Главная | Случайная

КАТЕГОРИИ:






Это вечно прекрасный мир.

Обратимся к фрагменту стенной росписи из египетской гробницы в Фивах. С шумом взлетают из зарослей тростника на берегу Нила потревоженные птицы. Воздух трепещет и окрашивается множеством разноцветных крыльев. В зарослях охотится дикая кошка. Внизу, в прозрачной воде, проплывают разнообразные рыбы... В картине переданы с необыкновенным вниманием детали пейзажа. При этом древнеегипетский художник сумел создать целостность общего впечатления. Эту роспись можно охватить сразу -с одного взгляда, а можно долго рассматривать и замечать все новые подробности. Перед нами

O2

предстает развернутое изображение жизни в Древнем Египте 4000 лет назад. Несмотря на древность, свежи и ярки краски, переданы колебания тростника на ветру, вся картина полна движения.

Можно ли считать красивой Шапку Мономаха XIV в. из коллекции Оружейной палаты Московского Кремля? Этой шапкой венчались на царство многие Великие Московские князья. Эта реликвия -произведение декоративно-прикладного искусства. Как только человек научился делать вещи, он начал их украшать. Так родился орнамент на посуде, одежде. Художники декоративно-прикладного искусства и дизайна также привносят красоту в мир вещей. В первом и во втором случаях разные формы активности человека в мире, разные виды человеческой деятельности.

М.С. Каган в книге «Человеческая деятельность» обращает внимание на два обстоятельства, характерных для поиска определения сущности искусства:

«Первое состоит в том, что каждое из предлагавшихся определений - трактовка искусства как способа познания реальности или как воплощения идеала, как отражения действительности или как самовыражения художника, как связи человека с Богом или как связи человека с человеком, как игры или как формотворчества - было в какой-то мере справедливым, а в какой-то неосновательным. Вторая любопытная особенность истории теоретических поисков «тайны" искусства состояла в том, что каждое из предлагавшихся его определений оказывалось<...> приложением к искусству определения какой-то иной формы человеческой деятельности - науки (если искусство определялось как род познания), языка (если оно трактовалось как особая знаковая система), игры (если в нем видели способ получения удовольствия), техники (если его рассматривали как форму сознательной деятельности), морали (если ему приписывалась дидактическая функция) и т. д.»1.

1 Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974. С. 112.

ЮЗ


Автор провозглашает специфическую художественную ценность искусства, его неповторимость, самостоятельность и несводимость ко всем иным формам деятельности. Он преодолевает однобокое толкование искусства и механически-эклектичное сочетание разных его характеристик, но в рамках своей концепции. Суть ее состоит в том, что художественное освоение мира выступает синкретичным единством четырех основных видов деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной. В искусстве, по мнению автора, происходит нечто удивительное и труднообъяснимое -органичное слияние и полное совпадение названных четырех видов деятельности и зарождение пятой - неразложимой и целостной. Возникающее новое интегративное качество художественности мы ощущаем при чтении, например, романа Толстого «Война и мир», слушании оперы Моцарта «Волшебная флейта». Каждый образ и все произведение воспринимаются во взаимопроникающем единстве познавательных, поэтических, конструктивных его качеств. Важно подойти углубленно к проблемам художественной деятельности, с позиций философской диалектики части и целого. Анализ диалектической взаимосвязи части и целого - важный методологический принцип научного познания художественной деятельности.

Часто мы с упоением слушаем музыку, любуемся живописными пейзажами, погружаемся в поэтические миры. Взаимодействие бывает настолько проникновенным, что как бы воедино сливаются реальный процесс и позиция наблюдателя. Стираются грани между искусством и действительностью. Искусство уже больше не противостоит нашей жизни, а непосредственно переходит в нее, сливается с нею, становится ее частью. Психологический механизм «золотого сна»,который дарует нам искусство, или «возвышающего обмана»и «вымысла»,над которым мы «обливаемся слезами», - это проявление сугубо эстетической целостности художественной деятельности. Здесь нет дистанции между объектом и субъектом, а есть та эстетическая особенность, которая формирует целостную личность.

Художественная деятельность является внутренней, сложной, высокоорганизованной системой, в которой суммарность не дает свойств целого. Целостность здесь не может выступать и как некий остаток от вычитания суммы частей из целого. Художественная де-

ятельность человека, связанная с процессом создания произведений искусства, характеризуется всегда новыми качествами и свойствами, которые не присущи отдельным элементам этой деятельности, а также сумме других видов активности человека (познавательной, оценочной, игровой и т. д.) и их взаимодействию.

В восприятии литературы, графики, телепередач выражается интегрированность человека в мир искусства и мира искусства в мир человека. Можно забыть обо всем, и тогда художественная деятельность становится самодостаточной, автономной, противопоставленной всему окружающему, внутренне необычайно богатой и своеобразной.

В отличие от наук, труда, политической деятельности и нравственности искусство представляет собой диалектически противоречивое единство, самостоятельность и взаимодействие, взаимопереживание и слияние множества черт, законов художественного освоения мира в своеобразном качественном целом. Своеобразие его состоит также в высшем проявлении эстетического. Законы художественного содержания, языка и формы, складывающиеся в искусстве тысячелетиями, сформировали художественное как особый эстетический субстрат. Художественную деятельность можно рассматривать как утонченную, изысканную, в чем-то изощренную форму деятельности эстетической.

• Постепенно художественная деятельность стала обособляться от других видов деятельности, с которыми она была неразрывно связана. Искусство и сегодня сохраняет свою исконную сущность отношений человека и мира, представляя и познание, и оценку, и преобразование действительности, и общение людей как единый, целостный и рафинированный вид деятельности. Способность искусства воспроизводить человеческую активность целостно всегда будет востребована обществом.


4.

Структура эстетической деятельности и ее соотношение с культурой

Во всех предметах, вещах, сооружениях, создаваемых в производственной деятельности, эстетические факторы взаимодействуют, соседствуют с утилитарными. В искусстве эстетические факторы имеют самодовлеющее значение и занимают главное, самостоятельное место. Принято считать искусство высшей формой эстетического освоения мира человеком. И это не противоречит тому, что важнейшая по происхождению и значимости

Сфера

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специализированные виды эстетической деятельности | Эстетической деятельности -труд-
vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!