ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня.Поистине мир и велик, и чудесен! Есть лица — подобья ликующих песен... Античная эстетика рассматривала безобразное как простое отрицание красоты, нечто противоположное и противостоящее прекрасному. Аристотель соотносил безобразное с комическим. В Средние века безобразное отождествлялось в теологии со злым аналогично проблеме соотношения добра и зла. В эстетике Возрождения безобразное использовалось как форма контраста по отношению к прекрасному. Леонардо да Винчи советовал художникам использовать такие контрасты и «... смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим, и тем больше, чем они будут ближе, т.е. безобразный по соседству с прекрасным, большой с малым, старый с молодым, сильный со слабым...»1. 'Леонардо да Винчи. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1935. С. 205. 144 В эстетике классицизма безобразное оценивалось как абсолютная противоположность прекрасному и выводилось за пределы эстетического. Подробно безобразное исследуют в немецкой эстетике второй половины XIX в. (А. Руге, М. Шаслер, В. Вейсс, Ф. Фишер). В русской революционной эстетике безобразное поставлено в связь с социальными условиями и идеалом. Разоблачение безобразного происходит в образах Иудушки Головлева у М. Е. Салтыкова-Щедрина, Смердякова у Достоевского, Василия Куракина у Толстого. В пьесах Горького, Брехта, поэмах Маяковского, фильмах М. И. Ромма «враждебным словом отрицанья» утверждается эстетический идеал прекрасного. Однако современное западное и отечественное искусство широко обращается к безобразному как к самостоятельной эстетической ценности. Эстетизация безобразного, начавшаяся в «Цветах зла» Бодлера, имеет место повсюду - от примитивных комиксов до эротических фильмов. Тривиальность, воплощенная в современной массовой культуре, чаще всего предстает не просто в обыденных, общедоступных, элементарных артефактах, а в объектах вне высоких норм и критериев или в без-образном и безобразном. В таблице приведены основные свойства, признаки, детерминанты прекрасного и безобразного по онтологическим, гносеологическим и социально-практическим основаниям. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|