтательности с оттенком легкой грусти), «пленительное» (особо влекущее), «кокетливое» (легкое и игривое), «завораживающее» (способное надолго удерживать внимание) и т. д.

Только духовно развитый человек способен к переживанию истинно прекрасного. Духовная развитость проявляется многогранностью эстетического переживания прекрасного, широким спектром граней эмоциональной сферы.

Переживание прекрасного больше связано с позитивными эмоциями. Его признаками разные философы считали гармонию, пропорцию, меру (Демокрит, стоики), слаженность, соразмерность, обозримость и определенность (Аристотель), абсолютность (Платон), бескорыстность, целесообразность без цели, релятивность (способность нравиться без понятия) (И. Кант), позднее - ритмичность, совершенство.

Примерами прекрасного в искусстве можно считать балет «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, концерт для фортепиано с оркестром № 3 С. В. Рахманинова, фортепианные ноктюрны Ф. Шопена, пейзажи Левитана, творения А. С. Пушкина и т. д.

Прекрасное существует не только в искусстве. Оно представлено разнообразными явлениями в естественной природе и жизни человека. Прекрасными могут быть пейзаж, человек, цветок, плывущие по небу облака и многое другое, поражающее нас своим совершенством и безупречно-


стью, способное дарить позитивные переживания и призывать к созерцанию собственного совершенства.

Но сегодня прекрасное часто рассматривается как категория подвижная в своем определении. Каждая культурно-историческая эпоха создает свое определение прекрасного, но такие признаки прекрасного, как мера и гармония, уравновешенность и динамичность, устремленность к идеалу и совершенству по-прежнему остаются неоспоримыми его свойствами. Способность переживать прекрасное, выделять его для себя в окружающем мире всегда остается одной из главных человекообразующих характеристик Человека.

Безобразное - эстетическая категория, раскрывающая представления людей о несовершенстве, которое обнаруживается в физических и(или) духовных качествах людей и выявляет дисгармонию в различных областях человеческой жизни. В искусстве безобразное характеризуется конфликтностью содержания и формы, сущности и явления в воспринимаемом объекте. Переживание безобразного для человека связано с негативными эмоциями: отвращением, ужасом, страхом.

В эстетике существует мнение, что категорию безобразного нельзя считать эстетической категорией. Однако такое мнение является ошибочным не только потому, что любое воспринимаемое нами явление ярче высвечивается, когда рядом есть его антипод. Безобразное имеет место не только в реальной действительности, но и в искусстве (особенно XX века).

Уже первобытные люди считали, что безобразные уродства способны вызывать восхищение. Например, представители архаических племен, населяющих сегодня острова Новой Зеландии, используют специальные приспособления, позволяющие им растягивать себе губы до огромных размеров. Некоторые племена Африки изменяют форму черепа, делая ее «бутылкообразной», вытягивают себе конечности и т. д.

В средние века появляется мода на гротескные маски и фантастические существа, которыми в прямом смысле украшали здания культового характера (достаточно вспомнить знаменитые статуэтки-дьяволы, грустно взирающие на мир с Собора Парижской Богоматери). Популярны были в то время химеры, украшающие водостоки и тема грешников, лица которых искажены безобразием страдания.

Человеческое уродство не обошли вниманием художники Возрождения. Особенно знаменитыми стали рисунки гримасе Леонардо да Винчи, который говорил о том, что безобразное не менее интересно для художника, чем прекрасное, так как в природе найти его так же сложно.

К безобразному проявляли интерес Дюрер и Гойя. В XVI веке безобразное было популярно как мотив в оформлении интерьеров. Например,' было модно изготавливать камины в виде пасти ужасного чудовища, украшать мебель страшными головами фантастических животных.

В XVIII веке существовала мода на безобразные гримассы и уродства, выполненные в виде малой скульптуры и предназначенные для украшения фасадов жилых зданий (Мессершмидт, А. Броувер). Иногда такие скульптуры украшали парки знатных господ во Франции.

В XIX веке появляются первые опыты портретов душевно больных людей (Т. Жерико, Занетти, П.-Л. Гази, Г. Бернини, Дж. Пиччини). Интересно, что для художника этого времени безобразное в человеке уже не связано с отклонением от физической нормы, как это было характерно для художников Возрождения, а обусловлено проявлением духовного опустошения, смертью при жизни.

В XX веке в среде художников начинает отчетливо проявляться новый интерес к безобразному. Достаточно вспомнить таки имена как А. Джакометти, Э. Дитман, Р. Магрит, М. Шамякин.

XXI век, принесший компьютерные технологии, создает свое понимание безобразного. Примером тому служат творческие опыты М. Ша-мякина, создающего художественные циклы на основе изображений насекомых («Карнавал Венеции»), переделки древних масок и скульптур в стиле, названном им неоготикой («Петербургские карнавалы»).

Возвышенное - эстетическая категория, характеризующая идеально преображенные явления человеческого мира, связанные с переживанием высоких духовных чувств. Через возвышенное раскрываются такие отношения человека к воспринимаемому им миру, которые связаны с осознанием и переживанием особого рода явлений объективной действительности, отличающихся особой исключительностью и грандиозностью и являющихся источником глубоких эстетических переживаний.

Е. Яковлев определяет возвышенное как «единство природного и социального содержания эстетического как совершенной дисгармонии».

Н. Крюковский приводит свое определение возвышенного как «превалирования общего над особенным».

К. Гросс пишет о возвышенном как о «могучем в простой форме». Согласно идеям Г. Гегеля возвышенное проявляется исключительно в символических формах искусства. Возвышенное тяготеет к духовному. Оно проявляет устремленность человеческой личности к самосовершенствованию и соответствию общественным идеалам. Как объективное проявление возвышенное характеризует объект эстетического восприятия с позиции его общественно-человеческой значимости.

Возвышенное в искусстве характеризуется особым содержанием, которое связано с глобальным и общезначимым значением. Особая насыщенность содержания обусловлена чрезвычайным человеческим чувством. В искусстве отражение возвышенного требует от художника особой интенсивности, яркости средств художественной выразительности. Примером возвышенного могут служить египетские пирамиды, Коллизей в


Риме, мемориал «Родина-мать» на Мамаевом кургане, Курган Славы в Минске, «Давид» Микеланджело, «Фауст» Гете, рассказ «Судьба человека» М. Шолохова, памятник-комплекс Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве и др. В природе для нас возвышенными оказываются горы, величавые реки, бури, природные явления (например, северное сияние).

Эстетическое переживание возвышенного вызывает восторг, восхищение, иногда даже страх или удивление. Восприятие возвышенного позволяет субъекту эстетического отношения ощутить превосходство над собой воспринимаемого объекта. Примером возвышенного в действительности, восприятие которого связано с описываемыми переживаниями, могут служить горные пейзажи, великие водопады мира, безграничный простор океана, бездонность звездного неба и т. д.

Возвышенное может быть представлено как помпезное (прославляющее возвышенное), грозное (устрашающее возвышенное), экстравагантное (когда форма претендует на особую значимость по отношению к содержанию), романтическое (выделение переживаний личностного или более тонкого характера), элегическое (возвышенное с оттенком грусти и нежности) и т. д.

Низменное - эстетическая категория, характеризующая предельно негативные явления действительности, связанные с проявлением несовершенства и сопровождающиеся при восприятии переживанием чувства отвращения или презрения.

Низменное проявляет качества человека с позиций его личности. Оно раскрывает слабость духовного начала в человеке и преобладание в нем чувственно-физического полюса. Поэтому низменное - это прежде всего духовное несовершенство человека (которое соседствует с его физической красотой).

В низменном сражается плоть и дух, но плоть (физическое, телесное) оказывается сильнее. Здесь же наблюдается противостояние индивидуально-личностного и общественного. Ведь часто низменное в отдельном человеке проявляется в случае противопоставления его желаний общественному идеалу. Низменное способно разжигать в человеке сильную страсть, то, что в православно-христианском мире получает название похоти.

Низменное имеет не только социальную основу проявления, но это еще эстетическое свойство грозных отрицательных сил, представляющих общечеловеческую опасность. Разновидностями низменного выступают демоническое (акцент на отсутствии божественности), пошлое (недостойное человеческих идеалов), вульгарное (пошлое с элементами скандального вызова обществу), прозаическое (принижена значимость духовного).

Трагическое - эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта, связанное с духовным преодолением,»преоб-ражением (катарсисом), страданиями или аффектами героя, ожиданием смерти и т. п. В трагическом проявляется особая форма конфликта чело-

века с угрожающими ему силами, в результате которого происходят мучительные страдания или смерть героя.

Трагическое характеризует переход гибели человека в воскресение, его скорби в радость. Оно связано с присутствием особого оптимизма, неизбежности победы доброго и светлого начал. Аристотель считал, что в трагедии осуществляется катарсис — процесс перехода негатива в позитив. Если человек боится смерти в реальности, то страх в данном случае - негативная реакция. Искусство трагедии раскрывает перед боящимся человеком возможность не только бесстрашно умереть, но и умереть, сознавая свою победу над смертью и переживая радость от нее. Ведь античная трагедия показывает человеку, что смерть ради других людей приносит возможность стать героем, а герой для греков - это тот, кто становится полубогом, получая бессмертие.

Трагическое нацелено на вызов сострадания и участия и связано с переживанием не только жалости, но также гордости и восхищения поступком героя. Примером трагического можно считать трагедии У. Шекспира, картину Э. Мунка «Смерть Марата», мемориальный комплекс белорусской Хатыни, симфонию № 3 П. Чайковского и др.

Разновидностями трагического могут быть патетическое (трагическое с проявлением чувственного в виде плача, крика и т. д.), драматическое (преобладание страданий над смертью), героическое (акцент на особой значимости поступка) и др.

В философии проблема трагического тесно связана с нравственными проблемами смерти. Трагическое помогает человеку смирятся с небытием после жизни. Трагическая смерть человека отличается тем, что раскрывает в нем добрые и прекрасные с позиций нравственности начала. С другой стороны, трагическая смерть возможна только тогда, когда в обществе существует понятие человека как самоценности. Если человек живет в обществе, то его интересы должны совпадать с интересами людей, его окружающих. Только в таком случае погибающий герой находит продолжение жизни в мире живых.

Существует культурная и историческая динамика понимания трагического. Буддистская традиция практически не имеет трагического в личностном понимании, так как буддизм рассматривает смерть как продолжение жизни в иной форме. Греческая (а, следовательно, и европейская традиция) рассматривает трагическое как героическое.

В средние века трагическое выступает как мученическое, так как в нем главным становится не акт смерти и ее мотив, а предшествующий ей процесс. Большое место в средневековом понимании трагического занимает момент сверхъестественного.

Возрождение рассматривает трагическое как столкновение человека с внешними для него обстоятельствами, названными роковыми. Трагедия -это итог проявления человеческой активности и проявления его воли.


В последующие эпохи трагическое характеризует разные проявления разлада человека и общества. Трагическое становится многообразным: тяжкие страдания и гибель человека; невосполнимость для человека и общества утраты отдельной личности; высшие проблемы бытия и смысл жизни; трагическая активность человека по отношению к противостоящим обстоятельствам; неразрешимые противоречия и т. д.

Комическое - эстетическая категория, отражающая степень несоответствия между реальностью и идеалом, сущим и должным, и представляющая в особой форме (юмор, сатира, гротеск и т. д.) противоречия общественной жизни и недостатки людей. Комическое связано со смехом или юмором. В целом комическое направлено на осуждение несовершенства и получение радости от осознания этого.

В комическом гибнет реальное: безобразное и ничтожное выражение формы явно преобладает над идеализированным содержанием. Идея оказывается слишком отдаленной от реальных возможностей довлеющей формы. Поэтому возникает оттенок иронии и сарказма. Комическое может иметь несколько разновидностей: юмор (когда порицание не вызывает обиды и злобной реакции), ирония (наполненная язвительностью и не содержащая доброжелательности), сатира (сознательная и открытая борьба со злом), сарказм (проявленность злобного элемента) и гротеск (преувеличение насмешки).

Комическое как категория связано с оценкой ценности данного явления. Определяющим моментом комического является смех. В нем происходит осмеяние того, что оценивается обществом как недостаток. Поэтому комическое интенсивнее проявляется в массовости (театр, кино, цирк). С другой стороны, смех в комическом есть проявление демократии: это сила, враждебная всем формам насилия, самовластия и неравноправия.

Актуальность особенно важна для комического, так как мишень смеха всегда конкретна. Оно раскрывает противоречие двух начал, связанных с положительным и отрицательным. Комическое невозможно без чувства юмора. Это чувство связано с развитостью интеллекта и духовности в человеке. Только при этих условиях комическое связано с добром. В противном случае комизм может приобретать оттенок пошлости, цинизма, скепсиса и скабрезности. Мы говорим о юморе человека, который способен по-доброму реагировать на комичное, и об остроумии человека, который способен творить комичное.

Способность смеяться и шутить в истории чаще всего связывалась с особой разумностью человека. Только умный человек в состоянии смеяться по-настоящему. В качестве примера можно привести одного из героев русских народных сказок - Ивана-дурака. Именно дурак всегда в конце событий оказывается «на коне». В данном случае очевидно проявление «перевертывания» ситуации, столь характерное для комического.

Культурные формы проявления остроумия и насмешки очень разнообразны: французский каламбур, гротеск просветительства, благг XIX и гегг XX веков.

Основные эстетические категории обладают не только внутренней динамикой, но и способны взаимодействовать с другими понятиями. Некоторые категории приходят из других наук, некоторые появляются с возникновением или открытием новых процессов и явлений в культуре. Категориальный аппарат эстетики расширяется, так как расширяется и человеческое познание мира. Возникает множество оттенков чувственных переживаний человеком прекрасного, безобразного, возвышенного и низменного.

Прекрасное - это символ морального добра. Иммануил Кант

Прекрасное - это законченное выражение Добра. Добро же -законченное выражение Прекрасного.

Рабиндранат Тагор

Юмор - первое, что теряется в переводе. Вирдэкмния Вульф

Комедия - это трагедия, которая случилась не с нами.

Анджела Картер

Юмор воспитывает понимание и терпимость. Нельзя по-настоящему полюбить человека, с которым никогда не смеешься.

Агнес Репплайер

Смех неуязвим, потому что он смеется и над самим собой.

Жюль Ренуар

Вот превосходное правило, которым следует руководствоваться в искусстве насмешки и шутки: осмеивать и вышучивать нужно так, чтобы осмеянный не мог рассердиться, в противном случае считайте, что шутка не удалась.

Шамфор

Прекрасное должно биться в конвульсиях или его не должно быть вообще.

Андре Бретон (сюрреалист)


Вопросы и творческие задания

1. Чем отличаются категории от понятий?

2. Какие эстетические категории относят к основным, и с чем это связано?

3. Что такое объективное и субъективное проявление эстетического отношения?

4. Как эстетическое отношение проявляется в систематизации основных эстетических категорий?

5. В чем заключается проблема систематизации категорий в эстетике?

6. Почему существует множество подходов к систематизации эстетических категорий?

7. Чем отличаются подходы систематизации эстетических категорий?

8. Охарактеризуйте в сравнении категории прекрасного и безобразного.

9. Что отличает возвышенное в природе и в искусстве?

10. Назовите разновидности комического и охарактеризуйте их специфику.

11. Приведите примеры трагического в искусстве. Какое событие сопровождает трагическое?

12. Приведите примеры безобразного в искусстве.

13. Как характеризуется и трактуется низменное в христианской традиции?

14. Подготовьте сообщение о юморе в литературном творчестве, живописи или музыке.

Темы для рефератов

1. Возвышенное и трагическое в жизни человека.

2. Комическое в поведении человека.

3. Прекрасное и безобразное в современной городской архитектуре.

4. Прекрасное и безобразное в повседневной жизни.

5. Возвышенное в произведениях поэтического искусства (на примере творчества любого поэта).

6. Низменное в литературных произведениях современного искусства (на примере произведений В. Ерофеева).

7. Безобразное в современной литературе.

8. Трагическое и комическое в произведениях искусства.

9. Смех и смеховая культура в теории М. Бахтина.

10. Юмор и сатира в советском искусстве.

11. Комические герои славянского эпоса.

12. Прекрасное и безобразное в русских народных сказках.

13. Прекрасное и безобразное в мифах древних культур.

14. Прекрасное и безобразное в христианском осмыслении. _

15. Прекрасное и совершенное в теориях античных мыслителей.

16. Смеховая природа культуры средневековья.

17. Трагическое и безобразное в компьютерных играх.

Советуем прочитать

1. Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. - М., 1965.

2. Крюковский Н. И. Основные эстетические категории (Опыт систематизации). — Мн., 1974.

3. Крутоус В. П. Родословная красоты: прекрасное и целесообразность. -М., 1988.

4. Мартынов В. Ф. Философия красоты. - Мн., 1999.

5. Столович Л. Н. Философия красоты. - М., 1978.

6. Карасев Р. Философия смеха. - М., 1995.

7. Любимова Т. Б. Комическое, его виды и жанры. - М., 1990.

8. Любимова Т. Б. Трагическое как эстетическая категория. - М., 1985.

9. Средний Д. Д. Основные эстетические категории. - М., 1974. 10. Шестаков В. П. Эстетические категории. - М., 1983.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных