Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Христианское религиозное мировоззрение.




Христианство боролось с язычеством и отвергало искусство, которое якобы напоминало о языческой ереси, безнравственном культе императоров, дьявольских страстях и вожделениях. Улыбка и радость, которые пронизывали античное искусство, были искоренены, поскольку смех считался предосудительным. Любой человек эпохи Средних веков обязан был быть нетерпимым к земным наслаждениям. Театр, зрелища, гармоническая музыка неред-


ко рассматривались как творения дьявола. Занятия искусствами, доставляющие удовольствия, слыли греховными, а единственной целью человека были прославление Бога и подготовка к жизни на небесах. Новая парадигма эстетического сознания не допускала отношения к жизни как к удовольствию и шутке. Эстетика заменялась религиозными помыслами и постулатами о праведной жизни. В теологических трактатах встречаются отдельные определения красоты и добра, но они не развивались, а заимствовались у Аристотеля в слабоподражательном виде.

Главными носителями средневекового мировоззрения были моралисты, отцы святой церкви, духовенство. Все средневековое клерикальное искусство исходило из религиозного представления о том, что земная жизнь - лишь слабый отблеск небесной жизни. Отсюда следуют откат от идей реализма в античном искусстве, пренебрежение к чувственному миру и народным формам искусства. В таких жанрах клерикального искусства, как гимны, духовные стихи, жития святых, церковная драма, развиваются новые формы христианских символов и аллегорий. Библия должна была вытеснить из сознания людей нечестивые античные и римские мифы, напыщенное ораторство, саму философию. Мирские изящные искусства в прежнем виде совершенно игнорировались.

Аврелий Августин (354 - 430) прошел путь от поздней античности к христианству и стал его ревностным проповедником. Высший художник, согласно Августину, - Бог. Понятие красоты в Средние века часто смешивалось с именем Бога. Уже не обсуждались проблемы художественного стиля произведения искусства, чувственного и нравственного его восприятия. Христианские проблемы сотворения мира, искупления, первоочередного греха, души и провидения и др. могли решаться, если конечным пунктом каждого суждения был Бог. Он дает и красоту и образ. Мир прекрасен потому, что его сотворил Бог. Он и есть сверхчувственная, вечная и абсолютная красота. Бог, создавший все вокруг, был мерилом реальности, но сам оставался невидимым, невесомым, неосязаемым. Религия духа призывала жить в идеальном мире, отрицала простое естественное восприятие, в том числе и искусства. Так, в VIII - IX вв. развернулось иконоборческое движение с идеей унижения религии духа. Знания литературы, философии привели Августина к поискам особых теоретических хитростей для защиты искусств и красоты. Эстетика в Средние века не исчезла

под шатром теологии. Она перешла на другое поле теоретических проблем и занялась выработкой понятий и критериев красоты в соответствии с новой парадигмой мировоззрения. Для обоснования этой новой эстетики отцы церкви вынуждены были обращаться к Гомеру, Вергилию, Платону, Аристотелю, Плотину, Цицерону и на этом материале выводить новые положения.

Следуя античности, Святой Августин давал определение прекрасного, отталкиваясь от признаков формальной гармонии. Красота - это «пропорциональность частей в сочетании с приятностью окраски». При этом элементы красоты не связывались только с искусством, они могли быть духовные и материальные, физические и моральные, конечные и беспредельные. Новая средневековая философская интерпретация красоты состояла в том, что гармония есть не атрибут самих вещей, а отражение их божественного происхождения. Гармония, стройность, порядок в физических предметах прекрасны, поскольку отражают высшее богоподобное единство. Гармония, основанная на числах, приводит Августина к своеобразному христианскому пифагорейству. Порядок и число в божественном творении мира объявляются основными чертами красоты. Круг, имеющий наивысшую степень равенства, превосходит красотой другие геометрические фигуры. Круг, ямбы, октавы, симметрия и равновесие в скульптуре, архитектуре - все это подражает божественной форме. Признаки красоты он связывает с тремя принципами - меры числа, веса или вида, формы и порядка.

Мир - это поэтическое творение Бога. Проводя некоторую аналогию между человеческим и божественным творчеством, Августин указывает на то, что человеческое творчество - относительное, божественное - абсолютное.

В эстетическом созерцании Августин большую роль отводит чувствам, особенно зрению и слуху. Они дают восприятие в наиболее разумной и законченной форме, в сравнении, например, с осязанием или вкусом. Так, в своей «Исповеди» он признается, что получает удовольствие от зрительного и слышимого, но старается подавить эти влечения, считая их греховными.

Идея внутренней гармонии между субъектом и объектом в процессе восприятия красоты - важная идея в исследовании эстетического опыта. В трактате «О подходящем и прекрасном» Августин делает вывод о том, что душа открыта для ощущений, которые согласуются с ней. Она отвергает те ощущения, которые не подходят


ей, вредны для нее. Два элемента восприятия - чувство и объект -осуществляют взаимное влечение, приспосабливаются друг к другу на основе внутренней гармонии. Разум постигает гармонию между субъектом и объектом, порождает новое чувство соответствия и внутреннего согласия на основе ритма, симметрии, «однородности» раздражителей.

Фома Аквинский (1225-1274) делает шаг вперед в сравнении с теорией Святого Августина. Он пытается, прежде всего, оправдать красоту форм чувственного мира. Красота - это то, что, будучи увиденным, нравится. Это нравящееся чувство опосредовано соответствующими пропорциями, организованностью формы. Красота связана с эстетическим опытом, созерцанием, в отличие от блага, где надо удовлетворять потребности. Как понятие, красота основывается на трех качествах - цельности, пропорциональности, яркости. Все они воздействуют на человека своей организованностью, порядком, мерой или формой. Тезис Святого Фомы о том, что красота - причина формы, стали широко использовать другие философы в более поздние времена.

Первый характерный признак красоты - форму - Святой Фома дополняет вторым, слитым с первым, - это признак света или сияния. Святой Августин писал о красоте как о слиянии порядка и истины. Свет прекрасного, по Аквинскому, означает «слияние формы вещи" как в искусстве, так и в природе. Новое понятие «лучезарность» философ определяет как яркие цветные предметы, которые считаются прекрасными. Христос - это необходимое излучение света божества. Лучезарность и сияние Бога вызывают робкие и трепещущие чувства. С функцией эстетической формы связана ясность как признак совершенного. Радость познания проистекает не только из соотношения между элементами предмета, но и из их ясности. В силу ясности предмет приобретает совершенство и при восприятии доставляет нам удовольствие.

• Для средневекового мировосприятия признак формы и света в идее красоты является решающим. Лестница этой идеи всегда ведет к Богу. Низкая ступень означает красоту бесформенного, физического раздражителя. Затем открываются красоты более единые, моральные, внутренние. Вершина - это красота, где достигаются союз с единством Бога, слияние с его формой.

О

В христианских и эстетических концепциях Средних веков значительную роль играло понятие «символ» - знак или примета. Они представляли внутреннюю, невидимую часть жизни души. Переход от внутреннего к внешнему сопровождался множественностью значений. Так, Данте в своей «Божественной комедии» различал четыре возможных значения литературного произведения: буквальное, моральное, аллегорическое, мистическое. Эстетическое сознание средневекового человека также искало знаки, аллегории в Библии, иконописных изображениях, в церковных скульптурах. Казалось, что их несут самые обычные вещи, природа, обычные люди.

• В эстетическом средневековом сознании произошла подмена чувственного мира миром призрачным, идеальным, символическим. Розы, голуби, бабочки, черви, павлины - все имело священный и мистический смысл. Живому миру приписывалось свойство отра-жательности, иллюзорности благодаря направленности средневекового символизма. Хотя существо красоты оставалось духовным и она принадлежала только Богу, постепенно благодаря символике красота сводилась с небес на землю. Мир красок, звуков, форм завоевал свое место в эстетике. И как бы ни трактовала церковь роль символов, они вместе с чувственными восприятиями их были уже представлены в царстве Божьем.

В последующую эпоху музы искусства реабилитируются, хотя и остаются вписанными в христианские теории и добродетели.


3.

Эстетика Возрождения

Высочайшего расцвета эстетическая мысль достигла в эпоху Возрождения (1300-1600). Сам термин ренессанс (возрождение) был впервые употреблен в книге Вазари «Жизне-описание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (15 50)и означал

возрождение

Идеалов_________

Античности

на новой философско-эстетической основе.

Контраст, различия в эстетическом сознании эпохи Возрождения и Средних веков были весьма значительны; философское осмысление жизни, роли науки, искусств, смысл многих эстетических принципов, понятий, самой практики искусств, отношение к красоте глубоко противоположны. Одновременно нельзя полностью игнорировать связи развития, традиции в эстетических учениях двух эпох. Для средневекового человека мир земной был несовершенным

воплощением высшей совершенной божественной сущности. Во времена Петрарки, Джотто, Брунеллески искусство - это зеркало повседневной жизни и природы. Авторитет Священного Писания еще велик, но на него уже не смотрят трепетно, как на собрание божественных тайн. Догматизм в религии постепенно отмирал. Канцлер Флорентийской республики Калуччо Салутату говорил, что Священное Писание - это не что иное, как поэзия. Возрожденческое сознание поклонялось как Христу, так и Аполлону, как христианским святым, так и античным богам. Художники Возрождения возвеличивают изящные искусства. Но деятели Возрождения саму живопись считали божественной, поскольку, проникаясь ее произведениями, люди должны были проникаться любовью к Богу.

В эпоху Возрождения постепенно сложился новый взгляд на природу, искусство, человека, основанный на новой вере в его силы и возможности, на принципах опыта, наблюдения и мышления. Но сложность эстетики Возрождения состояла в том, что новые формы существовали в ряду, на фоне, около старых форм и идеалов божественной мудрости и красоты. Это не была эстетика одномоментного переворота или эмансипации от богословия. Библия не утратила своего значения, а новые гуманисты за теоретическими аргументами обращались к философам Средневековья. Тем не менее эпоха породила блистательную плеяду новых ученых, художников и новые идейные формы в литературе и искусстве. Так, наука Возрождения получила глубокое развитие в трудах Кеплера, Галилея, Каменского, Леонардо да Винчи, Кампанеллы, Томаса Мора, Спинозы. В центре искусства находятся человек и природа, гармония, изящество и красота чувственно воспринимаемого мира. Об этом свидетельствует литература Боккаччо, Петрарки, Роттердамского, Рабле, Шекспира, Сервантеса. Гуманистической устремленности полны работы Рафаэля, Тициана, Мазаччо, Перуджино, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело; мадригалы Палестрины, Царлино, хоры Орнандо Лассо, клавесинные пьесы Жаннекины развивают светское направление искусства.

Характерными чертами концепций Возрождения были конкретность, предметность, тесная связь с художественной практикой и искусством. Появилось стремление к переосмыслению двух ключевых эстетических понятий: зеркало и завеса. Средневековое мировоззрение представляло земной мир, знания как зеркало божественной сути. Л. Альберта, Леонардо да Винчи, А. Дюрер использовали


метафору зеркала, рассматривая вопрос о подражании в живописи, но оригиналом для этого зеркала выступает сама природа, а не что-то сверхчувственное. Подобен зеркалу и ум живописца, поэта. Он как бы озаряется блеском знания, правдивости, должных пропорций вещей. Если средневековые поэты воображение, фантазию и всю аллегорическую поэзию сравнивали с завесой, вуалью, которая скрывает истину, то в послесредневековый период узорная завеса жизни снимается и мир начинает осязаться непосредственно с помощью разума и науки.

Мистические и фантастические декорации, под покровом которых находилась природа, постепенно отодвигали на край сцены жизни истинные сыны Возрождения - художники. Наметился переход живописи и поэзии из категории низших ремесел в категорию свободных профессий. Об этом свидетельствуют трактаты Альберти (1404-1472), дневники Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Светское направление в искусстве развивалось не путем отказа от божественной сути, а соединением искусства с красотой природы и человека. Леонардо да Винчи вторил Данте и называл художников «внуками Бога».

Одновременно художники-гуманисты стремились завоевать уважение богатых людей и общества своими нравственными, интеллектуальными добродетелями, знаниями в философии, пониманием технических проблем своего искусства. Стал цениться труд, вложенный в создание вещи. Аксиомой считалось то, что произведения искусства привлекают трудностью исполнения. Искусство признавалось выражением разума поэта и художника. Их отличие от ремесленника виделось в полных и разносторонних знаниях, включая историю, географию, математику и др. Идея универсальных знаний позволяла приблизить художника к философам. Леонардо да Винчи считал живопись философией, Боккаччо относил поэтов к философам. Свободный художник Возрождения - это титан, который должен был непосредственно трудиться, соревноваться с Богом в искусности своих созданий, раскрывать божественные тайны, познавая теологию, философию, науки, светскую мудрость. Искусство для художника Возрождения было той премудростью, которая открывается путем неутомимой тренировки в изображении природы. Достойны были наибольшей похвалы те произведения, которые имели наибольшее сходство с природой. Здесь уместно говорить не только о реализме, но и о натурализме эпохи Возрождения. Из совокупности специальных методов, позволяющих создавать вторую природу, превозноси-

лись роль органов чувств, знание анатомии, физиологии, оптики, перспективы, математики и др. Итак, искусство понимается как совершенствование природы или стремление превзойти творчество божества. При этом его сущность виделась в подражании природе, а природа подражала божественному творению. Совершенство формы и красоты содержится в человечестве. Художник должен уметь найти следы утраченных совершенных форм, должен извлечь из природы внутреннюю прекрасную форму, поскольку внешние массы скрывают ее. Художник открывает ее и достигает идеала. Он не столько творит и изображает, сколько преобразовывает Богом данное. Но свобода воли художника - это основа творчества. Красота - это не столько дар Бога, сколько выбор, имеющий человеческое происхождение.

Проблема красоты рассматривалась на основе возрастающего значения гармонии. Содержание красоты раскрывалось с помощью понятий полного соответствия, соотношения, пропорций, изящества, согласованности, композиций. Из отбора элементов частей целого создается искусство проектирования, которое характерно было для живописи, скульптуры. От сложившихся в уме представлений пролагается путь к методу и мастерству.

• Красота все более эмансипировалась от красоты символа и становилась символом чувственного восприятия. Она создавалась упорным трудом художника и вела зрителя в мир наслаждения. За искусством было признано требование народа доставлять ему удовольствие. Квинтэссенция эстетики Возрождения прекрасно передана в словах А.Ф. Лосева о гуманизме Ренессанса:

«Ни сам Ренессанс, ни его эстетика не могут излагаться вне того центрального для Ренессанса культурного течения, которое обычно именуется гуманизмом. Если иметь в виду этимологию этого латинского слова (humus - почва, земля), то лучшего обозначения Ренессанса как небывалой в Европе эпохи гуманизма нельзя себе и представить»1.

1 Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С. 108.


4.

Эстетика Классицизма

:> о о а






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных