ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ты смотришь в вечность пред собой.Г. Успенский: «Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? Что это такое? Где и в чем тайна этого твердого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос, я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа»1. У Фета есть такие слова: божественное тело, нега, горделивая, пафосская страсть. В них идеал материализован чувственно и конкретно. У Успенского идеал остается тайной. Наиболее концентрированные и логизированные формы эстетического сознания находят выражение в эстетических взглядах, концепциях и теориях. Однако если взгляды могут быть достаточно свободными, не всегда последовательно аргументируются и систематизируются, а концепции предопределяют будущие теории, то состоявшиеся научно-эстетические теории обладают всеми признаками систематизированного, доказательного научного знания. Характер аргументации в нем сугубо философский, культурологический, искусствоведческий. В истории эстетики мы часто имеем дело с философскими системами выдающихся ученых, которые не всегда создавали самостоятельные эстетические теории, а решали вопросы эстетики сопутствующим образом. Разви- 1 Успенский Г. И. Собр. соч.: В 9 т. Т. 7. М., 1957. С. 247. тая эстетическая теория представляет стройную и завершенную систему эстетических воззрений. Она основывается на фактическом материале искусствоведения и других конкретных наук, а также на философской методологии. • Содержание и формы эстетического сознания самоценны как вид духовной деятельности. Формирование эстетического сознания - это длительный и сложный процесс. Он предполагает развитие культуры эстетических чувств, способности к грамотным суждениям и оценкам эстетических и художественных явлений, хорошего вкуса, подлинно современных идеалов. Такое сознание способно облагородить поведение людей, благотворно влиять на их материальную и духовную деятельность, помочь полноценно воспринимать мир, человека, искусство. Вопросы для повторения темы 1. Эстетическое сознание и его отношение к внешним формам эстетиче- ской деятельности. 2. Эстетическое сознание как созерцательная активность. 3. Субъекты эстетического сознания и проблема его структуры. 4. Иерархия понятий, относящихся к характеристике эстетического со- знания. 5. Обоснование содержания понятий: а)эстетическая эмоция и чувство; б) эстетическая потребность; в) эстетический вкус; г) эстетическое суждение; д) эстетическая оценка; е)эстетический идеал; ж) эстетическая теория. 6. Почему формирование эстетического сознания связано с формирова- нием целостной культуры человека? Литература Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М., 1976. С. 41 -140. Кассирер Э. Сила метафоры //Теория метафор. М., 1990. С. 33-42. Кроне Б. Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика. М., 1920. С. 56—58. Крутоус В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал. М, 1985. С. 103-128. Леви-Строс К. Печальные тропинки. М., 1984. С. 78-88. Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания//Ранние формы искусства. М., 1972. С. 31-77. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М., 1974. С. 17-53. ТурукГ.П. Распознавание художественных вкусов. М, 1999. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М., 1986. Раздел 4 Эстетические категории и понятия 1. Природа и особенности эстетических категорий и понятий Каждая наука имеет свои категории, т. е. наиболее Общие,________- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|