Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетика символизма




Параллельно с натурализмом во Франции возникает еще одна эстетическая школа, связанная с новыми идеями, - символизм. Наиболее ярко это явление проявилось в поэзии, а также в живописи (английские прерафаэлиты, творчество Чюрлениса) и музыке (Р. Вагнер).

Символизм связан с таким явлением искусства как синэстетизм. В поэзии он проявился в понятии «звучание слова». Центральным понятием поэзии символисты считали Личность. Они отрицают значимость школы, традиции и провозглашают «свободу творчества». Рифма становится не обязательной, а ритмический размер вариативным. Слово рождается не разумом, а эмоцией, оно музыкально и символично. Эти идеи были реализованы в творчестве таких поэтов, как А. Рембо, П. Верлен, С. Малларме. Поэзия обращается к другим искусствам. Например, Рембо соотносит звучание гласных звуков с цветом, Малларме объявляет высшей поэзией тишину.

Идеи символизма в музыке реализовались в творчестве Рихарда Вагнера (1813-1883). Вагнера интересует синтез искусств. Музыка для него -это продолжение человеческой речи. Он считает, что музыка должна создаваться по законам драмы, а не состоять из отдельных номеров. Более того, позднее он приходит к выводу о необходимости создать единое искусство, существующее по одному закону. Этим законом может стать миф. Основные эстетические идеи Р. Вагнера сводятся к следующему:

• началом, обусловливающим художественное творчество, является народ;

• миф порождает поэзию;

• создание «всеобщего вида искусства» как апофеоза всех творческих усилий.

Эстетика «философии жизни»

Эстетика «философии жизни» строится на понимании ценности не результата, жизненного достижения, а самого процесса проживания. «Философия жизни» рождается как ответ позитивизму, призывавшему в начале века к изменению научных подходов в эстетике.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) в труде «Мир как воля и представление» пишет о том, что наслаждение - это отсутствие боли. Всякое наслаждение, входящее в удовольствие, всегда компенсируется болью. Помочь человеку способно только искусство, которое дает ему возможность созерцать. Шопенгауэр выдвигает теорию отдельных видов искусства на основе концепции отдельных стадий объективации воли. Архитектура в этом смысле расположена на самой низкой ступени в системе искусств. Ее функция заключается в^уточнении отношения силы тяжести к твердости предмета. По Шопенгауэру музыка - это бессознательное философствование, олицетворение воли. Шопенгауэр подразделяет музыкальные формы на элементы и сопоставляет их с элементами Вселенной. Основной бас в гармонии соответствует грубой планетной массе, тенор - кристаллам, альт - животным, в самом высоком голосе отражена высшая ступень объективации воли — осмысленная жизнь и устремления человека.

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) призывает к переоценке всех ценностей. Его сверхчеловек - это воплощенная воля к творчеству, которое помогает преодолеть ограниченность срока жизни и знания о мире.

Основные эстетические идеи Ницше можно свести к следующему:

• искусство — это пробуждение животной энергии благодаря образам и стремлению к более полной жизни;

• красота достигается только благодаря акту самоутверждения, который формирует, видоизменяет действительность, чтобы сделать ее прекрасной;

• воспринимать прекрасное - значит воспринимать его ложно;

• оригинальность не ценна, истинный «классический» стиль должен быть холодным, ясным и четким, логически последовательным. В нем избыток жизненной энергии сдерживается пределом обобщающего начала;

• начало художественного творчества - некое опьянение, ошеломление художника, который становится одержимым дионисийской энергией. На второй стадии он освобождается от пут сладострастного возбуждения и явления, озаренные волшебной символической картиной, приводятся в стройный порядок. Сам художник переживает перерождение себя сначала в сатира, затем в бога;

• истинное искусство пронизано дионистическим началом;

• все самое ценное человек добывает через совершение греха;


• подразделяет виды искусства по принципу доли эстетического опьянения на дионисийские (театр, танец, музыка и лирическая поэзия) и аполлоновские (живопись, скульптура и эпическая поэзия). Архитектура остается вне классификации, так как в ней проявляется созидательный акт воли во всей ее чистоте;

• искусство существует для того, чтобы мы не погибли от истины;

• признаком декаданса искусства является массовость и демократизация.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных