Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мироощущение и искусство в Древнем Риме




Римская культура возникает из смешения местных (в основном этрусских) традиций с греческими.

Мир для римлян становится более приземленным. Все его тайны уже находятся не в далеком и трудно постигаемом Космосе, а рядом с человеком. Мир, согласно представлениям римлян, реален и создан богами для удовлетворения человеком своих насущных потребностей. Впервые в ис-

тории человек получает Право (быть гражданином Рима), которое начинает уравниваться в значимости с Законом обязанностей. Греческий Идеал Космоса уже так не притягивает к себе римлянина. Римляне скорее стремятся к совершенствованию того реального, человеческого мира, который они имеют. Поэтому человек Рима - практик, которому дано право вмешиваться в события мирового Космоса.

Создается две самостоятельные модели мира: Рим как город-образец и Император как человек-образец.

Первая модель проявляется в архитектуре городов Римской империи. Появляется плановая застройка по единому (Римскому) образцу. Строились форумы, бани, амфитеатры, дворцы, храмы, крепостные стены и т. д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм. Рим прославился также первым цирком, подземным-' сточным каналом (существующим и по сегодняшний день и называемым «Великой клоакой»).

Вторая модель проявляется в жанре портрета в основном в скульптуре. Именно с этого периода начинается возвеличивание человеческой личности. Личность постепенно все больше начинает рассматривается как достижение самого человека (это особенно ярко проявится в Новое время). Именно римский портрет реального человека (а не героя или бога как у греков), впитавший в себя традиции портретного мастерства этрусков, раскрывает возможности моделирования образца человеческой личности, где эталоном становится император Рима. В портретном искусстве римляне заимствуют обычай создавать надгробные маски и портреты на саркофагах умерших, и из этих надгробных масок широко развился римский портрет. Римский скульптор изображал конкретные личности с подчеркиванием портретного сходства. В то же время возникает осознание неодинаковости людей. Человечество разделяется по признаку заслуженно-сти и объема собственных достижений (которые больше оцениваются в материальных категориях в отличие от духовных у греков). Искусство портрета стало более реалистичным. Если древние греки в скульптурах изображали прежде всего свои идеалы, то римляне стали изображать лучших и достойнейших людей, т. е. реальные личности.

Пространственные характеристики мира расширяются, становясь многообразными. Возникает потребность искусственного объединения этого нового пространства. Поэтому начинает развиваться невиданная до этого имперская машина государственности, основанная на законе власти, силы, подчинения. Все это проявляется в живописи и архитектуре.

О монументальности римской архитектуры, демонстрирующей идею мощи Рима как империи, уже упоминалось. Остановимся на основных характеристиках римской живописи древнего периода, отражающих особенности пространственного восприятия.


Римский живописец стремится отразить окружающую природу и расположить фигуры в пространстве. Он не достигает реалистического отражения действительности, но создает определенные иллюзии ее, подчеркивает внутреннее пространство линеарно, хотя и без достижения перспективы (которая появится гораздо позже).

Время начинает сближаться с понятием человеческой жизни, оно становится историчным. Историчность наиболее ярко проявляет себя в римской литературе, которая достигает в этот период особого расцвета. В это время были созданы новые литературные жанры: пастораль, роман, сатира. Роман рассказывал о событиях, сопровождающих путешествия римского завоевателя, о его впечатлениях об увиденном в дальних краях, о приключениях прошедших лет. Сюжет романа был связан с историей событий прошедшего времени.

Историчность как временная последовательность проявилась и в римской поэзии. Но эта проявленность была несколько иного плана: поэты рассказывали не только об исторических событиях, но и о человеческих чувствах, связанных с воспоминаниями и впечатлениями прошедших событий. Золотой век римской поэзии наступил в эпоху Августа. Среди наиболее известных римских поэтов и прозаиков можно назвать Вергилия, Горация, Овидия, Ювенала, Апулея, Сенеку.

Следует подчеркнуть прагматический характер всего римского искусства, задачей которого было укрепление существующего порядка и воспитание истинных граждан. Во времена республики особое развитие получает риторика - ораторское искусство. Известным оратором является Цицерон. Существуют ораторские состязания. Зал, где они проводились, называли аудиторией, а преподавателя красноречия - профессором. Ораторское искусство стало со временем средством воспитания духа.

Римское искусство подарило миру традиции зрелищности. В Древнем Риме существовали приемы массового воздействия на население. К ним относились гладиаторские бои, «боевые программы» и театр. В Древнем Риме театр стал зрелищным мероприятием. Произошло отделение искусства декламации монологов и исполнение музыкальных номеров, получили развитие виды художественной деятельности, связанные с движением - мимы и пантомимы. Одним из наиболее знаменитых деятелей театра является Ливии Андроник, первым связавший все действие единым сюжетом.

Римский театр не имел отношения к культу, актеры были профессионалами, выходцами из низших слоев общества, отношение к которым было в высшей мере пренебрежительным.

Римский трагик отталкивался от того предположения, что зрителю неизвестен исход, и строил постановку на решении развязки. Основа трагедии - соотношение человеческого и божественного - оставалась невос-

требованной для римского зрителя. Поэтому трагедия не пользовалась в Риме успехом и скоро сошла со сцены.

В Риме особенно развивались такие театральные жанры, как комедия и сатира (Варрон, Лукиан, Петроний, Сенека, Плавт). Комедия использовала приемы римского народного театра, комическую неожиданность и фольклорный схематизм персонажей.

Появилось и новое понимание красоты искусства, рассматривающее художественные ценности как самоценности, независимые от выражаемых ими моральных или интеллектуальных проблем. Искусство и красота становятся достоянием частных коллекций. Особо знаменита была коллекция Цицерона.

Римская эстетика в большой мере повлияла на основы мироощущения католического христианства, Западного Возрождения, всей западноевропейской культуры, в то время как греческая традиция отношения к миру больше проявится в восточноевропейской эстетической мысли. В целом античное мироощущение стало основанием для всей классической эстетики, остающейся все еще актуальной для человечества. В римском искусстве можно выделить в основном две тенденции: воплощение римского могущества и эстетизация жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных