Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетические идеи в философии Сократа, Платона и Аристотеля.




Сократ (ок. 470–399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, который связывал добродетель со знанием и считал диалог основным методом нахождения истины, мало интересовался проблемами бытия. Он отрицательно относился к эмпирическому изучению природы, поскольку оно опирается на свидетельство органов чувств, а значит, лишено познавательной ценности. Сократ выступал против принципа причинности, противопоставив ему телеологическое миропонимание: все имеет своей целью пользу человека; признавал существование богов, но центр его внимания перемещался на человека.

Человек интересует Сократа со стороны его практической деятельности, поведения, нравственности. Именно с этих антропологических позиций мыслитель подходит к рассмотрению эстетических проблем. Необходимо отметить, что Сократ хорошо знал искусство своего времени, разбирался в профессиональной стороне художественного творчества: в молодости он был ваятелем и, став философом, часто заходил в мастерские художников, скульпторов, ремесленников и вел с ними дискуссии.

 

Философские воззрения Платона сформировались под влиянием Сократа, элеатов и пифагорейцев. Согласно Платону, чувственные вещи изменчивы, преходящи и не являются истинным бытием. Подлинное бытие присуще лишь особого рода духовным сущностям – “видам” или “идеям”. Идеи Платона – это общие понятия, представляющие собой самостоятельные сущности. Идей столько, сколько общих понятий; они находятся в отношении соподчинения, а верховной является идея блага. По отношению к реальным вещам идеи – “прототипы”, причины, образцы, а вещи остаются лишь отражением идей. Эта исходная объективно-идеалистическая точка зрения лежит в основе платоновского учения о мире, обществе, морали и искусстве. Согласно Платону, лишь идея, приобщенная к конкретным вещам, украшает их, делает их прекрасными.

 

Аристотель всегда исходит из конкретных фактов, из практики развития искусства.

 

В центр своих эстетических исследований философ, как и его предшественники, ставит проблему прекрасного. Это закономерно для древнегреческой эстетики, для мыслителей того времени. И искусство, и эстетическое сознание являются воспроизведением прекрасного бытия, которое характеризуется мерой, гармонией, а потому абсолютно прекрасно. Основными чертами прекрасного, по Аристотелю, являются “слаженность, соразмерность и определенность”, а также “ограниченность величины”. Наиболее высокое выражение прекрасного – живые существа, и в особенности человек.

 

Еще одним важным признаком прекрасного философ называет целостность: начало, середина и конец обязательно предполагают друг друга. Для него прекрасное объективно и абсолютно, но оно находится не в идеях, не в абстрактных количественных отношениях, а в реальных предметах, в их существенных связях и свойствах. Он отождествлял красоту и благо, причем видел их проявления и в живой, и в неживой природе, и в обществе, и в искусстве.

Все виды искусства, по Аристотелю, различаются по средствам подражания: звук – средства для музыки и пения; краски и формы – для живописи и скульптуры; ритмические движения – для танцев; слова – для поэзии. Кроме того, они делятся на искусство движения (поэзия, музыка, танец) и искусство покоя (живопись и скульптура).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных