Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфика творческого художественного процесса




16.1. Процесс художественного творчества

В 20-е годы XX в. зрителей поражала великолепная американская танцовщица Айседора Дункан (1877—1927), основополож-ница танца «модерн», использовавшая древнегреческую пластику и заменившая балетную пачку хитоном. Публика недоумевала, как танцовщице удалось восстановить то, что было утрачено свыше двух тысяч лет тому назад.

В.В. Розанов попытался это объяснить. В. Розанов: творец т. _

г ? Когда-нибудь, — пишет он, — Дункан,

или конструктор. бродя по залам Британского музея, да и где бы то ни было по залам античного искусства, задалась естественным вопросом: «Почему эти моменты, раскиданные на вазах, камнях, монетах не слить в одно, при каковом слиянии естественно они перейдут в движение, и это движение будет танцем?

Так произошли танцы Дункан, и далее Розанов пишет, что два часа наблюдая танцовщицу в непрерывном движении, он не увидел ни одного жеста, положения рук или корпуса, которого не знал бы по монетам. И он делает вывод, что в основу танцев Дункан положен огромный археологический материал. Но возникает вопрос: а что же от нее — от творца, а не от конструктора? И Розанов пишет:

К этому она прибавила только натуру, должно быть имеющую что-то общее с греками. Уже то, что все тело «до такой степени ей понравилось» и что она положила долгие, без сомнения, годы на воспроизведение всего в собственном теле, конечно, — перед зеркалом но (несомненно!) и по вдохновению, по внутреннему чувству, по внутреннему порыву, — это говорит за глубокое и страстное влюбление танцовщицы в античный мир. Несомненно! Надо было прыснуть веселостью из себя, — веселостью, чистотою и невинностью, — чтобы нет-нет и без всякого зеркала, вовсе не утилитарно и не «для карьеры» понестись в этом танце нимфы...1

I Розанов В.В. Указ соч. С. 390—391.

II Эстетика 321


Творец — это особая личность, обладающая определенными характеристиками, что и проявляется в созданном им произведении.

Отчасти узнать тайну творчества можно из

Тайна творчества — дневников и эпистолярного наследия худож-ум, душа,... ников. Так из дневников, воспоминания и

писем французского писателя Ромена Роллана можно узнать, что он «всегда» безотчетно любил природу, но в пятнадцитилет-нем возрасте во время пребывания в Швейцарии «печати, скреплявшие эту книгу, разбились» для него, он «прозрел» и стал читать до самозабвения. На него «снизошло откровение» и «точно спала пелена». А несколько лет спустя он напишет: «Уже несколько лет во мне сидит какой-то демон неистовства, бороться против которого нет сил...»1

Русский писатель К.Г. Паустовский в своей книге о писательском труде «Золотая роза» пишет: «Писательство — не ремесло и не занятие. Писательство — призвание. Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл. Слово «призвание» родилось от слова «зов».

Французский писатель Бальзак в «Письмах о литературе, театре и искусстве» пишет, что творчество — это способность, но это и «случай»:

В наше время мы знаем лишь четырех авторов, которым случай подарил способность быть и поэтами и прозаиками. Виктор Гюго, Теофиль Готье, де Мюссе и де Виньи — вот исключения, сделавшие наши эпоху несравнимой с другими.

Бальзак указывает на составляющие творчества: ум, душа, способность: «Целый час я допрашивал науку, природу, бога о причинах различия между умами, душами, способностями».

Итак, тайна творчества — это ум, душа, способности плюс признание, и это еще не все.

Я жил, работал, любил, страдал, надеялся, мечтал, зная только одно, — что рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости, но я начну писать, вовсе не оттого, что я поставил себе такую задачу, а потому что этого требовало мое существо2.

В эстетике признается иерархия художественных способностей, которая в самом общем виде выглядит следующим образом: одаренность, талантливость, гениальность.

Русский мыслитель «серебряного» века Б.П. Вышеславцев (1877—1954) в «Кризисе индустриальной цивилизации» писал, что у каждого человека есть «творческое ядро», но степень его

Художественные способности

1 Роман Р. Воспоминания. — М, 1966. — С. 238.

2 Паустовский К.Г. Повести. — М., 1979. — С. 471.

развития зависит от огромного количества внутренних и внешних факторов. Крупная мера одаренности — это талант. Само слово греческого происхождения, впервые встречается у Гомера в значении «чаша весов». В Древней Греции талантом также называлась крупная единица массы. Понятие «талант» в значении «духовной одаренности» впервые встречается в Библии.

16.2. Гений — высшее проявление, одаренности и талантливости

Гений — это творческая личность, которая создает уникальные произведения культуры, открывает новые дороги в искусстве.

Исторические взгляды на природу гения постоянно развивались и уточнялись в соответствии с развитием понимания природы самого творческого процесса.

В античности эту проблему рассматривали

Платоновская Платон, его сторонники и неоплатоники. Они концепция гени- понимали гениальность как иррациональное альности вдохновение, как озарение свыше. Так, Пло-

тин в «Эннеадах» о процессе творчества гениального древнегреческого скульптора Фидия (V в. до н. э.) писал, что он создал фигуру Зевса, совсем не имея перед глазами чего-либо чувственного, но изобразил Зевса таким, каким представлял его себе, каким он и нам явился, если бы мог быть видим глазами. И Плотин пишет, что Фидий сам носил в себе красоту, и его гений объясняется не общением между его чувствами и внешним миром, а потоком творческой энергии, вливавшейся в него прямо из лежащих в основе мира идей, которые внешний мир сам копирует. Форма оказалась в голове художника не потому, что у него есть глаза и руки, а потому что ему присуще искусство.

В эпоху Возрождения общественное призна-

Культ гения ние подучает культ гения как творческой индивидуальности. Рационалистический метод в культуре в XVI— XVII вв. утверждает идею сочетания природной гениальности художника с дисциплиной ума и подчинения природного дарования общепринятым правилам. Так, Т. Гоббс выдвинул требование, чтобы поэт организовал свой материал в философском направлении.

В эпоху романтизма культ гения достигает Искусство эмоцио- своего апогея. В 1719 г. во Франции был опуб-

нально. Дюбо ликован трактат Дюбо «Критические размышления о поэзии и живописи», в котором анализировалась эмоциональность, по мнению автора, лежащая в основе теории искусств.

Главным признаком искусства, по Дюбо, является движение, а не изображение. Способность искусства трогать и волновать людей Дюбо также признал достоинством искусства. Поэзия вы-


зывает полезное движение, способное сдерживать вредное чувственное движение. Вообще в трактате много свежих оригинальных идей, позволивших Дюбо развернуто и основательно поставить проблему гениальности. Чувства — органическая часть человека, и он их сохраняет, несмотря на противодействие разума. Человека можно переубедить в приверженности к какой-то идее, но его нельзя заставить отказаться от симпатий и антипатий. И если что-то затронет чувства человека, реакция его будет моментальной. Живучесть эмоций, которые могут очень быстро сменяться другими, Дюбо связывает с потребностью человека, которая, по его мнению, является первой — потребностью избежать скуки. Мощнейший стихийный инстинкт, пишет Дюбо, заставляет человека идти по пути страстей и велений сердца. И с таким устройством человека Дюбо связывает его привязанность к искусству, как лекарству от скуки. Искусство должно быть динамичным, чтобы волновать и трогать человеческую натуру. Дюбо считал, что только тот заслуживает звания поэта, кто изображает действие, способное растрогать.

Связь искусства с эмоциями — основной тезис концепции Дюбо, из которого следуют важные выводы. Прежде всего главной целью художника, по Дюбо, является не следование строгим правилам, а доставление людям удовольствия, наслаждения. Для этого чудесное должно сочетаться с вероятным. В искусстве, пишет Дюбо, нас покоряет правдоподобное, и потому темы трагедий следует искать в древней истории, чтобы усилить эффект, производимый серьезными и возвышенными моментами действия. Темы комедий, напротив, следует брать из современной жизни, поскольку высмеивать легче те нравы, которые мы наблюдаем в повседневной жизни, нежели нравы отдаленных времен.

Важным моментом произведения искусства Дюбо считал умение различать качество и количество воздействия произведения искусства на зрителя.

Качественную функцию искусства Дюбо видел в том, чтобы растрогать и взволновать, но с количественной стороны воздействие должно быть умеренным.

Произведение искусства должно доставлять удовольствие без всяких неприятных последствий. Это должно быть «движение без усталости». И задача художника состоит в том, чтобы найти занимательный сюжет, который взволнует и тронет, но при этом вызовет не пагубные, а благотворные чувства. Произведение в конечном счете должно быть таким, чтобы зритель или читатель увидел и его сходство с жизнью и его искусственность.

Когда мы идем в театр, писал Дюбо, сотня вещей напоминает нам, кто мы такие и где находимся; «здравый смысл» помогает нам оставаться хладнокровными и не позволяет терять голову

Божественное

 

даже тогда, когда наши чувства взволнованы эмоциональностью пьесы.

После таких рассуждений Дюбо формулирует понятие «гения». Для создания произ-вдохновение ведения, которое одновременно бередит и «гения». Дюбо залечивает душу, нужен гений с пламенным воображением, обладающий вместе с тем способностью правдиво отражать жизнь.

Раскрывая содержание понятия «гений», Дюбо пытается рассмотреть проблему не только на эстетическом и психологическом, но и на биологическом уровне.

«Божественное вдохновение» гения он связывает с составом крови, бьющей обильным ключом в мозгу у источников воображения и с удачным расположением органов самого мозга, благодаря которому свободно возникающие в мозгу образы делаются ясными и четкими и отражаются правдиво.

Итак, возникновение гения Дюбо определяет физическими условиями его организма: кипучий дух, ясное воображение, состав крови. Но кроме этих условий для возникновения гениальности большое значение имеют время и место, а также климат. Душа определяется составом крови, кровь определяется воздухом, воздух определяется испарениями, исходящими от земли. Как правило, считал Дюбо, великие художники, принадлежащие к различным видам искусства, рождаются в один и тот же период истории человечества, то есть когда сочетание объективных условий благоприятствует их гению.

Теория гениальности становится неизменной темой работ по эстетике в XVIII столетии, когда проблеме творческой деятельности художника уделялось большое внимание.

Этой проблеме уделяет внимание И. Кант в работе «Критика способности суждения». гениальность г|Од гениальностью философ понимает про-

природные явление природных дарований в человеке.

дарования человека Исследуя различные формы эстетическо-

го опыта, Кант обращается к силам, которые их создают. И у него мы находим понимание и определение разницы между способностью и талантом. Способность, по Канту, приобретается сочетанием усердия и подражания. Талант — умение создавать нечто такое, что не может определяться никакими правилами. Творческого гения характеризует высшая степень спонтанности. Подтверждением этого Кант считает невозможность для самих творцов логически объяснить способ создания своих произведений. Так, Кант уверен, что Гомер, например, не смог бы объяснить, как зарождались у него в мозгу и развивались творческие идеи.

Кант:


Кант разграничивал науку и искусство, считая, что в науке при известных усилиях может преуспеть любой, умеющий пользоваться определенными правилами. В этом разница между Ньютоном и Моцартом: за правилами научного процесса можно проследить и ими можно воспользоваться, процесс работы художника непонятен, он для всех, включая самого художника, является загадкой. В «Истории эстетики» К. Гилберт и Г. Кун дают краткую историю понятия «гениальность», поскольку в XX в. эта проблема стала предметом многочисленных исследований1. Первоначально слово «гений», пишут авторы, обозначало демона или демоническое существо. С середины XVI в., когда вера в демонов была утрачена, начало распространяться представление о гение, близкое к современному. Оно стало пониматься в соответствии с платоновской теорией вдохновения и стало синонимом слова «искусность». Сочетание этих двух понятий «вдохновение» и «искусность» стало важным для развития эстетических идей и сыграло большую роль в английской эстетике XVIII в., где оно было оружием против классицизма и его жестких правил в создании произведений искусства. Рациональным канонам противопоставили божественное вдохновение. Это нашло отражение в работе английского эстетика К. Юнга «Размышление относительно оригинального творчества».

Однако вскоре стало очевидно, что идея творческого гения, положенная в основу эстетики, несовместима с какой-либо теорией. Появились попытки объединить понятия вдохновения и рационализма. Кульминацией таких попыток явилось определение Канта: генийэто талант, через который природа диктует законы искусству, через который она проявляет свою мудрость. Предпосылку гения Кант видел в духе. Благодаря духу у гения рождаются образы, порой неверные и смутные, без которых, однако, в искусстве невозможно ни одно оригинальное произведение.

Процессы, творимые духом, считает Кант, вызывают подражание среди второсортных художников, но их произведения, основанные на подражании, оказываются «топорными».

Гений не придерживается, по Канту, никаких правил, но он создает образец, на основе которого правила можно вывести.

С помощью вкуса и умения на основе произведения гения создается приемлемая модель художественного произведения.

По Канту, гениальность — это способность восприятия образов, не доступных мышлению. Доступные гению образы лежат за пределами абстрактного мышления. Таковы мифы Платона о «пещере» и о душе, где душа уподоблена возничему, правящему квадригой коней, которые рвутся в разные стороны. Таковы об-

1 См.: Гилберт К., Кун Г. История эстетики. Кн. 2. — М, 2000. — С. 362.

I

разы «Божественной комедии» Данте, где радуги и розы, реки крови и покрытые льдом озера передают картины рая и ада ярче, чем любой научный трактат.

И после Канта к этой проблеме науки и искусства обращались и продолжают обращаться.

Пушкин своим знаменитым положением Ибсен: «...гений— (<гений и злодейство — две вещи несовмест-единственный бог, ные» указал на этический аспект проблемы, в которого еще Чайковский своим не менее известным поверит современность» ложением «гений — это один процент вдохновения и девяносто девять потения» связал это понятие с маловероятной трудоспособностью. О связи гениальности с трудом писал и русский философ Л. Шестов:

Постылый, скучный, раздражающий труд есть условие развития гения. Оттого верновлюди так редко добиваются чего-нибудь. Гений должен согласиться культивировать в себе осла — это условие так унизительно, что на него человек идет только в крайнем случае. Большинство предпочитает середину между посредственностью и гением — талант. Не всякому охота менять всю жизнь свою на искусство. А сколько раз гений под конец своей карьеры раскаивается в своем выборе! «Лучше было не удивлять мир и жить в этом мире», — говорит Г. Ибсен в последней своей драме.

Гений — жалкий и слепой маньяк, которому прощаются все его странности ввиду приносимой им пользы. И все-таки мы все поклоняемся настойчивости и гению — единственному богу, в которого еще верит современность1.

Выделяя различные аспекты понятия «гениальность», все сходятся в одном: гений создает вечные человеческие ценности.

16.3. Особенности художественного творчества

Основная особенность художественного творчества — преобладание эмоциональных реакций создателя художественного произведения на действительность и создание художественного образа.

Как отмечает Е.Г. Яковлев, хотя обыденное Художественный СОзнание на действительность реагирует так-образ —форма же эмоционально, но оно воспринимает мир «мышления поверхностно, фиксирует только несущест-в искусстве» венные ситуации, а эмоциональность художника есть условие его эстетического освоения действителъ-

Цит. по: Борев Ю.Б. Эстетика. Т. 1. — Смоленск, 1997. — С. 341.


ности. Средством такого освоения выступает художественный образ'.

В художественном произведении «художественный образ — это форма мышления в искусстве»2. Как правило, он не готовая структура, а образ-процесс и образ-восприятие.

Создание образа протекает по-разному не только у различных художников, но и у одного и того же художника в разных произведениях. Художник может вынашивать замысел долгие годы. Так, в своих «Воспоминаниях» Р. Роллан пишет, что образ Жана-Кристофа он вынашивал десять лет, а затем осуществлял в произведении этот образ также десять лет. У одних авторов перед началом создания художественного произведения нет точно разработанного плана. Так, например, работала Ж. Санд. Ф.М. Достоевский разрабатывал подробный план своего произведения. У одних творческий процесс протекает осознанно, у других большую роль играет интуиция.

История культуры свидетельствует, что в сознании творца художественный образ формируется многообразно. Это переживание, вышедшее за пределы обычного переживания. От обычных переживаний творческий процесс отличается не только глубиной, но и результативностью. Создавая художественный образ, творец сознательно или бессознательно предполагает его воздействие на публику.

Если бы художник в один прекрасный день оказался на необитаемом острове и твердо знал, что ничто созданное им никогда не будет услышано, прочитано и увидено, вряд ли он стал бы что-то создавать. Это означает, что на всех этапах творчества присутствует отношение: художник — воспринимающий (читатель, зритель,...), существует стремление художника поделиться своими художественными «соображениями».

Хотя многие художники не раз говорили, что они творят, потому что не могут не делать этого или что они творят только для себя(К. Паустовский, Д. Гранин и др.), но всегда в их творчестве присутствует стремление художественно обосновать правильность своей позиции, позиции своего героя, выразить свой идеал. Персонификацией этого идеала и является художественный образ, идея, воплощенная художественными средствами.

Становление художественного образа пред-Создание художе- полагает следующие этапы: 1) художествен-ственного образа ныи замысел творца; 2) реализация этого замысла в соответствуем материале; 3) бытие законченного произведения; 4) художественное восприятие и переосмысление ху-

1 См.: Яковлев Е.Г. Эстетика. — М., 1999. — С. 133.

2 Борев Ю.Б. Указ. соч. Т. 1. С. 286.

дожественного образа. Таково полное бытие художественного образа.

Замысел — это не отражение того или иного события, жизненной ситуации. Это обобщение, это «глубокая мысль». Бальзак, анализируя произведения А. де Мюссе, признавая его большой талант, критикует его за отсутствие «глубокой большой идеи». Бальзак пишет: «...поднял ли г-н де Мюссе хоть один из этих рассказов на такую высоту, где они становятся типичными? Показал ли одно из тех больших чувств, что неминуемо покоряют сердца?»1 И Бальзак противопоставляет ему Рабле, Сервантеса, Стерна, которые «наделили свои великие произведения глубокой мыслью». Объясняя причину «власти» этих гениев над людьми, Бальзак пишет:

В литературе недостаточно развлекать или нравиться, шутке необходимо придавать йакой-нибудь смысл. В произведении должен быть «вечный свет», жизнь произведения порождается этим светом, этим глубоким внутренним чувством. Другой момент, на который указывает Бальзак, важный для понимания художественного процесса, в результате которого рождается шедевр — это необходимость изучения художником состояния умственной атмосферы общества.

Люди, которым мы обязаны великими поэмами, всегда изучали состояние умственной атмосферы общества. Они, так сказать, всматривались в него, щупали пульс своей эпохи, чувствовали ее болезни, наблюдали ее физиономию, изучали ее настроения; их книга или персонаж всегда были сверкающим звучным призывом, которому отвечали в каждую данную эпоху современные идеи, зарождающиеся фантазии, тайные страсти. Это может показаться странным, но потребность в их книге чувствовалась повсюду. Книгу требовали безмолвно и невидимо. Гений слышит эти немые желания или догадывается о них.

Рождается замысел и начинается работа с материалом — а это уже развернутый творческий акт.

На возникновение замысла оказывает влияние и вся существующая культура, в частности литература. Некоторые эстетики справедливо указывают на такое обстоятельство, как «миграция» некоторых сюжетов из одного жанра в другой или из одной эпохи в другую. Например, средневековая легенда о докторе Фаусте многократно использовалась в немецкой, английской, чешской литературе, в музыке, театре, кино. Но один и тот же исходный сюжет приводил к совершенно разным результатам. Именно с замысла начинается объективация субъективного художественного начала. В материале данного искусст-

1 Бальзак О. Собр. соч. в 24 т. Т. 24. С. 159.

2 Там же. С. 160.


ва художник мыслит с самой элементарной формы. Замысел поэта требует пластики слова, замысел живописца — простран-ственность и цвет. Для актера замысел — это переживание, связанное с представлением о действии и сценическом поведении. Но замысел — это всего лишь возможность, которую можно реализовать, а можно и не реализовать. Например, у Льва Толстого был замысел большого романа о декабристах. И трагично для всей мировой культуры, что он не был осуществлен.

Творческий процесс есть реализация этой возможности, в которой действительность не только репродуцируется, но и воссоздается с позиций определенного эстетического идеала творца, с.позиций его мироощущения. И в этом воссоздании участвуют мысль, воображение, фантазия, вдохновение, интуиция художника.

Итальянский философ XX в. Б. Кроче отмечал «Будь самим собой» существенное значение традиции в творче-и «Следуй великим ском процессе, указывая на существование

примерам!» в нем одновременно двух призывов: «Будь

самим собой!» и «Следуй великим примерам!» Несмотря на кажущуюся противоречивость — это взаимодополнительные призывы, указывающие на необходимое присутствие в творческом процессе свободы и необходимости, спонтанности и дисциплины.

При анализе творческого процесса всегда встает ряд проблем. В чем плагиат? Что такое подражание? Начинается ли мир с нуля с приходом нового художника? В чем заключается абсолютная оригинальность? Насколько допустимо заимствование из чужих произведений? Известны случаи включения целых музыкальных кусков Моцарта в произведения Чайковского или, например, «Кармен-сюита» Р. Щедрина, созданная на музыку Ж. Визе.

Эти проблемы существовали и для мыслителей древности, и они свели их к одной: что важнее для творца — природа или искусство, заключив, что одно невозможно без другого. Для творчества необходимы как источник вдохновения, так и суровая выучка — утонченная дисциплина. Важно, чтобы обе эти силы работали в одном направлении.

В художественной культуре среди критиков существует тенденция, достойная критики, — поиск источников, подобно тому как философы, рассуждая о концепции какого-либо мыслителя, обязательно ставят вопрос о ее теоретических истоках. Но одно дело — философия, историки которой решают вопрос о едином историко-философском пространстве, и совсем другое, например, познания, где источником, по словам Кроче, всегда является «душа поэта, а не слова и стихи, рожденные кем-то»1.

1 Кроче Б. Антология сочинений по философии. — СПб, 1999. — С. 353.

В XVI в. итальянские писатели предложили правило уникального поэта-модели, так как они считали, что поэтическое подражание — это серьезная выучка. Вместе с тем, как для них, так и для наших современников очевидно, что диалог двух поэтов, старого и нового, — это всегда тайна, и потому механизм этой «выучки» никто никогда не пытался определить. Как пишет Кроче, «чему, например, Вергилий научил Данте? Какое представление о прекрасном стиле он оставил? Этого никто не знает, хотя никто не может сомневаться в благодарности Данте».

Сегодня существуют литературные институты, литературные курсы, где, и занимаются «поэтическими упражнениями» в том числе. Однако Кроче настаивал на «условности» такого выражения, поскольку полагал, что нельзя ничего создать толкового, если душа холодна. «Поэзия рождается усилием любви».

Некоторые авторы, yi которых учились и учатся настоящие поэты, были скорее наставниками, чем поэтами, обучая метрам, вокабулам, месторасположению составных частей и форм, делающих слова поэтическими. «Но только поэтические искры, высекаемые настоящими мастерами, способны разжечь огонь другой гениальности». Поэт формируется в процессе поиска прекрасного. Это сложный процесс проб и ошибок, на пути которого бывают промахи и неудачи; но прекрасное как цель служит гарантом и удерживает от падения в безобразное.

Насколько важен субъективный фактор для процесса художественного творчества свидетельствует и такой фактор, как возраст творца.

В XVII в., веке гениев, высшей точкой математической зрелости считались 23 года, по воззрениям древних, пиком художественной зрелости считались 35 лет, когда человек, находясь в середине жизни, способен к познанию законов и тайн бытия. Идея «Божественной комедии» пришла Данте, и он начал свою великую поэму, говоря его же словами, «земную жизнь пройдя до половины» — в возрасте 35 лет. Философским акме древние считали 41 год.

Художественный процесс — это большое духовное, душевное, умственное и физическое напряжение, это большой труд, и он должен быть оправдан. Оправдание — это адекватное восприятие произведения. Автор произведения надеется, что воспринимающий это произведение имеет с художником много общего, которое позволяет ему правильно осмыслить художественную ценность произведения. Потребности художественного восприятия определяют и развитие самого художника. Творческий процесс и процесс восприятия в данной эпохе имеют единую основу.

Особенности

художественного

процесса


Пока осуществляется художественный процесс, меняется, совершенствуется, развивается сам автор и изменяются его герои, его художественные образы. Но произведение создано и процесс изменения художественного образа остановлен. Начинается процесс постижения созданного произведения публикой. Будет ли оно адекватным и каков критерий этой адекватности?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных