Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специализированные виды эстетической деятельности




Наряду с искусством в наши дни существуют специализированные виды эстетической деятельности. Среди них художественные промыслы, некоторые виды архитектуры, дизайн. Роль последнего в эпоху технотронных цивилизаций необычайно велика. К сфере дизайна относятся творческая деятельность и ее продукты, направленные на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, когда достигается единство функциональных и эстетических качеств. Художник-дизайнер - профессия XX в., она связана с решением задач эстетизации предметно-производственной среды, с предметно-художественным и оформительским творчеством.

Выделение типов эстетической деятельности дает основания для определения основных сфер эстетической деятельности человека. Это сфера труда, эстетическая организация материальной и природной среды, эстетическое начало в общественных отношениях (образ жизни, быт, досуг, красота общения и поведения), фольклор и ремесло и, наконец, собственно художественная деятельность, или искусство.

• У современных отечественных эстетиков нет единого мнения о сущности и содержании эстетической деятельности. Одни (М. С. Каган, А. Ф. Еремеев) считают, что самостоятельная эстетическая деятельность невозможна как таковая. Она всегда выступает как деятельность нравственная, лишь стороной каких-либо отношений, явлений. Реально существует только художественная деятельность, или искусство. Только в нем происходит воспроизводство эстетических ценностей. Другие ученые (М.Ф. Овсянников, Л. И. Новикова) делают акцент на том, что первоначально возникла и развивалась эстетическая деятельность, а художественная деятельность, или искусство, генетически выделилась и отпочковалась от нее.


2.

Генезис эстетической и художественной деятельности

Историко-генетический метод позволяет проследить, как, когда и почему

Сформировалась

Эстетическая_____

Деятельность_____

Человека,

уточнить ее качественно - определить типы, выявить соответствие уровню общественного развития и разделению труда. Действительно, почему в человеческом сообществе развиваются не только утилитарная, религиозная, политическая, магическая, нравственная, но и эстети-ко-художественная деятельность?

История эстетики знает множество подходов к решению вопроса о причинах возникновения и развития эстетической и художественной деятельности человека.

Одна из точек зрения на возникновение эстетической деятельности сложилась в глубокой

древности и имела мифологическое содержание. Так, миф о Прометее проливает свет на происхождение искусства. В нем говорится о том, что боги наделили доисторических животных волосяным покровом для защиты от холода и когтями для добывания пищи и защиты от врагов. Человек оказался при этом обделенным. Прометей, заботясь о голом, беззащитном человеке, украл с неба огонь, а у Афины и Гефеста - искусство ткать ткани и ковать железо. Так миф объясняет, что искусство пришло в мир как средство, с помощью которого человек мог удовлетворять свои насущные потребности, когда одной природы было недостаточно. В этой мифологической картине эстетическая деятельность и искусство возникают благодаря тому, что человек что-то добавляет к природе, используя свой особый ум и деяния собственных рук. Искусство - это природа, но измененная и обработанная человеком для его благополучия, удобства, красоты. С помощью этого мифа Платон в «Протагоре» обосновывает тезис о том, что возникновение искусства связано с необходимостью его применения в жизни и человеческом мастерстве.

Учение Платона явилось итогом многочисленных интерпретаций божественного происхождения красоты и искусства. Платон считал, что божественное начало, находящееся внутри нас, желает, чтобы его увековечили и как бы отлили в бронзовую скульптуру. Увековечить себя это божественное начало может лишь при обращении души самой к себе и при полном познании своей внутренней природы. Тогда красота стимулирует воспроизведение нами самих себя в божественном образе. Она помогает освободить бессмертный божественный элемент, который присутствует во всех перевоплощениях и странствиях нашей души. Красота объединяется с нашей духовной и божественной сущностью и обеспечивает человеку возможность жить и сопротивляться всем изменениям в жизни. Появление многих выдающихся произведений искусства, согласно данной точке зрения, связывали с провидением божеским или дьявольским. Так, Грибоедову будто бы свыше был дарован во сне план комедии «Горе от ума», Толстому - сюжет «Отца Сергия». Великому итальянскому скрипачу Тартини во сне приснился дьявол, который сыграл прекрасную мелодию на скрипке, так что ему оставалось ее только записать. Музыканты оркестра, которым дирижировал Бетховен, любили рассказывать легенду, согласно которой один из виолончелистов пожаловался композитору на техническую сложность своей партии и попросил маэстро написать другой, облегченный вариант. На эту просьбу композитор ответил:


«Я ничего не могу поделать, так мне продиктована эта музыка свыше, самим божеством».

В конце XIX в. была достаточно популярна точка зрения Дарвина о биологическом происхождении эстетической деятельности и сознания. В своем труде «Происхождение человека» он обращает внимание на красоту как важный фактор в половом отборе. На основе многочисленных наблюдений он пришел к выводу, что чувство прекрасного свойственно не только человеку, но и животным:

' «Когда мы видим, как самцы птиц тщательно демонстрируют свои перья великолепных расцветок перед самками... невозможно усомниться в том, что самки восхищаются красотой своих партнеров»1.

Затем биолог проводит параллель между естественной половой окраской у животных и искусственными украшениями человеческого тела и делает вывод относительно общности вкусов, объединяющих животных и людей. Наукой действительно установлено, что у многих видов животных существуют стойкие реакции на цветовые и звуковые раздражители. Например, розы интенсивнее развиваются, если их рост сопровождают звуки классической музыки, а не от рок-ритмов. Вызывает ли музыка чувство удовлетворения у растений или животных? Видимо, да, но это удовольствие биологического и физиологического, а не духовно-эстетического порядка.

В противовес идеалистической эстетике и биологизаторским теориям эстетической деятельности в конце XIX в. развиваются попытки ее исчерпывающего объяснения с точки зрения социологии (О. Конт, И. Тэн) и натурализма (Курбе, Флобер, Золя, Гюйо). Русский исследователь Г. В. Плеханов в работах «Письма без адреса» и «Искусство и общественная жизнь» полемизировал с Дарвиным, утверждая, что чувство красоты нельзя истолковать на основе только биологических предпосылок. Его происхождение может объяснить не биолог, а социолог. Именно он

'Гилберт Э., Кун Г. История эстетики, СПб., 2000. С. 566.

вскрывает зависимость идей о прекрасном от материальных, социальных условий, и в целом от исторических обстоятельств. Будучи сторонником материалистического взгляда на историю и историческую судьбу человечества, Плеханов пишет:

«Природа человека делает то, что у него могут быть эстетические вкусы и понятия. Окружающие его условия определяют собой переход этой возможности в действительность; ими объясняется то, что данный общественный человек (т.е. общество, данный народ, данный класс) имеет именно эти эстетические вкусы и понятия, а не другие»1.

Действительно, человек, будучи частью природы и одновременно социальным существом, изменял природу в соответствии со своими целями. Усмотрение порядка в природе и организация собственной деятельности в соответствии с этим порядком несли человеку чувства уверенности и удовольствия. Следующий шаг на пути развития человечества был связан с фиксацией порядка, поисками и организацией его в природном материале. Возникновению способностей формирования первых эстетических навыков в труде предшествовал длительный период истории человечества, когда первые идеи структурирования, порядка, игры, взятых из природы, были непосредственно вплетены в материальную деятельность, в труд. Только начиная с эпохи верхнего палеолита (30-40 тыс. лет до н. э.) можно говорить о первых несомненных свидетельствах эстетической деятельности первобытных людей.

Еще 40 тыс. лет назад первые художники рисовали на стенах своих пещер изображения быков, кабанов, оленей. Обратимся к бизону из пещеры Альтамира в Испании. Первобытный художник сумел передать главное в облике громадного животного - его мощь. Наложением светлых и темных красок изображены округлые формы туловища. Отдельные штрихи подчеркивают длинную свисающую шерсть. Причем эти росписи сделаны всего двумя красками - красно-коричневой и черной. Сами краски получены

1 Плеханов Г.В. Письма без адреса. М., 1956. С. 15.


из материалов, добытых в земле. Трудно поверить, что эти рисунки выполнены во времена простейших орудий, когда человек только научился добывать огонь.

Однако пещерная живопись не существовала в своем чистом художественном виде. Она имела признаки синкретичной, нерасчле-ненной духовно-практической деятельности, которая обслуживала утилитарные цели людей. В ней одновременно присутствовали и были переплетены познавательная, магическая, нормативная, игровая, коммуникативная, воспитательная и собственно эстетическая функции. Духовными эквивалентами этой деятельности можно считать магию и миф, которые дошли до нас в весьма ограниченных формах. Постепенно интерес первобытных людей в такой синкретичной деятельности перемещался с ожидаемого магического результата на процесс порождения образа.

Воображение, радость узнавания, игра, творчество - все это формировало предэстетические элементы практической деятельности человека. Только с развитием эстетического чувства и укорененности его в потребностях и вкусах стала очевидной положительная эмоциональная оценка по отношению к объекту или ситуации, включенной в сферу нашего опыта и самых разных областей деятельности. Эстетическое чувство высвобождало творческие потенции первобытного человека от власти грозных сил природы и нужды. Зародившись в недрах целостной духовно-практической деятельности человека, оно укоренялось, развивалось и требовало своего удовлетворения. На основе общественного разделения труда постепенно из духовно-практических видов деятельности выделяется деятельность собственно эстетическая. Этот процесс начался в эпоху неолита (8 -3 тыячелетие до н. э.) и был связан с утверждением рода и родовых отношений, с возникновением и развитием ремесла.

Постепенно дистанция между практической и эстетической деятельностью увеличивается. Примером тому служат такие распространяющиеся формы коллективной эстетической деятельности, как обряд, игра, миф, волшебная сказкав творчестве разных народов. В такой деятельности актуализируется способность к созданию новых мыслительных фигур, образцов, к нешаблонному мышлению и поведению. В нее вводятся новые элементы, импровизации, варианты.

Принято выделять три вида народной эстетической деятельности: в материальной культуре - ремесло и народное искусство,

ОО

в бытовых отношениях - обрядовый и игровой фольклор, в устном народном творчестве - фольклор.

В классово-рабовладельческом обществе разделение труда привело к возникновению свободной от утилитарного назначения формы эстетической деятельности - художественной деятельности, или искусства. Продукт такой деятельности - произведение искусства, и сам процесс его восприятия становится общественно значимым и ценным. По своему содержанию искусство является воссозданием картины мира или жизненно важной ситуации. В художественном произведении отражаются эстетическая целостность субъективного отношения художника и зрителя к изображаемому, их оценка, идеалы. Впервые именно в искусстве эстетическая деятельность выделяется в профессиональную художественную деятельность. Происходит интенсивное развитие эстетических чувств и способностей человека. Их культивирование в среде искусства способствует развитию не только отдельных эстетических способностей, но и эстетического сознания в целом. Чувственное эстетическое сознание в любой человеческой жизнедеятельности не нейтрально. Оно опредмечивается, материализуется в трудовой, познавательной, художественной деятельности, в общественных отношениях.

Материалистическое понимание вопроса о генезисе эстетической деятельности позволяет признать приоритет производственно-трудовой деятельности, материальной жизни общества перед эстетической деятельностью и искусством. Сначала человек охотился за животными, а потом возникли такие отношения к ним, которые позволили ему рисовать животных. Вот почему Г. В. Плеханов, задавая вопрос: «Что же чему предшествовало: труд искусству или искусство труду?"— отвечает:

«... Труд старше искусства, и вообще человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения»1.

' Плеханов Г. В. Письма без адреса. М., 1956. С.:


3.

Искусство как форма эстетической деятельности

Во все времена художники, поэты, музыканты стремились передать красоту окружающего мира, поделиться с другими людьми своими мыслями, чувствами.

Искусство -______






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных