Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Я слухам нелепым не верю -Мужчины теперь, говорят, В присутствии сильных немеют, В присутствии женщин сидят.




Формы, способы поведения, общения людей иначе называют манерами.В переводе с францизского оно означает прием, образ действия. В манерах выражаются речевые особенности об-


щения (тон, интонация), характерные для человека жестикуляция, мимика. Если раньше манеры рассматривали как выражение прирожденного благородства, как внешний лоск представителя высшего сословия, то сегодня хорошие манеры рассматриваются как форма повседневного выражения скромности, сдержанности человека, тактичного обращения с людьми.

Дурные манеры- привычка говорить громко, не стесняться в выражениях, развязность в жестикуляции, неряшливость в одежде - создают неудобства для окружающих и делают невозможным свободное общение людей. В манерах проявляются вкус, характер человека. Не случайно пословица гласит: «Посеешь привычку - пожнешь манеры, посеешь манеры - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».

Манеры могут быть красивыми, обаятельными, а могут быть плохими, вульгарными. Джонатан Свифт, создатель образа бессмертного Гулливера, писал, что «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». Например, сидеть нога на ногу - это плохая манера, скрещивать руки на груди - тоже.

В хороших манерах всегда ощущается подтянутость, сдержанность, уважение к ближнему. Манеры часто сравнивают с обоями в комнате. Если они грязные, ободранные, в комнате находиться неприятно, хотя не спрашивают, что важнее - комната или обои.

Итак, манеры ходить, сидеть, слушать, одеваться, говорить воспитывают, совершенствуют. Еще на таблице Древнего Шумера можно прочитать: «Не говори тотчас, если раздражен».

Вежливость-это форма культурного поведения человека, для которого уважение к людям стало привычным способом общения. В основе вежливости - уважение и доброжелательность. В ряд общепринятых норм вежливости входят волшебные слова этикета: добрый день, всего доброго, будьте добры. Вежливость включает внимательность, проявление доброжелательности, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается.

Как наиболее простая и повседневная форма выражения внимательности к людям, вежливость имеет свои оттенки. Можно быть приветливо вежливым (что особенно мы ценим), почтительно вежливым (по отношению к старшим), сдержанно вежливым. Можно быть просто учтивым, т. е. держаться правил приличия в любых ситуациях, независимо от своего настроения или желания.

ЗЗО

В любых оттенках вежливости - в корректности (официальности), в учтивости (почтительности), в любезности (откровенности), в деликатности (мягкости) - заключена человеческая доброжелательность. Вежливость достается воспитанному человеку легко, а окружающими ценится очень высоко. Это подметил Сервантес в известном изречении: «Ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость».

Правила достойного поведения просты и разумны. Хочешь, чтобы тебя уважали и были внимательны к тебе, - уважай других, будь внимателен к окружающим. Уважай чужую точку зрения, вкус, привычки даже тогда, когда ты их не разделяешь, а свое несогласие постарайся обосновать, аргументировать. Береги и цени чужое время - не опаздывай на встречу, свидание. Оказывай почтение старшим иженщинам, не забывай поздравить с праздником, юбилеем родных и близких, друзей, коллег. По тому, как ты входишь, садишься, ешь, держишь руки, какие первые слова произносишь, люди судят о твоей культуре, воспитанности. Вежливость должна стать твоим постоянным украшением, это не брошка, которую сегодня прикололи, а завтра сняли.

Такт-одно из основных правил культурного поведения, которым руководствуется человек в любой ситуации. Тактичность как особое свойство помогает человеку находить форму общения с другими людьми в зависимости от конкретных обстоятельств, ситуации. В такте проявляется внутренняя красота в его столкновении с множеством разнообразных случаев, ситуаций, обстоятельств, которые нельзя вместить ни в какие готовые правила.

Когда дело касается такта, не бывает однозначных решений. Остаться в комнате, в которой вы обнаружили двух ссорящихся людей, или уйти? Сделать вид, что вы не услышали плоской остроты собеседника или обратить все в шутку? Репутацию человека бестактного заслужить очень легко, стоит подчеркнуть свое более высокое служебное положение; или в семье, где переживают горе, начать говорить о нем, бередить раны; или напомнить немолодой женщине о ее возрасте.

Найти правильный тон в разговоре, сделать или сказать что-то кстати, соблюсти меру в своих поступках - вот что значит быть тактичным. Такт подразумевает человечность, умение человека поставить себя на место других людей. Для этого помимо уважения, знания правил вежливости надо обладать сообразительнос-


тью, развить в себе дар чуткого, бережного отношения к людям. Если у человека развито чувство такта, он всегда найдет правильное решение, поступит культурно и красиво.

Необходимыми условиями подлинно человеческих взаимоотношений являются мягкость, деликатность.Слово это не русское. Но оно очень емко выражает то, что мы имеем в виду, когда говорим о чутком, тонком, даже щепетильном отношении к окружающим, к их чувствам. Деликатность - это умение так себя вести, чтобы доставлять как можно больше добра и удовлетворения другим.

Поведение можно определить как нравственную деятельность людей. В поведении различают две стороны: морально-этическую, предполагающую следование нормам нравственности, и эстетическую, т.е. внешнее проявление этих норм, изящество и красоту манер. Эти две стороны поведения относительно самостоятельны. Можно быть хорошим, добрым человеком, а проявлять свои душевные качества некрасиво, и наоборот. Бывает, что злой по натуре человек внешне ведет себя красиво. Достижение гармонического единства высоких нравственных качеств - благородства, доброты, честности и красоты внешнего проявления этих качеств - является одной из задач эстетического воспитания. Следовательно, культура поведения - это та нравственная и эстетическая деятельность в процессе межличностного общения, которая непременно должна совершенствоваться, воспитываться самим человеком.

Доброжелательность, уважение- основные, глубинные принципы, на основании которых строятся отношения одного человека с другим. Именно эти принципы облегчают общение и взаимоотношение, способствуют защите и охране достоинства человека. Эти принципы лежат в основе всех культурных форм общения людей: воспитанности, деликатности, вежливости, тактичности, корректности.

Одно из слагаемых в культуре поведения - это знание правил, которые определяют типичные для общества моральные ситуации, формы общения или технику общения. Все эти правила, регламентирующие формы, манеры поведения, рассматриваются в этикете. Слово этикет-французское. Переводится оно как свод правил поведения, церемониал. Обеспечивая нравственный контакт в общении, этикет сочетает этику с эстетикой. Важность этико-мо-ральной стороны поведения не вызывает ни у кого сомнения. Вести себя следует сообразно с общечеловеческими понятиями о добре, честности, совести.

Выработка красивых манер стала общественной заботой еще в глубокой древности. Много внимания им уделялось в Египте, Вавилоне. Греки обучали красивым манерам в гимназии.

В Средние века красивые манеры прививались в рыцарских школах, школах при монастырях. В университете раньше манеры были специальным предметом обучения.

В России первая книга об этикете появилась в XVIII в. и называлась «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Петр I в предисловии к этой книге для молодых дворян писал, что воспитанного человека должны украшать три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость». Одновременно в этой книге содержались такие элементарные нормы поведения, в которых, видимо, была нужда по тем временам. Например, сидя за столом, не чавкай, дабы брызги не летели во все стороны; в круг не плевать; громко не сморкаться и не чихать; перстом носа не чистить. Правила эти говорили о тогдашней невоспитанности и невежестве даже среди высших слоев дворянства.

В первые годы после революции, естественно, вопросам этикета уделялось мало внимания. Считалось, что красота манер нужна только аристократам. На комсомольском собрании решались вопросы о том, имеет ли право комсомолец носить галстук, а девушка красить ногти.

Действительно, аристократы превращали свои манеры в культ, они становились надуманными, изощренными, с другой стороны, в народе насаждались манеры подхалимства и пресмыкательства.

После революции буржуазно-дворянский классовый этикет подвергся критике, пересмотру. Постепенно сложился советский этикет, который пытался наследовать лучшие вековые традиции народа, передовых людей всех эпох и всех стран. Однако далеко не всегда здоровые требования к красоте манер, хороший тон служили людям нового общества, приносили им радость. Особенно широко вопросы этикета стали обсуждаться в послевоенный период в связи с развитием международных общений. Конечно, можно согласиться, что среди всех качеств человека красота манер не главное, но они важны, так как делают общение людей приятным, гуманным, вносят чувство человеческого достоинства, заботы об окружающих людях.

Кроме того, незнание тех или иных правил поведения, манер, неумение держаться в различной обстановке могут поставить человека в неудобное положение. В книге «Советский этикет» при-


водился пример о том, как наш советский дипломат, будучи в Англии приглашенным на один из приемов, после прогулки по саду в жаркий летний вечер, подойдя к столу, выпил чашечку с розовой водой. Он заметил удивление на лицах соседей по столу. Конфуз его был еще более велик, когда соседи, съев дичь, стали обмывать пальцы в этих чашечках.

Обычно в литературе выделяется несколько видов этикета: служебный этикет(руководителя и подчиненного), правила поведения в общественных местах, в семье; правила взаимоотношений мужчин и женщин, старших имладших. Многие правила этикета знакомы с детства. Так, не задумываясь, мы произносим короткое слово «извините»; в котором преломляются многие моральные качества личности: человек сознает свою ошибку, но эта ошибка - всего лишь оплошность, а не злонамеренная обида; он сожалеет о происшедшем и готов искупить свою вину, доказать благие намерения.

Соблюдение основных правил этикета, основанных на уважении, доброжелательном отношении к людям, а также такие принципы поведения, как вежливость, воспитанность, тактичность, деликатность -все это вносит красоту и гармонию в отношения людей, а значит, делает их богаче нравственно, интеллектуально, эстетически.

2.

Формирование личности как носителя эстетической культуры

Художественная культура личности связана с творчеством и восприятием произведений искусства во всех его видах и жанрах. Искусство с детства влияет на воспитание наших чувств, вкусов, отношение к жизни. Художественная культура личности может ограничиться осмыслением и осознанием мира искусства. Однако для любой профессиональной деятельности необходимо

Развитие

Эстетического

восприятия:

зрительного, звукового, пространственного, слухового, цветового. Руководят контактами ребенка с миром прекрасного родители и члены семьи, затем педагог. Постепенно развиваются предпочтительно-личностные контакты в общении с произведениями искусства, художественные вкусы и оценки человека. Педагог организует общение ребенка с миром прекрасного на уроках музыки, рисования, литературы. Многие дети занимаются в кружках художественной самодеятельности, студиях, музеях, художественных школах.


Критерий эффективности художественно-воспитательной работы - в художественной самостоятельности и самоиндивидуализации ребенка. Уровень его художественной культуры определяется уровнем изучения и освоения искусства, интересом к нему, посещением музеев, выставок, театров, лекториев, чтением книг, прослушиванием музыки, просмотром телепередач и кинофильмов, участием в детском художественном творчестве.

Почему именно искусству принадлежит уникальная и особо важная роль в формировании эстетической культуры человека? Тысячелетние исследования искусства позволили лишь приблизиться к его тайнам об особом опыте эстетического отношения человека к миру, эстетических оценок и эстетического наследия, самосознания и самовоспитания, о педагогическом чуде эффективного эстетического воздействия.

Множество свойств искусства, вплетенных в сложную систему мира, реализуют основные функции искусства, которые определяются его природой и местом в жизни человека и в общественной жизни в целом. Среди них выделяются функции:

• гносеологическая (познание действительности);

• аксеологическая (оценка действительности);

• идейно-пропагандистская (распространение политических, философских, этических и других общественных идей);

• гедонистическая (появление душевного подъема, особого наслаждения);

• суггестивная (внушать определенный строй эмоций и мыслей);

• просветительская (выступать своеобразным «учебником» жизни);

• эвристическая (активизировать и развивать творческие потенции людей);

• коммуникативная (выступать в роли особого языка, средства общения между людьми);

• самопознания (помогает узнать и оценить самого себя).

Каждая из этих функций искусства обнаруживает неисчерпаемые возможности в становлении и развитии внутреннего мира человека, особенно мира его эстетической и художественной культу-

ры. Известное замечание В.Г. Белинского о том,что «ученые мыслят понятиями, а поэт - образами», не решает загадок художественного воздействия и предмета искусства. У науки и искусства -общий предмет исследования. Но познавательные коллизии у художника и ученого неодинаковы. Предмет науки - весь мир, включая людей, но безотносительно к личности самого человека. Законы, принципы, сущности, теории обезличены и не включают познающего субъекта в контекст исследования. Предмет искусства - тоже весь мир, включая людей, но уже в соотнесенности с личностью самого познающего человека, со всем его жизненным опытом, многообразием переживаний, восприятий и проявлений. Ситуации познания в науке для ученого и в искусстве для художника различны. Они различаются логически, образно и психологически. Вот почему Ф.М. Достоевский так понимал и передавал назначение искусства: «Человек есть тайна... Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Действительные проблемы человеческого мира - вот что первично для искусства. Не подлежит сомнению, что персонификация мира художественных творений человечества в мыслях, чувствах и деяниях каждого из рода людей - богатейший источник эстетической культуры личности. Искусство, в отличие от других сфер культуры, где эстетическое начало представлено не в столь концентрированной форме, не опосредованно, а прямо воздействует на жизненный опыт, да и на саму жизнь в ее чисто человеческом аспекте, формируя культуру отношения к этой жизни средствами красоты образов и поэтических идей.

В чем же природа и сущность художественной культуры человека, в отличие от других его эстетических проявлений? Становление человека и формирование его личности связаны с овладением культурно-историческим опытом в труде и быту, в общественной и личной жизни. Все типы социальных отношений воплощаются в сугубо индивидуальном своеобразии посредством опыта личностных отношений. В отличие от профессионального личностный опыт необходим людям всех профессий во всех сферах жизни. В искусстве слиты воедино результаты главных видов человеческой деятельности: познавательной, проектировочной, ценностно-ориентирую-щей, коммуникативной. Художник, а вслед за ним исполнитель и потребитель искусства являются одновременно и исследователями жизни, и экспертами, и учителями, работниками как умственно-


духовного, так и физического труда. Природа всех проявлений человека в искусстве синтетична. В художественной культуре человека сливаются воедино эмоциональная, интеллектуальная, оценочная, коммуникативная, духовная, практическая деятельность. Именно здесь таится объяснение его поразительной многогранности и богатых возможностей в воспитании культуры личности.

Вопрос о том, в чем состоит своеобразие воздействия искусства на человека, связан с аспектом переживания при восприятии произведения. Каждое произведение искусства, как эстетическая реальность, имеет смысловую и эмоционально-ценностную значимость. Каждый человек как эмоционально чувствующее существо понимает и принимает жизнь на основе собственного ее ощущения, а также ее человечески-культурного утверждения. В реальном потоке человеческой жизни происходят разные события, поступки, явления. Но каждый человек испытывает разные ощущения от их воздействия. Это зависит от его качеств, желаний, стремлений, интересов. Следовательно, разные события, предметы, люди с их помыслами и судьбами переживаются воспринимающим их человеком.

В калейдоскопе жизни по-разному фиксируются наши права, переживания, ощущения, эмоциональные состояния, опыт. В общем жизнеощущении остается живой опыт эмоциональных переживаний каждого индивидуума. Этот опыт, в котором мы отдаем должное значимости эмоциональных ощущений, состояний, воздействий, ощущается именно как собственная жизнь. Воспринимая общую гармонию природы, человек поэтично называет это чувством красоты. Л.Н. Толстой в рассказе,«Люцерн» великолепно передает самоощущение и ценностно-эмоциональные переживательные состояния от природы: «Ни на озере, ни на горах, ни на небе ни одной цельной линии, ни одного цельного цвета, ни одного одинакового момента, везде движение, несимметричность, причудливость, бесконечная смесь и разнообразие теней и линий и во всем - спокойствие, мягкость, единство и необходимость прекрасного... Я один, сам с собою, наслаждался тем сладко-томительным чувством, которое испытываешь при одиноком созерцании красоты природы». Не изображение природы, а состояние души человека, слитой с природой, передает здесь Толстой. Аналогично для С. Есенина носителем определенных психических ощущений, переживаний стал другой пейзаж.

vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!