Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Net-арт и компьютерные технологии в искусстве




Возможности компьютерных технологий активно вошли практически во все области художественного творчества. Но влияние это условно можно проследить в трех относительно самостоятельных направлениях развития искусства:

• использование компьютерной техники в традиционных видах искусства (звуковые эффекты в эстрадных музыкальных жанрах, компьютерная живопись);

• появление компьютерных двойников у разных видов искусства: компьютерное кино и мультипликация, компьютерная литература, компьютерная музыка и т. д.,.основанные на компьютерных технологиях («Шрек»);

• появление влияния элементов компьютерных технологий в искусстве вне компьютера (фэнтези как жанр литературы, образ Масяни на телевидении и др.);

• Net-арт - специфически интернетовское искусство, не имеющее аналогов в искусстве.

Компьютеризация кино проявилась в рождении новых художественных приемов: морфинг (превращение одного объекта в другой путем постепенной его деформации), компоузинг (заменивший комбинированные съемки и позволяющий затормозить движение, превратить трехмерный объект в двухмерный, анимировать тень) и т. д. Появляются и новые персонажи, среди которых киборги, биороботы, зомби. Они, как правило, лишены личностного начала или создают иллюзию специфического, сконструированного характера.

Происходит рождение и совершенно новых видов художественной деятельности: компьютограф (или дигитограф), вид цифровой фотографии, не требующий фотопленки.

Новым для человека стало и интерактивное телевидение, принесшее такой вид творчества, как сёрфинг - импровизационный зрительский монтаж, выбор ракурса, элемента, направление просматриваемого материала самим зрителем.

В литературе возникает явление гипертекста текста, не требующего изложения на бумаге, а воспроизводимого компьютером в виде многовариантного развития сюжета.

Компьютерная виртуальность создала не только новую живопись, изображением в которой стало безматериальное воплощение видимого. Художник может бесконечно «работать» с уже готовым изображением: увеличивать, растягивать, расплющивать, мять, процарапывать, размазывать, перемещать и т. д.


Новые технологии обогатили и музыкальное искусство, не только наполнив его новыми тембрами, звуковыми эффектами, резонансно-техническими возможностями, но и создав то, чего раньше вообще не было. Например, появляются синтезированные комплексные инструменты типа воздушной скрипки, барабанного рояля. Компьютер позволил создать, озвучить неслышимую до этого музыку человеческого тела, т. т биомузыку, фиксирующую изменения биоритмов человеческих органов; Кроме того, сегодня существует огромное поле для создания новых, неприродных, звуковых эффектов.

Происходит виртуализация процессов психологии человека: флуктуация, конструирование, навигация, персонификация, имплозия, адаптация.

Возникновение Net-арта обусловлено рождением в 1993 году новой системы коммуникации, созданной учеными Америки на случай атомной войны и получившей название Интернет. Поэтому то, что сегодня уже названо Net-артом (сетевым искусством), иногда шутливо называют «искусством конца света».

Net-арт - это синтез экранного искусства (видеоарта) и новых компьютерных технологий, определяющих новый способ создания экранной продукции.

Первые опыты творчества напоминали наскальные орнаменты, представляя собой цепочки-рисунки, состоящие из разных комбинаций всех значков, имеющихся на клавиатуре. Первооткрывателями нового творчества стали О. Лялина, А. Шульгин, и Джоди (Jodi) — создатели первых интернет-проектов, определившие и новые возможности для творчества в условиях сети Интернет.

Для них Net-арт - это получение новых технологий творчества, в котором главными средствами выразительности становятся не картинка экрана, а связь или ее обрыв. Поэтому Net-арт может существовать только в сети. Выходя за ее пределы, Net-арт теряет главные свои свойства: недолговечность, процессуальность и интертекстуальность.

Главным понятием Net-арта становится гипертекст - особая структура текста, наполненная ссылками, каждая из которых сама по себе есть не только цитата, но целый текст. Поэтому цитатность гипертекста становится безграничной и саморазрастающейся. Управляет гипертекстом не автор, а зритель, который становится не просто со-автором, но пользователем. Сетевое искусство разрушает отношения автор-зритель, заменяя их творческим сотрудничеством, где нет главного, а все являются равнозначными фигурами.

Net-арт - это не просто новая форма творчества, это среда, предоставляющая человеку новые возможности для творчества, в которой нет «арт-

мафии», и художник предоставлен сам себе. Его не ограничивает ничто и не обязывает никто. Единственным ограничением становится Сеть, за рамками которой заканчивается и Net-арт.

В Net-арте нет разделения на искусство и не-искусство, все образы однозначны и построены по принципу игры и карнавала, в пространстве которых существует возможность для человека самовыразиться. Средством самовыражения в сетевом искусстве становится сама Сеть.

Net-арт активно строит свою игру на принципах, разработанных неклассической эстетикой. Так О. Лялина создает проект «Агата», в котором главными персонажами становятся виртуальные Адам (из Интернета) и Ева - Агата (из реального мира). Проект основан на принципах кино, но содержит игровое начало гипертекстуальности, доведенной до абсурда.

Проекты Net-арта тяготеют к художественности: они пытаются отражать и предвидеть, предчувствовать последствия «новых игр» человечества. Например, проект А. Дулерайна и С. Корякина «Иван-Дурак» классифицируется самим авторами как киберкомикс, соединивший в себе сюжеты русских народных сказок, компьютерные технологии и философию Д. Андреева, изложенную в его книге «Роза мира». Художественность Net-арта определяется его сюжетностью и тяготением к кино. Но от кино его отличает отсутствие монтажа. Монтаж в Net-арте представлен особой концептуальностью, заданностью игровых правил, последовательностей и ролей участников.

Net-арт - проявление конвергенции - идеи слияния на единой цифровой основе разных форм творчества. Возможно, что в Net-арте человечество получит новый синтез искусства, отличающийся принципиально новым основанием в виде цифр-знаков. Это будет искусство, не имеющее национальных границ и барьеров, способное преодолевать все разделяющие людей преграды открытого общения (языки, расстояния, культуры, предпочтения). Но возможен и другой исход этого направления. Именно о нем рассказано в проекте Дулерайна-Корякина «Иван-Дурак», в котором Интернет становится гигантским пауком, пожирающим человечество, его интеллект и делающий человека рабом Сети.

Совершенно очевидно, что сегодня эстетика как наука является особенно актуальной, так как именно она занимается возможностью проявления в человеке его высших предназначений, закономерностями его самореализации в мире через творчество. Предметное поле для эстетических исследований огромно. Поэтому позволим себе заметить, что у эстетики как науки есть будущее.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных