Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетические учения античности




Развитие эстетической мысли античности было тесно связано с философией и прошло несколько периодов:

- доклассический период (Гомер) - архаика;

- ранняя классика - философско-эстетические школы ранних философов (Пифагор, Гераклит Эфесский, Демокрит и софисты) до Сократа;

- зрелая классика (Сократ, Платон, Аристотель);

- эллинизм - стоицизм, эпикуреизм, неопифагореизм и скептицизм. Архаико-эстетические идеи Гомера связаны с отождествлением

красоты и божественного начала, искусства и жизни. Жизнь - это творчество, а творчество - это и есть жизнь. Поэтому рождение искусства - то же самое, что и рождение в природе. Красота для Гомера достаточно материальна и доступна осязанию.

Проявлением философии антропоморфизма ранней классики является пифагореизм, представители которого утверждали, что числа - это мир. Ранние пифагорейцы при помощи наблюдения над металлическими пластинами и сосудами с разным наполнением водой установили числовые отношения интервалов между звуками разной высоты. Впервые слышимое становится видимым в знаках-цифрах. Эти цифровые выражения находят отождествление со стихиями природы и геометрическими формами. Пифагор объявляет число сущностью мира, представленной в му-


зыке. Эта теория изложена Пифагором в произведении, названном «Золотые стихи».

Учение пифагорейцев развивал Гераклит Эфесский, бравший за основу всего живого «вечно живой огонь». Конкретизируя понятие красоты, Гераклит говорит о гармонии как о единстве противоположностей. Она возникает и проявляется в борьбе противоположностей. Гармония по Гераклиту является основой красоты и имеет универсальный характер: мы видим ее в основе космоса, человеческих связей, она присутствует в искусстве. Гераклит подробно говорит о мере, которая носит всеобщий и универсальный характер.

Демокриту приписывается взгляд на искусство как на деятельность, подражающую поведению живых природных существ. По сути, это первая формулировка теории мимесиса, в которой искусство рассматривается как подражание.

Софизм также принадлежит ранней классике. Софистами «ремесло» постепенно стало рассматриваться как «искусство». Деятельность софистов в основном строилась на изучении риторики. В основе софизма лежат учения Протагора, Гиппия, Горгия, которые сводились к отрицанию любого порядка вообще и в искусстве в частности. Для софистов была характерна ориентация на чувственное познание и ощущение. Поэтому прекрасное рассматривалось ими как относительная категория. Искусство для софистов - только иллюзия.

Сократ, один из знаменитейших философов античности, считал, что:

• органы чувств лишены познавательной способности;

• эстетическая деятельность является целесообразной и ее результаты необходимо оценивать, прежде всего, с позиций их необходимости;

• искусство - средство подражания действительности и изображения идеала.

Платон свои эстетические идеи изложил в диалогах («Федр», «Кра-тил», «Ион», «Гиппий Больший», «Пир», «Тимей», «Филеб» и др.). Платон был одним из первых, кто обратился к проблеме эстетических категорий, рассматривая их как парные категории. В целом основные идеи Платона заключаются в следующем:

• схема природы всего бытия сводится к трем градациям: высшая -«идеи», средняя - реальности физического и практического мира и низшая - тени и отражения реальных предметов и фактов. Ремесленники и деловые люди имеют дело с предметами второго порядка. К третьему принадлежат поэты и художники, создающие только образы тех вещей, которые относятся к среднему разряду. Поэтам и художникам свойственно непостоянство («зеркальное отражение»). Риторы, симулирующие искусство логичной речи; повара, симулирующие искусство диетического питания; закройщики и портные, симулирующие красоту человеческого тела, - все они собратья драматургов, так

как создают привлекательный вид путем слепого копирования чисто внешней формы истины, идеала или предмета;

• красота имеет три уровня: телесная, душевная и абсолютная;

• прекрасное - это проявление в нас божественного начала;

• есть два вида творчества: божественное и человеческое;

• искусство есть сфера применения человеческого мастерства, дар богов, мудрость и наука;

• искусство в руках мудрого правителя может стать средством воспитания народа;

• сущность музыки может быть отражена с помощью морального и умственного критерия, а не просто объемом доставляемого удовольствия.

Основными трудами, излагающими эстетические идеи Аристотеля, являются «Поэтика» и «Политика». В отличие от Платона, Аристотель рассматривает прекрасное в материалистическом духе, как объективное качество вещей. Наиболее характерными признаками прекрасного он считает порядок (в пространстве), соразмерность и определенность в явлениях и предметах реального мира. Противоположностью прекрасного (безобразным) Аристотель считает неоформленность предмета, отсутствие в нем таких свойств, как целостность, единство, порядок, соразмерность.

Аристотель анализирует трагическое и комическое на уровне трагедии и комедии как жанров искусства. Трагическое есть важное, значительное действие человека, приносящее ему страдание. В своем труде «Политика» он говорит о том, что главный источник трагического - частная собственность.

Основные эстетические положения Аристотеля:

• искусство усовершенствует природу; искусство - процесс созидания и формирования предметов, то есть движение, вызванное в той или иной среде душой и рукой художника. Природа и искусство - движущие силы мира. Произведение искусства задано человеком на определенный срок, а в природе оно вечно;

• искусство - дело рук человека, подобное божественному созиданию;

• степень обобщения служит мерилом высшего качества как в области научных знаний, так и в подражательном искусстве;

• порядок, симметрия и сведение всех частей в единое целое свойственны всем видам подражания, но трагедия является образцом;

• высший продукт разума - форма, а форма - это симметрия, порядок и определенность, которые лежат в основе красоты и гармонии;

• основными источниками искусства являются интерес человека к воспроизведению жизненных явлений и его любовь к творчеству;

• искусство достигает своей цели, когда доставляет удовольствие, а удовольствие меняет свои формы в зависимости от характера искусства, от вкусов и возраста публики;


• в трагедии можно выделить фабулу, характеры, разумность, сценическую обстановку, словесное выражение и музыкальную композицию. Трагедия должна раскрывать причинную связь явлений;

• самое подражательное искусство - музыка, так как именно она наиболее точно отражает душевное состояние человека.

В александрийскую и римскую эпохи (эллинизм) появляется много трудов, посвященных изучению искусства: теоретических трактатов, исторических исследований, грамматик, каталогов и книг критического содержания.

Именно в этот период Гораций написал свою «Науку поэзии», Витру-вий - научное пособие для архитекторов, Аристоксен - краткое руководство по музыке, а Квинтилиан — «Наставление в ораторском искусстве».

Однако в это время было высказано некоторое количество новых эстетических идей, суть которых можно свести к следующему:

• выдвижение проблем истории и динамики искусства (Аристарх Самофракийский стал первым, кто начал объяснять литературные тексты, исходя из современных им общественных условий);

• деление красоты на мужскую и женскую - достоинство и грацию (Цицерон);

• красота - это то, что нам нравится, а искусство не есть простое подражание природе, так как в нем есть и то, чего нет в природе, то, что вкладывает в произведение художник;

• красота трансцендентна (Плотин);

• признание красоты художественной формы как таковой и красоты природы;

• идеальный образ находится в голове художника, которому необходимо только найти соответствующую материальную форму (Цицерон);

• зависимость таких эстетических свойств, как грандиозность и изящество форм, от взаимодействия со зрителем;

• признание значения слова в поэзии как эстетической единицы в искусстве риторики (Теофраст «Поэтика»);

• признание произношения и звучания слова обратной стороной мысли (стоики);

• выделение пяти достоинств литературного стиля: безупречная правильность в употреблении греческого языка, ясность, лаконичность, точность и благородная манера выражения, свободная от просторечия (стоики);

• высшим критерием «чудесного порядка» музыкальных звуков служит ухо человека, действующее совместно с человеческим разумом (Аристоксен).

Идеалистическая линия эллинизма наиболее рельефно обозначилась в неоплатонизме (Плотин, Порфирий, Ямвлих и Прокл). Свои идеи Плотин

изложил в 54 трактатах, получивших название «Эннеады». Он утверждает, что рассмотрение прекрасного как соразмеренного и пропорционального является ошибочным, так как:

• существует множество вещей, воспринимаемых нами как прекрасное (золото, сияние звезд), лишенных пропорциональности;

• внутренняя красота человека мало соотносится с принципами пропорций (одно и то же лицо, изменяясь в разных ситуациях, может вызывать разные ощущения);

• непропорциональными оказываются многие явления духовного или общественного характера, воспринимаемые нами как прекрасные. Стоики выдвигают учение о симметрии как основе и сущности прекрасного в природе. Суть подражания природе по их мнению состоит в использовании художниками основных принципов и законов, по которым творит сама природа. Стоики признавали моральную ценность красоты. Они вводят в эстетическую теорию термин «изящество».

Если стоики представляли в эллинизме материалистическую линию, то у скептиков ясно определились субъективистские и индивидуалистические тенденции. В области эстетики скептики выдвинули тезис о равносильности всех суждений. Это привело их к критике и низвержению всех существующих теорий. Положительным моментом в их деятельности было развитие логики суждения и опровержения.

Представители эпикуреизма (Эпикур, Филодем и Тит Лукреций Кар) высказывают мысль о том, что искусство доставляет такое же удовольствие, как еда или питье, поэтому оно не может оказывать влияние на волю человека и при этом не является подражанием природе. Искусство возникло из потребностей людей и обусловлено подражанием природе.

В целом античные философы сформулировали главные проблемы эстетической мысли:

об отношении эстетического сознания к действительности,

• о природе искусства,

• о сущности творческого процесса,

• о месте искусства в жизни общества и человека.

Вопросы и творческие задания

1. Охарактеризуйте специфику мироощущения человека Древней Греции.

2. Назовите специфические черты мироощущения человека Древнего Рима.

3. Подготовьте сообщения по одному из виду искусств античности.

4. Сравните театральное искусство Греции и Рима времен античности.

5. Какие виды искусства и жанры особенно развивались в Древней Греции? ____________

- - ^


6. Какие виды искусства предпочитались во времена Древнего Рима? Какие из них были новацией в искусстве?

7. В чем заключается вклад в эстетическую теорию древнегреческих философов?

8. Каково значение эстетических идей Аристотеля?

9. Что нового принесли в эстетическую мысль теоретики Рима?

Темы для рефератов

1. Вклад Аристотеля в развитие эстетической теории.

2. Эстетические взгляды Сократа.

3. Эстетическое учение Платона.

4. Значимость достижений художественной культуры Древней Греции для человечества.

5. Художники и скульпторы Древней Греции.

6. Ораторы и ораторское искусство античности.

7. Зрелищные мероприятия античности.

8. Великие драматурги античности.

9. Музыка и теория числа в пифагореизме.

10. Архитектура античности.

11. Эстетические трактаты римских философов.

12. Эстетическая направленность воспитания в Афинах.

Советуем прочитать

1. История эстетической мысли: В 6-ти т. - М., 1985-1986.

2. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. - М., 1984.

3. Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики. - М., 1979.

4. Аристотель. Поэтика. -Л., 1927.

5 Платон. Пир, Ион, Гиппий Больший, Федр // Платон. Соч.: В 4 т. - М., 1990.

6. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 1-8. - М., 1963-1994.

7. Бычков В. В. Эстетика поздней античности. - М., 1961.

8. Татаркевич В. Античная эстетика. - М., 1977.

9. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.

Средневековье

Западная Европа

Средневековье - период, находящийся между античностью и Возрождением. Такое название историки дали ему не случайно: это особое время, вобравшее и соединившее в себе как черты предшествующей эпохи античности, так и черты зарождающегося Возрождения. Поэтому мироощущение человека средневековья достаточно специфично по двум причинам: во-первых, оно объединяет в себе идеи предшествующих эпох с новыми идеями современности, по-новому интерпретируя их, во-вторых, оно представлено несколькими культурно-региональными разновидностями, специфическими по форме (средневековое мироощущение человека Западной Европы следует отличать от византийского и восточного мироощущения,).

Наиболее характерными и общими чертами, определяющими основу своеобразия мироощущения и образа мира человека в средневековье, можно считать следующие:

• двойственность и противоречивость мировоззренческих установок (это наиболее ярко проявится в стремлении к символике);

• космос уже не рассматривается как Абсолют, а становится предметом действия Абсолютной личности Бога - особой силы, управляющей миром;

• появляются две разновидности мира: мир Бога и мир человека;

• подчиненность предметов реального мира друг другу заменяется подчиненностью каждого предмета Богу - связь становится вертикальной и зависимой только от Бога, способного объединить всю множественность мира земного;

• каждая вещь физического мира представляется средневековому человеку состоящей как бы из двух составляющих, одна из которых принадлежит только миру земному, а вторая - божественному;

• сам человек начинает представляться как соотношение двух независимых начал: телесного - низменного и духовного - возвышенного. Второе начало явно превалирует в человеке;

• пространство получает направление: в нем возникает вертикаль как доминирующее начало; оно становится неоднородным, а эмоциональ-


но окрашенным в разные цвета (пространство языческого мира, христианского, сакрального и земного);

• время воспринимается как цикличное, но представленное множеством подвидов: (аграрное, родовое, библейское, историческое, церковных служб, литургическое и т. д.); именно литургическое, библейское время вносят новый компонент в понимание его как линейного, имеющего начало и конец;

• эстетика светозарности поэтического образа рассматривается как высшее проявление тенденции к обособлению единичности и индивидуальности, приводит к признанию пестроты и многообразия мира, что проявляется в появлении пристального внимания к красоте отдельных предметов;

• созерцание понимается как любование, предполагающее нахождения второго, иллюзорного плана;

• красота - воплощение божественного совершенства, а обладание красотой - это присутствие бога в человеке;

• основные критерии красоты: единство, форма, гармония, порядок, число, ясность, сияние, свет.

Это своеобразие мироощущения особенно ярко проявилось в традициях средневекового искусства. В средние века сложилась своя концепция искусства: хотя оно и материально, но корни его в духовности человека, в Боге.

В целом отношение к искусству в средние века меняется. Боэций призывает философию - истинное утешение взволнованной души - осудить муз как нечестивых душ, предлагающих людям сладкий яд вместо настоящего лекарства и убивающих плодотворное семя разума бесплодными страстями. Мирское искусство рассматривается как вред и пагубность для человека.

В средние века не было понятия «изящное искусство», термин «искусство» скорее обозначал «методическое мастерство», умение работать по какому-либо способу, в определенном порядке. Все искусства делились, как и в античности, на «свободные» и «механические». К ним в средние века добавились еще искусства «теологические».

К семи свободным искусствам относились грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия и астрономия. Поэзия рассматривалась как придаток логики или риторики. Музыка считалась изящным искусством и относилась к философии. Художников относили к разряду шорников, потому что седла в то время раскрашивали. Иногда художниками называли придворных шутов.

К понятию механических видов искусства относили те виды деятельности, которые оставляли после себя материальный продукт. В свою очередь, механические искусства делились на теоретические, практиче-

ские и созидательные. Иногда механические виды искусства назывались поэтическими, когда не имели теоретического или практического характера. Гуго Сен-Викторский выделял еще логическое искусство, причисляя к нему риторику. Вообще к механическим искусствам относили философию, красноречие, механику, поэзию.

Теологические виды искусства связывались со сверхъестественными способностями человека. Эти искусства почитались особо, так как содействовали единению души человека с Богом.

Основным образцом средневекового изобразительного искусства были памятники церковной архитектуры. И не только потому, что церковь была главным заказчиком художественных произведений, а потому, что средневековое искусство формировалось под воздействием религиозного миропонимания. Оно было в руках церкви могучим средством влияния на массы в силу доступности для всех - и для неграмотных, и для людей, говорящих на разных наречиях. Формула «искусство - Библия для неграмотных» сохраняла значение на протяжении всего средневековья. За время с XI по XII века в Западной Европе сменились два архитектурных стиля —романский и готический.

Романский стиль возник в эпоху средневековья в европейской культуре (Ломбардия в Италии) в архитектуре. Термин ввели археологи в XIX веке. Романский стиль связан с представлениями о целостности мира, его телесности и давящей на человека массивностью и статичностью.

Для архитектуры романского стиля характерны: полукруглые арки, украшения, массивность форм, узкие оконные проемы, высокие башни, массивные порталы, купольные конструкции. Крепости-дворцы украшались внутри фресками, а снаружи - ярко раскрашенными рельефами. Виды сооружений романского стиля: церковь, дворец-крепость, монастырский ансамбль, рыцарский замок.

В скульптуре для романского стиля характерно отклонение от реальных пропорций, напряженная духовная выраженность, обобщенность. В живописи - преобладание тематики, связанной с представлениями о грозном божественном всемогуществе. Проявился стиль также ярко в книжной миниатюре и декоративно-прикладном искусстве (особенно в ювелирном деле), стиле одежды и украшениях.

Готика - стиль архитектуры, получивший название только в Возрождение. Его возникновение связано с развитием городов. Расцветает этот стиль в XIII-XV веках. Родился он во Франции (Собор Парижской Богоматери). Главный вид сооружений, характерный для этого стиля - собор.

Готика связана с представлениями о мире как максимально расчлененном, частично дематериализованном и неустойчивом в своей динамичности. Готика не знала индивидуальности авторства, так как эти храмы воздвигались в основном архитекторами и строителями разных поко-


лений, каждое из которых привносило свою манеру. Таким образом, строительство храма осуществлялось 2-3 столетия.

В этом стиле происходит процесс «развеществления камня». Пространство наполняется свободой и некоторой легкостью по отношению к романскому стилю. Изменение строительной конструкции связано с применением дополнительных поддерживающих установок. Давление камня свода, каменных колонн и стен обращено вниз, но господствует ощущение общей устремленности всей постройки вверх. Встреча этих противоположностей создает чувство невесомости, парения над землей. С XIV века соборы становятся царскими усыпальницами. Изменение строительной конструкции связано с применением дополнительных поддерживающих установок. Стиль отличается особой символичностью: 12 опор хоров в церкви символизировали 12 апостолов, пилястры - епископов и Отцов церкви, сам собор - символ царства небесного.

Готика объединила в себе статику и динамику: динамика вертикали как бы останавливается статикой горизонтали. Динамика - олицетворение устремленности человека и земного начала к внеземному и вечному, а горизонтальная статика - рост земного начала в его значимости для человека. Она тяготеет к объемности и многообразию. Это проявляется в новом подходе к пониманию света в архитектуре. Сюжер стал первым, кто начал активно использовать свет в архитектуре. Это проявляется особенно ярко в системе витража. Витраж, состоящий из множества цветных прозрачных частей, способен дробить солнечный свет на множество составляющих.

Характерными для готики чертами в архитектуре считают следующие: устремленность вверх, вытянутость окон, витражи, характерная «роза» у входа, в основе здания лежит форма латинского креста, украшен-ность статуями, рельефами, живописью. Готика проявилась не только в архитектуре, но и в живописи (Д. Кверча, Беневе, Л. Монако), скульптуре, моде того времени.

Особое развитие в средние века получает изобразительное искусство. Главной задачей художника было воплощение божественного начала, а из всех чувств человека отдавалось предпочтение страданию, ибо, по учению церкви, это - очищающий душу огонь.

В XII—XIII веках под влиянием школьного и университетского образования в городах Западной Европы развивалась латинская литература (на церковные и светские сюжеты), поэзия вагантов (лат. - «бродячие»), героический эпос, рыцарская поэзия, лирическая поэзия трубадуров, куртуазная поэзия, стихотворная повесть на любовно-приключенческий сюжет. Особое место слову как основе литературы принадлежало христианским текстам, в которых слово трактуется как акт божественного

создания. Развивается учение о почитании текста религиозного характера, высшим воплощением которого становится «Книга книг» - Библия.

В средние века происходит изменение, касающееся приоритетности тех или иных видов искусства. Самым «дьявольским» становиться театр. Он представлен разновидностями: театр, преследуемый церковью, основанный на народных традициях и языческих представлениях, и театр, связанный с церковными традициями. Наиболее популярным жанром становятся мистерии, представляющие собой яркий пример гармоничной включенности драматического действия в архитектурный ансамбль. Сам театр получает форму профессиональной деятельности (Франция - гист-рионы, Германия - шпильманы, Польша - франты, Россия - скоморохи и т. д.).

Эстетические учения западноевропейского средневековья

Эстетические взгляды средневековых мыслителей достаточно разнообразны. Если во времена античности практические и утилитарные цели органично включались в сферу красоты, то средневековье начинает разделять эти понятия.

Святой Августин (354-430) выделяет из прекрасного момент пользы и целесообразности через понятие «соответственное». Центральным понятием эстетики Августина является категория «единства». Высшим единством обладает Бог, объединяющий в себе мир, поэтому он воплощает в себе высшую красоту. Красота — это «пропорциональность частей в сочетании с приятностью окраски». Порядок и число — основные свойства красоты. Три принципа - мера, число и вес, или, согласно другому определению, вид, форма и порядок, лежащие в основе бытия и красоты, символизируют три лица святой троицы.

Вселенная, согласно Августину, развивается согласно порядку, ибо Бог любит порядок и является его творцом. Порядок, царящий в мире, создан Богом и проявляется в мере и гармонии.

Уродство, согласно его теории - это только сравнительное несовершенство. Чтобы восприятие красоты было полным и совершенным, определенным пропорциям, составляющим красоту объекта, должна соответствовать подобная же пропорциональность в субъекте. Правильное соотношение должно связывать созерцающего красоту с самим зрелищем, так же как должны быть связаны и части видимых предметов между собой. Ибо соответствие между раздражителем и реакцией на него делает ощущение приятным.

В своем раннем трактате «О подходящем и прекрасном» Августин задавался вопросами о том, почему нас влечет к красоте и как красота свя-


зана с любовью. Взаимное влечение чувства и объекта вызывается внутренней гармонией или взаимным приспособлением двух элементов друг к другу. Святой Августин называет эстетическую форму видимых предметов красотой, а слышимых — мелодичностью. Он стремился подчинить искусство познанию символического содержания Библии. Последняя представляет собой поэтику Августина, его гносеологию и знаковую теорию языка.

Григорий Нисский (ок. 335 - ок. 349) считал, что в человеке как микрокосме сосредотачивается весь макрокосм. Объединяющим началом этих уровней является гармония строя и ритма, приводящая человека не только к согласию с самим собой, но и к созвучности с миром. Эти идеи оказались созвучны с романским стилем в искусстве.

Гуго Сен-Викторский (1096-1141) учил о двух видах красоты: высшей незримой и низшей зримой. Незримая красота едина и неделима, а зримая - сложна и разнообразна. Красоту он рассматривает как единство противоположностей. Чем больше контраст, тем сильнее воспринимаемая красота. Эти идеи особенно ярко проявились в готических тенденциях искусства средневековья.

Созерцание высшей красоты осуществляется на уровне интуиции и разума и поэтому называется «интеллигенцией». Восприятие низшей красоты связано с чувствами и проявляется не только на уровне зрения и слуха, но и на уровне осязания и обоняния.

Гуго создает и свою схему развития искусства. На начальной стадии целью человека выступает необходимость удовлетворения самых простых потребностей, что проявляется в создании самых простых вещей. Далее идет стадия обеспечения удобства, что вынуждает человека улучшать вещь. Последняя стадия - стремление человека сделать вещи милыми, приятными для глаза. Гуго делает вывод о том, что красота заключается в освобождении от необходимости, нужды.

Представителем поздней схоластики средневековья принято считать Фому Аквинского (1225-1274). Его основные идеи:

• красота определяется тремя качествами - цельность, пропорциональность и яркость. Гармония не является свойством вещей, а представляет собой отражение их божественного происхождения;

• основной принцип красоты - множество в едином;

• главное проявление красоты - форма.

Одним из ключевых понятий средневековой эстетики становится «свет». Слово claritas в средневековых трактатах означало «свет», «сияние», «ясность». Красота - сияние истины. Свет и форма в средние века отождествляются.

Идеи эстетики света проявились в христианских традициях средневекового искусства. Свет в христианстве выполняет три функции: очаровы-

вает чувства, формирует и придает порядок всему и облегчает познание. В средние века различали чувственный свет, естественный свет человеческого разума и метафизический или божественный свет. Видение, восприятие света рассматривалось как гармоническая встреча света физического мира и света сознания. Сверхчувственный свет Божественного озарения не воспринимается, а постигается в мистическом опыте приближения к Богу.

Красота в средние века в Западной Европе связывалась с божественностью. Искусство рассматривалось как испытание для человека. Творчество уподоблялось Божественному проявлению особого предназначения. Все, что создано человеком, должно быть связано с божественным уподоблением. Характерны также тенденция подчинения поэтики риторике и знаковый подход к слову.

Византия

Специфика мироощущения средневековой Византии обусловлена культурными предпосылками.

Особенности византийской культуры состояли в следующем:

синтез западных и восточных элементов при господстве греко-римских традиций;

• сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации;

Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при всевозрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;

Византийская империя проявила отличие православия от католичества.

Византийская культура, положившая начало книге как таковой (пришедшей на смену греческому свитку), привнесла много нового и во взаимодействие различных видов искусства. Уже VI век ознаменовался широким распространением кодекса - рукописи, состоящей из отдельных сброшюрованных листов. Античная иллюстрация, в отличие от средневековой, — свободный изобразительный комментарий на полях манускрипта. Кодекс же с упорядоченным форматом страницы предъявлял более жесткие требования к композиции миниатюры: она теперь не только комментировала текст, но и украшала рукопись. Обрамление страницы открывало путь к превращению иллюстрации в замкнутое в себе самом произведение, в своего рода картину. Развивается такое направление живописи, как иллюминированная рукопись, основанное на формировании традиций декорирования текста книги.


В V веке большое распространение получили «пурпурные» кодексы -роскошные манускрипты, выполненные на окрашенном в пурпурный цвет пергаменте. Текст при этом был написан золотом и серебром. В манускриптах XI столетия установилось новое отношение изображения и текста, предпосылкой которому послужило появление строчного письма — минускула. Оно изменило облик рукописной книги.

Особое место принадлежит развитию изобразительного искусства, представленного в основном в фресках, мозаиках и иконописи. Изображение Бога рассматривается не как портрет, в котором определяющим началом является подобие видимого образа. Цвет, форма, композиция приобретают высшую условность. Большое значение изобразительное искусство этого периода отводит обратной перспективе.

С V века начала развиваться иконопись как особый вид христианского живописного искусства. Икона (греч. - образ) как предмет культа получает особое значение в среде восточного христианства. Для икон того времени были характерны предельная символичность и применение принципа обратной перспективы. В отличие от прямой обратная перспектива имеет точку схода не в глубине пространства и над предметом, а в пространстве зрителя и под предметом. Пространственная система оказывается как бы вывернутой, обращенной. В иконописи применялись методы смешивания прямой и обратной перспектив в целях максимального воздействия на верующего. Это объяснялось и мировоззренческими предпосылками: земной мир представлялся как отражение и подобие небесных сфер, пространство небес противопоставлялось земному. Поскольку не реальность являлась предметом византийского искусства, а лишь мир божественных сущностей, «обращенное» пространство средневекового изображения - это пространство небесного мира, символ сверхчувственного духовного зрения, вселенная, увиденная изнутри.

В византийской литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции; в ней зарождается критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу.

Одновременно с развитием гуманистических идей в поздней Византии происходит необычайный взлет мистицизма. Образ жизни и нравы поздневизантийской знати проявляют стремление к роскоши и комфорту.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных