Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проявления красоты.




Поскольку искусство существует в системе эстетического и художественного отношения человека к миру, оно выступает в качестве особой части предмета эстетики. Ему эстетика уделяет больше всего внимания, так как все закономерности, например красоты, именно в искусстве проявляются в наиболее ярком и концентрированном виде.

Человек познает и осознает мир в самых разных формах. Искусство наряду с политикой, правом, религией, наукой является одной таких форм. Искусство способно отражать природу, жизнь общества, чувства, взгляды,

мысли, идеи людей разных стран, народов, исторических эпох. Искусство всегда передает отношение человека к миру с позиций времени и культуры. Прямо или метафорически, в логике знака или мифа, реально или виртуально, но всегда в художественном произведении есть жизнь и современность. Предмет, цели, образ, формы, метод, историческая и вневременная жизнь искусства в корне отличаются от других форм познания.

Что же такое искусство? В чем его уникальность? Что скрывается за этим прекрасным словом? Какое место занимает искусство на сцене жизни? Оказывается, эти вопросы имеют почти трехтыся-челетнюю историю. Причем ни один исследователь не мог обойтись одной даже самой сложной и развернутой характеристикой искусства. Соизмеряя поэтическое с искусством, Гегель писал:

«Дать определение поэтического как такового или же описать, что вообще поэтично, -от этого с ужасом отворачиваются все, кому когда-либо доводилось писать о поэзии».

Сложность феноменов искусства пугала даже такого великого мыслителя, как Гегель. Сложность определения проистекает, прежде всего, из полифункциональности и многозначности искусства.

Мы произносим слово «искусство» и понимаем под этим словом различного рода материальные ценности, такие, как картины, статуи, партитуры и др. Одновременно в них сокрыты огромные духовные ценности человечества. Искусство - это форма отражения мира и способ его преобразования. Для многих искусство - это прежде всего мир красоты, источник наслаждений и одновременно мир общения, знаний, информации, воспитания и образования. С философской точки зрения искусство - определенный тип художественного мышления, художественного познания. В нем следует различать понятия: содержание искусства, объект воспроизведения, предмет познания и оценки, авторский замысел, форму и художественный язык и др.

В эстетическом исследовании искусства целесообразно выделить ряд аспектов, которые позволят выявить сущность этого феномена.

'Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 3. М., 1971. С. 354.


ОНТОЛОГИЯ искусства связана с изучением способа бытия художественного произведения, с выявлением диалектики объективного и субъективного, реального и идеального, физического и духовного в произведениях искусства, а также с законами существования его содержания и формы. Действительно, практика общения людей с искусством прежде всего связана с восприятием самих художественных произведений. Традиция соотносительности искусства с конкретными его произведениями идет от античности. Так, в «Поэтике» Аристотель относил к подражательному искусству поэтическое произведение, эпопею, танец, сценическое представление. В другом античном трактате «О возвышенном» рассматриваются свойства, присущие возвышенным художественным произведениям. Среди этих свойств достоверность изображения, строй, порядок. В эпоху Возрождения и Просвещения также было принято анализировать отдельные произведения искусства. Гегель в «Лекциях по эстетике» рассматривает искусство как совокупность художественных произведений:

«В произведения искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления. Искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом для понимания их мудрости и религии»1.

ГнОСеОЛОГИЯ искусства предстает как аспект исследования, связанный с познавательными возможностями искусства, отношением искусства и действительности, мира художественного и мира реального. Концепция искусства как подражания сформировалась в античной эстетике. Аристотелю принадлежит концепция мимесиса (от греч. Mimesis - подражание, воспроизведение) как основного принципа художественного творчества. В разные исторические периоды выдвигались разные аспекты теории мимесиса Аристотеля: изображение вещей «такими, какие они были или есть»; такими, «как о них говорят или думают», такими, «какими они должны быть». В эпоху Возрождения отражение в искусстве связывалось с принципом природотворчества, в эпоху Просвеще-

Тегепь. Эстетика: В 4 т. Т. 3. М., 1971. С. 210.

ния - с теорией подражания. Позднее на этих гносеологических основах развивается теория художественного образа как основной сущностной грани всякого произведения искусства. От решения проблемы соотношения мира реального и художественного зависит решение вопроса об образном источнике искусства, о смыслах, символике художественного творчества. Проблемы художественной правды, правдивости и условности, типического и индивидуального, объективного и субъективного, эмоционального и рационального и другие не могут быть решены вне анализа художественно-познавательной сущности искусства.

СОЦИОЛОГИЯ Искусства - это та грань исследования художественной реальности, в которой выявляются социальные свойства и связи любого художественного феномена, а также социальный контекст его происхождения, развития, функционирования и восприятия. В совокупности многообразных социальных свойств раскрывается глубинный общественный смысл искусства, его законы развития и место в жизни общества. Не просто социальный, а социокультурный подход позволяет эффективно изучать современные оппозиции искусства, уровни дифференциации художественного сознания, а также современную художественную жизнь людей и аудиторию искусства.

Эвристика искусства - это та сфера его изучения, которая связана с теорией художественного творчества. Долгое время в истории эстетики синонимом слова искусство выступало художественное творчество. Сегодня также в повседневной речи слово искусство употребляется для обозначения способности человека мастерски что-либо делать. Искусство врача, педагога, ювелира выражает степень их профессионального мастерства. Понятие художественное творчество обозначает те процессы, которые составляют творчество художника, исполнителя и зрителей. Творчество в искусстве изучают многие науки: психология, социология, искусствознание. В эстетике создается общая теория художественного творчества, раскрываются проблемы художественного субъекта, его эмоциональности, рациональности, таланта, гения, трудолюбия, эстетических граней процесса и средств художественного творчества. Кант, Шеллинг, Шопенгауэр, романтики понимали искусство как свободное выражение гениальной личнос-


ти. Эстетика Фрейда и Юнга утверждает бессознательные основы творчества. Современные постмодернисты видят в художественном процессе игру с объектом.

ПСИХОЛОГИЯ искусства позволяет увидеть в нем специфическую сферу воздействия на эмоционально-интеллектуальный мир человека. Работы в этой области носят междисциплинарный характер и устанавливают отношения, связи искусства с сознанием, эмоциями, волей, памятью, воображением, интуицией, врожденными и приобретенными способностями художественного субъекта.

Поскольку искусство функционирует в конкретных родах, видах, жанрах, встает проблема изучения его морфологии как теоретической формы его осмысления. Эстетические закономерности словесно-выразительных, изобразительных, зрелищных, технических, синтетических видов искусства требуют отдельной рефлексии. Только понимание специфического эстетического языка выразительности и форм искусства способствует его адекватному и глубокому восприятию. Поверхностное, внешнее понимание тех пластов произведения, которые не требуют специального знания, не может исчерпать всю глубину смыслов и значений произведения.

• Эстетика выполняет роль наиболее общей науки об искусстве, наиболее общей теории искусства. В эстетике используются специфические философские методы и аргументация.

1.

Онтология искусства






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных