Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Змею, лягушку или черепаху,




Чтоб их не переехало машиной».

Литература, поэзия, живопись действительно являются универсальной школой воспитания эстетического отношения к природе. Произведения искусства в глубоком единстве эмоционального и интеллектуального, без назидания и воспитательного высокомерия открывают нам книгу природы, являют тонкие грани непосредственного переживания художественных образов природы. В детстве мы с упоением читали рассказы В. Бианки, К. Аксенова,


К. Паустовского, М. Пришвина, в юности - стихи А. Пушкина, А. Фета, А. Майкова, Ф. Тютчева, С. Есенина, позднее - философские новеллы и романы Ч. Айтматова, Л. Леонова, В. Астафьева, В. Распутина. В живописи Ф. Васильева, И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, в музыке П. Чайковского, С. Рахманинова, Г. Свиридова мы ощущаем и переживаем дар эстетического отношения к природе.

Любовь, восторг и забота о природе непременно связаны с эстетической культурой человека. Подобно тому как Афродита проливает красоту на Одиссея, природа проливает красоту на человека, но одновременно она требует свою меру заботы и культуры отношения к себе.

Эстетическая культура в сфере труда особенно значима, если учесть, что именно в труде открываются безгранично широкие возможности для проявления всех сущностных сил человека. Труд выступает одновременно сферой проявления эстетической культуры человека, а также средством и фактором ее возвышения и развития. Творчески-созидательная роль труда в воспитании эстетической культуры личности весьма значима:

• с трудом человек связан повседневно на протяжении всей своей жизни - от элементарных форм самообслуживания до сложнейших видов духовно-практической деятельности;

• эстетическая сущность и воздействия труда связаны с переживанием красоты как совершенства, целесообразности, гармонии, меры и других сущностных свойств прекрасного;

• в эстетическом отношении к труду преодолевается вековой конфликт необходимости и свободы, красоты и утилитарности, рабства и творчества;

• труд является универсальным способом раскрытия и становления всех сущностных сил человека, таких, как сознание, мышление, речь. С трудом связаны многие социальные, нравственные, коммуникативные и другие способности человека.

• труд выступает определяющей характеристикой человеческого существования.

O

Однако какой труд и как влияет на эстетическую культуру личности? Радостный, созидательный, творческий, достойно вознаграждаемый труд будет способствовать не только успешному освоению природного и социального мира, но и целостному развитию самого человека. В сфере такого труда происходит эстетическое развитие чувств, мышления, речи, тела. В механическом, несвободном, изнурительно-продолжительном, низко вознаграждаемом труде невозможны развитие духовно-эстетических потенций, осуществление достойных социальных целей и реализация волевых эстетических установок. Субъект труда здесь не формируется как субъект эстетической культуры.

Именно в труде сформировалось «богатство субъективной человеческой чувственности» (К. Маркс). Человек еще в древности постепенно сделал достоянием своего сознания такие объективные свойства предметов и явлений, как ритм, пропорция, симметрия, соразмерность. В отличие от животного, которое взаимодействует со средой по биологическим меркам собственного тела, человек в процессе труда стал взаимодействовать с миром соответственно мерке предмета, его материала, формы и собственным целям, которые не были даны ему только на генетическом уровне, а задавались средой и социумом. Иначе говоря, именно благодаря труду человек научился взаимодействовать с миром «универсально или по законам красоты» (К. Маркс). Творчески вариативное наблюдение и воображение, как правило, связаны с высоким эмоциональным напряжением. Объект труда был предметом не только познания, преобразования, но и переживания. В нем открылись стороны эмоционально-ассоциативного содержания, а не только физические, химические и другие свойства. Установка на наблюдение, воображение, переживание в процессах труда способствовала осознанию выразительности и эстетических свойств предмета: дерева, камня, металла. Выполняя свой замысел с учетом эстетических свойств материала, человек переживал в труде сложные положительные эмоции. Они становились новым духовным стимулом деятельности. Происходящая в течение веков гармонизация человека и среды, осознание и переживание мира в себе и себя в мире способствовали формированию эстетического отношения человека к труду, его эстетической культуры в сфере труда. Напротив, труд, не приносящий радости и духовного наслаждения, механический, безличный, отчужденный, культивирует ути-


литарно-обыденное, потребительское, недостойное отношение к нему человека. Такова зависимость отношений между процессами человеческого труда и эстетическим развитием личности.

В эстетике выделились такие дисциплины, как техническая эстетика, промышленная эстетика, теория художественного конструирования. Изучались возможности эстетизации производства - от цвета панелей в помещении до делового общения. Однако смысловым центром всех производственных процессов выступает человек: развитие и реализация всех его дарований, сил и способностей. Необходимо раскрыть красоту труда, помочь человеку осознать ее. Особенно важно это сделать в детстве, так как чувство радости и красоты, ощущение эстетических качеств труда могут способствовать преодолению его необходимости и сложности. В.А. Сухомлин-ский считал, что трудовое воспитание - это гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Ощущение красоты труда - важнейшее качество личности, критерий качества труда и его совершенства.

Аксиомой многих гуманистических теорий воспитания является положение о том, что труд - главное в формировании личности. К.Ф. Ушинский писал, что, желая счастья человеку, мы должны воспитывать его не для счастья, а «приготовлять к труду жизни». Духовные силы труда могут сделать человека счастливым, нравственным и красивым.

Труд- это духовная, волевая, целеустремленная деятельность, связанная с творчеством, человеческим добром, красотой.

В воспитательном плане важен принцип необходимости труда, так как моральные и эстетические стимулы могут не совпадать. Учеба в школе для ребенка - сложный многогранный процесс труда. Учителя стремятся на всех уроках внести в этот труд положительные эмоции, элементы игры. Однако опасна такая ситуация, когда вся учеба превращается в сплошную безответственную игру и удовольствие, где нет напряженного труда интеллекта, воли. Нельзя воспитать трудолюбие только на эмоциях и радостях игры. Элементы необходимости, долженствования в труде взаимно связаны с учебой, с жизнью ребенка в семье и т. д.

В эстетическом воспитании ребенка используют различные виды труда. Ручной труд позволяет освоить эстетические качества различных материалов, развить чувство линии, ритма, пространства, выработать навыки быстрых, точных движений, координации. В ручном труде осознаются экономность, целесообразность, разум-

ность действий, эстетически переживается радость не только творчества рук, но и интеллекта. Компьютерная грамотность помогает удовлетворить интеллектуальные видео-, аудио-, фоноигровые потребности детей. В ручных и технически современных видах труда человек по-разному переживает нравственный смысл своей деятельности и ее результатов, красоту процесса и человеческих отношений. Мера одухотворенности труда, его связи с интеллектом, качество физической, умственной и художественной деятельности создают основы эстетической культуры труда.

Труд может быть для человека чуждой, изматывающей, грубой силой, а может быть великой радостью жизни. Разнообразные стороны человеческого труда раскрывают литература и искусство. Труд композитора и пахаря, художника и грузчика, балерины и прачки передают произведения искусства и порождают мысль о тяжелейшем его напряжении и духовной радости.

Сферой проявления эстетической культуры человека служат быт и окружающая предметная среда. В самом общем виде быт можно определить как повседневную жизнь. В философском словаре можно прочитать более строгое определение: «Быт - сфера внепроизводственной, социальной жизни, включающей как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, общения, отдыха, развлечений». Безусловно, быт, являясь как бы тылом общественной жизни каждого человека, оказывает огромное влияние на труд, общественную деятельность, настроение и поведение человека. Структуру быта рассматривают с разных точек зрения:

• общественный, городской, семейный, индивидуальный;

• материальный, духовный;

• бытовой труд и досуг;

• семья, друзья, молодежные группы;

• традиции, обычаи, обряды.

В сфере быта проходит большая часть жизни человека. Причем это та часть жизни, которая связана с самоиндивидуализацией и свободным времяпрепровождением человека. Мера свободы здесь значительно больше, чем на производстве. Отсюда достаточно сильное и устойчивое влияние быта на сознание и жизнь людей. Быт не


столько влияет на мировоззрение личности, ее убеждения, взгляды, идеи, сколько на мироощущение: настроения, эмоции, вкус. Эстетическая культура или мера развития этого социально-психологического уровня жизни становится первообра-зующим и основным фактором формирования сознания ребенка на начальном этапе его жизни. На человека значительно влияет предметная обстановка, окружающая его в повседневной жизни.

Человек, повелевающий миром вещей, или «второй природой», попадает в ее многослойную сферу. Самый близкий к человеку «футляр» - одежда и разнообразные украшения; в следующем пространстве - бытовая утварь: посуда, все домашние принадлежности (от зубной щетки до компьютеров); далее - мебель, архитектура, интерьер, экстерьер улицы, площади города, автомобили, поезда, самолеты, корабли. Все это не просто предметы и реалии жизни, через них проявляются качества либо гуманные, человеческие, вызывающие положительные эмоции, либо уродливые, несоразмерные человеку и вызывающие дискомфортные, опасные, враждебные чувства и состояния.

Эстетическая культура отношения человека к вещам всегда определялась не их денежной стоимостью, престижностью, полезностью. Эстетическая ценность связывается с удобством, рациональностью, красотой, символической памятью. За каждой вещью стоят человеческий труд, умения, разум, творчество, оригинальность. Эстетическое отношение к вещам - это свободное,- ценностное отношение к человеческому труду, способностям человека и плодам его творчества.

Духовное, эстетическое воздействие вещей не сводится только к способности радовать глаз. Вещи одухотворяют среду и создают особый психологический климат. В нем легко и радостно заниматься своими делами. Подобно архитектуре зданий, вещи быта способны вызвать у человека разные чувства - от торжественности, значительности, приподнятости до интимности, лиричности и веселья. Предметы создают образ и детали того или иного жизненного процесса. Они вызывают у людей определенные эмоции. Человек, в зависимости от формы, силуэта, цвета, личных воспоминаний, награждает вещи личностным смыслом, значением, ценностью.

Об особой любви, почитании и ироническом удовольствии говорит А.П. Чехов устами Гаева в «Вишневом саде»: «Да... Это вещь... Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование,

которое вот уже более ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания».

Вещи способны оказывать сложные опосредованные воздействия на людей, в том числе и на их художественное сознание. Вот как пишет о связях стакана и ложки с живописью и скульптурой В.В. Стасов: «Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась на все сотни тысяч вещей, ежедневно окружающую нас жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там уже, наверное, значительны, будут и интересны по мысли и форме и архитектура, и живопись, и скульптура».

Когда человек с детства окружен красивой обстановкой, а вещи вокруг обладают эстетическими достоинствами (не обязательно дорогие и экстравагантные), тогда он приобщается к культуре переживания, отношения, памяти к вещам, а также к культуре отношения к труду, их создавшему. Постепенно формируются гармонические отношения между человеком и миром вещей. Эта гармония и является важным признаком эстетической культуры быта.

Спортивная деятельность как сфера эстетической культуры человека и одновременно средство его эстетического воспитания, обладает, особенно для молодых людей, большой эстетической привлекательностью. Отсутствие физической культуры и спорта в системе эстетической культуры человека нарушает гармонию его телесного и духовного развития. Еще древние греки связывали спорт не только со здоровьем и силой, но и с нравственным, эстетическим развитием личности. Сегодня спорт также служит важной средой оптимально комфортного существования человека в условиях высоких цивилиза-ционных перегрузок урбанизированно-техницистсткого общества. Спорт сохраняет физическое и психическое здоровье человека, способствует длительному творческому долголетию, поскольку обладает яркой компенсаторной функцией. Физическая культура снимает нервное напряжение, развивает двигательные умения и навыки, пластическую свободу, преодолевая гиподинамию, недостаток движений и ос-лабленность мышечных нагрузок в жизни современного человека.


Спорт имеет не только собственное общефизическое пространство. Его духовное содержание оказывает сильнейшее воздействие на эмоциональный мир человека, оно способно возбуждать и формировать эстетические чувства, вкусы, творческий потенциал. Более того, красота в спорте - это не побочный или привходящий элемент. Эстетическая культура человека, занимающегося спортом, основывается на наслаждении свободой и легкостью движений, на радости преодоления трудностей, на ощущении гармоничности тактических замыслов, на праздничности и эстетической выразительности соревнований. Красота составляет смысл, назначение и существеннейший признак спорта. Красота проявляется в максимальном развитии физических способностей личности.

Каждому ребенку необходимо развить элементарные двигательные навыки, походку, ловкость, правильную осанку, пластическую собранность. Постепенно ежедневный час физкультурных занятий должен стать обязательным для человека. В культуре тела эстетический элемент проявляется при формировании привлекательной внешности, красивой осанки, элегантности жестов. Особенно значимы в подростковом возрасте возможности развития силы, ловкости, гибкости, формирования красивой фигуры. Больным детям спорт может помочь восстановить здоровье. Спорт формирует также волю, выдержку, терпение.

Эстетическая культура в спорте проявляется через красоту и выразительность движений, эстетические качества упражнений, пробуждение эмоций, творчества, фантазии, гармонические комбинации движений. Многие виды спорта связаны с музыкой, искусством. Связь с природой (туризм, альпинизм, водные лыжи и др.), с искусством, с нравственностью делает спорт эстетически привлекательным.

Культурные формы общения и поведения людей определяют общий уровень эстетической культуры любого человека. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми, бытовыми навыками, не общаясь друг с другом, не вступая в контакты, не влияя друг на друга. День ото дня растет наше окружение. Это семья, близкие, друзья, коллеги по работе. Ежедневно человек встречается с десятками и даже сотнями людей в автобусах, кинотеатрах, на улицах. Контакты с людьми, пусть даже мимолетные, составляют эстетический облик человека.

Существует тайна общения. Она состоит в том, чтобы жить с другими людьми в согласии и доброжелательстве, уметь делать добро, делиться богатством души и сердца. Общение - это не просто разговор, обмен спортивными новостями или анекдотами, мыслями, информацией, но и чувствами, переживаниями. Виктор Гюго писал: «Существует зрелище более прекрасное, чем небо, - глубина человеческой души». Человек постоянно ощущает потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек. Для развитого человека общение становится настоятельной потребностью, а лишение возможности общаться с близкими людьми воспринимается как тяжкая утрата. Недаром одним из самых тяжелых наказаний преступника считается его заключение в камеру-одиночку.

Смотрясь, как в зеркало, в другого человека, мы общаемся и с самим собой, с собственным сердцем, со своими воспоминаниями, совестью, мечтами. Одна из глубинных тайн человеческого общения заключается в том, что человек должен терять себя в другом человеке. Терять, чтобы найти себя в другом человеке и испытать богатство жизни, полноту чувств. В истинно человеческом общении чувства и наслаждения других людей становятся собственными.

Из чего же слагается общение, каковы его выразительные средства? Это прежде всего взгляд, слово, интонация, жест. Эти знаки общения могут сказать много о том, кто ими пользуется. Например, взглядом легко обидеть, оттолкнуть человека, если взгляд иронический, циничный, презрительный, надменный или хмурый. Напротив, открытый, ласковый, легкий, приветливый взгляд располагает к общению, настраивает на доверительное отношение к человеку. В романе Толстого «Война и мир» описано 87 различных взглядов героев. Не случайно говорят: «Глаза - зеркало души».

Интонация в голосе также значима в общении. Она заключает тот скрытый смысл, подтекст, который порой важнее открытого текста. Самые правильные слова могут показаться обидными, оскорбительными, если они звучат пренебрежительно, с внутренней издевкой, грубо. Вы спрашиваете у прохожего, на каком троллейбусе доехать до такой-то улицы, а в ответ слышите: «Не знаю» или «Первая направо», произнесенные отрывисто, тоном раздраженного человека. От такого ответа в душе остается осадок, как будто вы обидели незнакомого человека. Интонацией можно поддержать, ободрить, вселить надежду, поднять настроение. Макаренко, например, тренировал себя, работал над тоном,


интонацией. Фразу «Иди сюда» заставлял себя произносить по 15-20 раз, вкладывая в нее разный педагогический смысл, а значит, и разную интонацию.

Существенную роль в общении играет жест- немой язык человеческих чувств, настроений, мыслей. Жест тоже может быть приветливым и обидным, красивым и грубым, может вызвать симпатию или антипатию к человеку. Культурный человек пользуется этим средством осторожно, так как излишняя жестикуляция может произвести впечатление суетливости, несдержанности, несобранности. Небрежная поза в разговоре с собеседником, конвульсивные движения в танце, почесывание, неприкрытое зевание крайне неэстетичны и свидетельствуют о низкой общей культуре человека.

Контакты с людьми могут ограничиваться взглядом, улыбкой, жестом, но наиболее емкое и выразительное средство человеческого общения - слово. Высокая культура общения предполагает умение говорить и слушать, вести беседу. Пожалуй, нет лучшего средства для развития ума и культуры общения, чем беседа.

Прекрасные образцы чуткого, внимательного отношения к людям, умения беседовать показывает подлинно культурный человек. Он любит говорить с людьми, умело формулирует вопросы, заражает своим настроением собеседников. Беседа - это целое искусство, с помощью которого люди познают друг друга, находят взаимопонимание, убеждаются в правильности или неправильности своих представлений по тем или иным вопросам. Где, как не в беседе, в умном и содержательном обмене мнениями о прочитанной книге, увиденном кинофильме, газетной статье можно оттачивать свою мысль, научиться ясно выражать свою точку зрения. Важно овладеть техникой и правилами ведения бесед. На основе многовекового опыта выработались основные правила разговоров при общении. Каждое новое поколение вносит в них особенности своего времени.

Однако с классическими (то, что стало нормой, образцом) правилами ведения бесед надо ознакомиться, выполнять их и контролировать выполнение, составляя собственный кодекс вежливости.

В последние годы люди знакомятся друг с другом все менее формально. Никому на ум не придет осудить двух молодых людей, которые познакомились в театре, на студенческом вечере или в международном молодежном лагере.

Но бывает и так, что вы хотите с кем-то познакомиться, а удобного случая нет. Что же предпринять? Каких правил при знакомстве во всех случаях не следует нарушать?

• Младшие всегда представляются старшим.

• Женщина вне зависимости от возраста первой не представляется мужчине. Исключение, если эта женщина студентка, а мужчина -пожилой профессор.

Во всех случаях знакомства в первую очередь надо называть имена более младших по возрасту, служебному положению. Когда вас представляют или вы представляетесь собеседнику, следует смотреть прямо в глаза. Неплохо улыбнуться.

В молодежных компаниях обычно принято называть друг друга только по имени. Представляя же вашего спутника или спутницу, не следует добавлять: это мой друг или подруга. Такое подчеркивание личных отношений может обидеть остальных. Назовите просто имя и фамилию. В зависимости от ситуации можно придумывать любые формулировки: «Я рад представить вам мою сокурсницу...», «Вам не приходилось встречаться с...?»

Всегда в общении надо соблюдать еще одно очень важное правило: молодые люди, во всяком случае воспитанные, с почтением относятся к старшим. Вы приходите на день рождения и видите там пожилых людей, не знакомых вам. В этом случае надо подойти и поздороваться в первую очередь с ними. Если вы уже сидите за столом, а в комнату входит мать, отец, дедушка или бабушка вашего друга или просто пожилой человек, встаньте и поздоровайтесь с ним.

В стихотворении Владимира Солоухина есть.строки, имеющие непосредственное отношение к этому правилу этикета:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных