Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В искусстве начала XX века




Существует два подхода в сопоставлении понятия «авангард» с понятием «модернизм». Первый отличается их отождествлением (в таком случае их употребляют как синонимы: «художник-авангардист» = «художник-модернист»). Иногда можно встретить и такую трактовку, в которой модернизм выступает «не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом» и раскрывается он на примере импрессионизма, постимпрессионизма и модерна» (Большой энциклопедический словарь - см. электронную версию).

Однако в последнее время обозначился и другой подход к сравнению этих понятий. Например, В. В. Бычков определяет авангард и модернизм как два совершенно разных периода в развитии художественной культуры XX века. Если авангард для него «вся совокупность бунтарских, скандальных... направлений XX века», то модернизм - «своего рода академи-зация и легитимация авангардных находок в художественной сфере середины столетия без бунтарско-скандально-эпатажного задора авангарда» (Бычков В. В. Эстетика: Учебник. - М., 2002).

В данном учебном пособии понятия авангарда и модернизма употребляются как синонимы, так как именно такое употребление в теоретической литературе встречается наиболее часто.

Авангард — термин, обозначающий совокупность разнообразных новаторских, революционно-бунтарских движений и направлений в художественной культуре первой трети XX века. К нему относят фо-визм, экспрессионизм, абстрактное искусство, футуризм, дадаизм, сюрреализм, кубизм, функционализм и др.

В понятии «авангард» акцент делается на абсолютном отказе от классического наследия, отрицании всякой связи с ним. Как художественно-культурное явление авангард был подготовлен эстетикой романтизма. Он провозглашает начавшийся распад классического наследия, намечая новые пути. Художник-творец сменяется художником-анархистом. Искусство тесно начинает сотрудничать с политикой. Авангардное мышление активно моделирует новые реальности, создает моду и стиль жизни будущего. В основе авангарда - эстетика отрицания. Возникает тезис антиискусства как антипода искусству.

Модернизм (авангард) - может рассматриваться и как общекультурное явление, сопровождающее, как правило, все переходные периоды в развитии культуры. В таком контексте модернизм - это новация, обновление. Однако только в начале XX века авангард приобретает особые масштабы, выдвигающие его на уровень глобального явления культуры первой половины XX века. Искусство первой трети XX века - это особая «мастерская», экспериментальная лаборатория, в которой ведется активный поиск новации в сфере художественной культуры человечества.

Модернизм не возник на пустом месте, а был подготовлен такими явлениями в художественной культуре конца XIX века, как романтизм, символизм, импрессионизм, постимпрессионизм и модерн. В теоретической литературе можно встретить термины «предавангард» или «предмодер-низм», означающие всю совокупность предшествующих модернизму явлений художественной культуры конца XIX века.

Художественная культура начала XX века не сводится только к модернизму. В ней определенное место занимают и искусство, продолжающее традиции предшествующей культуры, и художественные явления среднего типа, как бы наводящие мосты между традиционной художественной культурой и авангардом. Однако именно модернизм открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество, называемое современными культурологами пост-культурой. Этим модернизм выполнил свою функцию в новоевропейской культуре и в основном завершил свое существование в качестве некоего глобального феномена в культуре первой половины XX века. Об этом косвенно свидетельствовало и возникновение в середине XX века ситуации постмодернизма - своеобразной ре-


акции уходящей культуры на авангард и модернизм, некоего предельно эстетизированного ностальгически-иронического всплеска традиционной культуры, уже пережившей «модернизацию» авангардом.

Фовизм

Фовизм (дикий стиль) просуществовал с 1905 по 1908 год. Цвет здесь признается самостоятельной субстанцией, обладающей эстетичностью. Одной из излюбленных техник фовистов становится пуантиль, разработанная неоимпрессионистами. Но в отличие от неоимпрессионистов цветовые точки фовистов разрастаются до ярких пятен, эквивалентных самой экспрессии, реальной, как и чувства человека. Фовисты увлекаются примитивом, представленным детскими рисунками и негритянскими мотивами. Излюбленными жанрами фовистов становятся пейзаж, мир жизни артистов, кабаре и проституток, а также роспись керамики. Фовизм проповедует стремление к вечности через цветовое многообразие. Цвет, как основание формы, обладает особой способностью возвращать человека к Абсолюту, который есть сама сущность. Фовизм не изображает реальность, а изобретает ее.

Представителями этого течения являются А. Матисс, А. Дерен, О. Фриез, Ж. Пюи, А. Марке, М. Вламинк.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных