Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Действительность как предмет эстетической деятельности и эстетическая ценность




Основные понятия:

эстетическое отношение, действительность,

эстетическое мышление, эстетическое восприятие

Действительность как предмет эстетики

В целом данная проблема рассматривается особым междисциплинар-1 ным направлением научных исследований - нейроэстетикой.

Действительность - это все то, что предстает перед человеком в качестве объекта, то есть вне его самого как субъекта, но при этом содержит в себе субъективность человеческого восприятия. Это окружающий человека мир, состоящий из материальных объектов, вещей, а также различных процессов и явлений, данный человеку в его ощущениях, а также он сам.

Действительность может быть представлена естественной природой, продуктами культурной деятельности человека (артефактами), процессами и результатами общественного производства, самим человеком, являющимся одновременно и частью естественной природы, и результатом общественного развития, а также искусством как особой рукотворной действительностью.

Действительность для человека объективна, так как обладает свойством внешнего воздействия на его органы чувств. Следовательно, она не принадлежит самому человеку, находится вне его. Для того чтобы органы чувств человека работали, необходим внешний источник воздействия на них.

В современной физике и в современной психологии все еще нерешенным остается вопрос о том, а что собственно такое действительность? Мы привыкли считать действительностью то, что становится доступным для нас благодаря поступающей из внешнего мира сенсорной информации. Но, воспринимая мир, мы не только творим с помощью наших чувств, мы также творим новую действительность в искусстве. Творятся новые реалии, выходящие за рамки чувственных впечатлений, получаемых из внешнего мира. Тем самым искусство способствует расширению наших представлений о действительности, охвату и освоению новых областей человеческого опыта. —

Эстетическое в действительности проявляется как связь, отноше-ние между объектом и субъектом. Бодрийяр называл это отношение соблазном. Всякая вещь соблазняет, притягивает человека увидеть, услышать, воспринять себя. Наличие отношения между субъектом и объектом является обязательным обеспечивающим условием возникновения эстетической связи.

Объективные свойства действительности

Эстетическое в действительности выступает для нас целостной системой различных уровней проявления объекта для субъекта, обладающих конкретной иерархией. Каждый уровень связан с определенной формой восприятия конкретных качеств объективно проявляющейся для человека действительности.

На первом уровне находятся такие качества действительности, которые человек воспринимает своими органами чувств (чувственного восприятия или ощущения): цвет, звук, запах, ощущения материала - температуры, прозрачности, твердости и т. д.

На втором уровне восприятия действительности включаются механизмы соотнесения отдельных признаков друг с другом: симметрия, ритм, пропорции, интонация, интервал, созвучность, поза, колорит, движение, контрастность, консонанс, диссонанс и т. д. Именно на этом уровне происходит активизация роли мышления человека. Такие признаки облегчают восприятие предмета. Например, ритм (как слышимый, так и видимый) связан с повторяемостью, которая помогает нашему восприятию работать экономичнее. Интонация звуков связана с таким понятием, как ожидаемоеть. Музыкально организованные звуки, а также звучание нашей речи воспринимаются человеком с некоторым несовпадением восприятия и осознания того, что воспринимается. Мы предчувствуем интонационное развитие.

Третий уровень предполагает уже преобладание рационального аппарата и представлен осознанием, синтезированием, способностью классифицировать уже воспринятое раньше в виде отдельного. Это уровень отнесения воспринимаемого к конкретному виду или классу живой или неживой природы.

Четвертый уровень основан на понимании человеческого как природного. Человеческое, обладая одновременно природным и культурным, также является для субъекта эстетическим объектом. Эстетическое в человеке обладает особой данностью: единством духовной и физической красоты. Но особенностью этого уровня становится способность возне-


стись на более духовное восприятие. На этом уровне человек осознанно способен абстрагироваться от физического и материального.

Выделенные уровни являются условными, так как наше восприятие достаточно целостно. Но разделение на уровни помогает лучше осмыслить интересующие нас в данном случае процессы. Значимость чувственных реакций в эстетическом восприятии необычайно важна. Данная проблема скорее лежит в плоскости пересечения эстетики и психологии. Чувственное реагирование человека необычайно разнообразно, но в данном пособии мы не имеем возможности охватить весь его спектр. Поэтому ограничимся лишь некоторыми аспектами этой проблемы.

Свет

Свет имеет волновую природу и воспринимается нашим глазом. Цветом он становится тогда, когда попадает на сетчатку глаза. Основные физические характеристики цвета: тон, светлота и насыщенность.

Тон — это длина световой волны, положение в гамме спектра (например, красный, желтый, синий, зеленый). Изменение частоты волны приводит к изменению воспринимаемого цвета.

Светлота или насыщенность — количество белого или черного в цвете. Светлота определяется степенью возбуждения воспринимаемой свет колбочки — особого «прибора» нашего глаза, активность которого связана с такими помощниками зрения, как «палочки». Именно палочки отвечают за светлоту воспринимаемого света. Когда света много, цвет кажется одним по светлоте, когда мало - совершенно другим. Насыщенность связана с яркостью цвета и, скорее всего, обусловлена скоростью воспринимаемой световой волны.

Каждая из названных характеристик обладает определенной эстетикой. Например, ярко-огненный красный цвет может восприниматься как прекрасный, когда он относится к букету цветов, но и как комичный, когда его видишь как цвет волос или как безобразный как цвет крови на войне.

Ассоциативность цвета проявляется в том, что его эстетическое восприятие для нас часто с чем-то связано. Например, красный цвет красив на румяных щечках ребенка или девушки, но становится неприятным при виде красного носа. Поэтому красный цвет способен вызывать как позитивную, так и негативную реакцию.

Леонардо да Винчи был первым художником, который стал научно изучать природу света. Основы современных представлений о цвете заложил И. Ньютон в 1672 г. сообщив, что при преломлении белый солнечный свет в стеклянный призме разлагается на ряд цветовых компонентов, образуя видимый спектр. При смешении этих компонентов вновь получается свет, воспринимаемый человеком как белый. —- ___

Почти сто сорок лет спустя с возражениями против данной теории выступил Иоганн Вольфганг Гете («К учению о цвете»). Большинство людей интуитивно скорее согласятся с ним. Ведь представить себе, что белый цвет есть простая сумма всех других существующих цветов, достаточно сложно. Суть данной проблемы кроется в том, что цвет можно изучать с естественнонаучной, (физической и нейробиологической) стороны, а можно и с психологической или эстетической. В первом случае будет исследоваться действительная природа света, во втором - адаптивная деятельность человека при восприятии цветовых характеристик действительности.

Особенно интересна теория мифолого-символического трактования природы света и цвета у П. А. Флоренского. Он считал, что свет сам по себе неделим и непрерывен. Собственно цвет возникает тогда, когда свет соединяется с материальным миром и пространством, через которое он проходит. Флоренский выстраивает свою систему цвета:

• фиолетовый и голубой цвета - это тьма пустоты, смягченная отблеском как бы накинутой на нее вуали тончайшей атмосферной пыли; когда мы говорим, что видим фиолетовый цвет или лазурь небосвода, то, по Флоренскому, мы видим абсолютную тьму пустоты;

• красный - пыль видимая со стороны проистекающего света, добавляющая в цвет энергию;

• зеленый - уравновешенность тьмы и света, боковая освещенность частиц пыли, при которой освещенной становится только одна боковая часть каждой пылинки.

Интересна эстетическая систематизация цвета, созданная Гете. Он считал, что свет, объединяясь с материей, дает разные формы этого объединения: голубой имеет уходящую вдаль холодную энергию, которая ничего не дает реальности, но сама при этом уменьшается, пропадая в пустоте (цвет Божественного Неба); красный тоже может проходить сквозь вещественную пустоту, но при этом он обладает силой, энергией преодоления, наступления и напряжения (цвет Ада), наделен возбуждающим и раздражающим характером и особенно эти свойства проявляются в пурпуре - цвете, к которому всегда, как утверждает Гете, стремились правители и бандиты; зеленый - нейтральный, он идет одновременно и от нас, и к нам (цвет Рая), дарит покой и удовлетворение; желтый цвет производит ощущение тепла и вызывает благодушное настроение; синий цвет — «прелестное ничто», синева стремится к темному, а не светлому началу; в сиреневом цвете удачно сочетается противоречивость мягкой и спокойной синевы и праздничность красноты, поэтому он может быть как живым и праздничным, так и безрадостным и спокойным.

Особое осмысление эстетика цвета нашла в оккультных науках и сакральной медицине. Данная область рассматривает воздействие цвета в духовно-эстетическом плане:


• красный - цвет Марса и Венеры, цвет наименьшей вибрации. Он связан с любовью, страстями и удовольствиями, в основном бессознательного характера. Этот цвет использовался при лечении половой системы. Медициной доказано, что он благоприятен для роста раковых клеток, но благотворен при кожных заболеваниях. Аура человека этого цвета проявляет его гнев, ненависть;

• зеленый - обладает возможностью ограничения деятельности таких органов, как желудок и печень. Этот цвет хорошо подготавливает человека к гипнозу, успокаивает нервную систему. Аура зеленого цвета обнаруживает в человеке зависть и страх;

• голубой - цвет религиозных чувств. Он способен лечить легкие, так как несет в себе силу глубокого дыхания, препятствующего развитию в человеке эгоистичного и мелочного. Это цвет мира, музыки и духовной свободы. Этот цвет способен затормаживать кроводвижение, снимать боль и приступы астмы. Он же может оказывать и отрицательное воздействие, усугубляя депрессивные состояния. Аура голубого цвета связана с состоянием озабоченности, а светло-голубого -надежды;

• белый цвет ускоряет жизненные процессы;

• желтый - цвет мудрости и разума, связан с поклонением Создателю Вселенной; желто-золотистая аура соответствует Христу - это высшая аура, которой не обладает человек. Современный человек обладает только оранжевой аурой — высшей аурой эволюции;

• фиолетовый - цвет высшей духовности, представляющий в мире божественность.

Цвет - свет мозга художника. Анре Матисс

Звук

Звук - волновое колебание воздуха, которое может быть равномерным и периодическим (музыкальная организация) и неравномерным и непериодическим (шум). Основные характеристики звука:

высота зависит от частоты колебаний колеблющегося тела или длинны звуковой волны. Высокие звуки являются более высокочастотными, чем низкие. Наиболее приятными для человека являются звуки среднего диапазона, так как не связаны с особым напряжением при восприятии. Человек воспринимает звуковую вибрацию также и телом;

громкость зависит от силы колебаний. Эстетика восприятия громкости зависит от времени воздействия звука и предрасположенности субъекта к восприятию;

тембр зависит от количества обертонов, сопровождающих воспринимаемый звук. Это количество, в свою очередь, зависит от качества материала колеблющегося тела, и материала тела, создающего обертоны при резонансе (отражения звука). Особенно богат на обертоны человеческий голос. Когда в голосе человека преобладают низкие обертоны, то говорят о бархатистом голосе. Когда в голосе много обертонов высокого спектра, то его называют звенящим и наполненным металлом. Чем богаче на обертоны голос певца, тем ярче его эстетичность и привлекательность для слушателя;

длительность зависит от времени, продолжительности звучания.

Запах

Запах характеризуется в основном на ассоциативном уровне, так как является воздействием на человека микроскопических частиц какого-либо вещества. В древности запаху приписывалась магическая сила. Присутствие ароматов использовалась и используется по сей день, особенно в религиозных системах. Окуривание ароматами было изобретено в Египте. Согласно представлениями древних египтян ароматы - эманации, которые достигают небес. В учении Тота нос считается «центром черепа». Существует также понятие ринещефалона - носового мозга. Опыты на животных показали, что зверь, утративший обоняние, теряет способность распознавать предметы, теряет память, деградирует и в конечном итоге погибает.

В целом можно утверждать, что обоняние человека является достаточно важным для восприятия действительности, хотя и недостаточно разработанным в эстетике. Спецификой запаха условно можно считать тот факт, что он достаточно сложен для описания словами. Наиболее часто мы пользуемся ассоциациями, связывая тот или иной запах с конкретным предметом (аромат персика, запах прелых листьев и т. д.), в отличие, скажем, от света, где есть специфические названия.

Эстетика ароматов как особое направление существовала в древних культурах, особенно развиваясь на Востоке. В конце XX века это направление получило статус научных разработок и в западной культуре.

Уровни субъективности эстетического отношения к действительности

Данная проблема относится не только к области эстетики, но лежит также в плоскости относительно самостоятельного научного направления - психологической эстетики.


Согласно современным взглядам ученых наши перцептивно-эстетические предпочтения проявляются на трех уровнях:

базисном, присущем не только людям, но и высшим позвоночным;

видоспецифическом - человеческом;

культурном, свойственном представителям разных культур.

На каждом уровне существуют свои принципы, обеспечивающие ту или иную эстетическую реакцию.

Принципы, лежащие в основе базисного уровня:

• определенное соотношение Хаоса и Порядка (упорядоченность облегчает восприятие; если упорядоченность слишком очевидна, объект не кажется наблюдателю красивым);

• способность нашего восприятия активно создавать контрасты: одни особенности объекта при восприятии усиливаются, а другие затушевываются;

• человек стремится к четкости, одноплановости и обобщению (это связано с ограниченностью пропускной способности нашего мозга — 16 бит/с; выделяя упорядоченность в сложных явлениях, мы выделяем главное, что позволяет сокращать поступающую информацию);

типологичностъ человеческого восприятия: все воспринимаемое сопоставляется с внутренними усредненными эталонами. Даухер создал фотографию с усредненными чертами лица, которую все воспринимают как красивое.

Принципы видоспецифическогоуровня:

• склонность к очеловечиванию окружающих нас предметов. Если в воспринимаемом объекте мы узнаем себя, оно становится для нас привлекательным;

• стремление усилить необходимый признак различия: зрительное увеличение плеч у мужчин (погоны, накладки, крылья) и расширение таза у женщин (юбки с турнюром); современные тенденции о тонкости талии и изяществе связаны с идеалом молодости в девушке;

• устремленность к покою и защищенности. Идеальный дом должен быть крепостью, в которой мы должны чувствовать максимальную защищенность.

Культурные предпочтения формируются у человека в раннем детстве. Они проявляются наиболее отчетливо в профессиональной деятельности человека, в его принадлежности к той или иной социальной или возрастной группе, а также к той или иной культуре.

Культурная специфика восприятия особенно ярко проявляется в речи, способности человека говорить: чем разнообразнее язык, тем сложнее человеку выразить свои впечатления, хотя сам механизм восприятия у разных людей в общем не отличается (индейцы не различают в словах синий и зеленый, но группируют их отдельно). Существует большое ко-

личество физиологических (антропологических) особенностей в восприятии света и его осмыслении. В разных культурах существует разное количество цветов. Например, есть африканское племя, представители которого все цвета делят на холодные и горячие. Такой цвет, как бирюзовый, есть только в русском языке (так как бирюза есть только в России).

Большую роль играет профессиональная направленность. Так, по наблюдениям исследователей, люди, не имеющие отношения к изобразительному искусству, цвет определяют не задумываясь, называя основной цвет, присутствующий в том, который им предложен для определения. Но искусствоведы и художники цвет определяют долго и подбирают слова тщательно и более разнообразно, часто прибегая к сравнениям.

Таким образом, несмотря на то, что все люди имеют практически одинаковый механизм восприятия света и осмысления цвета, смыслы, вкладываемые в цветовые характеристики мира и способы их реализации, достаточно разнообразны и обусловлены физиологическими особенностями каждого человека и его культурно-социальной принадлежностью.

Не всякая правда - красота, но всякая красота - правда. Константин Станиславский

Наша реальная жизнь больше чем на три четверти состоит из воображения и фантазии.

Симона Вейль

Что уму представляется позором, то сердцу сплошь

красотой.

Федор Достоевский

Красота - это гармония случая и добра.

Вейль

Созерцание красоты любого рода, выводя нас за пределы нашего собственного «я»...пробуждает в нас способность к самопожертвованию...

Бенжамин Констан

Высота чувств в прямом соотношении с глубиной мыслей. Сердце и ум - две конечности баланса. Опустите ум в глубину познания - вы поднимете сердце до небес.

Виктор Гюго


Ум всегда в дураках у сердца. Ларошфуко

Прочувствовать - значит понять и осмыслить.

Унамуно

Существовать - значит чувствовать, ибо чувства стоят несравненно выше разума.

Жан-Жак Руссо

У сердца есть свой разум, который нашему сердцу неизвестен.

Паскаль

Великая красота пленяет меня, но красота еще более великая освобождает меня даже от нее самой.

Джебран Халиль Джебран

Вопросы и творческие задания

1. Что такое действительность?

2. Каковы основные объективные свойства действительности?

3. Охарактеризуйте основные уровни субъективного восприятия действительности.

4. Подготовьте краткие сообщения на следующие темы:

- Цветовая теория Гете.

- Роль цвета в творчестве Рериха.

- Цвет в медицине.

- Смыслы цвета в оккультизме разных народов.

- Физические возможности света и его воздействие на человека.

- Цвет в творчестве В. Кандинского.

- Музэкология как научное направление.

- Эстетика тишины и звука.

- Эстетика запаха и аромата в религиозных системах.

- Эстетика звучащего голоса человека.

- Звук и запах как «оружие» нового поколения.

- Значение тембровых характеристик звука в музыке.

- Звук и акустика.

Темы для рефератов

1. Биологические основы эстетики.

2. Эстетика цвета П. Флоренского.

3. Теоретическое основание цвета у Гете.

4. Эстетика цвета и драгоценные камни.

5. Цвет и одежда»

6. Цвет в архитектурных традициях мира.

7. Эстетика музыкального звука.

8. Эстетика и современные технологии в сфере трансляции музыки.

9. Звучание, тишины для эстетического восприятия.

10. Звуки города как эстетический объект.

11. Эстетика и кухня,

12. Звучание колоколов в русской архитектуре.

13. Цветовая семантика иконописи.

14. Запах как продолжение костюма в традициях французской моды.

15. Эстетика аромата в восточных культурах.

16. Эстетика запахов и религиозные традиции Востока.

17. Эстетика аромата в христианских ритуалах.

18. Значение цвета и запаха в косметике.

Советуем прочитать

1. Ноймайр А. Музыка и медицина: На примере немецкой романтики / Пер. с нем. - Ростов н/Д, 1997.

2. Ноймайр А. Художники в зеркале медицины / Пер. с нем. - Ростов н/Д, 1997.. •,.

3. Красота и мозг: Биологические аспекты эстетики / Пер. с англ. — М., 1995.

4. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб., 1999.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных