Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






На рубеже столетий формируется мятежный дух культуры романтизма.




Стремительный цивилизационный прорыв был совершен в технике (изобретение паровой машины, прядильных машин), математике

(Гаусс, Лаплас), физике (Гальвани, Вольт, Беккерель), естествознании (Ламарк). В литературе и искусстве блистали имена госпожи де Сталь, Франсуа Шатобриана, художника-классициста Ж.Л. Давида, героического и лиричнейшего Бетховена, романтика Э. Делакруа. Властителями дум становятся Байрон, Гофман, Шуман, Шопен, Берлиоз, позднее Вагнер.

Для философской мысли этого периода, так же как и для искусства, характерны пафос критики, стремление к утверждению свободы и достоинства человека. Философия все глубже проникает в культуру Германии конца XVIII в., во многом благодаря работам великого Иммануила Канта. Развивая гуманистические идеи, просветитель создает новую философию человека, предопределяя развитие философских умов вперед на столетия. Впервые он формирует три масштабных философских вопроса о человеке: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?»1 О новаторской философии, вызвавшей сначала возбуждение, а затем переворот в философии, говорят его строки:

«Чрезвычайно важно для человека знать, как надлежащим образом занять свое место в мире, и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком»2.

Инициированные философией Канта, идеи Шиллера, Фихте, Шеллинга, Гегеля совершили универсальную философскую революцию в Германии. Эстетический вопрос в этом процессе занял важнейшее место. Он стал преобладать в философии, как и сама эстетика становилась под воздействием идеалистической философии иной в сравнении с материалистическими традициями философии просвещения XVIII в. В философском идеализме Фихте и Шеллинга, а затем на его закате в философии Ницше воедино соединяются воображение художника, умственный кругозор философа и художественный вкус эстетика-аналитика. Романтически истолкованные владения философии, эстетики, искусства воссоединились в целостной личности поэта-эстетика-философа. Однако Германия в отличие от революцион-

'Кант И. Соч. Т. 3. М, 1964. С. 661. 'Кант И. Соч. Т. 2. М., 1963. С. 204


ной Франции предпочитала путь реформ и государственного руководства духовной жизнью страны, прежде всего в области науки, образования, культуры. Вся реформаторская деятельность Прусского государства требовала проектов, построенных на широкой философской, культурной, образовательной основе. Отсюда одна из причин расцвета немецкой классической философии в первые десятилетия XIX в. в работах Фихте, Шеллинга, Гегеля, а также в творчестве немецких романтиков Ахим фон Арним, Ф. Шлейермахера и А. Шопенгауэра. Немецкая философская мысль этого периода, в силу ее всемирно-исторического значения, стала называться немецкой классической философией, а одно из ее направлений - классической немецкой эстетикой. Этот огромный, длящийся почти столетие этап развития эстетической мысли чрезвычайно важен в силу своего новаторского духа и понимания мира на основах человеческого разума и чувства.

Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии и эстетики. Принято считать, что он «произнес первое рациональное слово в эстетике». Оригинальность его философии связывают с системой доказательств, из которых следует, что восприятие человеком прекрасного - это наиболее сложная и противоречивая способность, менее всего доступная нашему пониманию. Он доказал, что эстетическое наслаждение - более глубокий и философский предмет исследования человеческих способностей, чем, например, физика. «Критике чистого разума» предшествуют две работы философа эстетического характера: «Наблюдения за чувством прекрасного и возвышенного» (1764) и «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и постигаемого мира» (1770). Человеческие чувства, страсти, аффекты основываются, как считает философ, не столько на свойствах внешних вещей, возбуждающих ощущения, сколько на присущем человеку чувстве удовольствия или неудовольствия, возбуждаемых предметом ощущения. Кант обнаруживает единство прекрасного и возвышенного как истинно человеческого в человеке.

В отличие от Руссо с его лозунгом «Назад к природе» Кант считает, что человек становится человеком благодаря цивилизации. Она учит человека правилам человеческой жизни и морали. В «Критике чистого разума» (1781) Кант исследует эту способность человека и пытается уяснить, как рождаются принципы, понятия, что может и чего не может разум человека. Ему удается доказать творческий характер человеческого разума, конструктивное начало человеческого

ума, утвердить человеческую активность и свободу. При этом он различает два вида знания (познания): опытное (апостериорное) и вне-опытное (априорное). Например, в суждении «все тела существуют в пространстве и времени» мы совершаем внеопытный (априорный) скачок мысли. Мысль здесь непосредственным опытом не обусловлена. Любое всеобщее знание априорно. Опыт, в том числе эстетический, Кант определяет как единство чувственности и рассудка.

Учение о чувственности и ее всеобщих формах - пространстве и времени - Кант называет трансцендентальной эстетикой, т.е. учением, которое исследует эстетический опыт под утлом зрения его априорных форм и структур. Здесь к эстетическому опыту применяются такие «чистые понятия» и категории, которые основываются на доопытном знании. В опыте Кант выделяет две способности - чувственность и рассудок. К формам чувственности как к активным, а не пассивным способностям познания Кант относит пространство и время. Это не естественнонаучные свойства вещей самих по себе, а формы нашей чувственности, т.е. субъективное. Но это субъективное образует общее понятие. Отсюда неэмпирическая (внеопытная) природа чувственного созерцания.

В «Критике способности суждения» анализируется способность суждения как эстетическая категория. Если в «Критике чистого разума» способность к суждению рассматривалась как чисто познавательная и исследовалась как законодательство рассудка, а в «Критике практического разума» она связывается с понятием воли, свободы и исследуется как законодательство разума, то в «Критике способности суждения» исследуется способность суждения, связанная с понятиями цели, прекрасного и художественного вкуса. Анализ эстетической способности - это новая, третья ступень критической философии Канта, где находят единое завершение все «Критики...». Сфера эстетики оказывается промежуточной между рассудком и разумом. На основе частных примеров эстетические суждения поднимаются до обобщения. Это рефлективный способ суждения. В нем эстетический вкус выносит общие законы, склонные к систематизированию и обобщению. Суждение вкуса есть созерцательное суждение. Оно отличается незаинтересованностью в предмете, доставляющем нам наслаждение. В нем нет корыстных желаний обладания или удовлетворения, выгоды или заинтересованности в предмете. Предмет, вызывающий эстетическое удовольствие, приятен человеку безлично, как представителю рода челове-


ческого, а не как индивиду. Отсюда эстетическое суждение у Канта всеобще, необходимо, трансцендентально. Эстетическое наслаждение имеет свойство всеобщности, что позволяет предположить его в каждом человеке при определенных обстоятельствах. Нет логических предпосылок для определения предмета как прекрасного, но есть к этому предчувствия рассудка. Чувство красоты - это результат взаимодействия элементов, участвующих в акте познания.

Эстетическое суждение Кант соединяет с нравственными понятиями и с понятием о его назначении и характере или идеале. Он считает, что эстетическая идея в искусстве может служить моральным символом. Прекрасное в природе открывается через прекрасное в искусстве. Само искусство - это не подражание природе, а воплощение идеи образа в творчестве художника. Кант рассматривает проблему таланта, который следует известным правилам и работе гения, - непонятным образом воплощающего природный дар или дух. Гениальность Кант связывает со способностью восприятия эстетических идей, под которыми понимают образы, недоступные мышлению. Так, за пределами абстрактного мышления лежат образы «Божественной комедии» Данте. Во второй части третьей «Критики», посвященной теологической способности суждения, Кант, предположив целесообразность природы, приходит к идее конечного целепола-гающего существа, т. е. Бога. Но теология как учение о Боге у него дополняется «моральной теологией» практического разума. Сам человек объявляется высшей целью творения. Кант показал, что наше познание происходит в субъективно-объективной форме. Он подчеркнул самосознательный, рефлективный, творческий и трансцендентальный в науке уровень субъекта. Эстетический идеализм Канта состоял в отрицании объективного происхождения эстетических свойств, укорененных в свойствах материалистического мира. Он отнес их к области нашей рефлексии, суждениям о вещах природы и предметах искусства. Тем самым он ввел новую эстетическую парадигму как иной тип эстетической рациональности, где весь мир вращается вокруг сознания субъекта, а рефлектируемые формы предметного мира объявлены источником эстетического чувства удовольствия.

Ф.В. Шеллинг (1 775 - 1 854) к интеллектуальным кумирам своего времени относил Канта и Фихте. В Тюбингенском Теологическом институте он учился одновременно с Гегелем, Гольдерлином, переписывался с Гёте, Шиллером, Новалисом. Он являлся главой романтической школы искусства, читал лекции в Берлинском университе-

те, был академиком Баварской академии наук. Если Кант подчеркивал творческие созидательные возможности человеческого разума, то Шеллинг создает теорию абсолютной способности творчества в искусстве. Именно в искусстве, в эстетической деятельности тождественность объективного и субъективного находит наивысшее выражение. Отсюда заключительным аккордом всей его философии оказывается философия искусства. Глубоко изучая натурфилософию и естествознание, философию рассудка и разума, во главу угла всей своей философии Шеллинг ставит художественно-эстетическое созерцание. Он пытался в разуме человека-творца найти то созидающее начало, которое позволит действительность представить как порождение человеческого разума. Человек же является частицей всеобщего разума, порождающего действительный мир.

Центральная работа по эстетике «Философия искусства» была опубликована только после смерти философа, в 1859 году. В ней он опирается на национальные философско-эстетические традиции Канта, Фихте, Шиллера, но развивает романтические принципы свободы творческого духа. Субъективизм и анархизм романтиков противостоял морали долга Канта и Фихте. Шеллинг утверждал идею превосходства искусства над природой. В искусстве он видел завершение мирового духа, объединения духа и природы, объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, сознательного и бессознательного, необходимости и свободы. В рассмотрении искусства и эстетических проблем вслед за Кантом он применяет диалектику. С помощью категорий он конструирует идеальную модель мира искусства, в основе которого лежит абсолют. Роды и жанры искусства воспроизводят это абсолютное. Красота, по Шеллингу, - это выраженная в конечном бесконечность абсолюта. Философский смысл следует постулировать из двух рядов абсолюта в искусстве - идеального (поэзия) и реального (музыка, архитектура, живопись, пластика). Итак, абсолют, облаченный в конкретно-чувственные формы, являет нам мир красоты и искусства.

В работе «Философия искусства» выделяются две большие части: «Конструирование искусства вообще и в целом» и «Конструирование форм искусства в противопоставлении идеального и реального ряда». Уже во введении Шеллинг обосновывает свою претензию на создание новой науки об искусстве - философии искусства. Метод построения этой науки - конструирование. Философию искусства Шеллинг считает целью философа. Он сетует на то, что философско-


го искусствоведения не существует. Есть отдельные фрагменты, а не научное целое. Цель своей работы он видит в том, чтобы философски разбирать жанры искусства и воссоздавать их систему. Лицезрение всей красоты, первообразов всего прекрасного, наконец Бога как универсума в полноте всех его идеальных определений возможно в искусстве. Следуя идеям абсолютного идеализма, Шеллинг видит в искусстве эманацию абсолютного и прямо утверждает в третьем разделе первой части работы, что «причина всякого искусства - Бог». Во второй части трактата философ рассматривает эстетическое своеобразие видов искусства, жанров поэзии (элегия, идиллия, драма, эпос, поэма). Он обращается к конкретным образцам творчества Петрарки, Данте, Корреджо, Рафаэля, Микеланджело. Искусство - это часть философской истины. Талант и гений овеществляют идеальный мир, который в качестве вечных понятий содержится в Боге.

Если Кант следовал традиционному пониманию эстетики как учения о чувственности - ощущениях, восприятиях, представлениях, то Шеллинг превращает эстетику в умозрительную теорию искусства. Он ставит вопрос о создании новой области эстетики - философии искусства и располагает ее между божественным абсолютом и философствующим разумом в рамках исторического развития. Но система Шеллинга не разрешила основные проблемы философии искусства, хотя и выдвинула изначальный вопрос о ее статусе и необходимости существования.

Георг Гегель (1770- 1831) на основах диалектики и историзма разработал зрелую и четкую эстетическую концепцию. В ее основе глубокий анализ мирового искусства и новый подход к изучению художественной практики. Впервые всю обширную область эстетического и искусства Гегель представил в виде диалектического процесса развития идей или мышления. Основой человеческого бытия Гегель считает мышление. Оно протекает в понятийной форме и составляет самую главную особенность человека. Предмет философии - мышление. Отсюда следует обращение Гегеля к «Науке логики», которая делится им на три части: логику бытия, логику сущности и логику понятия. Если Кант признает категории чем-то принадлежащим самосознанию как субъективному «Я» на основе тождества объективного и субъективного, то Гегель продолжает решение кантовских антиномий, но уже на сугубо рациональной основе.

Субъективная логика Канта есть логика понятия, которая содержит соотношение с бытием и определяема как субъективное или сам

субъект. Гегель пытается представить диалектически объективное знание о духе. Диалектику объективного и субъективного в мышлении он сопрягает с абсолютом. Двигаться к абсолютному духу следует через предметное сознание и самосознание человека. Максимально свободно оно может быть в искусстве. Искусство - это тоже ступень в развитии абсолютной идеи, как и природа, и человек, и дух. В нем представлен особый вид саморазвития идеи прекрасного. Подобно философии Шеллинга, философию Гегеля неверно было бы назвать философией объективного идеализма. Для Гегеля основой всего существующего является безличное, бессубъектное, духовное начало, которое он называет абсолютом, или абсолютной идеей. Отсюда его система - это система абсолютного идеализма. Абсолютная идея составляет сущность природы, общественной жизни. Эстетическое -определенный этап в ее развитии. Идея сначала развивается в форме чистых логических сущностей, затем отчуждает себя в природе, откуда в сознании и самосознании возвращается снова к себе, но обогащенная развитием. На этой третьей ступени развития абсолютная идея получает конкретность в облике субъекта, объекта и абсолютного духа. Высший этап ее развития - абсолютный дух. Он истинно свободный, бесконечный, развивается от внешнего и чувственного созерцания к представлению, а от него к мышлению в понятиях.

По Гегелю, дух, созерцающий себя в полной свободе, - искусство, благоговейно представляющий себя, - религия, мыслящий свою сущность в понятиях - философия. Философия, религия, искусство имеют одно и то же содержание, разница состоит в форме его раскрытия. Самой несовершенной формой самораскрытия абсолютной идеи является форма эстетического познания, или искусства. Источник искусства в системе Гегеля - абсолютная идея цель искусства - в ее чувственном изображении. Однако в своих лекциях по «Эстетике» Гегель главное внимание уделяет не философии абсолюта, а анализу искусства. Подобно Шеллингу Гегель центр эстетики связывает с философией искусства. Он считает, что прекрасное в природе не составляет предмета эстетики.

Впервые идея историзма духа, времени у Гегеля оформляется в качестве четкого научного принципа. Элементы исторического видения проблем искусства были у Лессинга, Гердера, Шиллера, Шеллинга, но Гегель впервые анализирует искусство как целостный, диалектически развивающийся во времени процесс. Причем переход от одной формы искусства к другой исследуется на основе


анализа саморазвития црпрп

де исторического развиТия в с И' Т*™ П°СТепеннос™- В хо-вение и крушение Гр3еВичИСТеМе ГеПЛ" nPOHCXo^ возникно-го (Древний Восток РаЗЛИЧНЫХ типов искУ<*тва: символическо-

непрТвзоГннуГс^ГьССх1ЧеСКОГ0' К°ТОРОе С°СТаВЛЯеТ ВЫСШ^' (Античность)- роМа^ тожественного развития человечества

идей наДТоРмой7ГЧеСКОГ0' ^ К0Т°Р°Г0 хаРа^Рен перевес киером™) В зтТтоДехИГСТВа (ШеКСПИР' СерШШТеС' НеМеЦ" как бы назвал ™*££^ ^ И M^°™

В лекциях по «^rTpTM^4V

нием мировой эсте4™й'ГЯЮТСЯВВДаЮЩИМСЯПрОИЗВеде-искусствпопринциГп^нп ЛИ' констРУиРует систему

чалом искусства длч L^ ™ ^^ " ""^ Ю ВВД0В- "*" ный материал щ^^^^^^Т™*^ ^ ^^^ природы, а в самих дойках заимс™ован человеком из

ное содержание. В *Z7nZT ПрИСуТСТУеГ ЛИШЬ н^ек на духов-и чувственного обл^ЗбоТ™ "^ "^^ ГарМ°НИЮ ИДеЙ в форме человеческой тела Бл ^ ДуХ°ВН0СТЬ 3*eCb выражена пись С помощью МатепХнпГ"Г " СКуЛЬПТуРе стоит жив°-в состоянии перед^ГнТ °У ТРаТа> ^ ЦВеТа И СВ6Та °На выступает как врем^нГ а ш ^ ^^ " ЧУВСТВЗ Ч6Л°ВеКа- МуЗЫКЗ мощью вибраций звУка^на Не0СТРанс™ная идеальность. С по-

них переживаний че^ ZT пР°™катьлв класть внутрен-рез звуки она спосоСдонести СПОС°бнаИЗобРаз^ь многое. Че-другие искусства. э£ иГ™ СМЫСЛ' "'" ^ бЫТЬ повтоРены

сматриваеТкак в hcwZSom ^'^ ^ П0ДР°бН0 раС" Пользуясь илея^ Р ' ТаК И В теоРетическом плане.

и логиче ко о Ге г^ СДИНСТВа 6И МЫШЛения' исторического

Рии: nP:z^Z!zzTaeT основные эстети

эти категории не име "™ ' Tpa4lCK°e' комическое. Причем

процесса осознания иТ'стДва и И ТТ' * ВЫВ0ДЯТСЯ га

следует художествен ^ культуры. Так, Гегель подробно ис-

ма *i—zztj:*z7 Античности, Искусств°как фор-

пов духовности и оСГГ Г''' В С С П6ЧаТЬ МН°ГИХ ТИ" природу, человека. °ЪеДИНЯет Бога' божественно-духовные начала,

# теТнГТь^:йВЬ:ДеаЛШИГСЬ ОрИГИНаль"остьЮ, значи-кое продолже^е 11™Z™* ^°^°^Per^o-

7.

Марксистский этап в развитии эстетической мысли

Немецкая классическая эстетика конца XVIII -начала XIX в. сложилась в теориях Канта, Шиллера, Фихте, Шеллинга, Гегеля и других философов. Они подвергали критике эстетические концепции Просвещения, в частности их слабые стороны. Новые события, идеи, культурная и художественная жизнь постпросветительского периода влияли на

Формирование

Новых__________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных