Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетическая культура




Основные понятия: эстетическая культура, эстетическое отношение, эстетическое сознание, эстетическая деятельность, эстетическое воспитание, эстетическая культура общества, эстетическая культура личности

Специфика эстетической культуры

В современной науке культура - открытая категория, представляющая нечто отличное от природы, передающееся по традиции символическими знаками языка и практическим обучением, обусловленное стремле-


нием человека приспособиться к миру и проявляющееся в создании ценностей и артефактов.

В единое понятие «эстетическая культура» оба слова слились в трудах немецкого ученого начала XX века Э. Меймана, однако значительной теоретической разработки так и не получили.

Трудностью в исследовании уже сложившегося в единое целое понятия «эстетическая культура» можно считать разбросанность направлений его исследований по различным областям знаний (культурология, эстетика, педагогика, психология, философия искусства и др.).

«Эстетическая культура — способность и умение прочувствовать свою связанность мира, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений» (В. И. Самохвалова).

В. В. Бычков определяет эстетическую культуру как «совокупность феноменов, институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе относящихся к актуализации, реализации, фиксации эстетического опыта человечества определенного этапа культурно-исторического бытия как отдельного или отдельного человека».

Для того чтобы точнее определить понятие, надо выявить и распознать те связи, которые обуславливают существование обозначаемого явления* Таким исследованием стали труды М. Кагана, определившего метод системного анализа применительно к исследованию культуры.

Возникновение и развитие самой культуры на основе «...культивирования гармонического начала в собственной душе» рассматривает В. Мартынов. Через изучение сущностных факторов прекрасного автор утверждает, что вся мировая культура «... отразила факт интенсивной, многоплановой устремленности человека к абсолютной гармонии». Через эстетическое измерение мира человек включался в «смысловое поле бесконечного целого». Таким образом, «эстетическая культура» рассматривается как целевая установка и причинное следствие культуры, обладающее еще непознанным до конца человекообразующим потенциалом.

Наиболее полное воплощение эстетическая культура получает в художественной культуре, будучи при этом значительно более широким явлением. Художественная культура, в свою очередь, включает в себя эстетическую культуру и не существует без нее. Например, художник, обладающий совершенным мастерством и художественным опытом, но лишенный эстетического вкуса, не может создать художественно значимое произведение искусства, способное заставлять других людей переживать вместе с ним. Однако отождествлять эти понятия нельзя. Поэтому можно встретить и такое высказывание, как «художественно-эстетическая культура». Оно вполне имеет право на употребление, но в таком случае

важно помнить, что смысл акцентируется на эстетической значимости художественного в артефакте.

Эстетическая культура предполагает активность человека, проявляющуюся в стремлении достигнуть желаемый результат, связанный с позитивными переживаниями. Она проявляет способность человека соотносить воспринимаемый чувственно внешний мир с переживанием внутреннего характера.

Эстетическая культура имеет эволюционное и гуманизирующее значение для человека и предстает как уровень мироощущения, обусловленного способностью человека постигать действительность как целостность через чувственно-рациональную данность. Поэтому эстетическая культура не только задает ценностные ориентиры человеку, но и влияет на предпочтения во всех видах деятельности.

Эстетическая культура есть часть культуры, тесно взаимодействующая со всеми ее проявлениями. Специфику эстетических проявлений можно отметить практически в каждой культурно-исторической эпохе, выделить региональные особенности эстетической культуры в культуре Востока и Запада.

Эстетическая культура играет большую роль в существовании человека и оказывает влияние на характер всех взаимодействий человека с окружающим миром, направленных на установление гармонии в этих отношениях.

Уровни эстетической культуры

Эстетическая культура представлена на двух уровнях: индивидуальном и социальном. На первом уровне речь идет об эстетической культуре личности, на втором - об эстетической культуре общества.

Эстетическая культура личности -это определенный уровень чувственно-интеллектуальных сил, способностей и навыков конкретного индивида, определяющий его жизнедеятельность и специфику эстетического вкуса и идеала.

При характеристике эстетической культуры личности учитываются такие ее составляющие, как эстетический идеал, эстетические потребности, эстетические предпочтения, совокупность и разнообразие эстетических переживаний.

Самым главным критерием (ядром) эстетической культуры личности, ее сущностью и проявлением является эстетический вкус. Эстетический вкус является специфической способностью человека, необходимой для реализации своего эстетического опыта, которая проявляется в возможности выявлять для себя прекрасное и безобразное, возвышенное и низмен-


ное и т. д., оценивать эстетическую значимость произведений искусства и других культурных артефактов, а также предметов реального природного окружения. Эстетический вкус не является только субъективным понятием, так как он не врожденное качество. Эстетический вкус приобретается, вырабатывается и изменяется в процессе деятельности человеак и приобщения к культурным достижениям.

Эстетическая культура общества — это определенный уровень господствующих в данном обществе эстетических взглядов и представлений людей о мире с эстетических позиций, а также совокупность эстетических ценностей и средств, способов и форм их производства, сохранения, распространения и потребления. Эстетическая культура общества имеет свою структуру, элементами которой можно считать эстетическую культуру человечества, эстетическую культуру общества, эстетическую культуру социальной группы. В каждом отдельном случае она проявляется в особенностях сознания людей, в разнообразии форм их деятельности, в специфике общения и взаимодействия друг с другом, т. е. в сфере межчеловеческих отношений. Самым главным критерием эстетической культуры общества, ее сущностью и проявлением является эстетический идеал, который в культуре реализуется в конкретных эстетических ценностях. Изменение эстетического идеала, господствующего в обществе, приводит к смене эстетических ценностей. Эстетическая культура проявляется также в художественной культуре общества и ее достижениях.

Эстетическая культура личности и эстетическая культура общества находятся в постоянном взаимодействии. Основными каналами их взаимодействия являются эстетическое воспитание и художественное образование, а также художественное творчество. Особое место в динамике эстетической культуры личности принадлежит самовоспитанию и самообразованию. В данном случае эстетическая культура общества выступает главным фактором и стимулом этого процесса.

Эстетическая культура личности способствует обновлению эстетической культуры общества, так как усваиваемый каждой отдельной личностью эстетический идеал культуры творчески интерпретируется человеком в акте соотнесения через эстетический вкус. Эстетическая культура общества влияет на эстетическую культуру личности.

Эстетическое воспитание как канал взаимодействия эстетической культуры личности и эстетической культуры общества

Уже в древних культурах искусство начинает рассматриваться как важный фактор процесса динамического развития человека. Однако заметную роль искусства в воспитании личности, гражданина, культурного человека теоретически обосновали и практически применили в общественной деятельности просветители. Особое место среди первых научных трудов на тему эстетического воспитания занимают работы Ж.-Ж. Руссо и Я. Коменского, отмечавших, что эстетическое воспитание — это забота о культуре человеческого тела, культуре природных дарований и забота о мастерстве. В советской педагогике эстетическое воспитание являлось важной частью коммунистического воспитания.

Однако, благодаря развитию концепции понимания «эстетического» как «выразительного» (А. Лосев, М. Бахтин и другие), в 1970-е годы эстетическое воспитание начинает рассматриваться как средство самовыражения. Поэтому сегодня вопрос о системе эстетического воспитания пересматривается в контексте плюрализма, многообразия как со стороны всего спектра художественной деятельности, так и со стороны эстетических предпочтений самого человека.

Сегодня эстетическое воспитание - это область научного знания и общественной практики, которая интегрирует в себе исследования педагогики, эстетики, искусствоведения, психологии и культурологии.

Эстетическое воспитаниеэто процесс регулярного воздействия общества (социальной среды) на индивида с целью формирования у него определенных эстетических потребностей, способностей и навыков жизнедеятельности по законам красоты. В зарубежной практике эстетического воспитания долгое время существовало несколько моделей: американская, в основе которой лежит формирование гуманистических идеалов; французская, где эстетическое воспитание является основным средством, способствующим самоутверждению и социальной адаптации человека; японская, предполагающая культивирование тонкого чувствования, наслаждения красотой поступка, вещи, природы.

В Республике Беларусь создана национальная программа художественно-эстетического воспитания и образования и ведется успешное ее внедрение. Занятия художественной деятельностью строятся на основе внедрения методик освоения детьми основ белорусских национальных ремесел.


Эстетическая культура

Таблица

Тот, кто идет за другими, никогда не опередит их.

Микеланджело

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Леонардо да Винчи

Красота не терпит дилетантства. Анна Павлова

Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком.

Карл Маркс

Избыток культуры - самая большая опасность для искусства. Настоящий художник - это необразованный человек. В день, когда культура станет всеобщей, искусство перестанет быть нужным.

Андре Дерен

Вопросы и творческие задания

1. Чем отличаются понятия художественной и эстетической культуры?

2. Каковы уровни эстетической культуры?

3. Что такое эстетическая культура личности и эстетическая культура общества?

———..

4. Что является главным показателем эстетической культуры общества?

5. Что является основным показателем эстетической культуры личности?

6. Какими возможностями обладает художественное образование по отношению к развитию эстетической культуры личности?

7. Какие модели эстетического воспитания существуют? В чем их положительные и отрицательные моменты?

8. Какая модель эстетического воспитания разработана в Республике Беларусь? В чем ее национальное своеобразие?

9. В чем недостатки современного эстетического воспитания и художественного образования в Республике Беларусь? Что необходимо сделать, чтобы их преодолеть?

10. Проведите дискуссию на тему «Образованный и необразованный художник», *■

11. Попробуйте создать и обсудить собственную модель эстетического воспитания.

Темы для рефератов

1. Эстетический вкус как современная педагогическая проблема.

2. Идеи Л. Толстого об эстетическом воспитании.

3. Идеи Ж.-Ж. Руссо об эстетическом воспитании.

4. Эстетическое воспитание и система образования: проблемы современности.

5. Эстетическое воспитание в традициях белорусов.

6. Понимание эстетического идеала в истории древних народов мира (одного на выбор).

7. Эстетическая культура и художественное образование.

8. Формирование эстетической культуры.

9. Эстетическая культура Востока и Запада.

Советуем прочитать

1. Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. - М., 1972.

2. Эстетический опыт и эстетическая культура. - М., 1993.

3. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. (Любое издание).

4. Гуляева Л. М. Эстетическое воспитание и творческая активность личности. -М., 1983.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных