Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОЧЕРК, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МАНЕРА, ШКОЛА, СТИЛЬ, НАПРАВЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД В ИСКУССТВЕ




Творчество всегда индивидуально. Для характеристики оригинальности, неповторимости, своеобразия художественного творчества в эстетике используют такие понятия, как художественный почерк, творческая манера. Рассматривая близость творчества ряда художников или их больших групп по ряду признаков, пользуются понятиями школы, стиля, направления, метода. Это категории объединительного ряда, позволяющие выявлять общие признаки и стороны творческих результатов в контексте целостного социально-культурного развития.

Творчество каждого талантливого мастера в искусстве отличается индивидуальным своеобразием. Мы никогда не примем музы-


ку Баха за музыку Шопена или музыку Чайковского за музыку Скрябина. У творений этих композиторов есть признаки высокой индивидуальности.

• Творческой манерой называют в эстетике последовательно и определенно выраженные индивидуальные черты художественного творчества, отличающие творения одного художника от творений другого.

Слово манера переводится с французского как образ, способ действия. Эти способы творчества могут касаться как пластов содержания, так и пластов формы художественных произведений, их языка, изобразительно-выразительных средств. Их своеобразие, оригинальность делают творения индивидуальными и узнаваемыми. Узнаваемы колорит Рембранта, интонационный строй Шостаковича, ритмика Маяковского. Творческая манера проявляется не только в художественном языке, но и в избранных художником темах, сюжете, композиции, жанрах искусства. Доказательством того, что оригинальность творчества начинается с оригинальной творческой манеры, служит живопись М.К. Чюрлениса. Картины его отличаются глубоким лиризмом, особым индивидуальным обаянием. Ведущую роль в них играет колористика. Она определяет настроение картины подобно тому, как настроение музыки определяют тональность и тембр. Картина «Безмолвие» («Тишина») - это самое лаконичное и самое верное изложение живописной музыкальности Чюрлениса. Исчезает живопись, остается безмолвие, которое соответствует идее «чистого листа» в традиции японского искусства и которое трактуется как наиболее совершенное выражение замысла художника.

Творческую манеру автора предопределяют природный дар и индивидуальность. Постепенно она становится узнаваемой, все более и более постоянной. В этом случае принято говорить о творческом почерке художника. Подобно тому, как в правописании формируются характер начертания букв, манера письма, в искусстве складывается индивидуальный характер творчества мастера, манера на уровне творческого почерка. Каждый талантливый художник формирует свою собственную манеру и почерк. Так, юный Гоголь, приехав в Петербург, начал творчество с подражания романтической манере Жуковского и вынужден был сжечь свою поэму «Ганц Кюхельгартен».

I

Позднее, в «В вечерах на хуторе близ Диканьки», он проявляет собственную романтическую манеру письма и почерк. В них дается жизнь, преображенная народной фантазией. В его манеру органично вошли народные сказки, песни, обычаи малороссиян.

Одновременно становление индивидуальной манеры и художественного почерка невозможно без предшествующих этому процессу долгого и терпеливого образования и обучения. Помощь специалистов-профессионалов особенно нужна на этапе овладения техникой и технологией создания художественного предмета. Способы обработки материала искусства, особые приемы, средства ху- • дожественного ремесла постигаются в процессе обучения с помощью специалиста-педагога. Его задача состоит в том, чтобы передать опыт творчества ученику. Он не может научить ученика своеобразию творчества. Но, передавая свой опыт деятельности в искусстве и опыт других мастеров, к школе которых он принадлежит, учитель способствует становлению художника, формированию и развитию таланта ученика. Становление и развитие художника протекают, как правило, в определенной художественно-образовательной системе, или в художественной школе. В мире широко известны русская пианистическая школа, русская балетная школа. Процесс совершенствования художник продолжает всю жизнь. Учится он у своих учителей, товарищей, учеников и после окончания учебного заведения. Главной школой художника является его собственное творчество.

Группы художников могут сближаться между собой по некоторым основным признакам творчества и его результатам. Эти группы могут быть небольшими и многочисленными. Если один крупный и яркий художник воплощает и концентрирует типичные для творчества этой группы художников черты, то говорят, например, о стиле Шопена применительно к ряду произведений других композиторов, о стиле Левитана применительно к ряду полотен других художников.

Таким образом, если творческая манера, почерк маркируют отличие художника от всех других, то стиль- это эстетическая категория, указывающая на устойчивую общность идейно-художественных признаков творчества, свойственных определенному ряду художников.

Нередко стиль выступает основанием исторической классификации искусства, поскольку через него представлена историческая общность художников. Стилевое единство служит важной чертой


связи, сопоставления и единства в мире искусства. На этой основе достигаются выводы о степени общности, органичности, целостности искусства, например, готики, классицизма, барокко. Формирование стиля во многом определяется социокультурной ситуацией, а также учениями о природе искусства, его функциях, задачах. Так, стиль египетского искусства складывался в соответствии с религиозно-идеологическими нормами этой древнейшей цивилизации. Стиль вбирает в себя не все черты творчества художников, а только те, которые сближают их творчество. Например, несмотря на то, что Гайдн и Моцарт имели различные творческие манеры, их творчество на основании единства в разработке фразо-мелодического, ритмического, фактурного материала можно отнести к единому стилю венских классиков. Но в каждую новую эпеху развития искусства нарастают усложнения, все большую роль играет индивидуальность мастера. Начиная с романтизма XIX в. свобода творческого самовыражения позволяет фиксировать общность лишь на уровне стилевых тенденций. Известны попытки культуры «Серебряного века» в России создать единый стиль всех искусств - «модерн». Они не смогли реализоваться, поскольку многообразие и социально-художественные противоречия начала XX в. были слишком велики. Последующее развитие искусства в XX в. также не могло укладываться в рамки стилевого единства. Быстро возникали и исчезали общности художников-авангардистов, модернистов и постмодернистов. Социально-культурная неустойчивость препятствовала созданию цельных стилевых образований. Но тем не менее стили продолжали существовать в рамках отдельных видов искусства. Нередко их связывали с именем конкретного мастера: стиль Прокофьева, стиль Шостаковича, стиль самодеятельной песни 60-х годов и др.

От стиля следует отличать стилизацию как преднамеренное использование художником форм, приемов, черт, уже встречавшихся ранее в мировом искусстве. В новом художественном творении это позволяет решить те или иные эстетико-поэти-ческие задачи. Например, обращение к стилю и манере народного искусства, его органическое цитирование вносят допустимую меру условности, ассоциаций, аллюзий в восприятие образов оригинального авторского произведения. Вторичное использование узнаваемых художественных форм особенно характерно для музыки, литературы, театра, кино. Так, С.С. Прокофьев в «Классической симфонии» использовал прием стилизации, преднаме-

ренно воссоздав типичные черты музыкального стиля композиторов Венской классической школы.

Стилевое единство может быть свойственно большим группам художников, представляющих разные виды искусства. В этом случае стили перерастают в целые направления или течения в искусстве. Границы между стилем и направлением условны. Оба эстетических понятия фиксируют общее, надындивидуальное в творчестве. Но величина этой общности предопределяет границы направления в искусстве, характеризует особенности творчества очень больших групп художников, представляющих не один, а несколько видов искусства. Так, например, романтизм как направление объединял литературу, театр, музыку, живопись. Модернизм XX в. породил в искусстве такие направления, как кубизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм. Далеко не все стили, а лишь наиболее значительные по своему общественному резонансу перерастают в направления. Эстетика живописного импрессионизма французских художников предопределила поэзию, музыку и живопись не только европейских, но и русских, американских художников. На этом основании импрессионизм рассматривается как мировое направление искусства конца XIX - начала XX в. Так же как в основе стиля, в основе художественного направления лежит категория более крупных масштабов - метод творчества. Направления в искусстве предстают как конкретно-историческая форма развития художественного метода. Именно метод определяет единство идейно-эстетических принципов творчества, обобщения и образного воссоздания явлений действительности, а также принципы восприятия и оценки произведений искусства.

Художественный метод - это категория еще более крупных масштабов, чем стиль, школа, направление. Реальные основы формирования метода творчества того или иного художника необычайно широки: общественная практика и духовная жизнь эпохи; уровень развития материального производства и культуры; философские, политические, научные, религиозные, эстетические и нравственные взгляды и их исторические рамки.

Метод определяет, что и как видит и воспринимает художник в действительности. Его художественное познание не протекает по закону случайностей. Он сознательно проводит отбор, оценку, обобщение фактов, сознательно выбирает темы, идеи произведения, те или иные художественные формы. Осознанность устремле-


ний художественного мышления мастера, что само по себе не отменяет присутствия интуитивных, бессознательных, иррациональных моментов в творчестве, эстетическая направленность его таланта присутствуют в содержании категории метод творчества.

Проблемы творческого метода разрабатывались в эстетике Аристотелем, Декартом. Э. Золя писал об экспериментальном методе творчества, В.Г. Белинский - о «натуральной школе», Чернышевский - о «критическом направлении» в русской литературе. В основе широко разработанных и применяемых сегодня в анализе творчества художников методов, таких, как классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм, критический реализм, социалистический реализм, реализм эпохи Возрождения и др., лежит дихотомия: общественно-историческая обусловленность установок мастера, а также система принципов, присущая установкам направления, стиля, школы. В этой диалектике индивидуального и общего происходит формирование творческого метода в искусстве.

Отличие одного художественного метода от другого кроется в своеобразии и способе видения, понимания, толкования мира художником. Это видение выражается в соотношении эмоционального и рационального, типичного и индивидуального, правдивости и условности, объективности и субъективности; в выборе художественно-изобразительных средств языка, композиции, пластики и др. Метод творчества определяет и содержание, и форму произведения искусства. Методы самостоятельны, исторически конкретны. Но они могут взаимодействовать, конфликтовать, обеспечивать преемственность принципов. Так, критический реализм был подготовлен развитием реализма эпохи Возрождения и эпохи Просвещения.

• Художественный метод, или творческий метод, в искусстве есть исторически сложившаяся совокупность принципов эстетического познания и образного воплощения в искусстве. В нем одновременно представлены четыре грани творчества: познание жизни, ее оценка, преображение в образную ткань искусства и создание образного языка искусства.

• Содержание, проблемы теории художественного творчества нуждаются в комплексном исследовании на базе взаимодействия философии, психологии, искусствоведения, эстетики.

Вопросы для повторения темы

1 Деятельность и творчество. Эстетическая деятельность и эстетическое творчество. Художественное творчество и эвристика.

2. Художник как креативная причина искусства. Универсальное понима-

ние субъекта художественного творчества и проблема «смерти автора» в законченном произведении искусства.

3. Стадии творческого процесса в искусстве.

4. Проблема таланта и гения в искусстве.

5. Понятия манера, стиль, направление и метод в искусстве.

Литература

Афасижиев М.Н. Западные концепции художественного творчества.

М., 1990.

БасинЕ.Я. Психология художественного творчества. М., 1985. Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М., 1986. Валери П. Об искусстве. М., 1990. Еремеев А.Ф. Принципы искусства. М., 1987.

Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. С. 296-326. Психология процессов художественного творчества. М., 1980. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М., 1985. Феллини Фредерико. Делать фильм. М., 1984.

Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987. С. 264-313. Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 103-118. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991.


5.

психология

ИСКУССТВА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных