Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И дик, и чуден был вокруг Весь божий мир; но гордый дух Презрительным окинул оком Творенья бога своего, И на челе его высоком Не отразилось ничего.




В искусстве классицизма возвышенное чаще всего выступает как превосходная степень прекрасного. Как бы ни была возвышенна музыка Моцарта, в его грациозности, изяществе, улыбчивости и даже печали и скорби мы слышим нечто прекрасное. Напротив, мир симфоний Бетховена грандиозен и бесконечен. В его музыке темы природы, человека, революции осмысливаются динамически и предстают в космически-энергическом звучании.

В реалистическом искусстве возвышенное наиболее близко эстетическому идеалу общества и смыкается с героическим. Таково глубокое и правдивое изображение подвига капитана Тушина в «Войне и мире» Толстого, Инсарова в романе Тургенева «Накану-


не». В них необыкновенное вырастает из обыкновенного, нетипический характер из типических обстоятельств, исключительное деяние из обыкновенных ситуаций.

Многократно к глубинам возвышенных характеров обращалось искусство социалистического реализма. В нем проявилось стремление к тому, чтобы изумление, восхищение, преклонение перед возвышенным возбуждали у людей веру в великие силы и возможности человека, желание уподобиться героям. Такова эстетическая функция образа матери в картине Герасимова «Мать партизана» или образа Чапаева в одноименном фильме братьев Васильевых. Возвышенные образы в искусстве социалистического реализма исполнены небывалого величия. Однако границы художественной формы порой нарушались в угоду высокому содержанию, и тогда появлялись ложный пафос, ходульность, стерильно-безупречные герои.

Разные жанры и формы искусства обладают разными возможностями воплощения возвышенного. Драма немыслима без возвышенного героя, а в комедии, как правило, нет места возвышенному характеру и действию. Если в живописи батальный, исторический, революционный жанры категорично требуют возвышенного героя, то в бытовом жанре, портрете, пейзаже возвышенные образы необязательны. Сфера частной жизни, семейных отношений, быта не предъявляет героических требований к человеку. Отсюда формы станкового искусства реже апеллируют к возвышенному, чем формы монументальные. Возвышенное является привилегией монументальных форм искусства.

• В прогрессивном искусстве всегда была благороднейшая задача разоблачения низменного. Так, в произведениях комических жанров бичуются мелкие пороки отдельных людей, отрицательные качества характера. Смех бичует низменное во многих комических персонажах. Таковы Хлестаков в гоголевском «Ревизоре», Репетилов в «Горе от ума» Грибоедова, Митрофанушка в «Недоросли» Фонвизина. Низменное в масштабах социального зла рисуют сатира и гротеск. Это, например, образы Салтыкова-Щедрина и Гоголя. Низменное может быть близко трагическому, поскольку провоцирует повод или причины трагического конфликта. Вереща-

гин показал трагический и одновременно низменный характер войны. Один из его уроков живописи - картина «Апофеоз войны» - посвящен всем великим завоевателям: бывшим, настоящим и будущим.

Эстетика возвышенного и низменного связана с диалектикой трагического и комического.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных