Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Техника и киберкультура




Техника - это очень емкое понятие современности, употребляемое как в широком, так и в узком смысле: «способ подчинения природы», «средство производства излишков», «создание искусственной среды», «опредмечивание человеческой деятельности» и т. д. В узком смысле техника -это инструментальные средства человеческой деятельности по преобразованию окружающей среды. В широком смысле под словом «техника» имеют в виду (кроме того, что относится к узкому значению) еще и техническое знание, связанное с процессами социокультурной динамики.

Исследование техники как специфического явления началось в конце XIX века с работы немецкого ученого Э. Каппа, заложившего теоретическое основание для такого научного направления, как философия техники. Далее этой проблемой занимались Ф. Дессауэр, К. Ясперс, М. Хайдег-гер, X. Ортега-и-Гассет, А. Гелен и др. Разрушительность воздействия техники на человека показал в своих работах К. Маркс. Среди русских философов о технике писал Н. Бердяев.

Особенно начала развиваться эта область исследований уже во второй половине XX века в связи с разрастанием экологического кризиса как последствия научно-технического прогресса. Технический прогресс все ча-


ще начинает представляться не только как прогресс, но и как регресс. Философы заговорили даже о возникновении нового типа человека - homo faber, которого отличает уже не столько разумность, сколько способность производить.

Конец XX века принес новое понимание техники в жизни человека. Это было обусловлено коренными изменениями в ее сфере, связанными с возникновением информационных технологий и компьютерных систем. Техника становится новым фактором человеческого бытия, определяющим его характер. Только что освободившись из «объятий природы», человек попадает в «тиски» техногенности.

Роль нового переворота в области техники философами, культурологами и футурологами понимается по-разному. Часть из них торжествует победу человека над миром, получение им новых благ, свобод и выгод, а другая часть сожалеет о потерянной духовности, естественности, человечности мира. Но все они сходятся на том, что влияние техники нового поколения, связанного с компьютерными технологиями, существенно изменило общество и культуру, превратив их в информационное общество и киберкулътуру.

Понятие информационного общества принадлежит А. Тоффлеру. В своей работе «Сдвиг власти» он сформулировал определение информационного общества, суть которого сводится к тому, что это общество, основанием и главным критерием устойчивости которого становится информация. Информация способна глобально изменять мироощущение человека, меняя его представления о мире (его пространственно-временных характеристиках) и о самом себе. Информационные технологии способны изменить не только субъект и объект эстетического отношения, но и сам характер этой связи, сделав его опосредованным. Человек оказывается «зажатым» между миром реальным и миром виртуальным, перевес между которыми все больше на стороне второго. Информационное общество и киберкультура приходят на смену обществу индустриальному, возникает глобальная электронная цивилизация, последствия которой уже не только предсказуемы, но и заметно ощутимы.

Положительные характеристики электронной цивилизации:

• смена конкурентности материальных отношений стремлением к обмену информацией (которой можно делиться без сожаления) и сотрудничеству;

• количественное увеличение объемов ресурсов необходимого знания человека, связанное с тем, что главным ресурсом хранения информации становится память машины, а не человека, значительно уступающая компьютеру по объему «хранилища»;

• демассификация форм организации производства, при которой человек получает новую степень свободы и творчества.

Негативными сторонами электронной цивилизации являются:

• усиление опосредованное™ взаимодействия человека и природы техникой, приводящее ко все большему отдалению человека от естественной среды;

• опасность появления информационно-бюрократической машины контроля человека и общества;

• факт того, что человек может стать одним из видов сырья, подлежащего обработке средствами компьютерной технологии;

• возможность выхода информационных процессов из-под контроля человека.

Ситуация пост-постмодернизма - это новая заданность отношений человека с миром, где меняется не только то, что выступает посредником в этих отношениях, но и сам характер опосредования. Если посредником становится новая компьютерная техника, то понятием, определяющим характер опосредования, начинает выступать технологичность.

Ситуация киберкультуры выдвигает новые проблемы:

• новое осознание роли человека в технотизированном мире и его существование среди машин;

• формы и способы существования человека, опосредованные техникой;

• приспосабливание всей системы жизнедеятельности к принципиально новым видам распределения результатов жизнедеятельности человека и машин;

• новые формы социальности, обусловленные опосредованностью и доступом к технике и технологии;

• переориентации всей системы воспитания и образования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных