Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Древняя Греция — родина эстетики




Моим замечательным сыновьям — Алексею и Александру

Автор

Л.А. НИКИТИЧ

Эстетика

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений

Юн ити

UNITY

Москва • 2003


УДК 18(075.8) ББК 87.8я73 Н62

Н62

Рецензенты:

кафедра прикладного искусства МГТУ (зав. кафедрой д-р искусствоведения Т.В. Козлова);

Центр социально-политического и гуманитарного образования

Российской экономической академии им Г. В. Плеханова

(председатель научно-методического совета Центра

д-р истор. наук, проф. Ш.М. Мунчаев);

д-р экон. наук, проф. А.Н. Маркова

Главы 10—13 написаны доктором философских наук, профессором Д.А. Силичевым

Главный редактор издательства доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили

Никитич Л.А.

Эстетика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 439 с. (Серия «Gogito ergo sum».)

ISBN 5-238-00490-7

Учебник написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Эстетика». Рассматриваются предмет, метод и функции эстетики. Особое внимание уделяется истории развития эстетической мысли от античности до наших дней. Подробно анализируются категории эстетики, особенности творческого процесса, виды и стили искусства. Яркое и эмоциональное изложение материала сопровождается интересными примерами и историческими и литературными сюжетами.

Для студентов и аспирантов гуманитарных и творческих вузов, учащихся и преподавателей гимназий, лицеев и колледжей, а также широкого круга читателей.

ISBN 5-238-00490-7

ББК 87.8я73

© Л.А. Никитич, 2003 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2003 Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства

От автора

Врожденное стремление человека к совершенству спасет мир.

«Три грации» французского скульптора Джеймса Прадье (1790—1852) символизируют чувства и формы, которые описывает эстетика: красоту, изящество, радость. Многообразие, разнопорядковость и многоуровнен-ность предметов и явлений как объектов эстетики долгие столетия затрудняли нахождение ее предельного основания, необходимого для выделения эстетики как самостоятельной научной дисциплины.

Это основание было найдено ^немецкими мыслителями XVIII в., представителями нации, способность которой к обобщению и вообще к философствованию дается как «прирожденный дар».

Таковыми явились понятие «совершенство», понятие «прекрасное» как совершенная красота.

Сложность заключалась в том, что эти понятия не являются рациональными — ив этом парадокс: сама по себе рациональная форма (понятие) предполагает иррациональные моменты в содержании.

Особенность эстетического в том, что о нем нельзя рассуждать, не переходя к общечеловеческим проблемам. Читая прекрасное произведение, оказываясь перед истинно великим произведением живописи, слушая творение музыкального гения, люди единодушны в своем преисполнении радостью.

Эта радость встречи с совершенством самым адекватным образом определена Шеллингом. «Что же такое совершенство каждой вещи?» — спрашивает Шеллинг. И отвечает: «Не что иное, как творящая в нем жизнь, сила его бытия».

Задача эстетики как философской науки в том, чтобы оградить возвышенные чувства людей и прозрения на этот счет, зафиксированные эстетическими понятиями, от низменных побуждений и не дать им слиться. Эстетика выполняет эту задачу тем, что убеждает в существовании высокой красоты, очищенной от фактов обыденного бытия людей.

Каждое живое существо, каждый предмет органической природы переживает миг совершенства или бытийствует момент этого совершенства, как, например, цветок, бывший до этого бутоном, а после этого момента совершенства начинающий увядать.

Живым существам это дает ощущение (осознанное или неосознанное) полноты бытия, делая их прекрасными. Это и является предметом эстетики — моменты предельного совершенства. К тому же у человека есть потребность свое ощущение полноты бытия излить в творчестве. От полноты бытия рождается искусство, дающее жизнь неодушевленным предметам, вкладывающее в них душу творца.


Вводная глава

Эстетика есть наука

о выражении вообще

А.Ф. Лосев

Задача определения предмета любой науки до рассмотрения ее содержания весьма сложна. На это указывал немецкий философ Гегель, определяя предмет логики. О логике, писал он, нельзя заранее сказать, что она такое, и только все ее изложение породит это знание о ней1.

Что такое эстетика?

Предмет эстетики и его историческое становление

Эстетика в своем развитии прошла большой путь, в ходе которого менялись ее предмет и функции.

В времена Античности эстетика существовала в философии. В Средневековье она стала составной частью теологии, выполняя функции богослужения.

В эпоху Возрождения предметом эстетики становится художественное творчество и его связь с природой. Так эстетика понималась в работах теоретика искусства Леона Батиста (1404— 1472) и гениального Леонардо да Винчи (1452—1519).

В начале Нового времени, в эпоху классицизма, предметом эстетики становится установление канонов творчества, о чем в своей работе «Поэтическое искусство» (1674) писал теоретик классицизма французский поэт и критик Никола Буало (1636—1711).

Войдя в научный обиход термин «эстетика» только в XVIII в. приобрел в последующие столетия широкое значение и обрел разветвленный концептуальный аппарат. Появились понятия «эстетические потребности», эстетические категории», «эстетический вкус», «эстетическое чувство», «эстетические взгляды» и т.д.

Немецкиефилософы СУЩественный в™ад * понимание предмета

т "«г эстетики внес немецкий философ И. Кант

**• с Он понимал его как прекрасное в искусстве

и эстетика для него была критикой эстетической способности

суждения.

1 См.: Гегель. Наука логики. — М., 1970. Т 1. — С. 95.

В работе «Критика способности суждения» (1790) Кант рассмотрел природу прекрасного и пути нахождения основания, делающего возможным суждение о нем, и предложил следующее решение указанных проблем. Прекрасное рождается из отношения объектов к нашем чувству наслаждения, приписываемого самим предметом. Образ объекта, соотнесенного с чувством, дает суждение вкуса.

Прекрасное — это то, что нравится по вкусовому суждению. Кант выделил четыре характеристики прекрасного: (1) прекрасное как предмет бескорыстного наслаждения; (2) прекрасное как объект всеобщего вкуса; (3) как красота без цели; (4) прекрасное — это то, что познается без посредства понятия как предмета необходимого удовольствия.

В качестве основания эстетической способности суждения философ указывал свободную игру и гармонию наших духовных способностей, фантазии и интеллекта. Суждение вкуса возникает в результате игры познавательных способностей, — считал он.

В последствии в работах некоторых теоретиков предмет эстетики был сужен до анализа только «изящного искусства». Так, Гегель считал, что эстетика занимается определением места искусства в системе мирового духа.

Романтики, например немецкий поэт Новалис, считали предметом эстетики анализ художественных стилей, и в первую очередь анализ стиля романтизма.

В советский период в нашей стране предметом эстетики считались общие закономерности эстетического отношения человека к действительности.

Сегодня эстетика определяется как философская дисциплина об эстетическом, о его природе и многообразии, о принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, но прежде всего в искусстве. Потому эстетика является также наукой, изучающей искусство, его природу, его существование и развитие, его восприятие людьми. Эстетика — это также научная дисциплина, изучающая процесс и особенности художественного творчества, личность творца, его художественные способности.

Термин «эстетика» происходит от греческого

А. Баумгартен: слова, означающего «чувствовать». Впервые

эстетика чувст- он gj^ введен в научный обиход немецким

венное познание философом А. Баумгартеном (1714—1762),

поклонником Г. Лейбница и сторонником школы X. Вольфа; его

основная работа получила название «Эстетика».


Немецкий ученый философ Вольф делил познание на чувственное и интеллектуальное, осуществляемое через обработку чувственных данных рассудком. И рассматривал преимущественно вопрос об интеллектуальном познании.

Но Баумгартен выдвинул на первое место вопрос о чувственном познании, которое назвал эстетикой. Эстетику он определил как теорию прекрасного, поскольку чувственное восприятие совершенства он связал с наслаждением прекрасным. Совершенство же Баумгартен обозначил как согласие трех элементов: содержания, порядка и выражения.

Процесс познания Баумгартен определил как высшую из доступных человеку радостей. Эта радость — награда за труд познания. В результате познания возникает эстетическое чувство — способность наслаждаться красотой. Главный признак эстетического чувства Баумгартен видел в его бескорыстности. Проявляется эстетическое чувство — в эстетических суждениях, являющихся результатом восприятия и наслаждения. По Баумгартену, прекрасное — это то, что доставляет наслаждение созерцаемому. Войдя в научный обиход только в XVIII в.,

два раздела термин «эстетика» приобрел в последующие эстетики столетия широкое значение и обрел раз-

ветвленный концептуальный аппарат. Появились понятия: «эстетические потребности», эстетические категории», «эстетический вкус», «эстетическое чувство», «эстетические взгляды» и т.д.

Предмет эстетики — область прекрасного (то есть эстетического) и искусство. Соотношение этих двух разделов эстетики исторически менялось: бывали периоды, когда авторы сводили эстетику к анализу прекрасного; существовали наоборот, такие школы в эстетике, которые отождествляли ее с философией искусства. На самом деле — это два относительно самостоятельных, но органически связанных между собой раздела эстетики.

В первом из них (прекрасное, эстетическое) анализируются эстетические категории, такие, как прекрасное, эстетическое, грандиозное, изящное, возвышенное, трагическое, комическое, драматическое, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство и др.

Это эстетическое в природе, человеческой жизни и искусстве, природе и особенности эстетического как такового, проблемы классификации, систематизации и координации эстетических категорий, а также их отношения с соответствующими антикатегориями: прекрасное — безобразное, возвышенное — низменное, трагическое — комическое.

А.Ф. Лосев: «эстетика есть

Второй раздел эстетики изучает проблему искусства и его творца: это анализ мира художника, процесса художественного творчества, проблемы вдохновения, гениальности и таланта, эмоциональности и рациональности творца.

Проблема предмета эстетики, как и все гуманитарные проблемы, в прошлом была идеологизирована и описывалась в отечествен-наука о выражении нои литературе, в том числе и учебной, с вообще» позиций материалистической марксистской

философии.

В настоящее время, когда доступной стала разнообразная литература по предмету, для более адекватного его понимания следует обратить внимание на фундаментальные труда российского ученого А.Ф. Лосева^ 1893—1988), признанного авторитета в этой области.

Лосев следующим образом отвечает на вопрос: что такое эстетика вообще?

... эстетика, — пишет он, — не есть просто учение о красоте, поскольку она изучает также и безобразное, иронию, юмор, трагическое, комическое и т.д. Следовательно, эстетика есть наука о выражении вообще1.

Главная категория эстетики — категория эстетического, и именно оно есть прежде всего выражение, выразительность.

Красота, прекрасное, к которому часто сводят эстетику, есть равновесие между внешним и внутренним. Или, как пишет Лосев:

определенного рода достигнутость предназначенного, гармония внутреннего, поставленного в виде цели, и внешнего, данного как достижение этой цели.

Однако отношения между внешним и внутренним не однозначны. Любое безобразие имеет свое внутреннее и свое внешнее, но внешнее здесь будет искажением внутреннего. Именно поэтому эстетика — не только наука о прекрасном, но наука о выразительности вообще.

Хотя всякий предмет по-своему выразителен, но не всякой выразительностью занимается эстетика. Область эстетики — такая выразительность, которая заставляет в нее всматриваться, погружаться, освобождаясь от всяких других представлений, заставляет любоваться ею, созерцать ее как самодовлеющий предмет. Поэтому А.Ф. Лосев определяет эстетическое выраже-

1 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития Кн. 1. — М., 1992. — С. 309.


ние как «предмет самодовлеющего созерцания, предмет бескорыстного любования».

Самодовлеющее созерцание — это антипод утилитарного отношения к красоте. В своем чистом и здоровом виде, в своем* адекватном виде оно способно облегчать человеческое существование, создавать оптимистический настрой души, способно помогать при перенесении трудностей и несчастий, не позволяя при этом человеку от них отупеть.

При этом любование эстетическим предметом вовсе не свидетельствует о его ненужности. Без шляпы нельзя обойтись. Но почему же вдруг шляпа, считает Лосев, должна быть безобразной и не быть красивой? В быту нельзя обойтись без посуды. Но почему же кастрюльки, тарелки, чайники, ножи и вилки не могут быть также и красивыми, чтобы ими можно было любоваться. Польза пользой, а эстетическое самодавление тоже остается здесь самим собою и не только не мешает утилитарности, но делает ее жизненно более желательной. Приятная и самодовлеющая эстетика в людях, в людских характерах не только не мешает деловым отношениям, но, наоборот, значительно им помогает.

Итак, для понимания природы эстетического, самого предмета эстетики важную роль играет понятие самодовлеющая созерцательность эстетического предмета.

Этот же эстетический предмет бескорыстного любования всегда есть результат и сгусток социально-исторических отношений, несмотря на свою изолированность от всего остального. И хотя объективно этот предмет может оставаться в различные эпохи одним и тем же, люди различных исторических периодов имели о нем разное представление. Так, для древнего римлянина Колизей был местом захватывающих кровавых зрелищ. В Средневековье люди считали его языческим сооружением и использовали как источник строительных материалов для строящихся христианских соборов. Для человека эпохи Возрождения Колизей был символом античной культуры, его парадигмой и образцом. Все эти восприятия несли на себе печать исторического развития человеческого сознания, отражали характер эстетического воспитания разных эпох, те ценности, которые доминировали в обществе в ту или иную эпоху.

Вот полуюмористическая история из современной итальянской литературы, которая как раз и отражает различия эстетического восприятия в зависимости от господствующих ценностей и общественных отношений:

 

Один итальянец сопровождал своего заокеанского друга в путешествии по Риму. Они ехали по площадям и улицам города и каждый раз водитель останавливал машину перед наиболее интересными памятниками.

Иностранец смотрел с интересом, но у него были сомнения относительно красоты и ценности того, что он видел. В его стране все было новым, недавним, практичным. Здесь же все то, чем надлежало восхищаться, было старым, античным, непрактичным.

Он ничего не говорил, но про себя думал, что столько руин не могло быть чем-то особенным для целей современной жизни.

Сопровождавший его итальянец угадал мысли своего друга, но не знал, что сказать. И так они оказались у Колизея. Вышли из автомобиля, обошли вокруг грандиозного сооружения, вошли во внутрь. На этот раз иностранец искренне удивился. Воскликнул:

— Красиво! Это действительно красиво!, — а потом добавил, — Красиво, да! Однако для чего 1#ожно использовать такое огромное здание без крыши? Для спортивных соревнований современные стадионы лучше. Что вы с ним делаете?

— Мы Ничего, — ответил итальянец.

— Жаль, — сказал иностранец, — оставлять неиспользованным подобное сооружение. И сколько может стоить подобное здание?

— Трудно сказать, но, безусловно, много..., — ответил итальянец.

— Но в нем нет даже четырех этажей, нет крыши... И потом, в моей стране мы достаточно богаты, чтобы построить нечто подобное. Только не вижу, как его можно использовать. Цена для нас не имеет значения, — продолжал иностранец.

— Да? Тогда можешь посчитать, во что приблизительно вам обошлась бы сумма в две тысячи лет и многие века истории...

Этот рассказ еще раз подтвердил, что любой предмет является для человека «сгустком общественных отношений», что не мешает его объективному существованию, не зависимому как от этих отношений, так и от нашего сознания. Поэтому можно согласиться с определением эстетического у Лосева:

Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений. Приведенное определение эстетики не является единственным, поскольку сама эстетика — результат творчества многих поколений мыслителей, у каждого из которых было собственное ее определение. Так, известный итальянский мыслитель XX в. Б. Кроче (1866—1952) определил эстетику как науку о выражении, в основу которой положено тождество интуиции и искусства.

1 Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 311.


Французский эстетик и поэт Поль Валери

' алеРи: (1871—1945) попытался проникнуть в «тайну»

Эстетика — наука эстетического, определив его как эстетиче-

об эстетической скую бесконечность, а эстетику как науку об

бесконечности этой бесконечности.

Зрение, осязание, обоняние, слух, движение, речь побуждают нас время от времени задерживаться на ощущениях, ими вызванных, их упрочивать или воссоздавать.

Совокупность этих эффектов с бесконечной направленностью... может составить сферу явлений эстетических.

Чтобы обосновать термин «бесконечный» и сообщить ему точный смысл, достаточно напомнить, что в этой сфере удовлетворение восстанавливает потребность, следствие воскрешает причину, наличие порождает отсутствие и обладание — жажду1.

Поль Валери — поэт и художник-практик, и поэтому, пытаясь разгадать тайну эстетического, он обращается к практическому опыту собственного творчества, что делает его заключение о природе и источниках эстетического весьма основательными.

Он пишет о взаимозависимости ощущения и его ожидания, взаимозависимости «до бесконечности». Эту бесконечность, считает Валери, можно прервать сменой объекта. Влечение, которое возникает в результате чередования ощущения и его ожидания, будет сохраняться и оставаться возможным, если будет удовлетворяться его потребность в замене.

Если, однако, этого не происходит, если наша среда не предлагает нам в короткий срок какого-либо объекта, способного заполнить нас бесконечными превращениями, наша чувствительность побуждается черпать в самой себе желанные образы, подобно тому как жажда рождает видения изумительно свежих напитков...2

Функции эстетики

Воспитать челове-

П. Валери не только определил природу эстетического и дал определение предмета эс-ческие чувства. тетики, но указал на одну из ее функций — Научить человека функцию воспитания человеческих чувств, читать. П. Валери человеческой чувствительности. Соприкасаясь с прекрасным в искусстве или действительности, человек обретает желание как можно чаще повторять подобие встречи.

1 Валери Поль. Об искусстве. — М., 1993. — С. 90.

2 Там же.

Его ощущения, его чувства формируются на желание и ожидание подобных встреч. Они, чувства, развиваются в результате общения с прекрасным.

Неразвитый слух не позволит человеку насладиться произведениями Баха, а неразвитое зрение не позволит воспринять Пикассо.

Важную эстетическую функцию, важную задачу литературы как жанра искусства Валери видел в том, чтобы научить человека читать. Ведь чтение — это особая наука, это особая способность, которая вырабатывается и развивается. Этой проблеме Валери посвящает свой очерк о французском поэте-символисте, замечательном филологе и литературном критике С. Малларме (1842—1898).

Эту функцию эстетики Валери формирует, критикуя точку зрения, по которой область литературы — лишь «провинция обширного царства развлечений». И выходит, замечает Валери, все усилия творца сводятся лишь к тому, чтобы дать публике радости, совсем не требующие затраты сил.

Но есть и другая публика, которая не мыслит себе наслаждения без труда. Именно для такой публики писал Малларме, который ввел в искусство обязательство интеллектуальною усилия. Валери критикует тенденцию, которую обозначает как легкость чтения, ставшую правилом; убежденность — в полной несовместимости наслаждения и труда.

И задачу настоящей литературы, ее функцию Валери видит в том, чтобы потребовать от читателя напрягать свой ум, чтобы привести читателя из пассивности — к сотворчеству, посягая на его леность и умственное убожество.

И в следующих словах Валери выделяет, к какому чтению эстетика должна вернуть человека:

Искусство чтения на досуге, в уединении, чтения осмысленного и вдумчивого, которое некогда на труд и ревностность писателя отвечало сосредоточенностью и усидчивостью того же свойства, — такое искусство утрачивается: оно обречено. В читателе прежних времен, приучавшемся с детства, на многотрудных текстах Тацита или Фукидида, не пожирать строк и не угадывать их, не довольствоваться беглым уразумением фраз и страниц, автор видел партнера, ради которого стоило взвешивать слова и добиваться связности элементов мысли. Такой читатель, по мнению Валери, ныне истреблен. Погоня за развлекательностью «лишила речь всякой заботы о рисунке, а чтение — насыщенной медленности взгляда.


Формировать

восприимчивость

человека

И заслугу Малларме Валери видит в том, что он научает читать заново.

Другая важнейшая эстетическая функция — воспитательная. Она состоит в формировании восприимчивости человека к искусству и всему прекрасному, существующему в при-к прекрасному роде и произведениях человека. Каждая эпоха, придавая большое значение воспитанию новых поколений, выделяла ту или иную ветвь в искусстве как наиважнейшую в деле воспитания. В Античности особое значение придавали музыке, в эпоху Возрождения — живописи, в XIX в. — литературе. В педагогике эстетическое воспитание связывают с высвобождением спонтанной экспрессии детей. Эстетическое воспитание часто связывают только со сферой чувств и отделяют от интеллектуального воспитания. Цель его — развитие воображения, осуществляемое через личное эстетическое переживание.

Проблема влияния искусства на человека появилась еще в глубокой древности и существует по сей день как проблема формирования человеческой личности.

С этой проблемой мы встречаемся в произведениях пифагорейцев, Платона, Аристотеля и более поздних мыслителей. Так, пифагорейцы указывали на влияние музыки на душу человека. Платон писал о формировании внутренней гармонии человека с помощью искусства, Аристотель создал концепцию об очищающем душу воздействии искусства. Именно у его мы находим развитие понятия «катарсис» {очищение).

Воспитательное значение искусства подчеркивали Ф. Шиллер, Ш. Фурье, Ч. Моррис. Дж. Рескин, критикуя антиэстетические последствия индустриализации, создал своеобразную утопию «прекрасного для всех».

Л.Н. Толстой видел назначение искусства в нравственно-религиозном объединении людей через «заражение» их чувством.

Традицией, идущей с древности, является убеждение в родстве добра и красоты, в совпадении эстетического и этического воспитания.

Известно, какое значение в моральном воспитании придавал Платон произведениями искусства. В духе высокой нравственности, считал Платон, могут воспитывать только произведения классического порядка и меры. Поэтому, по мнению Платона, из школьных программ должны быть исключены драматически напряженные произведения. Аристотель, напротив, считал, что искусство, выражающее драматические конфликты, очень ценно для нравственного воспитания, поскольку оно при-

водит к внутреннему освобождению и эмоционально-интеллектуальной разрядке.

Эстетика вовлекает в процесс познания лич-

Формировать ность как целое, и в этом состоит ее гносео-

воображение логическая функция. Образно понимая дей-

и творческие ствительность, искусство формирует лично-

способности стное знание, которое в противоположность

отвлеченным знаниям, относящимся к специфическим областям,

носит целостный характер. Эстетическое восприятие 'является

средством понимания внутреннего мира человеческой личности,

ее переживаний и конфликтов.

Одна из функций эстетики — формирование воображения и творческих способностей. Развитие интуитивного мышления, творческих способностей, индивидуальной экспрессии, умение выделить проблему «из ее банальных контекстов», преодолеть стереотипы рассуждения — все это функции эстетики, и не случайно важным педагогическим лозунгом является воспитание для творчества.

Эта функция эстетики занимала важное место в творчестве французских мыслителей Ж-Ж Руссо, А. Бергсона, американского философа Дж. Дьюи, противопоставивших принципам программного воспитания детей по образу взрослых спонтанное творческое выявление индивидуальности ребенка.

Эстетическое воспитание развивает творческое воображение, выступающее как расширение границ известного опыта, как средство обогащения и развития оригинальной, не похожей на других личности.

Эстетическое воспитание мобилизует все духовные резервы личности, способствует их творческой реализации. Заложенное в человеке творческое ядро становится доступным для окружающих, стимулируя их также на творческую самореализацию.

Функции эстетики с развитием самой науки Уметь различать расширяются и уточняются, наполняясь впол-и понимать эстети- не КОНКретными задачами.

ческие ценности Культура каждой эпохи — не только ду-

ховное пространство, в котором локализуется бытие людей, но и фундамент культуры будущего. Поэтому функция и задача эстетики — оценка важнейшего произведения эпохи с точки зрения универсальных эстетических ценностей.

В эпоху господства социалистического реализма в советской культуре эстетика, как и другие гуманитарные и общественные науки, была идеологизирована, были утрачены объективные критерии оценки художественных произведений. Выдающиеся


писатели либо покинули родину, либо были изгнаны из нее (И. Бунин, Г. Ремизов, Б. Зайцев и др.), либо находились и погибали в ГУЛАГе (О. Мандельштам, Б. Пильняк, И. Бабель, А. Солженицын, В. Шаламов и др.), либо преследовались и запрещались (Б. Пастернак, А. Ахматова, М. Цветаева, М. Зощенко, И. Бродский и др.). Всего за годы существования. ГУЛАГа было репрессировано 600 писателей. Несколько поколений советских людей были лишены их произведений, их идей и образов, и это был огромный «вклад» тоталитаризма в дело формирования одномерного советского человека, сознание которого воспитывали совсем другие писатели — Бубеннов, Демьян Бедный, С. Бабаевский, Вс. Кочетов.

Задача современной эстетики — вернуть утраченное, вернуть литературу, которую мы потеряли, сегодняшним и завтрашним поколениям читателей. И дело не только в том, чтобы опубликовать ранее запрещенное — это блестяще было сделано в период перестройки, но и показать их большую эстетическую ценность. Когда в период перестройки потоком хлынули ранее запрещенные книги, распространенным мнением среднего читателя было: «Непонятно, за что был запрещен «Доктор Живаго», ведь там ничего такого нет?». Это мнение — подтверждение того факта, что за годы безраздельного господства социалистического реализма в стране общественным сознанием и индивидуальными сознаниями советских людей был утрачен механизм восприятия эстетически и интеллектуально сложных произведений, над выработкой которого, над его восстановлением еще предстоит долгие годы трудиться эстетике. И это еще одна из функция и задач современной российской эстетики — обучить слушателя, читателя, зрителя художественного произведения адекватному восприятию такового, выработать механизм восприятия и понимания эстетически сложных произведений. Например П. Пикассо, И. Стравинского, Дж. Джойса, У. Эко, А. Шнитке и других творцов, произведения которых символизировали культуру XX столетия и символизируют культуру начала третьего тысячелетия.

Это предполагает выработку вкуса — это еще Выработать вкус одна эстетическая функция.

Проблема вкуса и его выработки существовала как проблема эстетики со времен античности, и уже тогда вкус понимался как сочетание развитого чувства и развитой способности суждения. Этой проблеме уделяли внимание такие выдающиеся эстетики, как Аристотель, Г. Лейбниц, И. Кант, Д. Юм, Гальвано делла Вольпе, И. Ильин. Говоря о задаче воспитания вкуса Ильин, под-

черкивал, что эта функция эстетики будет особенно важной для России в период после освобождения ее от тоталитаризма, освобождения от революционных и классовых критериев («мерил») оценки художественных произведений. Но только приобретя вкус, можно оценить подлинную красоту великих творцов. Если каноны классицизма устанавливали равновесие между чувством и интеллектом, то романтики совершенно стерли эту грань. И если возникало различие между поэзией и философией, они полагали, что происходило это в ущерб философии.

Эстетическое сознание и сфера эстетических отношений

Эстетическое сознание — один из видов соз-нания, существующий наряду с политическим, сознание и его правовым и другими его видами.

структура Специфика эстетического сознания в том,

что оно является восприятием бытия и всех его форм и видов в понятиях эстетики через призму эстетического идеала.

Характерная особенность эстетического сознания — его личностный характер, оно результат индивидуального восприятия и индивидуальной эстетической деятельности. Подтверждением этого являются слова русского композитора АН. Скрябина:

... вб всей массе пережитых мною ощущений и мыслей я замечаю нечто общее, что их связывает, а именно то, что все это я переживаю. Все это я сознаю. Во-вторых, чтобы сознавать все это, я действую, я напрягаюсь, я делаю усилие, я расходую большее или меньшее количество внимания. В-третьих, если бы я перестал сознавать все это, то есть, если бы моя деятельность прекратилась, то с ее прекращением исчезло бы для меня все1. Эстетическое для Скрябина связано с переживаниями, структура которых включает два элемента: знание и отношение. Однако эстетическое знание имеет свою специфику и не является знанием рациональным. Это могут быть ощущения, восприятия, переживания прошлого, воспроизводимые по памяти, как в романах французского писателя М. Пруста «В погоне за утраченным временем». Отношение к этим знаниям определяется вкусами, идеалами, то есть, эстетическим сознанием человека.

Как и во всяком сознании, в эстетическом сознании выделяют два уровня: обыденное и профессиональное сознание.

История эстетики. Т. IV. — М., 1970. — С. 716.


Обыденное эстетическое сознание — это сознание подавляющего числа людей, испытывающих удовольствие от общения с эстетическим. Уровень эстетического сознания этих людей называют чувственно-эмпирическим.

Эстетическое сознание формируется в результате общения с искусством и окружающим миром под влиянием эстетической потребности человека, которую можно считать врожденной. И уровень этого сознания, степень его зрелости определяется характером той культуры, которая с детства окружает человека, которая доминирует в семье, которая преподается в школе.

Эстетическая потребность человека есть заложенная в организме потребность полноты его бытия, особенно обостряющаяся в условиях пограничной ситуации человека, когда мало благоприятные условия бытия требуют мобилизации всех сил человека для сохранения его личности. Удовлетворение эстетических потребностей оказавшегося в пограничной ситуации человека происходит в соответствии с уровнем их развития. В процессе формирования эстетического сознания формируются эстетический вкус и эстетический идеал, присутствующие не только в творческом сознании, не только в элитарном сознании, но и в массовом сознании.

И хотя и в массовом эстетическом сознании присутствует свой эстетический идеал, свой вкус, своя эстетическая потребность, массовое эстетическое сознание — это сознание потребительское, это сознание пассивное, поскольку оно не связано с потребностью либо профессионально оценивать произведение искусства, либо его создавать.

Эстетическое же сознание творцов и искусствоведов — это профессиональное эстетическое сознание. Сознание искусствоведов и специалистов в области эстетики считается теоретическим уровнем эстетического сознания.

С развитием эстетического предметом его Сфера эстетического эстетического отношения, а затем и эстети-отношения ческой деятельности становится все бытие.

все бытие Человек начинает осваивать свой внутрен-

ний мир и внутренний мир других людей, социум и отношения между собой в нем людей, окружающую земную природу и космическое пространство.

Осваивая социум, человек создает систему общественных ценностей и общественный идеал совершенного государства. Этот образ совершенного государства существует в культуре со времен Платона и на протяжении тысячелетий притягивает к себе людей. Люди борются за его осуществление и в процессе

этой борьбы создают ценности и антиценности, в результате взаимодействия которых реализуется прогресс. Прогресс достигается путем борьбы противоположных тенденций. Образ совершенного общества создает социальный идеал, каковым в марксизме является, например, коммунизм, во имя достижения которого были принесены миллионные человеческие жертвы. А все потому, что людям казалось, что коммунизм — это есть осуществление рая на земле. Инструментом реализации этой идеи было Советское государство, а его инструментом, в свою очередь, были репрессии инакомыслящих, не желавших признать возможность достижения рая на земле. Но как предостерегал своих современников русский мыслитель «серебряного века» Л.С. Франк (1877—1950), цель государства — не достижение «рая на земле, оно бессильно совершить это... оно существует, чтобы предупредить осуществление ада на земле».

Однако несмотря на весь утопизм борьба за осуществление рая на земле пронизана героическим началом, и в этом суть эстетического начала отношений людей к социальной сфере.

Развитие эстетики социальных отношений все больше привлекает внимание людей к таким ее понятиям, как социальная гармония, консенсус, солидарность, которые, пробуждая социальный пафос, способствуют все более активному проявлению возвышенного в социальных отношениях.

Природа как сфера эстетического отношения

Сфера эстетического человека становится таковой лишь в про-отношеиия цессе ее освоения человеком. Эстетические

природа стороны природы открывались человеку по-

степенно, по мере того, как из враждебной силы природа превращалась в нечто необходимое для существования и совершенствование человека.

Это нашло отражение в произведениях искусства, мифах, легендах, сказках. И хотя понятие «космос» (греч. порядок) принадлежит древним грекам, удивленным необыкновенной упорядоченностью мира, его первоначальное освоение было эстетическим. Уже в мифах и сказаниях древних народов присутствуют космические образы.

Нельзя согласиться с позицией некоторых авторов, утверждающих что «сами по себе природные предметы и явления в своей собственной данности ни красивы и ни уродливы». Природные явления сами по себе совершенны, и стало быть, прекрасны. Они совершенны своей гармонией, целостностью, своими красками, их сочетаниями. Эстетическое отношение человека формируется под влиянием многих источников, одним из


которых является природа, и только вобрав в себя ее красоту, воодушевленный ею, человек оказывается в состоянии эстетически осваивать мир, бытие.

Труд и красота в понимании человека изна-Сфера эстетического чадьно связаны между собой. Труд всегда был

отношения и остается главным источником благополу-

ТРУД чия человека, который стремился к тому,

чтобы производимые им предметы были как можно совершеннее. С трудом люди всегда связывали полноту своего счастья.

Осознавая, что труд нужен как воздух, как уважение к самому себе, как радость, как молитва, человек всегда стремился к труду интересному, утверждающему красоту вокруг человека. Стремление к красоте — это стремление к совершенству. Посредством труда происходит общение культуры и натуры, культуры и природы. Постигая через общение с природой «материализованную мудрость», человек сам становится мудрее, то есть совершеннее, то есть прекраснее.

аздел

I

Основные этапы развития эстетической мысли

Рафаэль. Афинская школа (XVI в.)

В центре картины Рафаэля — выразительные фигуры Платона

и Аристотеля, которых Гегель назвал «величайшими учителями

человечества». Платон и Аристотель — основоположники

эстетических идей, актуальных и сегодня


История культуры...

составляет на самом деле

историю человеческого ума

Неизвестный автор

История человечества — в сущности история идей

Г. Уэллс

История идей — это история постепенного совершенствования человечества. Эстетика — философская наука, и ее задача в том, чтобы оградить самые высокие прозрения людей от низменных побуждений, не дать им смешаться, Эстетика выполняет эту задачу тем, что убеждает в существовании совершенного, возвышенного, прекрасного, эстетического, очищенных от фактов обыденного бытия.

Алана JL

Древняя Греция — родина эстетики

Эстетика возникла, • как считают некоторые специалисты, в Древней Греции в результате острой полемики между поэзией к философией, поскольку и та, и другая претендовали на абсолютное обладание мудростью.

Высказывания философа Гераклита о поэтах Гомере и Ге-сиоде — тому подтверждение: «Все; что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман».

Эту мысль о противоречии между философией и поэзией подтверждает в «Государстве» Платон: «философия и поэзия издавна в каком-то разладе».

Философия в Античности означала любовь к мудрости — отсюда и сам термин «философия». Но в период, о котором пишет Платон, был также и периодом приверженности к мудрости и поэзии.

Великие эпические поэмы Греции, — как пишут Гилберт и Кун, — давали больше, чем просто эстетическое наслаждение, и очарование, навеваемое ими, объяснялось не только музыкальностью стиха. В жизни Греции они имели значение, аналогичное влиянию Библии в христианскую эру. Мифы, послужившие для них первоисточником, развивали и формировали умы народных масс. Против этой комбинации мифа и поэзии, воплощавших в себе патриархальный и благоговейный взгляд на жизнь и объяснение природы вещей, и пришлось выступать в защиту своих прав греческим философам-просветителям — космологам и софистам. Таким образом поэзия появилась на горизонте философии не как предмет исследования, а как соперница1.

Греческая теоретическая мысль развивалась в трех направлениях: как теория строения космоса, как психология и как тео-

 

Гилберт К., Кун Г. История эстетики: Пер. с англ. / Под общ. ред. В.П. Сальникова — СПб., 2000.


рия разумной человеческой деятельности. И здесь находила свое отражение эстетика.

Первым образцом эстетической доктрины

Пифагоризм считается пифагоризм. Его гипотеза о музы-и софизм — истоки K6i создаваемой звездами и планетами, сви-эстетики детельствует, что в ранних космологических

теориях уже имелись элементы эстетики. Параллельно пифагорейцами была создана доктрина о душе. Душа для пифагорейцев представляла собой гармонию, точнее, созвучие, основанное на цифровом соотношении. Такое понимание сущности души объясняло то особое удовольствие, которое человек получает от музыки.

Другим моментом греческой культуры, способствовавшим зарождению эстетики, была деятельность софистов и создаваемые ими начатки ораторского искусства. Ораторы-софисты действовали уже, применяя доступные им методы психологического и словесного воздействия на толпу, поэтому и результатом их деятельности было особым образом получаемое удовольствие от их речей. Софисты создали особый вид искусства — ораторское искусство, риторику.

И многие закономерности, открытые в риторике, оказались впоследствии применимыми в других видах искусства: например, связь между искусством и методом сознательной деятельности Софисты первыми стали изучать также особенности различных видов композиции, отношение части к целому, правильную последовательность тем и др. Они первыми поставили вопрос «Как создаются прекрасные вещи?», и со времен софистов этот вопрос — один из основных в эстетике.

Софистам принадлежит также идея искусства, как обшей схемы разумной деятельности, заимствованная у них Сократом.

1.1. Эстетика Платона

В своих диалогах Сократ разграничил цель и средства, затронув этим проблему теории искусства. Эту линию продолжили Платон и Аристотель.

У Платона (428/27—348/47 до н.э.) отсутствует понятие «искусство» в современном нам его значении.

В диалоге Платона «Протагор» есть миф о Прометее. Вот краткое содержание этого мифа. Человек пришел в мир совершенно беззащитным, нагим, ничего не умеющим делать, а других тварей — птиц и животных — бог снабдил волосяным покровом и острыми когтями для добывания и защиты от врагов. И тогда Прометей, заботясь о человеке, добыл для него огонь и

 

украл у Гефеста и Афины тайны искусства ковки железа и ткачества. Этим мифом Платон характеризует природу культуры — это то, что создается человеком, это природа, им обработанная для его благополучной жизни.

Анализируя и высоко оценивая метод Пифагора, вскрывает Платон и другой аспект искусства. Предметы труда становятся «прекрасными», считает Платон, когда соблюдается метод «большей и меньшей меры» Пифагора. Идеальной нормой, по Платону, является не большое и не малое, идеально — среднее, * потому идеально, эффективно — среднее, а не случайное.

Коринфский ордер. Принципу меры отвечали все детали древнегреческой архитектуры. В древнегреческих храмах любая деталь строго пропорциональна и задана радиусом колонны

Изучая природу прекрасного, Платон постепенно открывает все новые его характеристики: сначала — это нечто, противостоящее природе и случайности, а затем то, что связано с получением от него определенного блага. Платон пытается определить прекрасное, пытается дать определение искусству. С этой целью он сопоставляет такие обычные профессии, как земледелец, врач, ткач, поэт, политический деятель, управляющий, руководитель общества и формирует идеал человека, обладающего одновременно мудростью и даром практической деятельности.

Платон старается выяснить место поэзии и музыки, он считает поэтов «отцами мудрости и вождями». Так, по крайней мере, говорит Сократ в диалоге Платона «Лисис». Это становится понятным, если вспомнить, чем были поэмы Гомера для древне-


го грека. Они были для него букварем, руководством по теологии, искусству управления государством, военному искусству. Правду о богах и будущей жизни греки черпали из произведений Гомера и Гесиода.

Но Платон высказывает и мысль о том, что поэты толкуют зачастую о том, в чем сами не сведущи. И часто читатель более компетентен в вопросах, поднимаемых поэтами. Поэты, считает Платон, сочиняют, руководствуясь не мудростью, а вдохновением. Это особая прирожденная способность. И потому поэты больше похожи на прорицателей и предсказателей, чем на мудрецов. Не от умения говорят поэты, считает Платон, а от божественной силы. Это означает, что в своей деятельности они вдохновляются богами, а не науками.

И наконец, обобщая все высказанное о по-Критика поэзии этаХг Платон определяет искусство поэзии в за подражание «Законах» как подражание. А в «Тимее» он вообще называет поэтов «подражающей массой».

Для оздоровления общества в «Государстве» и в «Законах» Платон рекомендует законодателям изгонять поэтов или ограничивать их права, объясняя это неполноценностью поэтов, способных только на подражание.

Чтобы понять причину всего этого, Платон в «Государстве» дает общую схему бытия. В этой схеме три ступени: высшая — идеи предметов, средняя — реальности физического мира и низшая — тени, отражения реальных предметов и фактов. Философы имеют дело с идеями, ремесленники и все деловые люди — с реальными предметами, а поэты и художники создают образы предметов второй ступени. Подобно зеркалу, считает Платон, поэт и художник могут отражать великое множество предметов, не разбираясь и ничего не смысля в их природе. Платон относит их к низшему разряду людей именно потому, что они пренебрегают сущностью ради тени. В «Федре» Платон всех членов общества делит на девять категорий, относя поэтов к шестой.

Платон критиковал подражание в живописи, поэзии, говоря, что подражание вызывает неразумное удовольствие. И в своей более опасной форме поэзия может вылиться в колдовство, стать искусством с дурманящим свойством. Очевидно, что Платон устанавливает связь искусства с удовольствием, и это вызывает у него серьезное беспокойство. Проанализировав в ряде диалогов эту связь искусства с удовольствием («Тимей», «Гор-гий», «Филеб»), Платон делает в «Государстве» заключение, что если удовольствие не регулируется благом, оно пробуждает у человека низменные импульсы и губит возвышенное.

 

Для подтверждения своих мыслей философ использует ряд художественных образов и сравнений. Так, в этих диалогах он пишет, что удовольствия превращают нашу жизнь в некое подобие качания на качелях: когда мы находимся наверху, мы испытываем блаженство от произведений искусства, но прежнее удовольствие кончается и мы оказываемся внизу. Но мы жаждем новых удовольствий, и все повторяется: вниз — вверх и так до бесконечности. Предаваясь наслаждением, мы уподобляемся дырявой бочке или решету: не успев наполниться, ойи пустеют. Человека начинает одолевать неутолимая жажда, и он испытывает постоянную неудовлетворенность: чем больше он получает наслаждений, тем больше ему их хочется. Человеком овладевает беспокойство, которое часто называют восторгом. По слабости своей натуры человек часто жаждет слез, и эту свою потребность он удовлетворяет с помощью искусства: переживание ради самого переживания, в котором, по мнению Платона, нет ни истины, ни субстанции.

В некоторых своих диалогах Платон отмеча-Музыка еТ[ что не всякое удовольствие вредно для

как часть души человека, В частности, говоря об удовольствии, доставляемом человеку музыкой, он отмечает внутреннее родство музыки с душой. Например, искусство хорового пения, о котором Платон пишет в «Законах».'Это изображение поведения людей при различных действиях, случайностях и нравах, так что путем подражания воспроизводятся все черты этого поведения. Музыка должна создаваться с учетом моральных характеристик, а если этого нет, это музыка без души.

Музыка у Платона не просто имитирует душу, она несет в себе ее часть. И человек, внимающий музыке, находит себя в ней. Отсюда рождается критерий хорошей музыки: та музыка хороша, которая соответствует хорошему характеру.

И если хорошие люди испытывают удовольствие, слушая эту музыку, — эта музыка хорошая.

И в подтверждение своей точки зрения Платон в книге II «Законов» приводит следующий пример. Он предлагает провести конкурс на лучшее произведение искусства. Будут приглашены чтец произведений Гомера, комедийный актер, трагик и кукольный театр. Среди зрителей будут дети, молодежь и пожилые люди. Дети, конечно, выскажутся за кукольный театр, подростки — за комедию, молодежь за трагедию, а пожилые люди — в пользу чтеца Гомера.

По условиям конкурса победителем может быть только одна группа, и это будет чтец Гомера. Его выберут пожилые люди, поскольку они более образованы и имеют самую благородную душу.


Таким образом, Платон не только осуждает подражание, но и считает, что удовольствие может служить критерием для различения степени ценности различных видов искусства. Ценность музыки у Платона познается при исследовании моральных качеств людей, и получается, что приятное у Платона связано со справедливым. Отсюда вывод, имеющий большое нравственное значение: музыка участвует в формировании души.

Свою воспитательную программу, изложенную в «Государстве» и «Законах», Платон основывал на возможности бессознательного восприятия ребенком манер к вкуса, на впечатлительности его души при наличии в ней основного духовного начала. Главными он считает ритм и гармонию, делающие душу благопристойною. В процессе воспитания детей половика введенного для этого времени должна быть посвящена танцам, пению, слушанию мифов.

Платон признавал, что искусство обладает О магической магической силой, а юные души очень по-силе искусства ддтливы. Государству же требуются люди крепкие телом, и потому поэтические произведения, например Гомера, либо сокращены либо вообще изъяты из воспитательного процесса.

Так, Платон считает, что юноши не должны знать богов и героев такими, как их представляет Гомер, часто изображающий обитателей Олимпа истеричными, вероломными и изменчивыми существами. И Платон просит изъять те строки из его произведений, в которых говорится, что Зевс равнодушно сеет добро и зло, потому что божественное никогда не бывает безучастным, а всегда является источником блага. Протестует он и против описания Гомером Аида как мрачного и грязного жилища, пещеры, кишащей летучими мышами. Царство Аида — это место, подходящее для обитания божественных существ.

Произведения Гомера, считает Платон, должны быть отредактированы таким образом, чтобы дети могли правильно представлять себе нормы поведения. В соответствии с философскими взглядами Платона цензуре должна быть подвергнута также форма поэзии и музыки. Ритмы, мелодии и пластические позы могут нарушать собранность человеческого организма.

Платон выступал против сложного стиля в музыке, поэзии и танцах, сравнивая его с воздействием на организм жирной и чрезмерно острой пищей. Он рекомендует простые размеры в поэзии и простые литературные формы — повествовательные и героические.

В целом же Платон считал, что мудрый государственный деятель должен уметь использовать магическую силу искусства в государственных целях, для формирования добропорядочных гра-

граждан. Он будет стимулировать создание таких произведений, которые, восхваляя богов, будут делать подрастающее поколение дисциплинированным, справедливым и почтительным.

В результате длительного и кропотливого анализа поэзии, музыки, их воздействия на души людей, в результате анализа связи искусства с удовольствием Платон приходит к формулировке

понятия «прекрасное».

Проблему прекрасного Платон рассматрива-Прекрасное ет в ftfiaAOTax «Гиппий Большой», «Пир» и в «Государстве». Существует много видов красоты, они то появляются, то исчезают. Сама же красота постоянна, считает философ, и с нею не может выдержать сравнения ни один предмет, оцениваемый как прекрасный. По Платону, красота, прекрасное — это стремление к бессмертию. Оно вызывает в человеке стремление иметь детей, потому *что благодаря этому он становится бессмертным. Причастными к красоте как таковой человека делает либо наличие потомства, стихов или чего-то еще, что человек оставляет после себя.

В конечном счете Платон приходит к выводу, что прекрасное — это проявление в человеке божественного начала.

Итак, красота у Платона имеет моральное и интеллектуальное измерения. Это добродетельная жизнь, в которой совмещаются справедливость и философская мудрость.

Платон не выделил свои рассуждения о красоте, прекрасном и искусстве в отдельную, самостоятельную дисциплину. Но все же эстетическая система у него существует и в ней выд*елен целый ряд эстетических проблем и понятий. Понятия «прекрасное», «искусство», «удовольствие», «вдохновение» и ряд других — это область эстетики.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных