Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Западная Европа XIX века




Мироощущение человека XIX века не является целостным, а скорее представляется как динамичный процесс сменяющих друг друга состояний: от состояния возвышенности и попытки воссоздать идеалы классического прекрасного через осознание невозможности преодоления безобразно-низменного в мире и человеке к поиску нового, воплотившего в себе соединение прекрасного с возвышенным. Первое состояние связано с возникновением и развитием идей романтизма, второе - с культурной ситуацией декаданса.

Романтизм можно рассматривать как мироощущение человека конца XVIII - первой половины XIX века, для которого характерны мечтательность и идеализация действительности, проявляющее стремление к чувственному началу вообще и возвышенному отношению к миру в частности. Романтизм - это большая мечта человека о том мире, в котором ему хочется жить. Но человек-романтик еще только на интуитивном уровне понимает, что в мире, окружающем его, что-то не так. Он еще не знает, что именно не так, он просто мечтает о лучшем. Поэтому романтизм связан с фантазией, сказкой, иллюзией. Искусство - это только средство облегчения боли и страдания.


Декаданс - общее наименование кризисных явлений конца XIX - начала XX века в искусстве. Его мироощущение связано с ощущением негатива в том мире, который дан человеку в его современности, и предчувствием больших перемен, которые должны произойти в результате деятельности самого человека, индивидуалистическим пессимизмом и эстетизацией небытия. Ситуация декаданса, упадка культуры рождает интерес к человеческим проблемам существования - экзистенции. Познание мира и познание человека, т. е. внешний и внутренний мир уже не интересуют человека. Главной проблемой становится проблема существования, выживания.

Искусство

Художественное своеобразие культуры XIX века составляли несколько художественных стилей и течений - неоклассицизм и ампир, романтизм, реализм и модерн.

Только в конце столетия зарождаются новые стилевые направления, определившие облик европейской культуры уже в XX веке - импрессионизм, постимпрессионизм, неоимпрессионизм и натурализм. Все они связаны в той или иной степени с разными культурными ситуациями. Вообще следует отметить, что для данного периода в искусстве господствует такое явление, как полистилизм, т. е. стиливое разнообразие.

Круг эстетических проблем теперь касается возможностей искусства в новых условиях изменившегося мира. Искусство все больше становится частью научного постижения мира, но отличающегося специфичностью не только по сущности, но и по возможностям и задачам.

Европейская эстетика XIX века начинает переходить от романтизма к критическому реализму. В критическом реализме связаны романтизм (как мечта об изменении мира и человека), декаданс (как понимание того, что мир и человека необходимо совершенствовать) и модернизм (рассмотрение критики как средства модернизации человека и мира). Ключевой становится проблема личности.

Термин «романтизм» возник в конце XVIII - начале XIX столетия. В качестве литературного термина это слово впервые появилось у Новалиса, а в качестве музыкального - у Эрнеста Теодора Амадея Гофмана. Романтизм как направление художественной практики и теории вовлек в свою орбиту разные виды искусства и состоялся в разных странах. Для романтизма характерны:

• конфликт между серой повседневностью и возвышенными идеалами, «котелком приказчика на голове пророка»;

• увлеченность идеей защиты универсальности человеческой личности;

• анархия формы и смещение жанровых границ;

• невыразимость, «зашифрованные» иносказания;

• ориентированность на определенную публику, отличающуюся определенным уровнем интеллектуального развития;

• идея синтеза искусств;

• интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего народа;

• художники-романтики черпали свои темы из средневековья, Востока и современности, проявляли нтерес к христианству и готике;

• романтики уравнивают высокое и низменное, обыденное и необыденное.

Наиболее ярко романтизм раскрылся в музыке, создав «блестящий стиль игры». В музыке среди романтиков наиболее прославились Л. Бетховен (например, его знаменитые фортепьянные сонаты «Аппассионата», «Лунная»), Ф. Шуберт («Неоконченная симфония»), Г. Берлиоз («Фантастическая симфония»), Я. Мендельсон («Песни без слов»), Ф. Шопен (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, этюды, картины), Ф. Лист и др.

Представителями романтизма в литературе являются Новалис, Ж. Поль, Э. Т. А. Гофман, В. Скотт, Дж. Байрон, В. Гюго.

В живописи романтизм наиболее ярко проявился во Франции (Т. Же-рико, Э. Делакруа), в Германии (Ф. Рунге, П. Корнелиус), в Великобритании (Дж. Констебл, У. Тернер), в Испании (Ф. Гойя). Для картин этого направления характерны стремительность движений, драматизм сюжета, накал страстей, присутствие отношения автора.

Реализм как направление художественной культуры XIX века воплощается в стремлении отразить в искусстве жизнь такой, какая она есть, без приукрашиваний и искажений в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала. Главная черта реалистической картины мира - стремление к типизации, обобщениям при полноте их индивидуализации. Для реализма характерным оказывается интерес к проблемам личности и общества.

Критический реализм (термин М. Горького) XIX века развил и углубил начатую романтизмом критику жизни. От романтизма он отличается, прежде всего, методом изображения жизни: на первое место выдвигаются не проблемы отдельного человека, а проблемы социального характера. Главным героем становится тип общественного человека. В отличие от реализма начала века критический реализм 1940-х годов обретает новые черты: условное отношение к действительности, переоценку ценностей и идеалов, которые все больше концентрируются в искусстве, что проявляет в нем нарастающую ситуацию декаданса.

Реализм наиболее ярко представлен в литературе такими именами, как Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, М. Твен. В живописи - О. Домье, Г. Курбе. Реалистические тенденции в музыке прослеживаются в творчестве таких композиторов, как Ж. Бизе, Дж. Верди, И. Брамс, А. Брукнер.


В 1880-е годы на базе реализма возникает течение натурализма, развивающееся на основе философии позитивизма и эволюционизма. Представители этого течения (братья Э. и Ж. Гонкур, Э. Золя - в литературе, А. Антуан, О. Брам - в театре, К. Менье, К. Кольвиц - в живописи) стремились перенести в искусство методы эмпирического естествознания. Основным объектом их искусства становится «весь человек», о котором необходимо сказать «всю правду». Позитивизм проявляется в стремлении указать причины поведения людей и источники их моральных установок, связав их с физиологией. Согласно установке натуралистов, художник не должен вмешиваться в описываемые события. Натуралисты стремятся преодолеть условность, сделав произведение искусства точным описанием факта. Если основным принципом реализма является типизация, обобщение, то в натурализме господствует принцип достоверности фрагмента жизни.

В конце XIX - начале XX века формируется новый архитектурный стиль - модерн. В искусстве XIX века стиль модерн имеет и другие названия: югендстиль, сецессион, Ар Нуво, «стиль Гимар», «стиль метро», «стиль Муша», «английский стиль». Основателем модерна считают Уильяма Морриса, являвшегося социалистом по политическим убеждениям. В своей книге «Вести ниоткуда» он изложил идею нового устройства мира по законам искусства. Появляется интерес к архитектуре общественных зданий, выражающей надежды на новое общество. Возникает жанр особняка и дворцовых общественных мест. Наиболее известными авторами таких проектов в Европе были бельгиец Виктор Орта, голландец Хендрик Пертус Берлаге.

Модерн пытался создать модель будущего мира, будущего человека и будущего искуства в культуре великих цивилизаций, наполненных достижениями науки и техники. Поэтому можно считать, что в нем были заложены основания для авангарда, и отсчет авангарда правомерно начинать именно с него. Авангардным в модерне было уже то, что он поставил две важные проблемы в искусстве: отношение традиции и новации и соотношение техники с художественным творчеством. До этого круг проблем сводился в основном к взаимоотношению искусства и природы. Модерн тяготеет к древности, но переосмысливает ее. Он орнаментален, но орнамент его скорее декоративен, чем символичен. Модерн отличается массовостью, но при этом изначально наполнен элитарной экзотикой и нетрадиционностью.

Среди новаций живописи этого периода можно назвать прежде всего осознанное стремление художников уйти от реалистичности изображения в сферу выразительности (импрессионисты). С другой стороны, живопись устремляется к рациональному постижению изображаемого (неоимпрессионисты). «Проникните в то, что перед вами, и настойчиво стремитесь

выражать себя как можно более логично» - часто повторял Сезанн. Гоген критиковал импрессионистов за то, что «они пишут то, что доступно глазу, и не обращаются к таинственным глубинам мысли».

Импрессионизм — направление в искусстве конца XIX - начала XX века, возникшее в живописи, начало которому положил Э. Мане. Для него характерно стремление запечатлеть мир в его изменчивости и подвижности и передать впечатления о нем. Возникновение импрессионизма связано с попытками художников преодолеть временную замкнутость и статичность в живописи. Представителями импрессионизма являются К. Мо-не, К. Писсарро, О. Ренуар, Э. Дега. В России последователями идей стали И. Грабарь и К. Коровин. Для этого направления характерны: запечатле-ние мгновенных, случайных ситуаций, кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы, интерес к пленэру, растворение объемных форм в свете, вибрации света, разложение сложных тонов на чистые цвета, цветные тени и рефлексы, передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности. Особенно любимым жанром импрессионистов становится пейзаж, выполненный на пленэре.

В скульптуре представителями импрессионизма являются Роден, Россо.

Но не менее ярко это направление проявилось в музыке, начав развиваться в 1880-1890-х годах как антитеза вагнеровской музыки. Его основоположником среди музыкантов считается К. Дебюсси, который утверждал, что именно красота природы способна возбудить художественную фантазию композитора. Особенностями музыкального импрессионизма являются интерес к античной мифологии, сказке, фантастическим образам и экзотике Востока. В отличие от романтиков импрессионисты стремятся к размытости сюжета программы музыки, возбуждая фантазию слушателя, направляя ее в область впечатлений. У них господствует мягкость гармонии, полифоничность изложения, многотембровость и «мерцающие» ритмы. Импрессионисты кладут в основу музыки не динамическое развертывание драматического сюжета и образа, а создают особый пространственно-временной срез мгновения, выхваченного из временного процесса. Представителями импрессионизма являются О. Респиги, М. Равель, К. Шимановский.

Постимпрессионизм - совокупность течений, возникших во французской живописи в конце XIX века. Возникновению постимпрессионизма способствовало стремление живописцев к поискам принципиально новых средств изображения физического и эмоционального состояния натуры. Это направление связано с такими именами, как П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог и др. Постимпрессионисты противопоставили поиску звучности цвета своих предшественников интерес к философским и символическим аспектам познания бытия. В их творчестве преобладало духовное начало, выраженное через тяготеющую к материи форму.

255


Третьим этапом развития идей импрессионизма в живописи стал неоимпрессионизм, представленный творчеством П. Синьяка и Ж. Сера. Ху-дожники-неоипрессионисты стремились ввести в живопись научные методы изображения в области цвета, разрабатывая особую технику точечного письма, получившую название пуантилизма.

Искусство XIX века (особенно второй половины) отличается стремлением к новаторству. Например, новшествами в театре стали развитие условного жеста, ансамбль искусств, который перестал быть суммой различных видов художественной деятельности, а стал явлением, обладающим целостностью. Среди представителей драматургии XIX века можно назвать Бернарда Шоу, Генриха Ибсена, Юхана Стринберга. Это время рождения на сцене великих актеров (расцет творчества которых произойдет на заре XX века), таких, как Сара Бернар, Эдмунд Кин, Элеонора Дузе.

XIX век интересен появлением самостоятельного классического балета как особого вида искусства. У истоков этого вида художественной деятельности стоит английский хореограф Джон Уивер. Он первым начал создавать целые балетные спектакли на античные сюжеты; но главным был полный отказ от пояснительных слов к танцу - их заменила пантомима. В балете начинается процесс выработки самостоятельного языка. Появляется особая система техники движения на пуантах, техника прыжка и т. д. В стилевом отношении в балете развивается романтизм. Романтический балет отдал основное место женщине-балерине. Достижением жесткой техники стала особая грация, плавность и выразительность движения. В конце XIX века в области художественной литературы, несмотря на разнообразие направлений, развиваются новые жанры: научная фантастика (Ж. Берн, Г. Уэллс) и детектив (Э. По, К. Дойл).

В середине XIX века возникает новый вид искусства - фотография, воплотившая в себе синтез физики и химии.

28 декабря 1895 года в Париже в «Гранд кафе» состоялся первый публичный киносеанс. Братья Люмер, показав зрителям свои короткометражки, даже не осознавали важности данного события. Среди первых картин были «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик», которые сразу разделили кино на игровое и документальное. В США над проблемой движущихся картинок работал Эдисон. Самыми популярными были сказочные и фантастические сюжеты.

В архитектуре новым было то, что она отличается стилевой мозаич-ностью. Ведущим стилем архитектуры начала XIX века был классицизм, но под влиянием идей романтизма в середине века возникает интерес к готике, итальянскому Ренессансу, барокко, а самое интересно, что появляются сооружения, которые соединяли в себе черты разных стилей. Такое смешение получило право называться самостоятельным стилем - «эклектическим».

Именно это время изобретает канкан, который назовут переложенной на язык танца непристойностью. Популярными видами развлечения становятся оперетты и варьете.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных