Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коммуникативная функция искусства, или




функция художественного общения, изучалась в работах Лессин-га, Гердера, Ингардена, Кроче и других философов. Современное рассмотрение искусства как знаковой системы связано с трудами Ю.М. Лотмана в области семиотики. Существующий вокруг нас мир говорит многими языками и текстами. Важно научиться их понимать и, пройдя через коды и условности, сделать их доступными, превратить в пространство человеческой культуры. Искусство также является особым образом организованным языком. Это средство коммуникации, общения людей с искусством, между собой и самих с собой. Сообщения на языке искусства излагаются в текстах художественных произведений. Художественная мысль дает модель действительности и характеризует себя через структуры текстов. Встают вопросы о том, на каком художественном языке закодирован текст; с помощью какого кода текст может быть расшифрован зрителем, слушателем, читателем; как пересе-

каются коды автора и воспринимающего искусство; какие значения приписываются художественному тексту? Каков механизм перекодировки.

Можно говорить о двух типах поэтики коммуникации в искусстве. Один ориентирован на канонические системы, другой - на нарушение канонов и заранее предписанных норм. В первом случае художественные ценности читаемы через эталон, идеал, код, которые толкают воображение зрителя в определенном коммуникативном направлении. Во втором случае эстетическая самодовлеющая созерцательная ценность предстает в изначальном и чистом виде. Художественный канон служит читаемой моделью художественного произведения. Он возбуждает воображение, а не просто копирует образец. Модель, конструированная в каноне, подлежит перекодировке. Возрастают возможности информации и общения внутри сознания воспринимающего.

Искусство не просто передает сведения, а вызывает особую активность субъектов восприятия. Получатель художественного сообщения поставлен в благоприятные условия для того, чтобы общаться с самим собой. Возникает активная система коммуникации посредством искусства. В одном случае коммуникативная художественная система уподобляется естественному языку. В другом случае она нуждается в дополнительной интерпретации. Но и тут и там текст произведения искусства выполняет функцию сообщения, общения, взаимопонимания.

Воспитательная функция искусства проистекает из его гуманистической природы. Главный предмет исследования искусства - человек, искусство создается человеком и для человека. Воспринимая искусство, он ориентируется на определенные ценностные, нравственные, мировоззренческие идеалы. Искусство не может не затрагивать человеческий мир и быть нейтральным по отношению к нему. Отсюда проистекает его воспитательная функция. Искусство оказывает воздействие на наш образ жизни, идеалы, ценности, строй чувств и мыслей. Существуют три особенности воспитательного воздействия искусства на человека.

• В отличие от других форм сознания и общественной жизни искусство воздействует на человека комплексно. Оно способно вы-


звать волну чувств, создать особую логику мыслей, затронуть своим влиянием все наше существо.

• Искусство способно воспитывать не воспитывая. Произведения искусства воспринимаются всегда субъективно, личностно. Воздействует искусство и ориентирует в жизни человека как бы исподволь, незаметно. Ведь никто с экрана кинозала или со страниц книги не говорит: делай так, не делай то, иди туда, дружи с тем, люби того. К собственным воспитательным установкам человек приходит сам без морализаторства и дидактизма. Так же, как человек учится ходить, говорить, он учит и воспитывает в себе любовь, добро, правду, усваивая опыт искусства.

• Искусство имеет эмоционально-катарсическую природу. Аристотель ввел в эстетику понятие катарсиса, понимая под ним очищение посредством «подобных аффектов» или чувств. Сопереживая искусству посредством катарсиса, люди достигают эстетической реакции, амбивалентной произведению искусства, и как бы очищают «путем сострадания и страха» собственный мир. Путем катарсического воздействия могут переживаться трагедия и пошлость. Самыми сильными формами катарсического аффекта выступают экстаз и шок. Чаще всего они связаны с восприятием постмодернистского искусства. Не только личностно-индивидуальное, но и общественное значение и воздействие искусства раскрываются в его катарсической природе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных