Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетика Византии остро ставила вопрос о соотношении образа и первообраза, изображения и предмета изображения.




Китай

Эстетика средневекового Китая неоднородна. Если период с Ш до начала X века - это возникновение и оформление наиважнейших эстетических понятий, конец X - начало XIV века - расцвет классической китайской философии, то конец XIV - XVIII век - период углубления достигнутых высот и канонизация эстетических законов.

С XI века возникает особое направление в китайской художественной культуре, названное вэнъжэнъ и представленное в живописи, поэзии и каллиграфии. Это направление существует и в наши дни.

Круг основных вопросов этого времени в эстетике сводится к следующим проблемам: искусство и мир, искусство как познание невоспри-нимаемого на чувственном уровне, правдоподобие и первообраз в искусстве, мастерство художника и его произведение, соотношение творчества и восприятия и др.

Одним из центральных эстетических понятий, разрабатываемых в это время, становится «вэнь». Вэнь - это сущность мира, «мировой узор», сущность человека. Это своеобразный генетический код, являющийся общим и для мира, и для человека. Искусство как явление, объединяющее в себе мир и человека, тоже содержит вэнь.

Существовали еще такие понятия, как «и» - идея, «шэнь» - душа и «ци» - человек, познавший возвышенную одухотворенность от произведения искусства (это понятие трактуется еще и как первоэлемент жизни).

С точки зрения семантических проблем искусства заслуживает внимания интересная мысль китайской средневековой эстетики (в частности, у историка и теоретика китайского искусства Чжан-Янь-Юаня (IX в.) о возникновении живописи на основе подражания иероглифическому письму. В трактате «Знаменитые картины по периодам» он затрагивает вопрос о воспитательном значении живописи, о ее происхождении (он полагает, что она произошла от подражания иероглифу), о сущности творческого процесса. Истинными художниками могут быть только знатные люди, имеющие ум и образованность. Само искусство призвано отображать дыхание жизни.

Ван Чун (27 - ок. 98) - философ-материалист, в труде «Критические рассуждения» поднимает проблему художественной правды. Он пишет о том, что образы искусства должны соответствовать фактам реальности. В основу человеческого восприятия он выдвигает принцип «ци» - источник закономерного развития мира. Прекрасное и уродливое имеет, согласно его учению, только материальные корни.

Се Хэ (V в.) - художник и теоретик искусства в трактате «Категории старинной живописи» выдвигает принципы, лежащие в основе изобразительной деятельности, основанной на искусстве письма кистью:

• выражение сущности явлений;

• применение красок в соответствии с характером предмета;

• соответственное расположение вещей;

• копирование лучших образцов прошлого.

Интересен и трактат Ван Вэя (699 или 701-759 или 760) «Тайное откровение науки живописца» или «Тайна живописи». В нем изложены правила изображения пейзажа, наполненные философским смыслом. Автор пишет о том, что именно природа является основным источником творчества.

Значительный вклад в развитие средневековой эстетики Китая внес Су Ши (1036-1101), который в трактате «Ночные беседы в заснеженном павильоне» рассматривает сущность вдохновения. Художник воплощает свое приобщение к Дао.

Даосизм проповедовал и особый образ жизни, названный - «фэн лю» - «ветер и поток», который характерен для средневекового Китая. Такой образ жизни и творчества предполагал естественность, простоту, свободу и вольность. Противостояние морали (интерес к наслаждениям, вину, женщинам и развлечениям), невмешательство в социально-общественную жизнь («чем больше дел, тем больше беспорядков»), отказ от деяний, философское безделье, нарочитая лень, времяпрепровождение с


друзьями и занятия искусством. Искусство рассматривается как романтический идеал. Творчество основано на спонтанности. Автор стихов или музыкант только играет красками, словами, звуками. Люди этого образа жизни отличались особой образованностью и принадлежностью к элите общества. Считалось, что такой образ жизни способствует долголетию.

Таким образом, эстетическая мысль средневекового Китая разрабатывает в основном такие проблемы, как достоверность и иллюзорность искусства, завершенность и незавершенность в творчестве, социальная функция искусства и др.

Япония

В средневековой Японии не писали трактатов о красоте, но было разработано множество интереснейших понятий, связанных с эстетикой искусства. Во-первых, японцы предпочитают разрабатывать именно законы приобщения к красоте, а не заниматься разговорами о том, что это такое. Поэтому в Японии чувство прекрасного - одно из самых развиваемых в человеке. Для японца красота неотделима от истины и добра. Красота -это и есть мир, наполненный божествами, называемыми коми (духами). Мир видимый - это майя (иллюзия). Поэтому и искусство японцев наполнено идеей иллюзорности, быстротечности и непрочности.

Японская эстетика не выработала и такую категорию, как безобразное. Все, что окружает японца, не только интересно и полезно для него, но и всегда прекрасно.

Еще одна особенность японской средневековой эстетики связана с таким пониманием мира, что все в нем целостно, а не представлено разрозненными частями. Поэтому в японской эстетике нет противопоставления искусства и природы. Искусство — это такой же мир, как и все вокруг. Назначение искусства состоит в том, чтобы помочь людям полнее переживать красоту мира.

Из дзэновской концепции непостоянства всего существующего, эфемерности и призрачности жизни следует, что все кратковременное тесно связано с понятием прекрасного. Недолговечное текущее мгновение отливалось в особую эстетическую форму. В соответствии с этим жизнь человека считается тем прекраснее, чем она короче и ярче прожита.

Сильное влияние концепции времени в модификации дзен-буддизма видно в литературе (стихи, короткие поэмы и т. д.), драме (Но, баллада-драма), живописи (монохромная, портрет), архитектуре (храмы, бумажные окна, чайные домики), прикладном искусстве (лакированные шкатулки, ширмы, экраны), в повседневной жизни (чайная церемония, искусство аранжировки цветов - икебана и морибана, искусство комбинирования

ароматов, каллиграфия и пр.) и в воспитании японца, особенно путем приобщения его к боевым искусствам (дзюдо, карате-до и т. д.). Функции сохранения и передачи традиционной культуры последующим поколениям выполняют так называемые иэмото — люди, прекрасно владеющие тем или иным традиционным искусством и имеющие непререкаемый авторитет в возглавляемой ими школе. Так как многие виды традиционного искусства пропитаны религиозным духом и мистицизмом, то занятия ими приобщало человека к чему-то иррациональному и божественному.

Большой популярностью со времен средневековья пользуется искусство укиеэ, основанное на технике графики. Графика укиеэ испытала на себе влияние театра.

Из классических форм японского театра наиболее известны за рубежом Но и Кабуки, в основе которых лежат анимистские элементы японской культуры. Театр Но пользовался огромной популярностью у военной аристократии средневековой Японии отчасти потому, что его эстетическая строгость в чем-то перекликалась с риторизмом самурайского духа. В отличие от жестокой этики самураев, эстетическая строгость Но достигалась благодаря изысканной канонизированной пластике актеров, оказывавшей нередко сильное подсознательное впечатление на зрителей. Театр Но - это, по существу, театр фантазии. Его сцену можно сравнить со своеобразным киноэкраном, на котором проецируются подсознательные видения, рождающиеся в воображении ваки («свидетель», одно из трех амплуа), играющего роль «кинопроектора». Созерцая их на «экране» театра-фантазии, зритель словно заглядывает в самые потаенные уголки своей души.

Кабуки - более поздняя по сравнению с Но форма театра, возникновение которой относится в началу XVII века. Следует отметить, что анимистская основа театра Но была сохранена в новой сценической форме, однако Кабуки имел иную направленность. В отличие от Но с его направленностью на прошлое, Кабуки пользовался поддержкой нового сословия торговцев и проявлял интерес к проблемам современного ему мира. Театр Но и Кабуки, дополняющие друг друга, популярны и в современной Японии.

Средневековая архитектура Японии в самом начале испытала влияние религии, особенно буддизма.

В Японии существовала особая разновидность искусства общения, проявившаяся в таком явлении, как чайные церемонии. Именно здесь развивается эстетика особого стиля поведения, проявившегося так же и в искусстве - саби. Саби - это печаль и одиночество, таинственность и тишина. Саби - это внезапный скачек в ощущение.

Динамика эстетических идей повлияла и на поэзию Японии. Средние века - расцвет поэзии рэнга. Рэнга - это объединение двустишья и трех-


стишья особым способом, называемым танку. В основе этого объединения лежали такие понятия, как эхо, резонанс, многоголосье, нанизанность, аромат звучания и т. д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных