Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ство обновления мира, обеспечивающее непрерывность его существования и гарантирующее выживание в экстремальных условиях.




В основе ритуальной деятельности человека лежит принцип подражания явлениям природы путем создания соответствующих ритуальных символических эквивалентов. Первобытный человек обладал колоссальной способностью синтезировать свои представления и кодировать их в символах-знаках ритуальных действий.

Ритуал являлся также одной из первых форм коллективного творчества. В ритуалах наиболее древнего происхождения человек творит мир, космос из хаоса. Именно в ритуале человек помогает себе осознавать динамику происходящих событий. В ритуале человек впервые получает возможность быть равноправным миру, окружающем его. В ритуале начинается его самоутверждение.

Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия и главным воплощением человеческой способности к деятельности. Из него впоследствии развились производственно-экономическая, духовно-религиозная, художественная и общественная деятельность. Практически любая сфера деятельности древнего человека была наполнена ритуальными смыслами: постройка дома отождествлялась с постройкой мироздания (дом как модель мира); свадьба проводилась как осуществление союза, похороны - как взаимодействие двух миров.

Существенно то, что ритуал несет информацию о закономерностях природы, полученную в ходе наблюдения за биокосмическими ритмами. Благодаря ритуалу человек архаического и традиционного общества ощущает себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами. В эпоху архаики человек «схватывал» беспредельную диалектику, логику развития космоса в силу обобщения опыта практики и социальной жизни как высшей формы проявления закономерностей космоса. Значит, в основе ритуального действия лежит принцип гармонии и соответствия макро- и микромиров.

В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, рост растения, соединиться с божеством. Возможно, что беззащитность древнего человека сопровождалась постоянным психическим напряжением, которое приводило к специфическому двигательному побуждению, что и находило выход в танце. Танцующие участники ритуала были воодушевлены сознанием своих задач и целей, они эмоционально раскрепощались, освобождались от отрицательных переживаний, утверждая для себя свою силу. Ритуал гарантировал возможность для человека самому обеспечить свою судьбу. Например, танец шамана должен был обеспечить контакт с духом болезни, танец в честь тотемов должен был

принести роду благополучие, воинский танец должен был усилить чувство силы и солидарности членов племени.

Человек стремится к такому ритуалу, который наполнен гармонией и совершенством выполняемых действий, созвучен с биоритмами человеческого тела, совершенен для человеческого духовного состояния. Ведь прекрасное несет человеку спокойствие, сознание гармонии и совершенства способно успокаивать, приводя в равновесие разбалансированное восприятием окружающего мира сознание. Поэтому именно эстетическое наполнение ритуальных действий выступает основным побуждающим фактором ритуала.

В ритуале участвовали все члены коллектива, он активизировал все находящиеся в распоряжении человека средства восприятия и переживания мира - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и пр. В ритуале происходит социализация чувств и мыслительных возможностей индивида благодаря внутриритуальным действиям и соответствующим им знаковым протосистемам, из которых позже возникают искусство, философия и наука как институциализированное умозрение.

Наиболее древним ритуалом является погребение. Первыми стали хоронить еще неандертальцы в так называемую мустьерскую культуру. Ритуал выполнял две функции: обезвреживание и удаление умершего и проявление заботы о нем. Это значит, что ритуал погребения особым образом переживался человеком. Уже в те далекие времена мертвого осыпали цветами. До сегодняшнего времени у нас сохранился обычай возлагать к телу умершего или на его могилу цветы. При этом живому человеку цветы мы дарим для того, чтобы сделать ему приятное, доставить наслаждение от восприятия красоты. Цветы - символ и воплощение красоты. Значит и мертвому мы сознательно дарим красоту, выражая свое уважение и признательность.

Кроманьонцы при захоронении умершим оставляли уже не только одежду и оружие, но и украшения, предметы быта. Телам придавали определенную позу, засыпая красной охрой. Погребение заканчивалось поминками. Иногда над могилами сооружались особые архитектурные надгробья (курганы, мегалиты, гробницы). Таким образом, ритуал погребения имел не только практическую, религиозно-мистическую, по и эстетическую сторону, наполненную особыми чувственными переживаниями.

С ритуалами погребения связаны и самые древние проявления художественной деятельности человека, которые сегодня модно классифицировать как архитектурные комплексы. Первые кладбища древнего человека напоминают схематичные рисунки-символы, если взглянуть на них с высоты птичьего полета.


С захоронениями связано и наиболее древнее проявление монументальности, которое позднее станет основой архитектуры. Речь идет о появлении такого почитания умерших, при котором в его честь возводили курганы. Их можно встретить практически во всех странах мира. Как правило, курганы встречаются группами-комплексами. Иногда над ними воздвигались каменные бабы — изваяния человека. Монументальность захоронений с появлением дополнений в виде каменных изваяний стала первым синтезом пред-архитектуры и пред-скульптуры древности.

Наиболее древними архитектурными сооружениями были мегалиты (каменные строения культового назначения), которые больше распространены в Западной Европе (Стонхендж и Карнак), Северной Африке и на Кавказе. К мегалитам относят дольмены (две глыбы, покрытые сверху плитой в виде стола), менгиры (отдельные высокие каменные глыбы, образующие параллельные ряды) и кромлехи (круглая ограда из вертикальных плит и столбов).

Наиболее ярким примером архитектурности, монументальности и комплексности древних построек является Солсберийская долина, которая еще до возведения Стонхенжда была священной. Первоначально Сто-нхенжд был деревянным и лишь с 1900 г. до н. э. началось его каменное строительство. Стонхенжд относится к разряду гробниц, так как в нем обнаружено несколько захоронений. Причем могильниками покрыта вся долина, окружающая это сооружение. По краю рва сделаны «лунки Обри», заполненные всем традиционным набором жертвенных предметов в практике народов Британии (мел, булавки, мелкие сосуды и т. д., смешанные с человеческой золой). Системность ромбовидных и столбовидных камней связана с культами женщины и мужчины (при превалировании мужского начала). Стонхендж связан с солнечным циклом и может рассматриваться как древняя форма календаря. Круг семантики знаков этого архитектурного сооружения включает чередование и соотношение образов смерти и рождения, мужчины и женщины, земли и неба, воды и земли. Эти значения символически решаются через архитектурные возможности с помощью камней разной формы и величины, ритмического чередования рвов и валов (ров - вода, вал - земля), «режиссуру» света и «режиссуру» цвета. В Стонхендже есть и рельефы. В основном это изображения топоров и кинжалов. Стонхендж можно считать храмом. Но его особенностью является то, что он не ограничивает или означает некоторое пространство, священное место, а вовлекает пространство во взаимодействие сакрального и несакрального, земного и небесного, движущегося и статичного, вечного и временного, индивидуального и всеобщего.

В процессе становления целостной картины мира, связанном с возникновением мифологического мышления, начинается выдвижение на первое место сакральных смыслов в мироощущении человека древности.

Сама система ритуалов в значительной степени воспроизводит в модифицированной форме на определенном языке систему поведения. Эта этологическая система проявляет систему мифа как некой универсальной системы, определяющей ориентацию человека в природе и обществе.

Миф - это исторически первая форма коллективного сознания народа, целостная картина мира, в которой элементы религиозного, практического, научного, художественного познания еще не различены и не обособлены друг от друга.

В системе мифа закрепляются и регламентируются представления человека об окружающем мире, затрагиваются фундаментальные проблемы мироздания. Отечественные исследователи С. Токарев и В. Меле-тинский пишут в «Мифах народов мира» следующее: «неспособность провести различие межДу естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречию, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, метафоричность, эмоциональность — эти и другие особенности первобытного мышления превращают миф в очень своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир». Указанные особенности архаического мышления связаны с тем, что само мышление осуществляется благодаря использованию зафиксированного в памяти человека знания, которое неотъемлемо от мифотворческого восприятия пространства, времени и причинности.

В мифе происходит переход эстетически значимой информации из формы «действие» в форму «слово».

Вопрос о соотношении ритуала и мифа в древности остается спорным. Во многом эта проблема связана с пониманием процесса смещения акцента в мироощущении человека от чувственного к рациональному полюсу восприятия мира. Если в ритуале преобладает чувственное восприятие человеком мира, то миф требует уже осознанности внешних событий.

Большинство исследователей считает, что миф предшествует ритуалу, так как миф мотивирует ритуал, который, в свою очередь, выступает как форма вьгражения мифологического сознания. Поэтому можно считать, что в процессе филогенеза ритуальное действие было первым семиотическим процессом, на основе которого формировались мифологические представления и язык. «Согласно новейшим исследованиям символическое действие как в истории отдельного человека, так и в истории человечества предшествует словесному языку и служит базой для усвоения последнего» (Иванов В. В. Примечания // Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1985. С. 351). Это доказывается тем, что зачатки ритуала наблюдаются в поведении приматов и насекомых, а также существованием невербальных (не имеющих словесного сопровождения) ритуалов.


Интересно, что слова клятва и присяга связаны со словами клонить и сягать, ставшими архаизмами и обозначавшими прикосновение. Ритуальный жест прикосновения, встречаемый и сегодня (присяга у воинов - целование знамени или оружия), лежит в основе магического действия и явно предшествует слову. Возможно, что именно с чувства осязания, которое само по себе есть акт действия, и начинается процесс осознания мира человеком.

Таким образом, именно ритуал предстает как самый древний способ хранения информации в бесписьменном обществе. Информация, запечатленная и сберегаемая в системе ритуалов определенного этноса, содержала в себе ту или иную картину мира и некоторую модель поведения людей в особо значимых ситуациях. Смысл ритуала - в повторении, в воспроизведении сложившейся у племени картины мира и представлений о должном поведении.

Для мифологического мышления характерна особая логика - ассоциативно-образная, стремящаяся не к аналитическому пониманию мира, а к синкретическим, целостным и всеобъемлющим картинам. Мифологический взгляд на мир — чувственно-конкретный и предельно общий, окутанный дымкой ассоциаций. Если искать современные аналоги мифологическому мировосприятию, то это поэтическое видение мира. Но подлинные мифы - это отнюдь не поэзия. Архаичные мифы не были искусством, а представляли собой серьезное и практически важное знание древнего человека о мире.

Мифы рассказывают о начале мира. Герои мифа — полубоги и перво-предки племени, они же - культурные герои. Они создают Землю, Солнце и Луну, начинают двигать время, побеждают на земле фантастических чудовищ и делают ее пригодной для жизни. Они учат людей ремеслам и искусству, задают должный порядок всему. События, о которых говорится в мифе, не нуждаются в комментариях, а сами объясняют все, что происходит с человечеством. В мифе нет чудес, нет реального и нереального. Миф - это не просто знание о мире. Это прежде всего отношение к миру. Миф содержит в себе информацию о том, как человек должен относиться к тому или иному воспринимаемому явлению, т. е. эстетическую информацию.

Если в мифе сакральный и эстетический компоненты практически неразрывны, то в фольклоре можно говорить о появлении нового синтеза: художественно-эстетического, получившего самостоятельность существования наравне с синтезом сакрально-эстетическим.

«Фольклор — исторически первое художественное коллективное творчество народа.

Если миф - это коллективная «религиозность» древности, то фольклор - это искусство бесписьменного народа, в такой же мере коллективно-безавторское, как и миф.

Фольклор развивается из мифа. Различие мифа и фольклора в том, что миф - это священное знание о мире и предмет веры, а фольклор - это искусство, т. е. художественно-эстетическое отображение мира, и верить в его правдивость необязательно. Однако в фольклоре обязательно есть мифический элемент. В процессе исторического развития миф постепенно теряет свою глубинную сакральность, приобретая черты фольклорности. Но сам фольклор, рождающийся на почве сакрализации религиозных представлений, распадается на разнообразные направления, среди которых можно выделить такие, как эпос, сказка, фидеистическое слово, загадка и т. д.

Динамику мифологического в сторону фольклорного можно представить приблизительно так:

• от мифа - к героическому эпосу. Герои эпоса уже реальные люди, время описанных событий исторично, место конкретно, форма рассказа не священное знание, а повествование о героическом и важном, но не священном;

• от мифа — к сказке. Сказка - мир невозможного и выдуманного. Главное изменение мифа на пути к сказке касалось не столько содержания, сколько отношения людей к этому содержанию и, следовательно, социального назначения этого текста. Волшебная сказка выросла из мифов, которые относились к инициации. Обряды инициации, по сути, есть испытания. Легко увидеть, что волшебная сказка состоит из цепи испытаний и перерождения в конце главного героя. Становясь сказкой, миф утрачивает связь с ритуалом и магией, теряет эзотеричность, т. е. священность и таинственность. Сказки можно рассказывать без соответствующей ситуации. Именно на поздних этапах перерождения мифа в сказку ее содержание получает комический компонент;

• от мифа к фидеистическим формам речи: заговорам, считалкам, поговоркам, клятвам и т. д. В них не смысл, а произнесенное слово приобретает магическую силу. В заговоре важно не то, что говорит колдун, а то, как он это произносит. Поэтому заговор шепчут, проклятье кричат и т. д. Именно на основе развития эстетичности и художественности речи формируются и развиваются разнообразные жанры фидеистического слова - проклятие, оберег, благословение, клятва, анафема, экзорцизм, считалка;

• от мифа к загадке: древнейшие загадки были не развлечением, а входили в магию и ритуал. В ведической традиции этот ритуал, включавший диалог в виде обмена загадками, совершали жрецы в предновогоднюю ночь. Неделя самых длинных ночей в году переживалась


как критическая точка годового цикла, когда жизненные силы мироздания как бы истончаются, Хаос побеждает Космос. Вопросно-ответное развертывание космогонии засвидетельствовано не только в древнеидийской культуре, но и в ирландской, исландской, некоторых африканских, удмуртской и других. Эстетическая суть загадки - удивить, неожиданно раскрыть то, что казалось привычным и знакомым. В ее основе - способность человека видеть сходное в разных предметах. Для мифологической картины мира характерно удвоение как принцип. С течением времени загадки теряют сакральность, но сохраняют познавательность. Они связаны с переживанием радости и восторга от внезапного озарения.

В изобразительном творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции древнего мифа - освоение пространства и времени. Это значит, что с самого начала существования культуры ее содержание определяется мифом, который органически связан с фундаментальным устремлением человеческого творчества на овладение пространством и временем и их преодоление. Ведь не случайно представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов, тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время.

Вполне понятен вывод современной психологии, что у первобытного человека не была развита способность к рефлексии. Под последней понимается высокая форма теоретической мысли, самопознания, постижения божественности бытия, которые были выработаны в древнегреческой философии (от Сократа, Платона и Аристотеля до Плотина и неоплатоников). Эстетическое отношение не было сознательным, но проявлялось во всех видах деятельности. И это было обусловлено прежде всего тем, что деятельность человека отличалась синкретичностью сознания и мироощущения - вплетенностью эстетического компонента во все виды деятельности и отсутствием рефлексионного реагирования на чувственный компонент.

Поэтому мы не можем говорить только о художественной, или только о религиозной, или только о хозяйственной и т. д. деятельности. Правильнее говорить о проявлении того или иного компонента мышления в той или иной деятельности человека (например, о рефлексии как важном компоненте мышления и о ее проявлении в деятельности, наполненной художественным компонентом).

Понятие рефлексии неприложимо к мышлению человека каменного века. Однако это мышление создало театрализацию действий и изобразительное творчество - механизм, регулирующий не только поведение человека, но и развивающий способность к связной речи, графической дея-

тельности, обобщению и образно-символическому отражению мира. Благодаря им человек осознает свою сопричастность окружающему миру и находит свое место в нем. Для шамана, совершающего священнодействие, больной становится соучастником и зрителем театрального действия.

Художественная деятельность принадлежит одновременно двум мирам: микрокосму и макрокосму, соединяя их вместе. Шаман является и врачом, и священнослужителем, и актером, и режиссером одновременно. Ему предстоит каждый раз решать две теоремы Дидро: должен или не должен актер одобрять то, что играет; должен или не должен он сам отождествляться со своим персонажем?

Изобразительное творчество - вершина первоначальной синкретической деятельности человека, «схватывающего» законы окружающего мира. Эта деятельность представляет собой весьма сложную и глубоко специфическую форму «удвоения» мира в условиях древнекаменного века, когда окружающая среда постигалась при помощи символического использования объема, линии и цвета.

Нужно отметить, что наукой до сих пор окончательно не решен вопрос о происхождении изобразительной деятельности человека и путях ее возникновения. Имеется достаточно интересная и заслуживающая внимания гипотеза, основанная на анализе так называемых «медвежьих пещер», где находились оставленные неандертальцами черепа и конечности медведя, сгруппированные в своеобразные комплексы, напоминающие скульптуры. Это указывает на возникновение плоскостной изобразительности из объемного изображения, имеющего ярко выраженный символический характер. Развитие изобразительной деятельности в этом случае идет по схеме: от натурального макета животного через скульптуру, передававшую образ зверя, к плоскостным рисункам на глине, соответствующим образно-абстрактному аспекту первобытного мышления. В этом случае прослеживается связь изобразительной деятельности с ритуалом, с его первичной формой — погребальным обрядом.

Результаты анализа древнейшей изобразительной деятельности позволили А. Д. Столяру сделать вывод, что «между конкретно-образным и абстрактным типами мышления как бы сами собой возникают первые контуры образно-абстрактного типа мышления, переходного по своему характеру, оправданного как логикой развития, так и фактами». Существенно то, что изобразительная деятельность дала возможность совершить переход от конкретно-образного к абстрактному типу мышления.

Не менее важно и то, что в основе этого перехода лежит принцип про-порции, равного изменения и геометрического подобия, который является одновременно и принципом природы, и принципом познания и творчества. Ведь принцип пропорции в форме золотого сечения или принцип золотой пропорции играет немалую роль в науке, искусстве и архитектуре.


Признание первой росписи стен времен палеолита первобытным искусством связано с изучением Альмавирской пещеры. С этой пещерой связано множество легенд. Древние готы считали, что именно здесь остаются души умерших и погибших в боях воинов. Пещера считалась святилищем, но входа в нее практически никто не знал, кроме «посвященных». Позднее, когда пещера уже стала предметом пристального изучения археологов, случайно были обнаружены ставшие сегодня знаменитыми наскальные росписи. Сегодня пещеру называют «Сикстинской капеллой палеолита». Роспись потолка содержит изображения стада бизонов и условные знаки. К сожалению, потолок пещеры заметно осел, и рассматривать росписи можно только стоя на коленях.

В дальнейшем были открыты росписи в пещерах Шабо, Ля Мут, Нио, Фон де Гом и др. Древнейшие изображения человечества по сей день скорее загадочны, чем изучены. Суть этих загадок заключается в следующем:

- удаленность и сложность обнаружения росписей в пещерах (первобытные художники почему-то предпочитали для занятий творчеством мрак и помещения с узким и труднопроходимым входом, само место росписи можно отыскать только пройдя сложный лабиринт коридоров, реку и сложный пролаз через узкий проем);

- не совсем понятным остается предпочтение росписи именно потолка, хотя роспись стены является более удобной;

- многослойность рисунков в одном месте (художник все время писал на площади предыдущей росписи, несмотря на то, что рядом есть много свободного места, что создает впечатление особой ценности не рисунка, а того места, на котором он был выполнен);

- непонятно само соотношение живых и «убитых» животных в одном изображении: 2,6% росписей - раненые звери, а 97,4 % - живые;

- росписи встречаются в основном в тех пещерах, которые расположены на вершинах гор;

- отсутствуют изображения растений, пейзажи, хотя вполне доказано, что древний человек знал, различал, использовал растения достаточно успешно.

Предполагаемые цели росписей:

• магические действия перед охотой (как правило, это одиночные изображения);

• магические действия с целью воздействия на размножение (парные фигуры);

• бесписьменные формы хранения информации (которые по времени существования были в 350 раз продолжительнее письменного периода существования искусства);

Роспись пещер производилась при помощи естественных красок, сока растений, меда и жира. Наиболее распространенными способами изобра-

жения были применение кисти из трубчатых костей и волосков шерсти на конце, выдувание из трубочки или рисование непосредственно пальцами руки. Рисунок не только прорисовывался по контуру, но и закрашивался.

Уже само наличие орнаментов на некоторых предмета быта первобытного человека позволяет говорить о наличии логического мышления у мустьерского человека. Изображения людей в масках позволяют судить о наличии театрализованных ритуалов.

Можно проследить историческую динамику развития художественной деятельности. В эпоху мадлен палеолита происходит расцвет изобразительного искусства: животные изображаются в контексте среды пасущимися, лежащими, бегущими, появляются многоцветное изображение, состоящее из 2-3 цветов, и различная сила тона (именно в это время создаются росписи Альтамирской пещеры, Фон де Гом, Ляско, Руфиньяк). Дальнейшее развитие получают скульптура и рельеф, которые укрупняются и становятся более выразительными. В Восточной Европе и в Сибири получает развитие мелкая пластика из камня и кости. Усложняется орнамент.

Искусство мезолита представлено памятниками, найденными в Восточной Испании, на Кавказе и в Средней Азии. На стенах открытых скал древний художник изображает человека и животных при помощи темно-красной и черной красок. Появляются изображения целых сцен. Само изображение становится схематичным, но более динамичным и подвижным, связанным с конкретной деятельностью. Таким образом, изображение становится носителем смыслов.

Искусство неолита обращается к таким образам, как небо, вода, солнце, земля, огонь. Развиваются условно-орнаментальные формы изображения, эстетика быта. Появляются стилизованные абстрактные мотивы. В орнаментах начинает прослеживаться симметрия.

В эпоху бронзы появляется новый вид художественного творчества: ковка, литье, чеканка и гравировка по металлу. Начинают изготавливаться металлические украшения. Одежда получает разнообразие художественных деталей: пояса, пряжки и застежки-фибулы. Оружие становится также носителем художественной значимости. Главным предметом антропоморфных изображений становится не женщина, а мужчина. Развивается мегалитическая архитектура и монументальная пластика (каменные бабы).

В эпоху железного века, связанную с появлением патриархального рабства племенной аристократии и ведением активных войн, возникает «профессиональная» специализация (художники, певцы и сказители, мастера-ремесленники). Основным видом творчества остается прикладное искусство. Происходит процесс нарастании декоративности и орнамен-тальности. На произведениях гончарного искусства преобладает отделка с изображением не только орнаментов, но и человека и животных. Вообще


образ человека начинает явно конкурировать с образами животных. Наиболее яркой культурой данного периода на территории бывшего СССР считается скифская культура (Северное Причерноморье, Кубань и Алтай) с центром, располагавшимся недалеко от современного Симферополя. По утверждению Геродота, скифы выкладывали за пределами города большой холм из хвороста, водружали на его вершине меч, а потом сжигали это сооружение. Причем оно было местом поклонения. Изображения животных, как правило, имели связь с магическими представлениями.

Существует несколько подходов к периодизации художественной деятельности первобытных людей. Приведем лишь некоторые из них.

Люке ввел периодизацию первобытного изобразительного искусства на основе выделения особых стилевых характеристик:

• этап «случайного реализма»;

• этап «намеренного реализма».

Согласно такой периодизации динамика была такова: сначала человек осознал свою возможность изображать то, что он видел, а потом захотел преднамеренно это изображать.

Существует и другая периодизация. Основные периоды искусства палеолита Западной Европы по Мортилье:

• 100-35 тыс. лет тому назад — мустьерская культура;

• 35-30 тыс. лет тому назад - шательперрон;

• 30-25 тыс. лет тому назад - ориньяк;

• 25-20 тыс. лет тому назад - граветт;

• 20-15 тыс. лет тому назад - протомадлен;

• 15-10 тыс. лет тому назад - мадлен.

Основные периоды искусства палеолита Западной Европы по Пьетто:

• «эпоха слонов»;

• «эпоха лошади»;

• «эпоха северного оленя»;

• «эпоха благородного оленя» (стиль, близкий к импрессионизму). Особенность мироощущения человека первобытности во многом обусловлена некоторой невычленяемостью самого себя из окружающего мира, отсутствием самосознания. Интересно, что среди изображений первобытной культуры особенно много изображений человеческой руки. Очевидно, отпечаток руки символизировал самого человека.

Среди изображений человека преобладают статуэтки женщин без лица, иногда женщин и мужчин вместе (как правило, во время полового акта - Африка) и совсем редко - мужчин. Изображения человека, также как и другие изображения этого периода, очень тесно связаны с ритуалами магического характера. Часто их носили как амулеты, привязывая вверх ногами к руке или ноге.

Вообще для первобытного человека характерно ощущение внутренней связи изображаемого предмета или явления и его изображения. Именно эти представления лежат в основе веры священности имени человека. Имя — это часть самого человека, поэтому оно может меняться несколько раз за период жизни и произносить его без причины не следует, так как каждое его озвучивание опасно для самого человека. В наши дни у некоторых примитивных народов можно встретить наличие нескольких имен: одно для всех, другое для себя.

Проследить данную особенность легче на примере становления скульптуры. Предметный пантеон древней мифологии неолита состоял из камней, палок, стволов деревьев, которые одновременно являлись и первыми примитивными орудиями, открывающими историю материально-технической культуры человечества. Это совпадение не случайно: именно орудия труда, увеличившие мощь человека в окружающем мире, могли стать символами самостоятельных сил. Особенно наглядно это выступает в обожествлении более поздних предметов материальной культуры (главным символом Зевса был обоюдоострый топор, Афина почиталась в виде копья, Аполлон - в виде колонны, Дионис - амфоры с вином). Сосудам и некоторым другим предметам быта отводилась не только утилитарная, но и магическая роль. Иногда они использовались для погребения мертвых, когда в них помещали тело усопшего или его прах, что свидетельствует о сакральном втором плане их восприятия. Согласно представлениям древних людей, предметы жили самостоятельной жизнью, они охотились, готовили пищу и т. д. и при этом помогали или мешали людям. Человек представлялся как один из предметов в мире. Поэтому необходимости в наделении предметов человеческими чертами не было.

Когда возникло разделение людей по преимуществу власти, предметы стали символами могущества. Но главным символом новой идеологии стало человеческое тело героя-предка, героя-вождя. Формы живого человеческого тела начинают накладываться на предметы реального мира. Появляются топоры с элементами рук и ног, сосуды с частями человеческого лица и т. д. В предмете начинает разделяться техника и религия, в мастерстве производства и использовании — утилитарное и художественно-эстетическое. Возникают предметы-скульптуры, которыми нельзя пользоваться в повседневной жизни, и предметы-боги, которым можно только поклоняться (идолы). Человеческое тело рассматривается как совокупность разрозненных символов-изображений разнородных предметов.

Традиционное родоплеменное искусство в силу своей синкретичности является полифункциональным. Прежде всего, оно, наряду с другими формами (или сферами) культуры, представляет собой воплощение и выражение общих, устоявшихся представлений данного общества, т. е. выполняет идеологическую функцию.


В основе произведений искусства дописьменной и особенно пред-письменной эпохи лежит пластическая идеограмма. Именно благодаря этому качеству первобытное и традиционное искусство эффективно выполняет различные социальные функции. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки и другие изобразительные формы и художественные предметы, используемые при совершении обрядов инициации, также как игры, танцы, театрализованные представления, составляют «одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род» (Г. В. Плеханов). Символический характер первобытного и традиционного искусства, его условный изобразительный язык, идео-пластические формы призваны выражать сложные идеи и понятия, которые невозможно воспроизвести натурально.

В первобытном и традиционном искусстве социальные функции тесно переплетаются с магико-религиозными функциями: статуэтки -вместилища душ умерших, предназначенные для культа предков, играют определенную социальную роль. Ведь они отражают реально существующую структуру общества, ибо иерархия в царстве духов соответствует земной. Синкретизм древнего искусства, нерасчлененность его магико-религиозных, социально-политических и иных функций отражает нерасчлененность этих аспектов в реальной жизни архаических обществ. Нельзя провести четкую границу между статуями предков, различными фетишами, масками, так как и те, и другие наделены сверхъестественной силой, способны вмешиваться в жизнь людей, служат предметом поклонения.

Первобытный и традиционный религиозно-художественный комплекс можно рассматривать как гипотетическую картину мироздания, удовлетворяющую человека своей законченностью и полнотой, т. е. речь идет о его познавательной функции. Различного рода магия имеет целью воздействие на определенный объект, в случае охотничьей магии - овладение животным. В процессе магических действий человек воссоздает образ, предстоящий его мысленному миру, что само по себе является актом абстрагирования. Рука помогает мысли, образ фиксируется, становится доступным восприятию, исследованию в изобразительном искусстве. Изображение дает возможность группировать предметы, акцентировать детали, выявляя назначение, сущность того или иного предмета. Это - особенная форма познания, отличающаяся от собственно научного познания уже тем, что «истины от искусства» даны нам в непосредственном восприятии, связаны с аффективными актами человеческого духа.

Подытоживая все вышесказанное, можно утверждать, что мироощущение первобытного человека обладало спецификой, но при этом его корни по-прежнему присутствуют в мироощущении современного

Человека. Эта связь времен обусловлена наличием чувственного компонента в восприятии мира. Во времена первобытности произошло возникновение и становление эстетического сознания, способного проявляться в деятельности человека на разных уровнях. Наиболее ярко этот процесс проявился в факте возникновения художественной деятельности и в становлении ее видового разнообразия (изображение, театральность, монументальность).

Вопросы и творческие задания

1. Каковы особенности изучения мироощущения человека в первобытное время?

2. Какую роль в становлении мироощущения человека первобытности играл ритуал?

3. Каковы наиболее древние формы ритуала?

4. Какова сущность мифа? В чем особенность мифологического мироощущения?

5. Приведите примеры ритуалов и мифов, существующих в современном мире. Попробуйте сравнить их с мифами и ритуалами первобытного человека.

6. Какие функции в культуре первобытности выполняло искусство?

Темы для рефератов

1. Особенности изображения и тематическая специфика росписей пещер в Западной Европе первобытного периода.

2. Скульптура первобытности.

3. Архитектурные формы древности.

4. Специфика мифов древних славян.

5. Памятники первобытности на территории современной Беларуси.

6. Своеобразие искусства древних ремесел народов, проживавших на территории Беларуси в первобытное время.

Советуем прочитать

1. Архитектура Древнего мира. - М., 1944.

2. Атлас чудес света. - М., 1995.

3. Таплор Э. Б. Первобытная культура. - М., 1989.

4. Элиаде М. Аспекты мифа. — М., 1995.

5. Гомбрих Э. История искусств. - М., 1998.


6. Кврам К, Боги, гробницы, ученые. - М., 1991.

7. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М., 1991.

8. Никольский В. К. Очерки первобытной культуры. - М., 1927.

9. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопси-хологии). -М., 1974.

10. Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов (палеолитическая эпоха). Ранние формы искусства. - М., 1972.

Древний Восток

Древний Египет

Наши представления об особенностях эстетического мышления в Древнем Египте складываются в основном из изучения высказываний литературных источников и произведений искусства.

Древние египтяне под прекрасным понимали конкретные свойства разнообразных природных вещей и явлений. Прекрасное для них имеет земное происхождение. Красота не просто восхищает, но способна воздействовать на человека, влиять на его представления о мире. Поэтому в древних культурах вообще прекрасное практически отождествляется с божественным началом. Египетские боги прекрасны не потому, что они божественны, а потому, что похожи на человека, который прекрасен.

Тело человека рассматривается как «сосуд», «вместилище» божественного начала. Это соотношение человеческого и божественного наиболее ярко представлено в понимании института фараона. Слово «фараон» дословно означает «большой дом». Фараон - это человек, тело которого является вместилищем божественного начала. Бог присутствовал в нем не всегда, а только тогда, когда ему необходимо было «править шагом». Большую часть времени Божественное начало и тело фараона существовали раздельно. Поэтому тело фараона должно было быть особенно красивым, здоровым и ухоженным не только при жизни, но и после смерти. Поэтому же во время религиозных церемоний, суть которых сводилась к общению жрецов высшего ранга с божественным началом, вселенным в тело фараона, сам фараон должен был соблюдать величайшую неподвижность. Красота человеческого тела имела самостоятельное название - «нефер» и обязательно входило в титул фараона.

Египтяне умели видеть прекрасное даже в том, что современному человеку кажется безобразным. Это было обусловлено прежде всего тем, что они стремились изобразить не то, что видели, а то, что мыслили. Например, смерть у них наполнена красотой и воспеваема поэтами. Это связано с тем, что саму смерть в Египте рассматривали не как конец жизни, а как переход в Вечность. Смерть, наполненная жизненным содержанием, не могла пугать и казаться безобразной. Прекрасное - не только объект для созерцания, а прежде всего — могущественная сила, несущая человеку не только радость, но и саму жизнь. Прекрасное в человеке рассматрива-


ется как наиболее совершенное выражение жизни. Важно заметить, что египтяне, возможно, первыми в истории человека отметили связь эстетического и этического начал.

Древний египтянин любил красоту в природе, он хотел быть окруженным такой красотой у себя дома и за его стенами. Красота в природе и внешней жизни, запечатленная в украшениях, индивидуализировала до известной степени даже самые обыденные веши.

Древний Египет является, по всей видимости, родиной световой религии и эстетики света. Обожествленный солнечный свет (бог солнца Ра, Амон-Ра, Атон) постоянно почитался высшим благом и высшей красотой у древних египтян. Свет и красота с древнейших времен отождествлялись в египетской культуре. Свет и красота выступают «жизнедателями», началом и основой жизни, которую египтяне в своих мифах производили от Солнца. Они являются благом, пределом мечтаний древних египтян.

Для мироощущения древних египтян характерен дуализм:

между предметом и его определением имеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и явления, отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, а речь упорядочивает их;

изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным;

связь духовного и рационального в человеке прослеживается в понимании функций некоторых органов (центр человека - сердце). Собственно искусство еще не было дифференцировано по видам, а

представляло собой единое целое - производства, религии, быта. Искусство Древнего Египта - особый способ материализации цельного мировосприятия человека.

Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности в ее основных литературных жанрах. Богом мудрости и письма был бог Тот. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. С древности, прежде всего в связи с культовыми действиями и церемониями, развивались музыка, изобразительное искусство, скульптура в подчинении к архитектуре. Фараоны и высшие сановники окружали себя скульпторами, архитекторами, певцами, танцовщицами, музыкантами. В более поздний период развивается религиозная драма и появляется светский театр. Есть основания предполагать, что в Древнем Египте существовали даже труппы бродячих актеров.

Художественное мышление египтян с древнейших времен в результате длительной практики выработало развитую систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, иконографический канон. Египтяне уже в древности знали канон пропорций изображаемого, в основе которого лежало цифровое значение «золотого сечения» - 1,618... Гармония пропор-

ций входила во все виды художественной деятельности и обеспечивала ее единство. Известно, что в Древнем Египте имелись специальные руководства для живописцев, например, «Предписания для стенной живописи и канон пропорций» (но этот документ для истории потерян).

Впервые в истории человечества канон становится главным эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность художника. Истинный художник признавался мастером только при условии владения всеми основами канона. Но высоким искусством произведение мастера становилось за счет умелого незначительного варьирования форм внутри канонической схемы. Дальнейшее развитие эти приемы найдут в искусстве и эстетике Европы Средневековья.

Древняя Индия

Специфическими чертами мироощущения народов Древней Индии можно считать следующие:

• восприятие мира как процесса вечного обновления и перерождения, а не как возникшего явления;

• разделенность Вселенной на мир воспринимаемый и невоспринимае-мый, слышимый и неслышимый, видимый и невидимый;

• понимание символического значения как связи этих двух миров (выразительность как проявленность);

• наделение качествами идеала красоты такого явления, как Огонь. Специфику эстетических представлений Древней Индии можно

представить только с позиции ее включенности в систему религиозных учений - индуизма. Индуизм - религия обожествляемого слова, речи. В древнеиндийской мифологии среди наиболее почитаемых божеств -богиня реки Сарасвати (по некоторой версии Сарасвати - это сакральное имя реки Инд). Интересно, что одновременно Сарасвати — это еще и богиня речи, покровительница поэзии, изобретательница санскрита (дословно «составленный, совершенный» литературный древнеиндийский язык послеведийской поры). Речь считалась созданной из воды творцом всего сущего Праджапати.

Священность Слова в индуизме связано также с представлениями о том, что дать имя чему-либо - это то же самое, что и сотворить. Поэтому главной спецификой эстетики Древней Индии можно считать нацеленность ее идей на искусство слова. Слово, как носитель некоторого смысла, закрепленного в символическом озвучивании и произношении, повлияло и на то, что второй особенностью эстетических теорий этой культуры считается предельный символизм изображения.

Особое место в эстетической системе Индии отдано звуку. Посредством звука осуществляется взаимодействие макромира и микромира.


Именно в Индии существует и по сей день особый вид взаимодействия человека с окружающим миром, называемый «звуковой медитацией». Мудрец Индии Нарада высказывался о том, что мир был создан Брахмой через звучащие гимны. Есть упоминание Матанги (автора знаменитого трактата о музыке) о том, что в барабане Шивы хранится космический звук «нада», слышать который могли только боги. Поэтому в отличие от представлений древних греков о мире как о хорошо настроенном инструменте, издающем только гармоничное звучание, в миропонимании индийцев в древности о звучании мира присутствовала более сложная структура, отличающаяся периодами дисгармонии и гармонии. Понятие «паузы» пришло в обиход музыкантов мира именно из индийской культуры. Иерархия сакральности выстраивается таким образом: высшая са-кральность - тишина, низшая сакральность - звучание.

Само понятие звука в древнеиндийской традиции очень многозначно. Если для европейской традиции главным свойством звука является частота, а дополнительным - обертон, то для индийской - несколько характеристик звучащего: «свара» (зона или аура звучащего тона, макрокосм), «шрути» (понятие, приближенное к европейскому тону, микрокосм), «нада» (мировое звучание вообще).

Литература Древней Индии делится на две ветви: шрути (слышимая) и смрити или самрити (запоминание). Литература шрути - это священные тексты-сказания, полученные от богов и передаваемые людям только поэтами-мудрецами, вдохновленными богами, и только в устной форме.

Изобразительное искусство Индии символично. Наиболее популярными символами являются лотос, раковина, алтарь, колесо, солнце, молния, Древо жизни, лебеди, наполненная водой ваза и др.

Художественная культура Древней Индии отличается превалированием выразительного начала над изобразительным. Поэтому наряду с изобразительными искусствами и литературой значительное место принадлежит танцу и театру.

Театрвозник в Древней Индии во второй половине I тысячелетия до н. э. Первый трактат по теории театра, очевидно, был создан именно в Индии и назывался «Натьяшастра». Натья (театр) строился тогда на взаимодействии сценической игры, музыки и танца. В произносимом актерами тексте органически сочетались проза и поэзия. В дальнейшем произошла дифференциация танца на «нритту» (танец эстетического направления) и «нритыо» (танец, несущий смысловую нагрузку). Самым выдающимся драматургом ДревнейИндии был Калидаса.

Присутствие живописи в театре очень условно и опосредовано звучанием. Сама система индийской музыки построена по принципу раг - ла-дово-ритмических образований, которым приписывается определенное

психологическое и этическое воздействие. Слово «рага» в буквальном переводе с санскрита означает «страсть, цвет и привязанность», т. е. нечто, способное «окрасить» сердца людей в определенный цвет, который создается исполнителем. Каждая рага связана с определенным временем суток или года и должна вызвать у человека состояние, соответствующее состоянию природы в это время.

Таким образом, эстетика искусства основана на принципе синестезии — одновременной воспринимаемости всеми органами чувств нескольких видов художественной деятельности. Поэтому говорить об индийской музыке или индийском театре как самостоятельных видах искусства просто неправильно. Искусство Индии изначально синкретично.

Древний Китай

Эстетическая мысль Древнего Китая представлена в основном в мифах. Теоретические попытки осмысления искусства Китая с искусствоведческих позиций относятся к более позднему периоду и связаны со ср едневековьем.

Особенности мировосприятия людей Древнего Китая сводятся к следующему:

• красота есть свойство мира;

• назначение человека - постижение красоты мира путем созерцания;

• красота человека и его существования заключается в соответствии законам гармонии мира;

• обожествление природного начала, превознесение естественной красоты как идеала.

Цель китайской эстетики в том, чтобы достичь истинной сути животворных источников гармонии жизни: искусство и искусство жизни — это одно и то же.

Эстетические представления Древнего Китая представлены несколькими направлениями, обусловленными даосизмом, конфуцианством и буддизмом.

Художники даосской ориентации исходили из практики наблюдения за природой. Для эстетики даосизма характерны формулы: «словно есть и словно нет», «похоже как на правду, так и на ложь», «между похожестью и непохожестью». Если мысль может быть передана без слов, то и вкус может быть передан без вкуса, музыка - без звуков, краски без цвета. В основе такого восприятия лежит сама возможность медитации. Услышать Великую беззвучную музыку - значит прикоснуться к Дао. Особо ценными становятся не книги, а слова и мысли. Прекрасное (Мэй) рассматривается как основная сущность и проявление Дао. Например, если человек видит что-то такое, что является для него прекрасным, значит через дан-


ное он созерцает (постигает) Дао. Созерцание прекрасного - это путь постижения Дао. Существует великая красота Мэй — это прежде всего красота первозданного мира. Чжуанцзы говорил о том, что красота может быть истинной и обманчивой. Кроме того, красота всегда относительна: то, что красиво для одного, некрасиво для другого. Но Мэй - это вечная истинная красота, одинаковая для всех. Она составляет сущность Дао.

Хэ — гармония — понятие, представленное иероглифом, сочетающим рот и злак. Это связано с тем, что первоначально он означал удовлетворенность от пищи, а позднее - согласие, мир и гармонию. Хэ раскрывает соотношение инь и ян, равновесие и взаимопроникновение которых обеспечивают вечность и разнообразие в едином для Дао.

Особое место принадлежит понятию Ду - меры. Мера важна во всем, и особенно - в художественном творчестве, поведении и управлении обществом. Однако данная категория занимает более важное место все же в конфуцианстве.

Таким образом, выстраивается система постижения Дао, в которой важно найти Дао (через прекрасное Мэй), осознать его в Хэ и как можно дольше созерцать его, соблюдая принцип меры Ду. Поэтому даосизм проникнут эстетикой, в которой главной категорией в отношениях человека с миром становится прекрасное.

Своеобразием китайского искусства является то, что в нем поэзия, живопись и каллиграфия не знают тех границ, которые обычно разделяют эти виды искусства, независимо от присущих им специфических черт. Эти три вида искусства вдохновляются и определяются природой иероглифического выражения и с помощью одного и того же инструмента - кисти - отражают глубинную суть бытия, «жизненной силы», наполняют каждую из этих форм жизнью и своеобразной гармонией.

Искусство рассматривается как высшее знание и считается «непередаваемым умением», недоступным для обучения. Человек может научиться только мере, и такое знание доступно всем. Но главное в искусстве -прекрасное, которое открывается не для всех. Прекрасное доступно только тому, кто постиг законы Дао. Поэтому высшим искусством, основанном на Дао, считается мудрость. На более низкой ступени находится искусство, основанное на мере. Это искусство управления. Еще ниже — искусство ремесла или украшательства уже как проявление не искусства, а искусности.

Даосские скульптуры и живописные изображения человека отличает символизм. Так, большой живот символизирует средоточие энергии. В далекой древности все даосское искусство отражалось символом круга с отверстием в центре. Круг — символ неба, пустота - трансцендентная Сущность. Иногда эти круги украшались двумя драконами, воплощавшими принципы инь и ян.

В даосской музыке звук представляется как нечто всеобъемлющее, пронизывающее все сущее. В ней всегда противоборствуют начала инь и ян. Эти противоположности, всегда находящиеся в разных соотношениях, образуют пять вариантов-моделей, представленных в пентатонной (пяти-ступенной) шкале.

Конфуцианское учение рассматривало искусство как средство воспитания «благородного мужа» и поддержания общественного порядка. Эстетическое воспитание строилось на трех «китах» - песне, обряде и музыке. Предписывалась и определенная последовательность в изучении каждого этапа: песней должно начинаться, а музыкой заканчиваться постижение высшего благородства. В конфуцианстве существовала концепция «правильной музыки», построенной по принципу гармонии и порядка. Правильная музыка предназначалась для воздействия на окружающий человека мир. Поэтому она не содержала в себе никаких противоречий, а несла только гармонию, порядок и умиротворенность.

Поэзия в Китае считается квинтэссенцией искусства. Она преобразует начертанные знаки, объединяет разум и отрешенность, стремится проникнуть в реальность и передать со всей остротой дух жизни, «неосязаемый трепет звуков», чему способствует музыкальность, присущая многотональному китайскому языку.

В китайской традиции сложилось несколько поэтических школ:

сюаньсюэ, основоположником которой был Хэ Янь (характерны особый символизм и стремление к передаче идеи);

«Ясные беседы» (характерно стремление к беседам ни о чем, презрение к ритуалам и законам);

поэзия «гор и вод» (тема ухода от суеты сует и одинокой жизни отшельника на лоне природы).

В Китае каллиграфия возвышает графическую красоту иероглифов. Занимаясь этим основным видом искусства, каждый китаец заново открывает внутреннюю гармонию своего Я, вступает в общение со Вселенной. Не ограничиваясь простым копированием, каллиграфия пробуждает экспрессивность движения и воображаемую силу знаков, она должна быть полным отражением состояния души.

Ритуализированность китайской эстетики распространялась на движения. Существовали предписания правильных и красивых телодвижений, походки, мимики, жестикуляции, проведения досугов.

Таким образом, разные виды художественной деятельности {поэзия, музыка, каллиграфия и живопись) образовали в художественной культуре Древнего Востока единое искусство, традиционную форму, в которой используются все духовные глубины приверженцев этого искусства: протяжные мелодии и пространства, магические жесты и зримые образы. В их эстетических теориях впервые проявлен интерес


к индивидуальному началу и возможностям его самовыражения. Эстетичность искусства представлена как целостность. Древний Египет создал древнейший канон эстетического понимания красоты и воплощения ее в искусстве. Спецификой этого канона стало единство всеобщего и индивидуального начал в произведении искусства. Наиболее ярко эстетические представления народов Древнего Востока проявились в архитектуре, скульптуре, живописи и литературе. Наиболее характерной чертой искусства этих культур можно назвать монументальность.

Вопросы и творческие задания

1. Обозначьте наиболее общие для древних культур черты мироощущения.

2. Вспомните и назовите черты мироощущения, характерные только для отдельных культур (Древнего Египта, Китая, Индии).

3. Что отличает искусство древней культуры Китая?

4. Каковы особенности искусства Древнего Египта?

5. Опишите специфику искусства Древней Индии.

Темы для рефератов

1. Обожествление света в эстетической традиции Древнего Египта.

2. Эстетические идеи в даосизме.

3. Эстетические учения конфуцианства.

4. Эстетика японской поэзии.

5. Эстетические трактаты Древней Индии.

6. Эстетика каллиграфии Древнего Востока.

7. Прекрасные и безобразные боги древних цивилизаций.

Советуем прочитать

1. Любимов П. Искусство древнего мира. - М., 1996

2. История эстетики. Памятники мировой эстетический мысли. Т. 1. — М., 1962.

3. История эстетической мысли. Т. 1. - М., 1985.

4. АрнуА. История цивилизации. - СПб., 1995.

5. Котовская М. П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. - П., 1982.

6. Кривцов В. А. Эстетика даосизма. - М.,1993.

7. Древние цивилизации. - М., 1989.

Античность






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных